Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие на Елагин остров»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15
Конспект
интегрированной непосредственной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Путешествие на Елагин остров»
Составила: воспитатель
Петрова Е. В
Санкт-Петербург
2017
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Формирование представлений о роли особо охраняемых природных территорий в целях сохранения природы родного края.
Задачи:
- Формировать осознанное представление о ценности и уникальности природных объектов.
- Познакомить детей с понятием «Особо охраняемые природные территории».
- Познакомить детей с флорой и фауной ООПТ «Елагин остров».
- Развивать координацию движений, пространственное воображение, зрительное восприятие.
- Развивать внимание, мышление, речь, мелкую и общую моторику.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал и оборудование:
- Ноутбук, проектор, слайды Microsoft Power Point «Елагин остров: «Пруд», «Растительность», «Птицы», «Млекопитающие»; мольберт.
- Аудиозапись «Звуки природы».
- Конверт с письмом.
- Карта Елагина острова.
- Мостик из бумаги.
- Иллюстрация Елагина острова с высоты птичьего полета».
- Иллюстрации особо охраняемых природных объектов Елагина острова.
- Иллюстрации природных комплексов и объектов: водопад, озеро, болото, скала.
- Карточки различных природных объектов и ресурсов: солнце, вода, птица, животное, почва, воздух, дерево, цветок.
- Листы ½ А4 с изображениями белок, птиц, млекопитающих.
- Лист ватмана А1
- Карандаши
- Ножницы
- Клей ПВА
Предварительная работа:
- Беседы с детьми: «Лесные жители», «Птицы», «Растения средней полосы».
- Чтение: Б. Заходер «Серая звездочка», В.Катаев «Цветик -семицветик», Г. Скребицкий «На лесной полянке», Л. Толстой «Лев и собачка».
- Рассматривание иллюстраций различных природных объектов.
- Проведение дидактических игр: «Собери растение», «Угадай и расскажи», «Построй домик для животного», Кому нужна вода, а кому - полянка», «Домик для листочков».
- Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес», «Больница для птиц и зверей», «Зоопарк».
Ход НОД:
Сюрпризный момент:
Воспитатель: «Ребята! Подойдите скорее ко мне! Посмотрите, к нам пришло письмо! Письмо от мальчика Пети из соседнего детского сада. Давайте откроем письмо и прочитаем».
Дети: «Давайте!».
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Петя. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на остров. Называется он Елагин остров. В этом путешествии вы увидите много нового и узнаете много интересного». «Необычное письмо. Думаю в нем скрыто что-то очень важное. Ребята, кто знает, что это за остров такой, Елагин? И что нового и интересного мы можем там увидеть?».
Дети: «Не знаем».
Воспитатель: «Хорошо, ребята, Петя нам поможет. В письме есть стихотворение. Давайте послушаем».
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Воспитатель: «Ребята, о чем стихотворение?».
Дети: «О природе».
Воспитатель: «Верно. Природа имеет огромное значение в жизни человека! А какие природные ресурсы есть на нашей планете?».
Дети: «Не знаем».
Воспитатель: «Природные ресурсы - это воздух, которым мы дышим, вода, которая необходима организму, почва, которая дает нам пищу, это солнце, которое согревает нас, растения, которые очищают воздух, это птицы и звери, которые являются нам друзьями. Скажите, ребята, а почему природные ресурсы истощаются? Почему природа исчезает с нашей планеты? Почему некоторые виды животных и растений уже вымерли, а леса вырублены?».
Дети: «Люди уничтожают природу».
Воспитатель: «Верно, человек загрязняет и разрушает нашу среду обитания: вырубает леса, осушает водоемы, отравляет почву ядохимикатами, строит заводы и фабрики, которые загрязняют воздух. Наше здоровье ухудшается, а человеческая жизнь на земле сокращается. Нам необходимо стремиться к осознанному поведению и ответственности в целях сохранения природы. Давайте поиграем с вами в игру».
Дидактическая игра «Береги природу».
На столе лежат картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д.
Воспитатель: «Я буду убирать одну из картинок, а вы должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираю птицу – что будет с остальными: животными, человеком, растениями и т.д.».
Основная часть:
Воспитатель: «Мы с вами живем в городе Санкт-Петербурге. Наш город славится не только красивыми историческими объектами, но и красотой природы! Скажите, как мы можем сохранить природу родного края?».
Дети: «Не мусорить, не ломать деревья и кусты, не издеваться над животными».
Воспитатель: «Верно, ребята! Наше ответственное и бережное отношение к природе поможет нам ее сохранить. Сегодня я познакомлю вас с еще одной формой сохранения природы – особо охраняемые природные территории . Это уникальные, ценные природные комплексы и объекты. Они были созданы не человеком, а природой! Это может быть болото, скала, водопад, озеро (показ иллюстраций на мольберте). На них временно или полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Эти природные комплексы имеют огромную ценность с точки зрения сохранности природы и красоты.
Один из таких памятников природы «Елагин остров».
Слайд 1:Фото Елагина острова с высоты птичьего полета.
Воспитатель: «Ребята, ну что, вы готовы отправиться в путешествие на Елагин остров?».
Дети: «Готовы!».
Воспитатель: «Чтобы не заблудиться, чем нам необходимо воспользоваться?».
Дети: «Картой».
Воспитатель: «А для чего нам нужна карта?»
Дети: «Чтобы не заблудиться».
Воспитатель: «Верно. А еще для того, чтобы правильно построить маршрут. Сейчас мы стоим у входа (Показывает на карте).Что нам нужно что бы попасть на территорию?».
Дети: «Перейти мостик» (На полу лежит бумажный мостик).
Воспитатель: «Правильно, ребята. Давайте построимся в колонну и аккуратно друг за другом перейдем мостик».
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем вперед.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки в движении.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем вперед .)
Дети останавливаются.
Слайд 2: Пруд.
Воспитатель: «Что мы видим?».
Дети: «Река, пруд».
Воспитатель: «Правильно. Для того что бы насладиться природой во всей красе и узнать много нового и интересного, я предлагаю взять лодку и отправится в познавательное путешествие по пруду. Занимаем места в лодке».
Звучит аудиозапись «Звуки природы». Дети строятся друг за другом и переходят мостик.
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны).
Под водой плывут ерши, — (Присели).
Плывет лодочка-краса —
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища).
Слайд 3: Растительность.
Воспитатель: «Что мы видим?».
Дети: «Деревья».
Воспитатель: «Верно. А какие деревья мы видим? Как они называются?».
Дети: «Береза, дуб».
Воспитатель: «Верно, здесь есть березы, дубы, ясени (комментарии слайда). Вы видели такие деревья на прогулке или по дороге в детский сад?»
Дети: «Видели»
Воспитатель: «Здорово! Вы знакомы с этими деревьями, чему я несказанно рада! И сейчас мы отправимся на прогулку по парку» (Воспитатель показывает детям маршрут на карте).
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
Слайд 4: Иллюстрации птиц.
Воспитатель: «Ребята, что вы видите? Каких птиц?».
Дети: «Ворона, воробей».
Комментарии слайда.
Воспитатель: « Ребята, а я предлагаю идти дальше» (показывает на карте маршрут)
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте).
Слайд 5: млекопитающие.
Воспитатель: «Каких млекопитающих вы видите?».
Дети: «Белка, мышка».
Комментарии слайда.
Заключительная часть:
Воспитатель: «Ребята, вам понравилось путешествовать? Где мы с вами сегодня побывали?».
Дети: «Да, понравилось. Елагин остров».
Воспитатель: «Что мы видели на острове?».
Дети: «Растительность, птиц, млекопитающих».
Воспитатель: «Что нового мы узнали? Какие способы есть, чтобы сохранять природу?».
Дети: «Внимательное и бережное отношение к природе. Специальные особо охраняемые природные территории для сохранности природы».
Воспитатель: « Молодцы, ребята, вы очень внимательные. Нам пора возвращаться в группу. Ой, смотрите, нам пришло еще одно письмо от мальчика Пети. Что же в письме на этот раз? Как вы думаете?».
Дети: «Послание».
Воспитатель читает письмо: «Ребята, вы узнали и увидели много нового и интересного на острове. Я предлагаю вам создать свой остров природы. Но перед этим мы сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы размять наши пальчики».
Пальчиковая гимнастика «Облака»
В синем небе облака, (поднимают руки над головой и хлопают ритмично в ладоши).
Белоснежные бока. (Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название предполагаемых изображений).
Это зайка,
Это кот, А вот это бегемот,
Над рекой – высотный дом, А за домом- снежный ком.
Можно целый день сидеть, (Ритмично попеременно стучат ладонями по столу).
В небо синее глядеть,
Где летают облака, (Поднимают руки над головой и хлопают ритмично в ладоши).
Белоснежные бока.
Далее выполняется коллективная работа. Воспитатель раздает листы, на которых нарисованы природные объекты: деревья, птицы, млекопитающие и предлагает дорисовать недостающие детали, раскрасить рисунки. Затем дети вырезают рисунки и наклеивают на лист А1. В конце дети дорисовывают солнце, облака, водоемы.
Работа с родителями: Посетить ООПТ «Елагин остров» и сделать фотографии для последующей фотовыставки в группе.
Список литературы: О.А. Воронкевич, Википедия, фото, Л. Дайнеко «Добро пожаловать в экологию», Ковалько В.И., Азбука физкультминуток для дошкольников, ООПТ Сайт, Е.Усов, фото.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по солнечному Узбекистану".
Предлагается конспект обобщающего занятия по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с культурой республики Узбекистан. Задачи занятия - воспитание толерантного отношения к людям других н...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства".
Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с жизнью и бытом коренных народов той местности, в которой они проживают, с историей появления предметов и изделий с орнаментами. В конспекте даётся ...
Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Ох, и чудо эти игры».
Конспект НОД, интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: создава...
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Жизнь в воде и около неё»( основная область познание: формирование целостной картины мира )...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Космическое путешествие»
Применяемая технология: ИКТ, презентация «Космическое путешествие»Цель: Продолжать знакомить детей с планетами, с историей освоения космоса и первым космонавтом, воспитывать чувство патрио...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Поможем Незнайке вернуться домой»
Занятие по рисованию...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Приключения осликов»
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народной сказкой «Два ослика» через исследовательскую деятельность....