Конспект занятия в подготовительной группе «Каменный уголь»
статья (подготовительная группа)

Ефанова Юлия Олеговна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п. Школьный»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Каменный уголь»

Подготовила: Ефанова Юлия Олеговна

воспитатель 1 квалификационной категории

образование высшее: специальное

Цели:
1. Познакомить детей со свойствами каменного угля.
2. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.
3. Развивать их сенсорные ощущения.
4. Воспитывать интерес к опытнической работе, к явлениям неживой природы.
5. Дать представления о том, как добывают каменный уголь, как он используется человеком.
6. Познакомить с крупнейшими месторождениями каменного угля.

Оборудование:

Загадка про гору, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, игра «что лишнее?», схема добычи каменного угля, салфетки, лупа.
 

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся с вами в путешествие, где я вам расскажу о самой главной ценности нашего края, мы пойдем с вами искать каменный уголь. Прежде чем мы отправимся с вами в путешествие я бы хотела немного рассказать про каменный уголь, и где впервые его обнаружили.
 

Воспитатель: однажды одни сибирские ученые (Михайло Волков и Даниэль Готлиб Мессершмидт) увидели на берегу Томи «огнедышащую гору», однако приняли это горение не за подземный угольный пожар, а за вулканическое явление. Им стало интересно что это такое, когда эти ученые приблизились к горе то нашли на берегу реки небольшие черные камушки. Взяв эти камни домой, они так и не смогли сделать правильные выводы, что это такое. А спустя 13 лет другим ученым (Академик Иоганн Гмелин вместе с профессором-историком Миллером) тоже стало интересно узнать, что это за «огнедышащая гора». Эти ученые проделали большой путь до реки, через которую им надо было переправиться, переправившись через реку их ждало еще одно препятствие опасная, горная тропа по которой они то спускались с горы, то поднимаясь к ней.  Когда они приблизились к подножию, то увидели дым, выходящий у её подножия, но и эти ученные не смогли разгадать загадку этой горы. В 1745 г. Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов разгадал эту загадку. Он доказал, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в доисторические времена росли на земле. Всем известно, что дерево горит.

 Воспитатель: ну что ребята мы многое с вами узнали, вы готовы отправится в путешествие?

 Дети: (да)

Воспитатель: сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте куда мы все таки сегодня отправимся.

Вся в вершинах эта местность,

Для людей неробких.

Здесь ученым интересно

Вверх идти по тропке. (Гора).

Воспитатель: правильно ребята, мы сегодня с вами отправляемся на поиски той самой Горы.

Воспитатель: ребята, а как называются люди, которые все изучают?
Дети: ученые.
Воспитатель: вот я вам сегодня предлагаю немного побыть учеными, а у нас для этого есть все инструменты.

Воспитатель: Мы учеными станем?

Да! Да! Да! (Хлопок над головой)

Будут все гордится нами.

Да! Да! Да! (Хлопок над головой)

Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Её не обойдёшь (топают ногами)

Её не проплывёшь(«плывут»)

Её не пролетишь(«крылья»)

Надо напрямик.

Всё мы сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели.

Да! Да! Да! (Хлопок над головой)

Разминку мы с вами сделали, не легкий путь нас ждет впереди, но мы же с вами сильные и со всеми неприятностями справимся.

Игра- "река"

 Участников игры должно быть парное количество. На середине участка - "река" (две параллельные линии, расстояние между ними 15-20 шагов). На реке "камень" (начерченные небольшие круги). Игроки разделены на две команды, которые стоят на берегу. По команде они начинают прыгать с камня на камень: кто ступит в воду - "тонет", то есть выбывает из игры. Выиграет та команда, где большинство игроков успешно переправилось через реку.

    Примечание. На камень разрешается ступать только одной ногой.

Перебравшись через реку, детям предлагается рассмотреть картины с горами и найти нашу гору (гора с дымом).

Игра «Что здесь лишнее?»

Воспитатель: лежат картинки, дети должны убрать лишнее.

Воспитатель: молодцы ребята, вы справились с заданием мы нашли ту самую «огнедышащую гору», где впервые нашли каменный уголь.

Показ слайдов с каменным углем.

Воспитатель: предлагает детям пройти в лабораторию (дети садятся за столы), перед вами уважаемые ученые, все необходимое для работы, посмотрите.
-вот, каменный уголь, что вы можете о нем сказать?
-какого он цвета? (черный)
-уголь твердый или мягкий?
-как вы узнали? (да, нужно на него надавить пальцем)
-гладкий или шершавый?
-блестящий или матовый?
-возьмите его в руки, потрогайте, а теперь посмотрите на руки, что вы заметили?
-да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.
-ребята как вы думаете, а он прочный? Давайте проверим.
Опыт: воспитатель молотком ударяет по каменному углю.
-что произошло? (да, он рассыпался)
-Давайте сделаем вывод: каменный уголь прочный, но не настолько, как например мрамор, и от удара он рассыпается.
-как называется это свойство? Какой он? (хрупкий)
-а теперь возьмите лупу и рассмотрите его.
-Какой он? (бугристый, как дерево)
-а сейчас я вам расскажу, что я  знаю про каменный уголь.
«каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения, его основу составляют остатки древних болотистых, погибших растений и деревьев, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф»,
«такой торф лежит много, много лет и потом превращается в каменный уголь»
-уважаемые ученые, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте сделаем это.
Опыт: «опускаем уголь в воду»
-что происходит с водой? (вода помутнела, пошли пузырьки)
-почему пошли пузырьки? Что это такое? (это выходит воздух)
Вывод: правильно, в каждом предмете есть воздух, а в пористых больше. При опускании в воду, он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.
-а что произошло с углем? (он утонул)
-какой можно сделать вывод? Уголь тяжелый.
-а как вы думаете, уголь растворяется?
-давайте проверим.
Опыт: возьмите палочки и помешайте. Сделайте вывод.
-уголь не растворяется.
-правильно, уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.
-сейчас я вам расскажу о самом главном свойстве угля.
«каменный уголь хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет для отопления жилых домов, помещений, используется как топливо на заводах и фабриках»
- нужен ли человеку каменный уголь? (из каменного угля получают лаки, краски, используют для получения лекарства, пластмассы, духов, используют как твердое и жидкое топливо)

А вы, знаете как добывается каменный уголь?

«добыча каменного угля производится как на поверхности, так и глубоко под землей. Для добычи под землей строят шахты – это глубокие и темные колодцы. В стволах шахт устанавливают подъемные машины. От стволов шахт по направлению к залежам угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение», «шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в специальные вагонетки и на них перевозят до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там грузят в вагоны и везут туда, где он нужен»
-труд шахтеров очень трудный и тяжелый. Их нелегкий труд облегчают специальные машины. (показ картинок)
-давайте посмотрим на карту, где находятся залежи каменного угля.

 «У нас есть места, где есть много каменного угля, целые залежи. Недалеко от Москвы – тульское месторождение, в Новокузнецке, на реке Печоре, а еще есть на Украине, в Донецке»
-а теперь уважаемые ученые, давайте еще раз повторим все свойства каменного угля и сделаем вывод.

Воспитатель: молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, и в подарок я вам принесла вот такие картинки- кусочки каменного угля на память о нашем занятии. А вы дома поделитесь своими знаниями со своими родителями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Википедия. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кузнецкий_угольный_бассейн\

Горная энциклопедия. Электронный ресурс: сhttp://www.mining-enc.ru/k/kuzneckij-ugolnyj-bassejn/

ДерюшевА.В., Першин В.В,Масаев Ю.А. Открытие и освоение Кузнецкого каменноугольного бассейна//Вестник КузГТУ.-2007.-№3.

Угольная промышленность Кузбасса 1721–1996/отв. редактор К. А. Заболотская, Администрация Кемеровской области, КемГУ.– Кемерово: Кемеров. кн. Изд-во, 1997.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Подземные богатства Земли. Знакомство с каменным углем и мелом»

Цели: расширять знания о природе, познакомить со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...