Перспективный план по экспериментированию для старшей группы
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Перспективный план по экспериментированию предназначен для воспитателей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspekt_plan_po_eksperiment_starsh_grup.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя, название недели | Объект | Тема опыта | Цель | Материал, литература |
Сентябрь 1 неделя День знаний. | Песок, глина | Посадим дерево | Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость при смачивании. | Емкости с сухим песком и глиной, палочки – для каждого ребёнка. Марудова Е.В.,68 |
Сентябрь 2 неделя Неделя красоты. | Овощи | Овощи и фрукты как косметика | Показать детям использование фруктов и овощей для приготовления косметических средств. | Свекла, огурец, яблоко, персиковый крем, огуречная маска, шампунь с фруктовым запахом, тёрка, нож, бумажные салфетки, зеркало. Марудова Е.В.,65 |
Сентябрь 3 неделя Азбука безопасности. | Металл | Колющие и режущие предметы из разных материалов | Познакомить детей с разнообразными материалами, из которых они изготовлены. Выяснить условия хранения и правила безопасного использования таких предметов. | Ножи и вилки пластмассовые, металлические, деревянные; поролон, пенопласт, грабли, спицы из разных материалов, швейные иголки и сломанные ветки деревьев. Марудова Е.В., 75 |
Сентябрь 4 неделя День дошкольного работника. | Фрукты | Фрукты: как их можно есть? | Показать детям различные способы приготовления блюд из фруктов. | Картинки с изображением фруктов, сюжетная картинка «Сбор урожая в саду», тарелочки с сухофруктами, консервированными и свежими фруктами, стаканы с фруктовым компотом. Марудова Е.В. 65 |
Октябрь 1 неделя Осень в мире растений. | Деревья | Почему осенью листья желтеют? | Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения | Рябинка, растущая рядом с детским садом, календарь погоды, уличный градусник, температурный график. Марудова Е.В. 67 |
Октябрь 2 неделя Осень в мире животных. | Птицы | Как легче плавать? | Установить связь между строением и образом жизни птиц. | Картинки с изображением водоплавающих и не водоплавающих птиц, ёмкость с водой, механические плавающие игрушки (пингвин, уточка), лапка из проволоки (без перепонок). Марудова Е.В., 74 |
Октябрь 3 неделя Моя республика. | Грибы | Где растут грибы? | Выявить благоприятные условия для развития и роста грибов | Споры старых грибов – свинушек или шампиньонов (используются грибницы, обрезки нижних частей грибов). Марудова Е.В.,66 |
Октябрь 4 неделя Моя страна. | Песок | Как появляются холмы? | Объяснить детям происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний, понять процесс эрозии почвы и появления холмов. | Пластиковый поднос, песчаный грунт или смесь садовой земли с песком, пять монеток, лейка с водой, пять жестяных крышек от маленьких консервных банок. Марудова Е.В.,68 |
Ноябрь 1 неделя День народного единства. | Воздух | Упрямый воздух (опыт № 1) | Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. | Шприцы (без иголок) для каждого ребёнка, ёмкость с подкрашенной водой. Марудова Е.В.,79 |
Ноябрь 2 неделя Расту здоровым. | Человек | Проверим слух | Показать детям, как человек слышит звук. | Металлическая ложка, толстые бечёвки длиной 60 см, стол (лучше металлический). Марудова Е.В.,63 |
Ноябрь 3 неделя Моя семья. | Человек | Наши помощники – глаза | Познакомить детей со строением глаза, функцией его частей. | Зеркало, пиктограммы (брови, ресницы. Веко. Глазное яблоко), изображение строения глаза. Бумажные овалы лица и части лица, вырезанные из бумаги (глаза, нос, рот, веко с ресницами, пары зрачков нескольких цветов – серые, карие, голубые, зелёные). Марудова Е.В.,64 |
Ноябрь 4 неделя День матери. | Ягоды | Как измерить тепло? | Объяснить детям принцип действия термометров (увеличение объёма жидкости при нагревании, уменьшение объёма – при охлаждении. | Зведёрки с водой разной температуры, пузырёк с водой, со стержнем, вставленным в крышку, и заполненным мыльным раствором. Марудова Е.В.,71 |
Декабрь 1 неделя Зима. | Вода, лед, снег | Какие свойства? | Сравнивать свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. | Ёмкости со снегом, льдом, водой. Марудова Е.В.,72 |
Декабрь 2 неделя Зима. | Вода, лед | Разноцветные сосульки | Реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности. | Вода, формы для замораживания льда, краски, нитки, алгоритм деятельности. Марудова Е.В.,75 |
Декабрь 3 неделя В гостях у сказки. | Статическое электричество | Волшебники | С помощью опыта установить причину возникновения статического электричества. | Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, кусочки ткани и бумаги. Марудова Е.В.,73 |
Декабрь 4 неделя Новый год. Фабрика Деда Мороза | Звук | Коробочка с секретом | Помочь детям выявить причины ослабленного звука. | Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или с крупами, одна готовая коробочка с «секретом» (внутри полностью обложена поролоном) и материалы для изготовления таких же коробочек – для каждого ребёнка, мелкие металлические предметы. Марудова Е.В.,80 |
Январь 2 неделя Рождество
| Вода | Помощница- вода | Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. | Банка с мелкими лёгкими предметами. ёмкость с водой, стаканчики. Марудова Е.В. 67 |
Январь 3 неделя Зимние забавы. | Магнит | Горнолыжник | Закрепить умение работать с пластилином, бумагой, ножницами. Реализовывать свои творческие возможности, доводить работу до логического конца. | Иллюстрации на тему «Зимние виды спорта»; кусок картона 20х45 см, трубочки для коктейля, пластилин, ножницы, цветная бумага, картон, 2 канцелярские скрепки, магнит, клей (всё – на каждого ребёнка). Марудова Е.В.,76 |
Январь 4 неделя Зимние забавы. | Различные виды тканей | Если не видишь | Научить детей узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства, объяснить, что свойства материала обусловливают способ его применения. Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами. | Повязки на глаза из разных материалов (плотных и прозрачных); небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, ёмкости с водой, алгоритм деятельности. Марудова Е.В.,77 |
Февраль 1 неделя Неделя добрых дел. | Человек | Большой – маленький | Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещённости. | Большое зеркало, маленькие зеркала, настольная лампа. Марудова Е.В.,78 |
Февраль 2 неделя Лекторий «Защитники Отечества» | Воздух | Упрямый воздух (опыт № 2) | Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. | Пипетки для каждого ребёнка (резиновый колпачок, стеклянный цилиндр), ёмкость с окрашенной водой. Марудова Е.В.,80 |
Февраль 3 неделя Защитники Отечества. | Воздух | Ветер в комнате | Выявить, как образуется ветер. Показать детям на опыте, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. | Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), спички, принадлежности для рисования (для каждого ребёнка). Марудова Е.В.,78 |
Февраль 4 неделя Народные праздники и обычаи. | Статическое электричество | Волшебный шарик | С помощью опыта установить причину возникновения статического электричества. | Надутые воздушные шары, кусочки ткани и бумаги. Марудова Е.В.,73 |
Март 1 неделя Мамы всякие нужны, мамы всякие важны. | Магнит | Два магнита | Выявить особенности взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание. | Два магнита. Марудова Е.В.,82 |
Март 2 неделя Народная культура. | Звук | Где живёт эхо? | Показать детям на опыте, как возникает эхо. | Пустой аквариум, вёдра пластмассовые и металлические, кусочки тканиЮ веточки, мяч. Марудова Е.В.,81 |
Март 3 неделя Неделя театра. | Лупа | Лупа | Продемонстрировать детям особенности увеличительных приборов, познакомить с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами. | Лупы (по количеству детей), бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы. Марудова Е.В.,82 |
Март 4 неделя Книжная неделя. | Муха | Кошмарное поведение за столом | Показать, как питается муха, выявить одно из необходимых условий для её жизнедеятельности. | Изображение мухи. Новая губка, тонкая ленточка, трубочки для коктейлей, ножницы, блюдца с апельсиновым соком – для каждого ребёнка. Марудова Е.В.,84 |
Апрель 1 неделя Весна. | Спутники | На орбите | Установить, что удерживает спутники на орбите. | Ведро, шарик, верёвка, привязанная к ручке ведра. Марудова Е.В.,83 |
Апрель 2 неделя Неделя космоса. | Свет и темнота | Тёмный космос | Продемонстрировать на опыте, почему в космосе темно. | Фонарик, стол, линейка. Марудова Е.В.,83 |
Апрель 3 неделя Зеленая планета. | Растения | Холодное и тёплое помещения для растений | Выявить благоприятные условия для роста и развития растений. | Зимние или весенние ветки дуба, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, черенки бальзамина в стаканчиках с водой. Модель зависимости растений от тепла. Марудова Е.В.,85 |
Апрель 4 неделя Они защищали Родину. | Сила притяжения | Почему всё падает на землю? | Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения. | Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), ёмкость с водой, песком, металлические шарики. Марудова Е.В.,70 |
Май 1 неделя День Победы. | Тень | Уличные тени | Рассказать детям о том, как образуется тень, о её зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения. | Предметы разной степени прозрачности. Марудова Е.В.,69 |
Май 2 неделя Весна – красна! | Растения | Как растения пьют воду | Доказать, что корешок растения всасывает воду и что стебелёк проводит её; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями. | Лупа, стаканы с водой (для черенков и для полива), взрослое растение бальзамина, нож, принадлежности для рисования (для каждого ребёнка). Марудова Е.В.,84 |
Май 3 неделя Неделя безопасности. | Вода | Пар – тоже вода | Показать детям ещё одно агрегатное состояние воды, ввести правила безопасности при обращении с кипятком. | Термос с кипятком, зеркало или стекло, знак «Осторожно, кипяток!» Марудова Е.В.,67 |
Май 4 неделя Скоро лето. | Предметы из разных материалов | Родственники стекла | Учить детей узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. | Стеклянные стаканчики, фаянсовйе бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки – для всех детей, алгоритм деятельности. Марудова Е.В.,71 |
Литература:
Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Дыбина О.В., Рахманинова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: «Аркти», 2003.
Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: «Аркти», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по экспериментированию в старшей группе
Перспективное планирование по экспериментированию для детей старшей группы...
Перспективный план по экспериментированию в средней группе.
Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей....
Перспективный план по экспериментированию в подготовительной группе
перспективный план в подготовительной группе по экспериментированию по книге Е.В. Марудовой...
Перспективный план по экспериментированию в средней группе
Экспериментирование учит детей не только делать выводы на основе наблюдений, но и логически мыслить. А так же развивает память, внимание. Поэтому мы уделяем особое внимание этому виду деятельности в д...
Перспективный план по экспериментированию в средней группе
Средняя группа Месяц, название неделиТема опытаЦельМатериал, литератураСентябрь2 неделяАзбука безопасности. Окрашивание воды. Растворимость веществ в воде.Выявить свойства воды: вода м...
Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе
Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе...
Перспективный план по экспериментированию в старшей группы
этот методический материал поможет познакомить детей старшей группы со способами экспериментирования, организации работы в уголке природ, наблюдений на прогулке....