Проект по образовательной области рукотворный мир "В мире различных материалов"
проект по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Проект для детей средней, старшей групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_rukotvornomu_miru.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по рукотворному миру

«В мире разных материалов»

Подготовила: воспитатели ГУО «Ясли-сад д. Ёдки»,

Шиман Наталия Александровна,

Яворец Зинаида Федоровна

Тип проекта: среднесрочный, познавательный.

Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Время реализации проекта: февраль – март 2017 года.

Гипотеза: мы предполагаем, что с помощью игровых занятий, разъяснительных бесед, наблюдений, детского экспериментирования, художественной деятельности и рекомендаций родителям можно корректировать представление детей о взаимосвязи природы и человека, сделать их более отчетливыми для осознанного ориентирования в окружающем предметно-природном мире.

Актуальность проекта: присваивая материальное содержание вещи, ребёнок активно переводит её из плоскости «вещь для себя» в плоскость «вещь для меня»; легко осваивает материал предметов в его изменении, движении, развитии, что даёт толчок для появления прогностического взгляда на рукотворный мир. Следовательно, для повышения интереса к окружающему миру, развитию любознательности у дошкольников необходим комплексный подход. Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, модулирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). В связи с этим проектно-исследовательская деятельность будет учитывать актуальное развитие дошкольника, побуждать детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества.

Цель проекта: развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира, направленная на формирование представлений детей о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы.

Задачи проекта:

Формировать представления о:

  1. Предметах рукотворного мира, качества и свойства, материалы , из которых они сделаны (глина, бумага, ткань, дерево, пластмасса и др.)

Формировать умения:

  1. Ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира;
  2. Узнавать в предметах материалы, из которых они сделаны (бумага, металл, резина, кожа, ткань, дерево), знать их отличительные признаки (рвется, бьется, ломается);
  3. Пользоваться предметами по назначению и бережно к ним относиться;
  4. Использовать приобретенные представления об окружающих предметах, технике в непосредственной детской деятельности; в условиях экспериментирования (определение свойства ткани, вкуса продуктов и т.д.).

Развивать:

  1. Познавательный интерес детей.
  2. Познавательно-поисковую активность ребенка, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов.
  3. Детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
  4. Речевые умения: обмениваться информацией (диалогическая речь), рассказать о предмете, о материале, из которого он сделан, его свойствах (монологическая, связная речь), формировать и устанавливать причинно-следственные связи (пояснительная речь).

Воспитывать:

  1. Бережное отношение к окружающим предметам.
  2. Эстетическое восприятие, умение любоваться красотой окружающих предметов, сделанных из разных материалов.
  3. Умение безопасного использования предметов, опираясь на свойства материала, из которого сделаны эти предметы.

Предполагаемые результаты:

- усвоение детьми знаний, представлений и умений о предметах рукотворного мира, его качествах и свойствах

- развитие у детей самостоятельности, самосознания, активности;

- активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

1-ый этап. Подготовительный. Разработка проекта.

  1. Заинтересовать детей изучением данной темы.
  2. Подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу, иллюстрации.
  3. Подобрать атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
  4. Составить план мероприятий.

2-ой этап. Практический.

Планирование работы с родителями:

Родительское собрание «Человек  - создатель рукотворного мира».

Рекомендации для родителей по формированию познавательного интереса к предметному миру.

Консультация «Знакомство детей со свойствами предметов».

Консультация «Познавательные интересы дошкольников».

Изготовление поделок детьми совместно с родителями «Удивительные поделки из разных материалов».

Выставка альбомов «Такая разная бумага», «Виды тканей».

Выставка «Деревянные игрушки».

Развлечение «Мы – юные экспериментаторы».

Планирование работы с детьми:

Образовательная область «Ребенок и общество»

Занятия: «Как появляется одежда», «Ознакомление с пластмассой», «История возникновения тарелки», «Удивительные свойства бумаги», «Откуда к нам пришла бумага», «Ткань и ее свойства», «Материалы и их свойства».

Познавательная практическая деятельность:

Экскурсия по группе «Из каких материалов сделаны предметы в нашей группе», в прачечную. Наблюдение на прогулке «Что из чего?, «Изучаем свойства: прочное, твердое, цвет, блеск»; «Свойства дерева», «Волшебные камни», «Бумага», «Ткань».

Опыты – эксперименты: «Мягкий – твердый» (дерево – металл), «Тяжелый легкий», «Бумага и ткань», «Бумага и резина», «Резиновые перчатки», «Горит – не горит», «Дерево умеет плавает», «Какая она пластмасса», «Тонет – не тонет», «Магнетизм», «Зеркало», «Статическое электричество», «Есть ли у магнита препятствие».

Рассматривание: иллюстрации по теме «Профессии», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Инструменты»; илюстраций из разных материалов в энциклопедии «Хочу все знать» под редакцией Т. Н. Нуждиной.

Художественная деятельность:

Изобразительная - ручной труд «Чудесные превращения пластмассовой бутылки», «Подарок папе» (из бросового материала), «Я мастер» (поделки из различных материалов», изготовление альбомов «Такая разная бумага», «Виды тканей».  Конструирование «Тюльпан», «Деревянный дом». Аппликация: «Модница», «Избушка ледяная и лубяная». Лепка: «Столовый сервиз», «Горшочки для цветов» (из глины). Рисование: «Дом в котором я живу», «Украсим одежду», «Деревянные матрешки».

Художественно-речевая -  чтение художественной литературы: белорусская народная сказка «Зайкава хатка», английская народная сказка «Три поросенка», Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» (глава про профессии), «Заплатка», К. Чуковский «Федорино горе», Т. Клешторная «Сукенка раскажа», Я. Бжехва «Клей», А. Иванова «Я будую дом з пяску»; народные сказки: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Зимовье зверей»,игра-драматизация по мативам сказки «Три поросенка», составление и отгадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок.

Музыкальная деятельность – игра на музыкальных инструментах «Громко – тихо»; танцы с деревянными ложками, с платочками, со снежинками; слушание П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», Н. Метловой «Платочек».

Игровая деятельность:

 Строительные игры: «Улица моего поселка», «Театр и школа», «Юные архитекторы», «Строительство в нашей деревне» (используя схемы). Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Ателье», «Библиотека».

Настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Одень куклу». «Три поросенка», пальчиковый театр «Заюшкина избушка».

Дидактические игры: «Что из чего», «Что кому», «Что лишнее», «Сложи матрешку», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Пришей пуговицу», «Составь картинку», «Что у нас из металла», «Что из бумаги», «Что из ткани», «Мир предметов», «Сошьем кукле платье».

Игры на развитие речи: «Какой предмет», «Что делает предмет», «Закончи предложение», «Чем был, чем стал», «Волшебные звуки», «Угадай по описанию».

Общение:

Беседы «Для чего нам нужны разные материалы», «Из каких материалов сделаны разные предметы», «Предметы и разные материалы», «Профессия кузнеца»; игровые ситуации «Кто в какой одежде пришел», «Из какого материала твоя игрушка». «С какими игрушками ты играешь», «Деревянные профессии»; игра – импровизация «Магазин игрушек».

3-ий этап. Заключительный.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу о том, что ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности. Необходимо предоставлять детям возможность самим получать знания об окружающем мире, исследовать предметы и явления в природе, не причиняя ей вреда.

 Подобранные игры, беседы, продуктивная деятельность помогли детям легче усвоить, запомнить и понять большой объем новой информации по изучаемой теме.

Эмоциональные переживания детей, яркие впечатления, вызванные в ходе реализации проекта, способствовали лучшей познавательной активности и сформировали чувства бережливости к окружающим их предметам.

С помощью художественного слова, изобразительных средств у детей закрепились знания по изучаемой теме.

При помощи нестандартных видов продуктивной деятельности дети легко усвоили предложеный материал.

Заключительным этапом работы над проектом стало издание стенгазеты «Как мы изучаем материалы и их свойства», развлечение с родителями «Мы – юные экспериментаторы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по образовательной области рукотворный мир "В мире различных материалов"

Тип проекта: среднесрочный, познавательный.Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.Время реализации проекта: февраль – март 2017 года.Гипотеза: мы пр...

Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"

Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений  о      воде, её свойствах, роли  в жизни человека и живых организмов, о фор...

«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе

         Актуальность:            Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...

ПРОЕКТ Реализации образовательной области познавательное развитие на тему: «Дошкольник в мире экономики. Труд – результаты труда".

Ребёнок дошкольного возраста часто сталкивается с экономческими понятиями, соприкасается с социальной действительностью. бытом, узнаёт о труде. пофессиях родных и близких. о финансовом положении семьи...

Краткосрочный проект по образовательной области «Познавательное развитие» «Обитатели подводного мира» для детей старшей группы.

Паспорт проектаТип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, творческий.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.По количеству участников: коллективный.Воз...

Проект по образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе по теме : «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :1. О...