НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Каменный уголь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шевелева Татьяна Михайловна

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Каменный уголь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_yanvar_2024_kamennyy_ugol.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Каменный уголь»

Цели:

Познакомить детей со свойствами каменного угля; закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.

Дать детям представление о том, как добывают каменный уголь, как он используется человеком.

Познакомить детей с крупнейшими месторождениями каменного угля. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Задачи: 

Обучающие: Познакомить детей со свойствами каменного угля (имеет чёрный цвет, твёрдый, от удара рассыпается на куски, пачкается, бугристый, как дерево, тяжёлый,  тонет в воде, не растворяется в воде и ни в какой из жидкостей); закреплять умение исследовать предмет с помощью сравнения с другими предметами (губка, перо, кора, камень), называть его свойства и особенности, используя модели. 

Развивающие: Развивать познавательный интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас детей; формировать связную речь, память, внимание, воображение; развивать  сенсорные ощущения, поддерживать интерес детей к опытнической работе, способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.

Воспитывающие: Воспитывать интерес и любовь к родному краю; бережное и ответственное  отношение к миру неживой природы; испытать  радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.

Предварительная работа: беседы на тему «Полезные ископаемые», «Что находится внутри шахты»; чтение произведений художественной литературы о неживой природе; загадывание загадок.

Словарная работа: лаборатория, лупа, ископаемое, пористый, шахта, горняки.

Ожидаемые результаты:

1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о каменном угле.

2. Дети с помощью моделей самостоятельно смогут сделать вывод о свойствах каменного угля, на основе проделанных опытов.

Материалы к занятию: посылка с каменным углём; письмо Хозяйки медной горы;  карточки для игры; загадка про уголь; тарелочки с каменным углём, губки на каждого ребёнка; лупы по количеству детей, кора дерева; стаканчики с водой и палочки по количеству детей; молоток; влажные и сухие салфетки; камень; шапочки в лабораторию по количеству детей;  модели (твердый, черный, тяжелый, хрупкий, пачкает, не растворяется в воде),  доска с магнитами, презентация.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

       

В: Ребята, скажите, что нас окружает? (предметы)

- А еще что? (природа)

- Какая бывает природа? (живая и неживая)

- Назовите признаки живой природы (дышит, размножается, растет, двигается, умирает, питается)

- Предлагаю вам поиграть в игру: «Живое – неживое»  (раздать карточки)

- Я буду называть предметы, а вы поднимать карточку нужного цвета: зеленую, если предмет живой природы, красную, если предмет неживой природы.  (солнце, камень, дерево, небо, цветы, птицы, вода).

- Молодцы, справились.

Стук в дверь. Получает посылку.

Воспитатель: Мне передали посылку. Как проверить, действительно ли она предназначена нам? Высказывания детей: нужно прочитать адрес.

– Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада?

– Значит посылка для нас. Хотите узнать, что в посылке? (Открывает посылку, находит письмо, читает его).

«Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам посылку с предметом неживой природы. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку, которую я вам приготовила. Желаю удачи. «Хозяйка Медной горы».

                                Что ж, слушайте загадку:

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластами.

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки –

Это в шахте горняки.

Отбивают молотками

Этот очень, нужный, камень.

Он имеет чёрный цвет,

Всем даёт тепло и свет.

Воспитатель: Догадались, о каком камне идёт речь? Слайд 2.

Вот он какой, каменный уголь.

Воспитатель: А что же это такое, каменный уголь? Уголь – это полезное ископаемое неживой природы растительного происхождения. Он образуется, в основном, в болотистых местах. Каменный уголь образовался из торфа, только произошло это очень, давно, задолго до того, как появились первые динозавры.  Слайд 3.

На земле тогда, было очень тепло и влажно. Деревья были огромных размеров, они старели, погибали, нередко оказывались в болоте. Со временем их накапливалось все больше и больше, они постепенно изменялись и, в конце концов, превращались в каменный уголь.

       Сейчас я познакомлю вам свойства торфа. Слайд 4.

Торф: Если его сжать в руке, он мягкий, рыхлый, рассыпается, (если опустить в воду он плавает, значит, он легкий), если на него полить водой, сухой торф впитывает воду.

Мы поговорили с вами о торфе, это тот материал, из которого образуется каменный уголь.

Наша земля имеет много неровностей: горы, склоны, овраги, равнины.

                                                                                        Слайд 5.

Если посмотреть, то видно, что деревья, травы, растения растут по склонам, возвышенностям и когда они погибают, то падают вниз к подножью, где перегнивают, превращаются в торф, а потом в каменный уголь.

Но для этого должно пройти не одно тысячелетие. Слайд 6.

Воспитатель:  Хозяйка  Медной горы прислала нам  уже готовую породу – каменный уголь, чтобы мы исследовали его свойства, узнали его полезность и другим рассказали. Вы хотите проделать опыты с каменным углём? Тогда закройте глаза, сейчас мы с вами отправимся в детскую научную лабораторию для проведения опытов. (Дети открывают глаза, видна надпись «Детская научная лаборатория»). Если вы согласны, то я буду вашим научным руководителем.

–Чтобы нам дружно работалось, мы сделаем небольшую разминочку. Вставайте все в круг:

               Раз – подняться, потянуться,

               Два – согнуться, разогнуться,

               Три – в ладоши три хлопка,

               Головою три кивка.

               На четыре – руки шире,

               Пять – руками помахать

               И на место тихо встать.

А теперь все отправляемся за свои рабочие места.

Воспитатель: Надевайте шапочки. Присаживайтесь. Давайте вспомним правила безопасности при работе в лаборатории. (ответы детей)

Посмотрите, что у вас на столе, это то, что нам нужно для проведения опытов. В тарелочках каменный уголь, который прислала нам хозяйка Медной горы. В работе нам будут помогать модели.

1. Воспитатель: И так.  Какого цвета уголь? (Он чёрный). Вот первая модель. (Черный)

2. Воспитатель:  Уголь твёрдый или мягкий? Он твердый. Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

– Пробовали надавить на него или сжать в руке. (Но чтобы знать точно, давайте сравним два предмета: губку и уголь. Сжимаем в одной руке губку, в другой уголь. Губка мягкая, а уголь твердый.)  (модель выставить –  твердый)

3. Воспитатель: Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается (выставить модель – пачкает руки). Положите уголь и вытрите руки влажной салфеткой.

4. Воспитатель: Как вы думаете, каменный уголь прочный или хрупкий? (Ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что с ним произойдёт (ударяю по куску каменного угля молотком – он рассыпался на несколько мелких кусочков).

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт, если ударить молотком по камню? (Предположения детей).

– Давайте проверим (ударяю по камню, с ним ничего не происходит, показываю детям результат, они делают вывод).

Дети:  Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень.

– Какой вывод можно сделать? ( Он хрупкий, легко крошится от удара, много мелких кусочков). (модель – хрупкий)

5. Воспитатель: Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите? (Ответы детей)

Дети: Он бугристый, как кора дерева. (Модель)

6. Воспитатель:  Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду? (Предположения).

– Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит? (Появляются пузырьки).

Дети: Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею – появляются пузырьки. Уголь что сделал, утонул.  Почему?  Он тяжёлый.  (Для сравнения  можно посмотреть на перышко и уголь. Перышко легкое плавает на поверхности воды, а уголь утонул).  (выставить модель) 

7. Воспитатель:  Как вы думаете, он растворяется в воде или нет? Как это можно проверить? (Помешать воду палочкой).

– Меняет ли цвет вода? Так растворяется  уголь  или  нет?

Дети: Не растворяется. (Выставить  модель).

Воспитатель: Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.

Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? (В этом нам помогут все модели)

Вывод: Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, значит хрупкий, он пачкается, бугристый как дерево, уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях.

Воспитатель: Ребята, наша работа в лаборатории закончена.

Воспитатель:  Какое настроение у вас от проделанной работы?

– Что вас больше всего порадовало во время работы?

– Что интересного вы узнали?

– Вы дружно поработали, давайте снова разомнемся. Вставайте все в круг:

               Раз – подняться, потянуться,

               Два – согнуться, разогнуться,

               Три – в ладоши три хлопка,

               Головою три кивка.

               На четыре – руки шире,

               Пять – руками помахать

               И на место тихо встать.

А теперь все отправляемся на стульчики.

Воспитатель: Сейчас мы поговорим о профессии шахтера. Людей, которые добывают уголь, называют шахтерами. Слайд 7.

Уголь добывают в шахтах, глубоко под землей. Слайд 8.

Для этого используют отбойные молотки. Слайд 9.

Уголь загружают в вагонетки и вывозят из шахты. Слайд 10.

Еще уголь добывают открытым способом. Для этого снимают большой слой земли, потом пускают шагающий экскаватор, который огромным ковшом берет породу и грузит вот в  огромные машины. Слайд 11.

Такие машины называются БелАЗы.  Сайт 12.

Воспитатель: Как, по вашему мнению, используют уголь и для чего он нужен?

Дети: Уголь используют в качестве топлива, чтобы его сжигать  в печах и в домах было тепло.

Воспитатель: Правильно каменный уголь используется в качестве топлива, как в быту, в частных домах, так и в котельных. Слайд13.

Так и в промышленности, на заводах.  Слайд 14. 

Уголь был первым ископаемым материалом, который люди стали использовать как топливо. В прошлые века много угля использовалось для транспорта: пароходы, паровозы. Слайд15. 

Продукты переработки каменного угля используются в разных промышленностях. Слайд16.

Из продуктов угля производят разноцветные краски, пластмассу,  керамическую плитку, линолеум, строительный материал. Используют в  резиновой промышленности. Слайд17.

Кокс, продукт угля, используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из продуктов угля делают даже горючее, чтобы эти машины двигались.      Слайд18.

Уголь ничем не пахнет, и его продукты переработки также используют в косметике:  Слайд19. при изготовлении духов, лаков для ногтей, краски для волос и в других областях промышленности: таких как пищевой, фармацевтической и др.  Слайд 20, 21. 

Делают из угля  прочные нити,  удобрения  и самое лучшее стекло.

Самые большие угольные бассейны в России по объему добычи каменного угля - это Тунгусский, Кузнецкий, Печорский бассейны. Слайд 22. 

Земные ресурсы не бесконечны, люди должны бережно относиться к тому, что им даёт природа.

Воспитатель: Ребята, что же нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)
- Я хочу узнать, интересна и познавательна ли была наша сегодняшняя работа. Посмотрите, у каждого из вас есть вот такой огонек, а у меня на доске с «Уголек» и вода. Так вот, если вам сегодня все понравилось, вы узнали для себя что-то новое, то зажгите уголек, прикрепив к нему свой огонек, а если были какие –то трудности, что-то не понравилось или было не интересно, то потушите свой огонек в воде. (Проводится рефлексия)
Воспитатель:  Нам в подарок Хозяйка Медной горы прислала  много кусочков  каменного угля, я вам их раздам на память о нашем занятии. А вы дома поделитесь своими знаниями со своими родителями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе"Морское путешествие"

конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Конспект занятия поможет закрепить знания детей о некоторых свойствах воды. дать понятие о рациональном ее использовании. а также воспитать бережное отношение к воде и ее обитателям....

Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.

Сдесь рассказано что такое игра и как она влияет на экологическое воспитание ребёнка дошкольного возраста....

Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.

В этой презентации рассказано какие игры я использую в подготовительной грппе по экологическому воспитанию....

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Птицам нашу заботу" проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Расширить знания детей о птицах родного края, о образе жизни, повадках.Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц....