«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)

           Актуальность:

           Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. Вот и мы       с девочками  решили всё узнать о соли, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная.

 

          Гипотеза:     

           При исследовании соли, дети расширят  знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для наблюдений, проведения различных                       опытов и применение в детском творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zagadachnaya_sol_.docx581.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад  «Аист» г. Новый Уренгой

Детский познавательно-исследовательский проект

по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе

«Удивительная и загадочная соль»

C:\Users\валентина\Desktop\depositphotos_10147641-stock-photo-glass-saltcellar-with-salt-on.jpg

   

                                    Подготовили дети старшей группы

        Золотарева Арина,

      Бурак Маргарита

  Руководитель:

                                Леготина Валентина Викторовна

.

                             2018

 

Детский познавательно-исследовательский проект

«Удивительная и загадочная соль»

Участники проекта:

Золотарева Арина, Бурак Маргарита – дети старшей группы:

Руководитель проекта:

Леготина Валентина Викторовна - воспитатель группы

МБДОУ «Детский сад «Аист», г. Новый Уренгой

Цель проекта:

Создать условия для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир в процессе поисковой деятельности.  

Познакомить  с необычными свойствами соли.

Помочь узнать, где и как используется соль?

Задачи:

-  Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.

-  Исследовать свойства соли опытным путём.

-  Расширить представления о добыче соли.

- Развивать у детей стремление к познавательно-исследовательской  деятельности.

- Развивать любознательность, мыслительную активность и творческие способности детей.

Актуальность:

Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. Вот и мы с девочками  решили всё узнать о соли, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная.

Гипотеза:

При исследовании соли, дети расширят  знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для наблюдений, проведения различных опытов и применение в детском творчестве.

Вид проекта:

Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.

Материалы для проведения проекта.

- Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, микроскоп, прозрачные баночки, стаканчики, ложки,  соль, яйцо, лёд, вода, краски.

- Материал для творческой деятельности:  картон, плотные чертежные листы, клей ПВА, обычная и цветная соль.

- ИКТ- слайды в презентациях, иллюстрации, картотека опытов  с солью.

Новизна  и значимость проекта:

В процессе проекта дети узнают  новые области применения соли и смогут использовать ее в разных целях:

- лечебных,

- консервировании,

- творческой деятельности.

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный этап.

  • Совместное обсуждение с детьми  плана деятельности: постановка цели, задачи для экспериментирования,
  • Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов.
  • подбор информации по теме проекта, проведение бесед, отгадывание загадок, чтение литературы   о  том, какую роль играла соль в средние века.
  • просмотр  презентации о добыче соли и применение её в разных областях.
  • Рассматривание  соли через лупу, микроскоп и сделав вывод, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная).

       

Из бесед с воспитателями и родителями  мы много узнали интересного о соли. Оказалось, что добыча соли началась с древних времен. В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю.

Откуда она берётся? Нам рассказывали, что источниками соли являются моря и океаны. С древних времён соль добывали в залежах Мёртвого моря - оно считается самым солёным в мире. Также соль находится в природе в виде залежей - это каменная соль.  Каменную соль добывают в горах в специальных карьерах.  Мы  выяснили, что соль бывает: поваренная, каменная, морская.

Наши мамы, бабушки рассказали и показали нам,  что соль используется в приготовлении пищи, при солении  и консервировании продуктов: овощей, грибов, рыбы, мяса, Соль обладает свойством убивать микробы и бактерии, поэтому продукты долго хранятся.

Вывод: соль не допускает гниения продуктов.

     Во время экскурсии в медицинский кабинет медсестра нашего детского сада Ума  Маликовна, рассказала, что с помощью соли лечат  различные заболевания. Подсоленной водой можно полоскать горло при заболевании ангиной. Соленую воду закапывают в нос при насморке. Если принимать ванны с морской солью, то можно вылечиться от многих заболеваний.

Вывод: оказывается соль - лечебное средство.

    В конце первого этапа интерес к изучению соли у нас возрос, и появилось желание провести опыты и эксперименты  с солью.

II Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.

Для того чтобы исследовать свойства соли, мы провели несколько опытов:

Опыт 1. «Эффект Мертвого моря»

Мы опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий солёный раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности.

 Вывод: частички соли не дают утонуть яйцу, поэтому человек не может утонуть, плавая в воде с большим содержанием соли. 

C:\Users\валентина\Desktop\5.1.jpg

Опыт 2. «Соль - чистящее средство»

Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.

Вывод: соль действительно является чистящим средством!

C:\Users\валентина\Desktop\img11.jpg          C:\Users\валентина\Desktop\img11.jpg

Опыт 3. «Выпаривание соли»

Мы растворили соль в воде. Налили соляной раствор в ложку. Поместили ложку над свечкой (делали совместно с  воспитателем) и нагревали до тех пор, пока вся вода не испарилась, на дне ложки осталась сухая соль в виде кристаллов. 

Вывод: при нагревании соляного раствора вода испаряется, а кристаллы соли остаются на дне и стенках ложки.

C:\Users\валентина\Desktop\СОФЬЯ и УЛЬЯНА  к  проекту\IMG_20190117_170938.jpg

Опыт 4. «Получение кристаллов»

Мы растворили соль в теплой воде, подсыпали соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом опустить в стакан веревочку, на которой будут образовываться кристаллы. Через несколько дней появились кристаллы.

Вывод: Соль способна кристаллизироваться.

C:\Users\валентина\Desktop\img7.jpg

Проведя  ряд опытов мы узнали  о свойствах  соли. Соль это -

  • вещество белого цвета, сыпучая,
  • не имеет запаха,
  • на вкус солено-горькая,
  • при нажатии скрипит как снег,
  • служит чистящим средством,
  • растворяется  в тёплой воде быстрее, чем в холодной,  
  • в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет,
  • при испарении воды из солёного раствора  остаются кристаллики соли.
  • в солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной.
  • окрашивается с помощью красок в разные цвета,
  • можно использовать  в изготовлении аппликаций и  сувениров.

Самым интересным для нас стал эксперимент по выращиванию кристаллов. Мы проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности мы уверенно и с интересом  выполняли опыты, наблюдали, удивлялись своим находкам, делали выводы.

III Заключительный этап.

Для достижения своей цели мы:

• беседовали  с воспитателями и родителями;

• посетили  кабинет медицинской сестры;

• провели вместе с воспитателем  и ребятами  эксперименты; 

  •  наша опытно-экспериментальная лаборатория полнилась образцами соли.
  • познакомились с самыми разными способами рисования картин с использованием соли, научились делать  поделки из соленого теста.
  • самостоятельно вырастили кристаллы.

Результат.

В процессе проведённой работы мы много  интересного узнали  о соли, обобщили и расширили свои знания о ней. Теперь мы знаем, какие виды соли бывают,  как  добывают и где  используют и делаем  вывод: 

соль - единственное вещество, которое человек употребляет в пищу. Она не только улучшает вкус многих блюд, но и полезна и даже необходима для здоровья. Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь невозможна. Также мы убедились в том, что самые простые и знакомые нам вещества могут быть необычными и удивительными

Список литературы

1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2007 г.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное  рядом» М., 2006 г.

3. Детская энциклопедия «Всё обо всём».

4. Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006 г.

5. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика в ДОУ. Образовательная область "Познавательное развитие". Ознакомление с миром природы.

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивиду...

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...

НОД в младшей группе по образовательной области "Познавательное развитие" (ознакомление с миром природы). Тема: "У нас в группе - пушистый гость".

Материалы  открытого  занятия в младшей группе по образовательной области "Познавательное развитие" (ознакомление с миром природы)....

Краткосрочный проект по образовательной области «Познавательное развитие» «Обитатели подводного мира» для детей старшей группы.

Паспорт проектаТип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, творческий.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.По количеству участников: коллективный.Воз...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) в средней группе на тему: «Золотая осень»

Конспект ООД   по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы)в средней группена тему: «Золотая осень» Цель: расшир...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет Тема: «Весна. Перелетные птицы» Образовательная область: Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)

Данный материал поможет педагогам систематизировать представлений детей о весне, весенних признаках, дальнейшее развитие представлений о перелетных птицах.Реализовать и выполнить следующие задачи.Обра...