Перспективный план по экспериментированию в средней группе.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Иванова Наталья Богдановна

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл experiment.docx50.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Составили:воспитатели МАДОУ №87 :Иванова Н.Б.,Засеева Л.Р.,Ахмадиева Г.Р

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в средней группе.

                                                                                         Сентябрь

«Где ночует солнышко?»

«Почему происходит смена времени года?»

«У кого какие детки?»

«В тепле и холоде»

Цель: формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам.

Задачи:

1. Рассказать о смене частей суток, повторить, закрепить имеющиеся у детей знания.

2.Побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко- наступило утро, на небе месяц и звезды- наступила ночь.

Структура.

Вводная часть: загадывание загадок, сюрпризный момент.

Основная часть: показ опыта с лампой и глобусом, рассказ воспитателя, физкультминутка, вопросы к детям, выводы.

Заключительная часть: анализ занятия.

Цель: расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы; устанавливать причинно-следственные связи: почему происходит смена времен года.

Задачи:

1.Опытным путем сделать вывод о смене времен года.

2. В ходе эксперимента показать детям зависимость смены времен года от вращения Земли вокруг Солнца.

3. Закрепить представления о временах года и их характерных признаках.

Структура.

Вводная часть: игра «Времена года».

Основная часть: показ интерактивной презентации, рассказ воспитателя, физкультминутка, вопросы к детям, выводы.

Заключительная часть: анализ занятия.

Цель: создание социальной ситуации развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

2.Способствовать развитию навыков к называнию частей строения семян: оболочка, ядрышко.

Структура.

Вводная часть: игровая ситуация.

Основная часть: показ образцов, рассказ воспитателя, физкультминутка, вопросы к детям, выводы,  самостоятельное рисование «Семечко», помощь воспитателя.

Заключительная часть: анализ занятия.

Цель: наблюдение за живой природой в тепле и в холоде, развивать умение делать элементарные выводы на основе полученных знаний во время наблюдений.

Задачи:

1. Продолжать учить наблюдать за веточками березы, тополя и сирени в комнате и на улице, сравнивать их по внешнему виду.

2.  Отвечать на вопросы: Почему сирень в тепле расцвела, а на улице еще нет?; Почему у тополя находящегося в тепле появились листочки? Что для этого необходимо? И  делать простые выводы.

Структура.

Вводная часть: рассматривание иллюстраций.

Основная часть: показ интерактивной презентации, рассказ воспитателя, физкультминутка, вопросы к детям, выводы.

Заключительная часть: анализ занятия.

Октябрь

рь

«Рассматривание зерна под микроскоп»

«Заплесневелый хлеб, дырочки»

«Волшебная монетка»

«Звучащий стакан»

Цель: рассказать о пользе зерна для человека и дать представление о том, что мелкие предметы можно рассматривать под микроскопом.

Задачи:

1. Дать представление о том, что такое зерно.

2.Рассмотреть зерно под микроскопом, показать его оболочку и содержимое в разрезе.

3. Рассказать о том, что содержится в зерне и о пользе зерна. 

Структура.

Вводная часть: загадывание загадок, интерактивная презентация.

Основная часть: рассказ воспитателя, работа с микроскопом, физкультминутка, вопросы к детям, выводы.

Заключительная часть: анализ занятия.

Цель: продолжать ставить с детьми продолжительные по времени эксперименты. (Поместить в чашку Петри хлеб и понаблюдать, что с ним произойдет под действием тепла и влаги)

Задачи:

1.Понаблюдать, что получилось в чашке Петри через несколько дней.

2.Продолжать учить делать простейшие умозаключения.

Структура.

Вводная часть: рассматривание иллюстраций.

Основная часть: интерактивная презентация, рассказ воспитателя, физкультминутка, вопросы к детям, выводы.

Заключительная часть: анализ занятия.

Цель: продолжать прививать усердие и терпение при работе с мелкими предметами, карандашом, развивать мелкую моторику.

Задачи:

1.Познакомить детей с «чеканкой» монеты с помощью простого карандаша.

2.Прививать аккуратность и терпение, умение доводить начатое дело до конца.

3.Подвести к формулировке вывода , почему с помощью простого карандаша получается на листе такая же монетка. 

Структура.

Вводная часть: сюрпризный момент.

Основная часть: показ опыта с монеткой, рассказ воспитателя, самостоятельная работа детей, помощь воспитателя, физкультминутка, вопросы к детям, выводы.

Заключительная часть: анализ занятия.

Цель: подвести к пониманию того, что звук появляется при помощи звуковых волн, используя

    пластмассовый стакан и резинку.

Задачи:

1.Рассказать детям, что предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по         воздуху или по другому предмету, если тот находиться рядом

2.Помочь сделать вывод ,что колебания  идут по воздуху, который воздействует на уши, и мы слышим звук.

Структура.

Вводная часть: музыкальный сюрпризный момент.

Основная часть: показ опыта со стаканом и резинкой, рассказ воспитателя, физкультминутка, вопросы к детям, выводы.

Заключительная часть: анализ занятия.

Ноябрь

«Круговорот воды в природе»:

откуда берется вода и куда девается?

«Плавает-тонет»

«Почему вода  не выливается»

«Наши помощники - глаза»

Цель: расширить представления детей о круговороте воды в природе.

Задачи:

- исследовать круговорот воды в природе, объяснить этапы круговорота воды в природе;

- закрепить знания о различных состояниях воды в природе;

- проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой;

- воспитывать бережное отношение к водоемам, природе в целом;

- формировать грамотное экологическое поведение в природе.

Структура:

  1. Рассматривание картины «Круговорот воды в природе»
  2. Физминутка
  3. Эксперимент «Раскрась воду»

Рассматривание иллюстраций о бережном отношении к природе.

Цель:развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.

Задачи:

- развивать игровую деятельность детей;

- формировать представления о безопасном поведение играми с водой;

- формировать  умение  называть  свойства   предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде);

Структура:

  1. Д/и «Легкий – тяжелый»
  2. Эксперимент «Тонет – не тонет»
  3. Физминутка

Д/з «Нарисуй что-то твердое (мягкое).

Цель:выявить удивительные свойства воды.

Задачи:

- расширять и углублять знания детей о воде, ее свойствах и состояниях через экспериментальную деятельность;

- пополнить уголок экспериментирования демонстрационным материалом;

- создать картотеку опытов с водой.

Структура:

  1. Экскурсия на кухню. Рассматривание состояние воды: в холодильнике – замерзла, на плите – кипит и идет пар.
  2. Загадки про состояние воды: лед, снег, вода, пар.
  3. Физминутка.

Беседа: почему так происходит с водой.

Цель: расширить представления о своем организме и его строении; формировать привычку заботиться о своем здоровье.

Задачи:

- рассказать детям о назначении и возможности глаз;

- познакомить с внешним строением глаза: веки, ресницы, брови;

- познакомить с предметами, которые могут травмировать глаза; с правилами сохранения хорошего зрения; с ситуациями, которые могут привести к заболеванию глаз;

Структура:

  1. Загадка про глаза.
  2. Рассматривание картины «Как устроен глаз человека»
  3. Физминутка

Экскурсия в медицинский кабинет. Показать аптечку, в которой находятся средства первой медпомощи.

Декабрь

«Прикрываем рот и нос, когда чихаем»

«Холодный кипяток»

«Тайнопись»

«Скорлупа бежит за расческой»

Цель: помочь детям в занимательной форме, играх усвоить понятие  «здоровый образ жизни».

Задачи:

-  привитие навыков здорового образа жизни, учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем;

 - воспитывать умение слушать друг- друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других;

 - воспитывать у детей чувство опрятности и аккуратности, закреплять культурно-гигиенические навыки.

Структура:

  1. Загадки про витамины.
  2. Физминутка
  3. Д/и «Угадай на вкус».

Беседа о ЗОЖ.

Цель:выяснить, можно ли сделать так, чтобы вода кипела, а лед  - не таял?

Задачи:

-формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе;

- учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование;

- воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

Структура:

  1. Экскурсия на кухню. Рассматривание состояние воды: в холодильнике – замерзла, на плите – кипит и идет пар.
  2. Физминутка.

Беседа: где можно увидеть воду в таком состоянии.

Цель:узнать, как давно люди пользуются шифрами и кодами, изучение особенности секретного письма и приемов его создания.

Задачи:

- узнать, что такое тайнопись, предпосылки ее возникновения; - выявить,  какие бывают способы и средства шифрования;

- попытаться создать свой код или шифр.

Структура:

  1. Рассматривание книг. Беседа: «Из чего состоит книга». Обратить внимание, что буквы – это символы, они имеют разный шрифт.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Показать, как пишут в азиатских странах: иероглифы. Познакомить с египетским шрифтом.

Предложить детям самим создать свои символы и нарисовать на листе.

Цель:овладеть  искусством эксперимента в домашней лаборатории.

Задачи:

- выяснить, какие опыты можно провести,  используя куриное яйцо;

-  формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности;

Структура:

  1. Загадка про яйцо, курицу, цыпленка.
  2. Провести эксперимент, как можно различить вареное яйцо от сырого.
  3. Показать, как можно разделить белок от желтка.
  4. Беседа: «Почему яйцо хрупкое?»

Январь

«Рисуем глядя в зеркало»

«Извержение вулкана»

«Сделай снегопад»

«Почему шуба греет»

Цель: учить детей рисовать автопортрет.

Задачи:

– развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться;

- воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Структура:

  1. Предложить детям листы и средства для рисования.
  2. Познакомить с 3-мя видами ИЗОдеятельности: портрет, пейзаж, натюрморт.
  3. Пальчиковая гимнастика

Предложить нарисовать автопортрет.

Цель: изучить особенности вулканов как природного явления

Задачи:

- содействовать формированию научной картины мира, первоначального представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе;

 - развивать творческую исследовательскую активность детей;

 - воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и умение работать в коллективе.

Структура:

  1. Беседа о природном ландшафте: горы. Объяснить, что в горах встречаются вулканы. Они могут быть и наземные, и подводные.
  2. Физминутка.
  3. Познакомить с географической картой мира. Объяснить, каким цветом обозначается рельеф на карте, и от чего зависит насыщенность цвета.

Эксперимент «Вулкан проснулся», с использованием уксуса и соды.

Цель: развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

- формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе

- продолжать формировать знания и представления детей о временах года; о сезонных изменениях в природе.

Структура:

  1. Беседа об Арктике и Антарктиде. Показать их местонахождение на географической карте и глобусе.
  2. Познакомить с обитателями тех краев. Обратить внимание на окрас и кожный покров.
  3. Пальчиковая гимнастика.

Эксперимент «Как можно приготовить снег в домашних условиях?»

Цель: выяснить некоторые особенности одежды (защита от холода и удержание тепла).

Задачи:

- обучать проведению опытов, совершенствовать навыки экспериментирования в ходе специально организованной деятельности;

- выяснить, «а греет ли шуба?», в одежде из каких материалов нам теплее.

- выяснить, чем плоха мокрая одежда.
Структура:
1. Загадки об одежде.

2. Загадки про времена года.

3. Д/и «Подбери одежду ко времени года»

4. Пальчиковая гимнастика

5. Рассматривание материалов: шерсти, плащевой, хлопка. Обговаривание структуры ткани, что можно из них сшить, когда можно их одевать.

Февраль

«Лед и пламя»

«Почему лед не тонет»

«Живые тени»

«Теневой театр»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами льда и огня.

Задачи:

- Выявить  свойства льда и огня. Лёд – твёрдый, холодный. и наоборот огонь горячий, можно обжечься при определенных условиях растопит лёд. Огонь  можно погасить водой.

- Выявить  условия появления льда. Не будет воды, не будет льда.

Обязательные условия превращения воды в лёд – это холод и наоборот лёд тает, когда на него воздействуют теплом, огнём.

- Воспитывать безопасное поведение с огнём, со льдом.

Структура:

-Вводная часть: художественное слово.

-Основная часть: интерактивная презентация.

-Эксперимент (заморозить воду в разных посудах, затем растопить его разными способами в воде, горящей свечой).

-Наблюдение, беседа о свойстве льда о правилах  безопасности со льдом, с огнём

-Физкультминутка.

-Анализ занятия, выводы: теплом, огнём на лёд: батарея, горячая вода, горящая свеча, солнце.

Цель: Определение причин непотопляемости льда.

Задачи:

- Выявить свойство воды при замерзании в стеклянной ёмкости.

- Провести эксперимент по изучению плавучести.

- Выяснить, почему не тонет лёд?

- Познакомить детей с айсбергами.

Структура:

-Вводная часть: художественное слово, беседа.

-Основная часть:  провести эксперимент: заморозить воду в стеклянной посуде. Отметить ,почему лопнула посуда?

Поместить лёд в тазик с холодной водой, определить ,почему он не тонет ? при замерзании лёд расширяется и становится легче воды. Плотность обычной, жидкой воды несколько больше, чем плотность замерзшей воды, то есть, льда.

-Рассмотреть иллюстрации с изображением айсбергов. Какие они по размеру, чем опасны для кораблей?

-Анализ занятия. Заключение и выводы.

Цель: Выявить причину появления тени.

Задачи:  

- Познакомить детей с образованием тени от предметов, используя солнечное освещение.

- Установить сходство тени и объекта.
- Познакомить детей с образованием тени от предметов, используя электричество вечером.

Структура:

-Вводная часть: художественное  слово.

-Основная часть: на прогулке в солнечную погоду определить,  как появляется тень, куда она падает. От чего зависит появление тени.

-Выявить сходство тени и размер с  наблюдаемыми объектами.

Создать театр живых теней.

-Физкультминутка.

-Заключительная часть: анализ занятия, выводы

Цель: Развить воображение детей.

Задачи:

- Выявить причину появления тени в помещении.
- Создать с помощью теней образы.

- Показать с помощью настольной лампы или фонариков теневой театр.

- Подвести детей к пониманию того, что объект должен быть плотным и непрозрачным для того, чтобы от него получилась тень и на него должен падать свет.

Структура:

-Вводная часть: рассматривание иллюстраций «теневой театр»

-Основная часть: беседа, воссоздание теневых  образов, показ теневого театра,

-Физкультминутка.

-Заключительная часть: анализ занятия, выводы.

Март

«Сделаем окаменелость. Что еще кроме костей может стать окаменелостью»

«Тесная бутылка»

«Подлодка»

«Чернеющее яблоко»

Цель: Познакомить детей с понятием окаменелость.

Задачи:

- Познакомить с окаменелостями в природе и воздействие природных факторов на их  появлении.

- Создать окаменелость своими руками.

Структура:

-Вводная часть: сюрпризный момент.

-Основная часть: интерактивная презентация, Рассказ воспитателя о окаменелостях в природе, создание окаменелостей (игрушки)детьми ,используя воду, глину.

-Физкультминутка.

-Заключительная часть: анализ занятия ,выводы. 

Цель: Развитие любознательности и мыслительных способностей.

Задачи:

- Познакомить с химической реакцией взаимодействия соды и уксуса.

- Получить удовольствие от эксперимента.

Структура занятия:

-Вводная часть: художественное слово.

-Основная часть: показ и рассказ воспитателя об ингредиентах опыта (уксусе, соде и красителях)

-Выполнение опыта совместно с детьми (в пластиковой бутылке смешиваются краситель вода и уксус, а сверху надевается шарик, в который засыпают соду).

-Физкультминутка.

-Заключительная часть: анализ занятия, выводы.

Цель: Познакомить детей с опытом ,позволяющим потопить лёд.

Задачи:

- Закрепить свойства льда.

- Познакомить со свойством растительного масла.

- Воспитывать желание участвовать  в эксперименте.

Структура:

-Вводная часть: сюрпризный момент. Интерактивная презентация.

-Основная часть: показ и рассказ воспитателя об выполнении опыта с привлечением детей (как сделать кусочек льда потопляемым-налить в сосуд с плавающим льдом растительное масло)

-Физкультминутка.

-Заключительная часть: анализ занятия и выводы.

Цель: Познакомить детей с  воздействием воздуха на разрезанное яблоко. 

Задачи:

- Обследовать яблоко, отметить ,что оно покрыто защитной оболочкой, которое защищает яблоко от порчи.

- Проделать с яблоком эксперимент.

- Познакомить детей со свойством железа окислятся при взаимодействии с воздухом.

Структура:

-Вводная часть: сюрпризный момент, художественное слово.

-Основная часть: рассказ воспитателя о яблоке, обследование детьми, эксперимент. -Физкультминутка.

-Заключительная часть: анализ  занятия, выводы.

Апрель

«Волшебная бумага. Свойство бумаги»

«Бумажная гармошка, бумажки - попрыгунчики»

«Парящий самолет»

«Пузырьки- спасатели»

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги.

Задачи:

- воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

- в ходе опытов выявить свойства и качества бумаги: размокает, мнется, рвется, режется, плавает, гладкая, толстая, шероховатая, тонкая;

Структура.

Вводная часть.

1.Игровая мотивация «Бумажные человечки».

2.Отгадывание загадки:

Я белая, как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага)

Основная часть.

1.Рассматривание бумаги (обследование).

2. Физкультминутка.

3. Опыты с бумагой.

Заключительная часть.

Итог  ООД.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами бумаги – показать зависимость физических свойств бумаги от ее формы.

Задачи:

-воспитывать аккуратность в работе с бумагой;

- узнать, может ли бумага служить мостом.

Структура.

Вводная часть.

Игровая ситуация «Бумажная Фея».

 Основная часть.

1.Изготовление гармошки из бумаги.

2. Физкультминутка.

3.Проведение опыта.

Заключительная часть.

1.  Дидактическая игра «Бывает - не бывает».

2.Итог ООД.

Цель: познакомить с физическим явлением магнетизм.

Задачи: 

- воспитывать интерес к экспериментированию;

- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы;

- развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы.

Структура.

Вводная часть.

1.Сюрпризный момент «Робот Самоделкин».

2.Загадывание загадок о металлических предметах.

Основная часть.

1.Рассматривание магнита, беседа.

2.Проведение опыта с магнитом «Парящий самолет».

3.Физкультминутка.

4.Дидактическая игра «Притянет - не притянет».

Заключительная часть.

Итог ООД.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Задачи:

- воспитывать интерес к проведению опытов;

-формировать знания детей о том , что воздух имеет вес, силу;

-развивать умение детей делать выводы о свойствах воздуха путем проведения самостоятельных опытов.

Структура.

Вводная часть.

1.Чтение стихотворения:

Он-прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас. 

Он в лесу - густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной. 

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой. 

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем -

Он ведь нам не обходим! 

Основная часть.

1.Беседа «Что  такое воздух?»

2.Проведение опыта с минеральной водой и пластилином.

3.Физкультминутка.

Заключительная часть.

1.Рисование результата опыта.

2.Итог ООД.

 

Май

«Вкусные опыты. Творог и сметана»

«Мир ткани: опыты с нитками (нить-линейка, музыкальная линейка, нитка-циркуль»

«Как органы человека помогают друг другу»

«Что и из чего»

Цель: получить более глубокие знания о молоке и молочных продуктах.

Задачи:

- формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию;

 - развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;

-познакомить со  способами  приготовления молочных продуктов (творог и сметана).

Структура.

Вводная часть.

Игровая мотивация «Кот Матроскин».

Основная часть.

1.Чтение стихотворений о молочных продуктах.

2.Презентация «Как делают молоко и молочные продукты».

3. Физкультминутка.

4.Опыты с молоком.

Заключительная часть.

1.Дегустация.

2.Итог ООД.

Цель: развивать у детей представления о возможностях обычных материалов (нитки).

Задачи:

-расширять  представления детей о нитках, его качествах и свойствах;  о разнообразии изделий из ниток, их назначении;

- развивать  умения определять существенные признаки и свойства материала (структуру, мягкость, не тонут, лёгкие и т. д.).

Структура.

Вводная часть.

Сюрпризный момент «Волшебный клубок».

Основная часть.

1. Теоретическое знакомство с материалом.

2.Загадывание загадок:  «Маленькое, кругленькое, легкое, а за хвостик не поднять» (клубочек). « Я длинная и тонкая и смотана в клубок, Сбежала от котенка я в укромный уголок.(нитки)

3.Проведение опытов с нитками: нитка линейка, нитка циркуль, музыкальная нить.

Заключительная часть.

1.Обобщение и систематизация полученных знаний.

2.Изготовление поделок из ниток, рисунков(по желанию)

Цель: сформировать представление о том, что органы в определенных пределах могут заменять друг друга.

Задачи: 

-воспитывать бережное отношение к своему организму;

- закрепить представление детей об основных функциях некоторых органов человека;

-формировать интерес к познанию своего тела.

Структура.

Вводная часть.

Сюрпризный момент «Приключения Незнайки».

Основная часть.

1.И/у «Проверяем зрение и слух»

2.И/у «Что могут руки?»

3.Д/и «Узнай по голосу»

4. И/у «Зачем человеку ноги?»

5. Д/и «Угадай на ощупь»

6.И/у «Объясни руками»

Заключительная часть.

1.Выкладывание изображения человека при помощи счетных палочек, карандашей и полосок бумаги.

2.Итог ООД.

Цель: познакомить со свойствами и качествами дерева и железа.

Задачи:

- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

-развивать творческую исследовательскую активность детей.

Структура.

Вводная часть.

Сюрпризный момент «Буратино».

Основная часть.

1. Отгадывание загадок:

1.Кто в дом ни идёт, меня за ручку берёт  (дверь)

2.Четыре ноги, а ходить не может (стол, стул…)

3.Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьёт (молоток и гвоздь)

4.Ну, кто готов свои две шпаги скрестить из-за клочка бумаги (ножницы)

2.Знакомство со свойствами и качествами дерева и металла экспериментальным путём:

-Д/и «Что утонет?»

-Д/и «Горит - не горит»

3.Физкультминутка.

-Д/и «3вучит - не звучит»

-Д/и «Из чего мы сделаны?»

Заключительная часть.

Итог ООД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экспериментированию в старшей группе

Перспективное планирование по экспериментированию для детей старшей группы...

Перспективный план по экспериментированию для старшей группы

Перспективный план по экспериментированию предназначен для воспитателей старшей группы...

Перспективный план по экспериментированию в подготовительной группе

перспективный план в подготовительной группе по экспериментированию по книге Е.В. Марудовой...

Перспективное планирование по экспериментированию в средней группе

Перспективное планирование по экспериментированию с различными предметами в средней группе...

Перспективный план по экспериментированию в средней группе

Экспериментирование учит детей не только делать выводы на основе наблюдений, но и логически мыслить. А так же развивает память, внимание. Поэтому мы уделяем особое внимание этому виду деятельности в д...

Перспективный план по экспериментированию в средней группе

Средняя группа  Месяц, название неделиТема опытаЦельМатериал, литератураСентябрь2 неделяАзбука безопасности. Окрашивание воды. Растворимость веществ в воде.Выявить свойства воды: вода м...

Перспективный план по экспериментированию в старшей группы

этот методический материал поможет познакомить детей старшей группы со способами экспериментирования, организации работы в уголке природ, наблюдений на прогулке....