Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Вода и почва" для детей старшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Вода и почва" для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektvoda_i_pochva.odt15.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ДЕТСКИЙ САД № 22

 

Конспект

познавательно- исследовательской деятельности

 для детей старшего  дошкольного возраста по теме «Вода и почва».

                                                                                         Составила: воспитатель

                                                                                  Стабровская А.Н.

 2017 год

Цель:воспитывать любовь к природе, закрепить с детьми знания о том, что влага необходима почве и растениям, развивать познавательные и поисковые способности. наблюдательность, любознательность.

Материалы и оборудование: стеклянные баночки с сухим плодородным слоем, песком, золой, мелкими камешками,черенками растений, увеличительные стёкла, карта-схема ,  круговорот воды в природе,глобус.

Ход занятия.

Воспитатель: Как вы понимаете пословицу" Мало воды - жди беды, много воды-урожая груды"?

Дети отвечают.

Воспитатель: Для чего нужна влага почве?

Дети: Без воды всё засохнет и погибнет. На влажной почве растёт сочная трава бывает хороший урожай грибов и ягод.

Воспитатель: Как человек способствует задержанию влаги в почве?

( предположение детей)

Показ слайдов.

Осенью на колхозных полях делают глубокие борозды( Слайд№1) зимой, чтобы ветер с полей не сдувал снег, трактора собирают его в валы.( Слайд №2). Весной, когда он начнёт таять, вода будет скапливаться в бороздах и постепенно впитываться в почву.( Слайд №3)

Как вы думаете, отличаются между собой растения,которым её не хватает?

Дети: Растения, которые получают много влаги- красивые, сильные, там, где мало влаги растения низкорослые, болезненные.

Воспитатель: На полях, где долго не бывает дождей, люди устанавливают поливые устройства( Слайд № 4)

2.Чтение и обсуждение отрывка из произведения.Я. Тайца" Послушный дождик."

Физкультминутка.

Раз- подняться, потянуться

Два- нагнуться, разогнуться,

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть- на место тихо сесть.

3. Исследование.

Воспитатель: Прошёл дождь. Куда исчезает вода?

Дети: Она впитывается в почву.

Воспитатель: Полейте растения, понаблюдайте за исчезновением воды в почве. Обратите внимание на то, что появляется на поверхности почвы.

Дети поливают и наблюдают появление пузырьков воздуха.

Воспитатель: Почему это происходит?

Предположение детей.

Воспитатель: В сухой земле, между комочками почвы, есть свободные места. Они заполняются водой, и она вытесняет воздух.А что происходит с почвой?

Предположение детей.

Воспитатель: После полива влага не только впиталась в почву, но и начала испаряться, из-за этого воздух становиться влажным.Так бывает в природе после дождя: часть воды испаряется, часть впитывается в почву.( Слайд № 5). Вода  проникает  беспрепятственно через песок и камушки.( Слайд№6). Как вы думаете почему?

Дети: Их части не плотно лежат друг к другу.

Воспитатель: Молодцы! При затяжных дождях или обильном поливе почва насыщается влагой и не может больше впитывать её. Это губительно для почвы, т.к. она загнивает и после того, как высохнет, становится твёрдой.

Вам нравиться быть исследователями?

Ответы детей.

Воспитатель: продолжим практическую работу, и вы узнаете через какие природные образования быстрее или медленнее проходит вода.Результаты исследования вы потом занесёте в карточки.

Опыт №1.Перед вами стоят стеклянные баночки, в которых сухой плодородный слой, песок, мелкие камешки, зола , то же самое и в других баночках, но всё влажное. Из пипеток капните воду на все виды почвы. Понаблюдайте, как впитывается вода.

Дети приходят к выводам.

1)В сухой плодородный слой вода впитывается медленно( Рассматривают через увеличительное стекло).

2) Песок быстрее пропускает воду, хотя пыль задерживает её.

3)Зола плотнее,чем плодородный слой и песок. Поэтому плохо пропускает воду.

Опыт№2. В стеклянную ёмкость разложите слоями природные образования:

1-й слой(нижний)- гравий, мелкие и крупные камешки;

2-й слой- песок и мелкие камешки;

3-й слой- песок. Камешки и немного глины;

4-й слой- глина;

5-й слой- плодородный слой.

- Получится своеобразный торт!.Так эти слои обычно расположены в природе.Пропитайте «торт» водой, посмотрите.как проходит вода через эти слои(дети выполняют задание).

Воспитатель: Таким образом, дождевая вода, просачиваясь через горные породы, соединяется с грунтовыми водами.

А теперь посмотрите на карту- схему, где изображен круговорот воды в природе( дети рассматривают, делают выводы).

Воспитатель: Почему запасы воды в водоёмах не иссякают?( предположение детей).

Они пополняются от таяния снегов; выпадение дождей;родниковых и грунтовых вод. Как вы думаете, что будет с природой,если она лишится воды?

Дети: На полях не будет урожая, лес начнёт сохнуть, животные  остануться

 без корма и без жилья.

Воспитатель: Верно. Почему  и говорят:»Лес и вода- брат и сестра».

А сейчас мы увидим сколько воды на нашей планете. Что это?( берёт глобус)

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Попробуйте найти на глобусе океаны. Моря, реки и озёра. Как вы думаете, каким цветом они обозначены?.

Дети: Они , наверно обозначены голубым или синим цветом.

Воспитатель: Верно, сравните. Сколько на земле воды и сколько суши. Чего больше?( дети отвечают).

Воспитатель: Не всякую воду можно пить. Вода, которая находится в морях и океанах- солёная, её нельзя употреблять в пищу. Пресной воды на планете меньше, поэтому её надо беречь.

Итоги занятия.

Выводы:

Вода- голубое золото планеты.

Без воды исчезнет всё живое на Земле.

Берегите питьевую воду, не засоряйте её.

                                                   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Я и моё тело» для детей старшего возраста

Цели: создать условия для развития познавательных интересов детей, удовлетворению их потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.  Задачи:1.      З...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Филимоновское чудо» для детей старшего возраста.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Филимоновское чудо» для детей старшего возраста.Цель: Формирование у старших дошкольников творческих способностей посред...

Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи» на тему: «Солнышко» для детей раннего возраста

Конспект занятия по образовательной области                                            ...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: «Блины - блиночки» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, учить рисовать символы Масленицы: солнышко и блинчики....