Конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет. Тема «Дело мастера боится»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет.
Тема «Дело мастера боится»
Задачи:
Воспитательные
Воспитывать у детей уважительное отношение к человеку-труженику путем расширения представлений детей о трудовых навыках русского народа;
Воспитывать у детей уважение к традициям русской жизни.
Образовательные
Знакомить детей со старинными русскими профессиями, с инструментами русских ремесленников;
Разучить с детьми пословицы и поговорки о труде;
Развивающие
Расширять словарный запас детей;
Развивать у детей внимание, память, мышление
Оборудование: Информационные компьютерные технологии и электронные образовательные ресурсы, мультимедийная презентация «Как жили на Руси?», раздаточный материал – карточки с заданиями «закончи пословицы» и «составь пословицы»; карточки игры «Кому что нужно для работы».
Предварительная работа: Рассказы о народных игрушках, былине о богатыре Микуле Селяниновиче; беседы, рассматривание изображения богатыря Микулы Селяниновича;, рассматривание альбомов, цикл занятий по декоративной росписи игрушки.
Ход занятия:
Педагог: В старину на Руси родилась поговорка «Долог день до вечера, коли делать нечего».
Как вы ее понимаете?
(Предполагаемые ответы детей – «когда ничего не делаешь, то кажется что время остановилась»)
Педагог: Действительно, день тянется очень долго, для тех, кто ничего не делает. Но мы с вами знаем, что наши предки постоянно трудились. У них буквально не было ни минуты свободного времени.
Видеопрезентация «Как жили на Руси?» - «Мужская работа»
Педагог: Русь славилась самыми разными умельцами. Сегодня мы познакомимся со старинными русскими профессиями. А поможет нам в этом русский богатырь Микула Селянинович. Это богатырь-пахарь, настоящий русский мужик.
( слайд№1)
На Руси очень важно было каждому хозяину построить свой дом.
Как же раньше строили избу?
(слайд№2)
Да всем миром. Недаром говорили «Чем больше рук, тем легче труд». Однако работников приглашали с разбором. Хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен , и мастерство, и талант.
Ребята, подумайте, какие мастера нужны были при строительстве избы в первую очередь?
Дети: Плотники.
(слайд№2.2)
Педагог: Какими инструментами они пользовались? Расскажите о них
Дети (Я знаю что это топор .Им рубили деревья .это пила чтобы распилить большие дрова на маленькие)
Педагог: Главный инструмент у плотников – топор. Про него так и говорили «Топор – всему голова» и «Без топора – не плотник». Работы плотника требовалась всем.
Что могли сделать плотники из дерева?
Ответы детей с использованием слайда. (Многие вещи из дерева делали плотники)
Педагог: Когда изба построена, к работе приступал другой мастер. Он делал самую необходимую вещь в избе. Без чего изба – не изба?
Дети: Без печи.
Педагог: И правда нельзя было в старину прожить без печи. Она и обогреет, и накормит, и спать уложит.
Как называется мастер, который делает печи?
Дети: Печник. (слайд№3)
Педагог: Из чего делали печи в старину?
Дети: Из кирпича и глины.
Педагог: Оказывается, у печника были свои инструменты. Мастерок и различные молотки.
При помощи этих инструментов печники делали разнообразные печи.
Гончар (слайд№4)
Педагог: Итак, новая изба готова, печь в ней сделана. Можно заводить свое хозяйство! А какое же хозяйство без посуды!
Ребята, вспомните, из чего в старину делали посуду?
Дети: Из глины и из дерева.
Педагог: Как назывался мастер, который делал глиняную посуду?
Дети: Гончар.
Педагог: Сначала посуду лепили из глины руками. Но такая посуда получалась неровной. Затем придумали специальное приспособление – гончарный круг. Ребята расскажите, как мастер делал глиняный горшок.
Рассказы детей с использованием изображений на слайде.
Педагог: Кроме горшков мастера умели делать много различной посуды из глины. Какой?
Ответы детей с использованием слайда.
Бондарь слайд № 6
Педагог:В доме была не только глиняная посуда. В хозяйстве всегда нужны бочки для воды, кадушки для засолки грибов, огурцов и капусты, а также лохани, ведра, подойники.
Все это изготавливал бондарь. У него был целый набор инструментов.
Кузнец слайд№6
Многих мастеров мы вспомнили, а самого главного забыли!
Педагог: Действительно, были на Руси такие мастера, без которых не могли обойтись ни крестьяне, ни горожане, ни воины.
Как вы думаете, кто это такие?
Я вам подскажу, мастер этот мне сделал железный наконечник для сохи, поправил косу, заточил серп. Что это за мастер?
Дети: Кузнец.
Педагог: Кузнеца у нас все уважают, но и побаиваются. Говорят, что не иначе кузнец с нечистой силой знается.
Такие поверья появились потому, что кузница находилась в стороне от жилья, там постоянно горел огонь, оттуда доносились непонятные звуки: стук, шипение.
Как вы думаете, какими инструментами работал кузнец?
Ответы детей с использованием слайда.
Педагог: Какие вещи делал кузнец?
Ответы детей с использованием слайда.
Русские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов - мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Они делали все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи.
Педагог : Давно уже нет тех мастеров, и профессии древние сегодня не так популярны, как когда-то. Но память о них хранится сегодня:
· в русских фамилиях.
· и названиях улиц.
( Приведите примеры)
Педагог: Ребята, мы сегодня познакомились со старинными умельцами-мастерами. Сам богатырь был очень уважаем на Руси, недаром к нему обращались по имени-отчеству. На Руси уважали человека-труженика и считали, что труд облагораживает человека. Он делает его трудолюбивым, умелым, терпеливым, пробуждает таланты. Наши предки сложили много пословиц и поговорок о труде и разных профессиях.
Думаю, что вы знаете многие из них. Сейчас мы это проверим.
Задания:
1. Из предложенных слов составьте пословицу. Объясните ее смысл.
2. Закончите пословицу
3.Составьте пословицу, правильно соединив ее части.
Педагог Молодцы! Все пословицы вы составили и закончили правильно.
Мы завершаем наше путешествие в мир старинных профессий. Сегодня многое изменилось. Мы уже не увидим крестьянина с сохой, деревянную лохань под глиняным рукомойником. Но все это было в нашей истории, и забывать об этом нельзя. Как нельзя забывать о наших предках-тружениках, мастерах-умельцах и их отношению к работе, пусть самой тяжелой.
Закончить наше занятие хочется словами известной поэтессы Н.Кончаловской:
Времена теперь другие
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия,
От страны какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт,
А преданья старины
Забывать мы не должны,
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ –
СЛАВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Дело мастера боится" | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
богатырь Микула Селянинович .
плотник
Печник
Гончар
Бондарь
Кузнец
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом
Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...
Конспект интегрированого занятия (рисование, музыка, кругозор) "В гости к дымковским мастерам"
Интегрированое занятие по приобщению к декоративно-прикладному искусству в средней группе....
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «В гостях у Мастера - Карандаша»
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы«В гостях у Мастера - Карандаша» Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительной деятельности. Задачи:Образовательные:Познакоми...
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы. «Подарите детям сказку».
Цель: Развивать у детей творчество, фантазию и музыкальную память.Задачи: - закреплять умение складывать квадратный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба.- упражнять в умении правильно пользоват...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста "Математика в профессиях" в рамках проекта "Город мастеров"
Образовательные области - познание, изобразительная деятельностьЦель - познакомить детей с применением математических знаний в разных профессиях....
Конспект интегрированного занятия с применением нетрадиционного оборудования "Путешествие в город Мастеров"
Конспект интегрированного занятия в средней группе с применением нетрадиционного оборудования "Путешествие в город Мастеров"...
«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....