НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Каменный уголь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Каменный уголь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_yanvar_2024_kamennyy_ugol.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Каменный уголь»
Цели:
Познакомить детей со свойствами каменного угля; закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.
Дать детям представление о том, как добывают каменный уголь, как он используется человеком.
Познакомить детей с крупнейшими месторождениями каменного угля. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей со свойствами каменного угля (имеет чёрный цвет, твёрдый, от удара рассыпается на куски, пачкается, бугристый, как дерево, тяжёлый, тонет в воде, не растворяется в воде и ни в какой из жидкостей); закреплять умение исследовать предмет с помощью сравнения с другими предметами (губка, перо, кора, камень), называть его свойства и особенности, используя модели.
Развивающие: Развивать познавательный интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас детей; формировать связную речь, память, внимание, воображение; развивать сенсорные ощущения, поддерживать интерес детей к опытнической работе, способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.
Воспитывающие: Воспитывать интерес и любовь к родному краю; бережное и ответственное отношение к миру неживой природы; испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.
Предварительная работа: беседы на тему «Полезные ископаемые», «Что находится внутри шахты»; чтение произведений художественной литературы о неживой природе; загадывание загадок.
Словарная работа: лаборатория, лупа, ископаемое, пористый, шахта, горняки.
Ожидаемые результаты:
1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о каменном угле.
2. Дети с помощью моделей самостоятельно смогут сделать вывод о свойствах каменного угля, на основе проделанных опытов.
Материалы к занятию: посылка с каменным углём; письмо Хозяйки медной горы; карточки для игры; загадка про уголь; тарелочки с каменным углём, губки на каждого ребёнка; лупы по количеству детей, кора дерева; стаканчики с водой и палочки по количеству детей; молоток; влажные и сухие салфетки; камень; шапочки в лабораторию по количеству детей; модели (твердый, черный, тяжелый, хрупкий, пачкает, не растворяется в воде), доска с магнитами, презентация.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
В: Ребята, скажите, что нас окружает? (предметы)
- А еще что? (природа)
- Какая бывает природа? (живая и неживая)
- Назовите признаки живой природы (дышит, размножается, растет, двигается, умирает, питается)
- Предлагаю вам поиграть в игру: «Живое – неживое» (раздать карточки)
- Я буду называть предметы, а вы поднимать карточку нужного цвета: зеленую, если предмет живой природы, красную, если предмет неживой природы. (солнце, камень, дерево, небо, цветы, птицы, вода).
- Молодцы, справились.
Стук в дверь. Получает посылку.
Воспитатель: Мне передали посылку. Как проверить, действительно ли она предназначена нам? Высказывания детей: нужно прочитать адрес.
– Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада?
– Значит посылка для нас. Хотите узнать, что в посылке? (Открывает посылку, находит письмо, читает его).
«Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам посылку с предметом неживой природы. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку, которую я вам приготовила. Желаю удачи. «Хозяйка Медной горы».
Что ж, слушайте загадку:
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки –
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень, нужный, камень.
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет.
Воспитатель: Догадались, о каком камне идёт речь? Слайд 2.
Вот он какой, каменный уголь.
Воспитатель: А что же это такое, каменный уголь? Уголь – это полезное ископаемое неживой природы растительного происхождения. Он образуется, в основном, в болотистых местах. Каменный уголь образовался из торфа, только произошло это очень, давно, задолго до того, как появились первые динозавры. Слайд 3.
На земле тогда, было очень тепло и влажно. Деревья были огромных размеров, они старели, погибали, нередко оказывались в болоте. Со временем их накапливалось все больше и больше, они постепенно изменялись и, в конце концов, превращались в каменный уголь.
Сейчас я познакомлю вам свойства торфа. Слайд 4.
Торф: Если его сжать в руке, он мягкий, рыхлый, рассыпается, (если опустить в воду он плавает, значит, он легкий), если на него полить водой, сухой торф впитывает воду.
Мы поговорили с вами о торфе, это тот материал, из которого образуется каменный уголь.
Наша земля имеет много неровностей: горы, склоны, овраги, равнины.
Слайд 5.
Если посмотреть, то видно, что деревья, травы, растения растут по склонам, возвышенностям и когда они погибают, то падают вниз к подножью, где перегнивают, превращаются в торф, а потом в каменный уголь.
Но для этого должно пройти не одно тысячелетие. Слайд 6.
Воспитатель: Хозяйка Медной горы прислала нам уже готовую породу – каменный уголь, чтобы мы исследовали его свойства, узнали его полезность и другим рассказали. Вы хотите проделать опыты с каменным углём? Тогда закройте глаза, сейчас мы с вами отправимся в детскую научную лабораторию для проведения опытов. (Дети открывают глаза, видна надпись «Детская научная лаборатория»). Если вы согласны, то я буду вашим научным руководителем.
–Чтобы нам дружно работалось, мы сделаем небольшую разминочку. Вставайте все в круг:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо встать.
А теперь все отправляемся за свои рабочие места.
Воспитатель: Надевайте шапочки. Присаживайтесь. Давайте вспомним правила безопасности при работе в лаборатории. (ответы детей)
Посмотрите, что у вас на столе, это то, что нам нужно для проведения опытов. В тарелочках каменный уголь, который прислала нам хозяйка Медной горы. В работе нам будут помогать модели.
1. Воспитатель: И так. Какого цвета уголь? (Он чёрный). Вот первая модель. (Черный)
2. Воспитатель: Уголь твёрдый или мягкий? Он твердый. Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?
– Пробовали надавить на него или сжать в руке. (Но чтобы знать точно, давайте сравним два предмета: губку и уголь. Сжимаем в одной руке губку, в другой уголь. Губка мягкая, а уголь твердый.) (модель выставить – твердый)
3. Воспитатель: Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается (выставить модель – пачкает руки). Положите уголь и вытрите руки влажной салфеткой.
4. Воспитатель: Как вы думаете, каменный уголь прочный или хрупкий? (Ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что с ним произойдёт (ударяю по куску каменного угля молотком – он рассыпался на несколько мелких кусочков).
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт, если ударить молотком по камню? (Предположения детей).
– Давайте проверим (ударяю по камню, с ним ничего не происходит, показываю детям результат, они делают вывод).
Дети: Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень.
– Какой вывод можно сделать? ( Он хрупкий, легко крошится от удара, много мелких кусочков). (модель – хрупкий)
5. Воспитатель: Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите? (Ответы детей)
Дети: Он бугристый, как кора дерева. (Модель)
6. Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду? (Предположения).
– Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит? (Появляются пузырьки).
Дети: Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею – появляются пузырьки. Уголь что сделал, утонул. Почему? Он тяжёлый. (Для сравнения можно посмотреть на перышко и уголь. Перышко легкое плавает на поверхности воды, а уголь утонул). (выставить модель)
7. Воспитатель: Как вы думаете, он растворяется в воде или нет? Как это можно проверить? (Помешать воду палочкой).
– Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?
Дети: Не растворяется. (Выставить модель).
Воспитатель: Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.
Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? (В этом нам помогут все модели)
Вывод: Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, значит хрупкий, он пачкается, бугристый как дерево, уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях.
Воспитатель: Ребята, наша работа в лаборатории закончена.
Воспитатель: Какое настроение у вас от проделанной работы?
– Что вас больше всего порадовало во время работы?
– Что интересного вы узнали?
– Вы дружно поработали, давайте снова разомнемся. Вставайте все в круг:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо встать.
А теперь все отправляемся на стульчики.
Воспитатель: Сейчас мы поговорим о профессии шахтера. Людей, которые добывают уголь, называют шахтерами. Слайд 7.
Уголь добывают в шахтах, глубоко под землей. Слайд 8.
Для этого используют отбойные молотки. Слайд 9.
Уголь загружают в вагонетки и вывозят из шахты. Слайд 10.
Еще уголь добывают открытым способом. Для этого снимают большой слой земли, потом пускают шагающий экскаватор, который огромным ковшом берет породу и грузит вот в огромные машины. Слайд 11.
Такие машины называются БелАЗы. Сайт 12.
Воспитатель: Как, по вашему мнению, используют уголь и для чего он нужен?
Дети: Уголь используют в качестве топлива, чтобы его сжигать в печах и в домах было тепло.
Воспитатель: Правильно каменный уголь используется в качестве топлива, как в быту, в частных домах, так и в котельных. Слайд13.
Так и в промышленности, на заводах. Слайд 14.
Уголь был первым ископаемым материалом, который люди стали использовать как топливо. В прошлые века много угля использовалось для транспорта: пароходы, паровозы. Слайд15.
Продукты переработки каменного угля используются в разных промышленностях. Слайд16.
Из продуктов угля производят разноцветные краски, пластмассу, керамическую плитку, линолеум, строительный материал. Используют в резиновой промышленности. Слайд17.
Кокс, продукт угля, используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из продуктов угля делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Слайд18.
Уголь ничем не пахнет, и его продукты переработки также используют в косметике: Слайд19. при изготовлении духов, лаков для ногтей, краски для волос и в других областях промышленности: таких как пищевой, фармацевтической и др. Слайд 20, 21.
Делают из угля прочные нити, удобрения и самое лучшее стекло.
Самые большие угольные бассейны в России по объему добычи каменного угля - это Тунгусский, Кузнецкий, Печорский бассейны. Слайд 22.
Земные ресурсы не бесконечны, люди должны бережно относиться к тому, что им даёт природа.
Воспитатель: Ребята, что же нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)
- Я хочу узнать, интересна и познавательна ли была наша сегодняшняя работа. Посмотрите, у каждого из вас есть вот такой огонек, а у меня на доске с «Уголек» и вода. Так вот, если вам сегодня все понравилось, вы узнали для себя что-то новое, то зажгите уголек, прикрепив к нему свой огонек, а если были какие –то трудности, что-то не понравилось или было не интересно, то потушите свой огонек в воде. (Проводится рефлексия)
Воспитатель: Нам в подарок Хозяйка Медной горы прислала много кусочков каменного угля, я вам их раздам на память о нашем занятии. А вы дома поделитесь своими знаниями со своими родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание в подготовительной группе тема занятия "Жалобная книга природы"
Увлекательное путешествие по экологической тропе...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Рыбка просит о помощи"
Конспект экологического занятия...
конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе"Морское путешествие"
конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе....
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Конспект занятия поможет закрепить знания детей о некоторых свойствах воды. дать понятие о рациональном ее использовании. а также воспитать бережное отношение к воде и ее обитателям....
Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.
Сдесь рассказано что такое игра и как она влияет на экологическое воспитание ребёнка дошкольного возраста....
Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.
В этой презентации рассказано какие игры я использую в подготовительной грппе по экологическому воспитанию....
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Птицам нашу заботу" проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширить знания детей о птицах родного края, о образе жизни, повадках.Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц....