Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в лабораторию по изучению воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя группа) на тему

Мишарина Татьяна Юрьевна

Данная  НОД  помогает актуализировать знания воспитанников о том, кому нужна вода, формировать на основе опытов представление о следующих свойствах воды: «замерзает – тает», «прозрачность», «вода – растворитель»;развивать  речь, мыслительные операции, познавательный интерес воспитанников в процессе экспериментирования; воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. Конспект НОД содержит интересные, но простые опыты с водой и молоком, которые интересно будет повторить(провести) с ребенком дома или с детьми в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

 «Путешествие в лабораторию

 по изучению воды»

                                             

Составители: Т. Ю. Мишарина,

 И.Ш. Рогацевич,

воспитатели МБДОУ № 48

                                               

                                                 

                                                               

   

2016 г.

Тема: Путешествие в лабораторию по изучению воды.

Направление деятельности: познавательное развитие.

Возрастная группа: 2 младшая группа

Цель: формирование навыков экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные: актуализировать знания воспитанников о том, кому нужна вода, формировать на основе опытов представление о следующих свойствах воды: «замерзает – тает», «прозрачность», «вода – растворитель».

Развивающие: развивать  речь, мыслительные операции, познавательный интерес воспитанников в процессе экспериментирования.

Воспитывающие: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование: стаканчики с водой, пищевые красители, емкости со льдом, фартуки, картинки с изображением животных, птиц, растений.

ТСО: магнитофон, аудиокассета со звуками льющейся воды.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем в волшебной лаборатории, где проводят опыты. Но для того,  чтобы в нее попасть и узнать,  с чем мы будем экспериментировать и о чем говорить,  предлагаю вам внимательно послушать стихотворение и догадаться, о чем в нем говориться. 

(Несколько детей читают стихотворение)

 « Если руки ваши в ваксе,

    Если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг,

    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего не может мама

    Ни готовить, ни стирать,

    Без чего мы скажем прямо,

    Человеку умирать?

    Чтобы лился  дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варились кисели,

    Чтобы не было беды  –  

    Жить нельзя нам без воды».

Воспитатель: О чем  говориться в стихотворении? (Ответы детей: о воде).

Воспитатель:  Кому же нужна вода? (ответы детей).  

    Воспитатель: Давайте мы с вами создадим модель «Кому нужна вода?». Нужно выложить на  голубую ткань - это будет вода, картинки с изображением тех, кому нужна вода.

( Дети  по очереди выкладывают картинки, перечисляют, кому нужна вода).

 Воспитатель: Вода необходима всему живому на земле. Без воды не было бы жизни. Ребята, а вы хотите узнать о свойствах воды? Для этого мы с вами отправляемся в лабораторию воды. Закрываем глаза и переносимся в лабораторию.

( Звучат звуки льющейся воды)

Воспитатель: Открываем глаза, мы в лаборатории по изучению воды. Предлагаю подойти к столу для проведения первого опыта. Вы внимательно наблюдаете, а потом мне расскажете, что произошло.

Опыт № 1

( В литровую банку  налита горячая вода. Банка закрыта крышкой с дырочками, сверху  нужно положить несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я беру баночку с горячей водой, накрываю ее крышечкой с дырочками и еще мне надо положить лед сверху крышки.

Воспитатель: Посмотрите, а у нас в баночке пошел дождик!

-А как вы думаете, почему?

( Ответы детей: лед начал таять, и вода начала капать в баночку).

Воспитатель: Ребята, положите кусочки льда на ладошку. Что произошло? Почему лед таял на крышке баночки? В ваших руках?

 ( Ответы детей: лед начал таять от горячей воды в баночке, от тепла рук) .

    Воспитатель: Правильно, лед тает от теплого воздуха, горячей воды и в отверстия в крышечки стекает талая вода. И на ладошках  лед тает от вашего тепла.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как из воды получить лед?

( Ответы детей:   зимой вынести на улицу, вода от холода замерзнет.  Или поместит воду в холодильник, в морозилку.)

Опыт №

(Дети переходят к столу, на котором стоят стаканы с водой и молоком.)

   Воспитатель:  Ребята,  что вы можете сказать о воде? Какая она? Какого цвета? (Ответы детей:  вода не имеет цвета, прозрачная).

    Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите пуговицу и опустите в стакан с водой. Вы ее видите? (Да) Какого она цвета? (Дети называют цвет пуговицы). Значит, какая вода?  

(Ответы детей: вода прозрачная).

    Воспитатель:  А молоко какого цвета?

 (Ответы детей:  белого).

-Молоко прозрачное или нет?

 (Ответы детей: молоко  непрозрачное).

    Воспитатель: Давайте проверим. Закройте глаза, а я опущу в молоко пуговицы, ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.

    Воспитатель: Открываем глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет). Почему?

(Ответы детей: молоко непрозрачное).

- Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить пуговицы. Можете теперь сказать, какого они цвета?

 (Ответы детей)

    Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть, повторяйте за мной движения и слова.

         Физкультминутка  «Дождик»

          «Капля первая упала – кап!

(Присаживаются ,показывают первую каплю на дорожке)

          И вторая прибежала – кап! (То же самое)

          Мы на небо посмотрели, (Встают, смотрят вверх)

          Капельки кап-кап запели,

(отбивают капли пальчиками на   коленях)

          Намочились лица.

          Мы их вытирали. (движения согласно тексту)

          Туфли – посмотрите –

          Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят)

          Плечами дружно поведем (Движение плечами)

          И все капельки встряхнём. (Встряхивают кистями рук)

          От дождя мы убежим, (Бег на месте)

          Под кусточком посидим (Нагибают голову, прикрывая её руками)

Опыт № 3

Дети переходят к столу, на котором стоят стаканы с водой и  ванночки с молоком, сухие краски.

    Воспитатель: Ребята,  перед вами вода и сухие краски, я предлагаю высыпать их в  воду.

 (Дети высыпать краски, ложечкой размешивают воду).

    Воспитатель: Какая вода была до добавления красок?

 (Ответы детей:  прозрачная, бесцветная).

-Какого цвета вода стала сейчас? (ответы детей). Что произошло с краской?

 (Ответы детей: она растворилась, перемешалась с водой).

    Воспитатель:  Правильно, краски смешались с водой и окрасили воду в разные цвета. Вода – очень хороший растворитель.

    Воспитатель: Перейдем к другому столу и посмотрим, как краски будут растворяться в молоке. Но посмотрите, краскам что-то не дает раствориться в молоке.

   Воспитатель: Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет?

(Ответы детей: краски двигаются в молоке и перемешиваются).

    Воспитатель: Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться.  А заставили мы молоко двигаться с помощью обычного моющего средства, оно растворило жир в молоке, который не давал краскам раствориться. В воде краски растворялись лучше, поэтому вода –  лучший растворитель, чем молоко.

    Воспитатель:  Вот нам и пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Закроем глаза и вернемся обратно.

 ( Звучат звуки льющейся воды).

    Воспитатель: Где мы с вами побывали?

 ( Ответы детей: в лаборатории воды.)

    Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали о воде, прослушав стихотворения:

Вода без вкуса и прозрачна,

 Но всем  всегда нужна нам,

 Больше, чем еда.

Наступят холода, – превратиться  в лёд вода,

А тепло придет вода снова потечет.

Вода лучший растворитель,

 Растворит  все без труда

Наша спутница вода.

    Воспитатель:  О каких свойствах воды мы сегодня узнали, и нам помогли вспомнить стихотворения?

(Ответы детей: вода не имеет цвета, она прозрачная; в холоде вода застывает, в тепле – тает; вода – хороший растворитель.)

    Воспитатель: За вашу помощь в опытах, на память о путешествии в лабораторию воды, дарю вам капельки воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру Лаборатория неживой природы"Вода-волшебница""

Закрепить с детьми знания о свойствах воды,состоянии через опыты,игры,стихи,загадки,привлечение детей к познавательно-исследовательской деятельности....

Путешествие в лабораторию по изучению воды

Актуализировать знания воспитанников о том, кому нужна вода, формировать на основе опытов представление о следующих свойствах воды: «замерзает – тает», «прозрачность», «вода – растворитель»...

Конспект ООД Путешествие в лабораторию по изучению воды

Конспект проведения занятия в средней группе по ознакомлению свойствами и качествами воды. эксперименты с водой....

Конспект ОД по окружающему миру в старшей группе "Круговорот воды в природе"

Тема: Круговорот воды в природе. Использование воды человеком. Цель: формирование элементов экологической культуры через изучение такого явления, как круговорот воды в пр...

Конспект НОД по окружающему миру младшей группе «Удивительная волшебница Вода »

Цель: дать детям представление о том, для чего нам нужна вода, что вода не имеет запах; продолжать формировать представления детей о том, что вода может менять цвет; формировать у детей навыки эк...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Свойства воды, льда и пара"

Программные задачи:образовательные:- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов;- о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три ...