НОД в подготовительной группе "Драгоценный камень - вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лебеденко Ольга Валерьевна

Познавательно-речевое развитие! Основывается на опытно-эксперементальной деятельности!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_ds_ov.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС ОВ № 35 «Ручеёк»

г. Туапсе

План – конспект НОД

по познавательно – речевому развитию

в подготовительной группе

«Драгоценный камень – вода»

Составитель:

Басаман Ольга Валерьевна

2013 г.

Цель: Формировать представления о том, что вода – источник жизни.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека;
  • Познакомить со свойствами воды;
  • Дать детям представление о том, какие существуют источники воды.
  1. Развивающие:
  • Активировать и обогащать словарь детей;
  • Развивать логическое мышление, творческие способности детей.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать бережное отношение к воде, ответственное отношение к окружающему миру.

Материал:

Демонстрационный: глобус, ёмкость с водой, кувшин, ваза, стакан со льдом, стакан с молоком, соль, сахар, лимон.

Раздаточный: стаканчики с водой, кисточки, краски.

Ход занятия:

Вводная часть:

(Звучит тихая музыка)

Загадка:

- На ноге стоит одной,

   Крутит вертит головой

   Нам показывает страны

   Реки, горы, океаны (глобус).

Вос – ль: - Ребята, а что такое глобус? (показывает глобус) Вот такой наша планета выглядит с космоса. Глобус – это модель нашей планеты Земля, только в уменьшенном виде во много раз. Давайте мы с вами рассмотрим его. Глобус показывает форму нашей планеты. Какая она? (круглая)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра).

- Ребята, а как вы думаете, кому и зачем нужна вода? (объяснения детей).

Правильно дети, без воды ничего на Земле существовать не может. Вода очень необходима растениям, животным, людям.

(Чтение стихотворения о воде под запись журчания ручейка).

- Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без неё нам не прожить!

- Ребята, а как вы думаете, что случилось, если бы не было на Земле воды? (всё погибло)

Воды очень много на Земле, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна пресная вода. А какая это вода пресная? (ответы детей) Правильно, пресная вода – без солей. А как вы знаете, в морях и океанах она солёная. В ней жить и питаться могут только морские обитатели. А люди берут воду из кранов, а в краны вода поступает из рек

 (потому что она пресная), она очищается на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая.

- А как вы думаете, как же тогда пополняются реки, если постоянно из рек поступает вода к нам в краны (ответы детей – круговорот воды в природе, показываю макет).

Солнце нагревает поверхность суши или водоёма, и вода, которая содержится там, превращается в пар и понимается в воздух. Этот воздух вверху охлаждается, превращается в облака, образуются тучи, а потом при помощи ветра выпадают на землю в виде осадков: зимой – снега, летом – дождя. И так постоянно. Это круговорот воды в природе. Поэтому вода у нас не заканчивается.

Опытно – экспериментальная часть:

- А сейчас ребята, я вас приглашаю в волшебную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей) Мы с вами сегодня будем лаборантами, и попробуем ответить на все вопросы: что такое вода? Какая она? И какими свойствами обладает?

- Посмотрите, как льётся вода (переливаю из одной ёмкости в другую). Какой вывод можно сделать? (вода – это жидкость)

(На столе лежат предметы – мяч и кубик) – Дети, а что это? Они имеют форму? А имеет ли форму вода? А это мы сейчас и узнаем.  Для этого возьмём банку с водой и перельём её в кувшин.  А сейчас из кувшина выльем воду в вазу.  Вода принимает форму того сосуда, куда её наливают. Итак, вода не имеет форму. Дети, а как вы думаете, в каком состоянии вода может сохранить форму? Отгадайте загадку: «Я вода, да по воде плаваю» (лёд). (Стакан со льдом подношу к каждому ребёнку, чтобы попробовал на ощупь, какой он: холодный, гладкий, скользкий) Где можно увидеть лёд? (ответы детей).

- А сейчас посмотрите на эти два стакана (один с водой, второй с молоком). Какого цвета вода? (прозрачная) А молоко? (белое). Сейчас каждый из вас может поменять цвет воды. Для этого возьмите кисточку, обмакните её в любую краску, а потом опустите её в стакан с водой. Какого цвета получилась у вас вода? (ответы детей) Итак, вода не имеет цвета, она прозрачная.

- А сейчас давайте мы с вами понюхаем воду. Чем пахнет? (ни чем) А теперь попробуем добавить туда капельку специального масла. Чем пахнет теперь? (можно добавить либо какое-нибудь эфирное масло или что-нибудь другое для запаха)

- А теперь попробуем воду на вкус (даём пробовать обычную воду). Какая она? (безвкусная) А как можно придать вкус воде? Давайте добавим сахар в воду и попробуем. Какая стала? (сладкая) Теперь соль (солёная) Ну а теперь я добавлю вам в воду кусочек лимона. Какая стала вода? (кислая) Итак: вода бесцветная, без запаха и безвкусная.

- А сейчас давайте немного отдохнём.

Логоритмическое упражнение:

- К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись

(наклоны вперёд)

Раз, два, три, четыре

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс

(круги руками вперёд)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками поочерёдно)

Все, как один, плывём как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шаги на месте)

И отправились домой.

- Ну что отдохнули? А теперь продолжим.

Ребята, а теперь такой вопрос. Может ли вода кипеть, булькать, шипеть? Когда это происходит? (когда её нагревают).

- А что так сильно её нагревает, что она закипает? (огонь, газ, электронагреватель)

- На наше занятие я принесла один и электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? Правильно, это кипятильник.  Давайте с его помощью попробуем нагреть воду (воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар).

- Вода постепенно нагревается, что с ней происходит? (кипит, бурлит, булькает) А какая кипящая вода? Да, она очень горячая. Сейчас я выключу кипятильник, вода становится спокойной, но ещё остаётся горячей. Ой, ребята, а что это поднимается над баночкой? Правильно, это пар. Вот только не пойму, откуда он взялся? Ведь я наливала в банку только воду. А вы не знаете? (ответы детей)

- Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.  А сейчас, я над ним аккуратно подержу зеркало. Что вы видите на нём? Оно запотело и появились капельки (дети проводят пальчиком по зеркалу, и убеждаются, что это вода). Значит мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая».

Заключительная часть:

- Вы сегодня хорошо поработали. Вам понравилось в нашей волшебной лаборатории? (Да)

 - Итак, что мы с вами сегодня узнали о воде? (ответы детей)

   И запомните дети, что без воды на свете нельзя прожить и нужно воду беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница вода и её свойства"

Экспериментальная деятельность на занятия по экологическому воспитанию. Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды , имеющих способность меняться в зависимости от окружаю...

Конспект по экологии в подготовительной группе "Волшебница вода".

Цели.1.Образовательные: =ознакомление детей со свойствами воды:- отсутствие собственной формы;- текучесть;- пар тоже вода;- вода может растворять предметы.= объяснить детям, почему вода иногда н...

Конспект занятия в подготовительной группе.Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; об источниках питьевой воды; представления о некоторых видах природных водоёмов. Расширить знания детей о значен...

Совместно - познавательно исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Секрет воды» (изучение свойств воды) (используемая технология: Моделирование

Формирование интегративных качеств любознательности, активности, способности решать интелектуальные задачи путем включения детей в опытно-эксперементальную деятельность....

Технологическая карта по окружающему миру в подготовительной группе: "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Технологическая карта по окружающему миру в подготовительной группе: "Свойства воды. Круговорот воды в природе"...

Методическая разработка Проект для детей подготовительной группы «Каменная сказка»

Камни издревле наделялисьлюдьми магическими свойствами....

Конспект занятия в подготовительной группе «Каменный уголь»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Основная общеобразовательная школа п. Школьный»Конспект занятия в подготовительной группе«Каменный уголь»Подготови...