Конспект непосредственно – образовательной деятельности области «Познание. Формирование целостной картины мира» в старшей группе оздоровительной направленности «Солнышко» Тема: «Чудеса в весеннем лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
области «Познание. Формирование целостной
картины мира»
в старшей группе оздоровительной направленности
«Солнышко»
Тема: «Чудеса в весеннем лесу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_v_vesennem_lesu.docx | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16» города Канаш Чувашской Республики
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
области «Познание. Формирование целостной
картины мира»
в старшей группе оздоровительной направленности
«Солнышко»
Тема: «Чудеса в весеннем лесу»
Составила и провела воспитатель
I квалификационной категории
Ананьева Т. Г.
2017 г
Тема недели: Весна
Тема НОД: Чудеса в весеннем лесу
Тип: интегрированное
Вид: сюжетное
Образовательные области:
1. Познание
2. Коммуникация (речевая деятельность)
3. Социализация(игровая деятельность)
4. Физическая культура (двигательная деятельность)
5.Музыка
6. Здоровье (оздоровительная деятельность)
Организация:
1. по подгруппам
2. использование всего пространства группы
Цель: Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.
Программные задачи:
Образовательные:
- Формировать представления о весне, как периоде пробуждения природы, закрепить знания о весенних месяцах
- Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, тает снег и превращается в воду). Образовалось много воды, которая впитывается в землю. Набухают почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, первые весенние цветы – подснежники, прострелы, крокусы. Формировать реалистическое представление о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, барсук, из берлоги выходит медведь, просыпаются насекомые, прилетают птицы с юга, поют и вьют гнезда); у лесных животных появляются детеныши.
- Стимулировать стремление объяснить происходящее и рассуждать.
-Формировать у детей коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли.
- Закрепить умение проводить операции сравнения и обобщения. Установить зависимость изменений в природе от сезона.
- Обогащать словарный запас по теме.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
- Развивать интеллектуальную активность детей, понимать и решать познавательные задачи.
- Развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы.
Развивать логическое мышление и память детей.
- Развивать эстетическое восприятие.
Воспитательные:
- Воспитание уважительного отношения к жизни леса весной, культуры поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе
- Воспитание навыков сотрудничества, умение самостлятельной и совместной работы.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы и энциклопедий, беседы, загадывание загадок, решение проблемных ситуаций, рассматривание картин, слушание музыки, исследовательская деятельность и поведение опытов на улице, ТРИЗ игра «Хорошо – плохо», дидактические игры «Зима, весна, лето, осень», «Что с начало – что потом», «Почемучки», просмотр мультфильма «Путешествие капельки», наблюдение в природе за признаками весны, просмотр презентаций «Весна в городе», «Приметы весны».
Материалы и оборудование: конверт с письмом, массажные коврики, ребристая доска, фонограмма песен и звуков природы, экран, презентация «Весна в лесу», сюжетные картинки, шапочки братьев месяцев, предметные картинки, две скамейки, шкатулка, магнитная доска. Оборудование для опытов: 1большой поднос, 10 маленьких подносов, стаканчики со льдом и снегом, салфетки, термос с горячей водой, 3 тазика, модель «маленьких человечков».
Воспитатель: Дети я рада встрече с вами. Вижу, как у вас блестят глазки, и читаю в них ваши умные мысли.
Воспитатель: обращаясь к гостям
Доброе утро гости желанные,
Всех приглашаем,
Дети: Душевно встречаем!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, я увидела, что к окну прилетела сорока, постучала клювом в окно, радостно и звонко так затрещала. Интересно, что она хотела нам сообщить. Сорока оставила нам конверт. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо пришло нам. Вот оно. Послушайте…
Здравствуйте дорогие ребята! Вам пишут весенние братья месяцы – Март, Апрель и Май. Мы много о вас наслышаны. Нам сказали, что вы очень любознательные, добрые и старательные дети. И если это так, мы приглащаем Вас в лес весенний ни за ягодами, ни за грибами, а за весенними чудесами. Но предупреждаем. Вас ждут испытания, и чтобы справиться с ними, нужно быть очень дружыми. Ждем вас!
Братья Месяцы
Воспитатель: Удивительно! нас приглашают в лес за весенними чудесами. Ребята, как вы думаете, а где еще мы можем узнать о чудесах, которые происходят весной в природе?
Дети: В интернете, в библиотеке, в энциклопедии, можно спросить об этом у взрослых, спросить друг у друга, провести собственное исследование.
Воспитатель: Ну а нам пора отправляться в лес за чудесами.
Ребята вы готовы путешествовать?
Дети: Готовы
Воспитатель: Вот сейчас я и проверю
Вопросы:
1. Какое время года весна сменяет?
2. А чем весна отличается от зимы?
3. Кто приносит весну на крыльях?
4. Когда распускается подснежник?
5. Когда цветет яблоня?
6. Когда прилетают скворцы?
Воспитатель: Какие вы умнички. Вижу, все готовы путешествовать. Ну, тогда беоите друг друга за руки, ведь мы должны быть с вами дружной командой.
(включается фонограмма песни «Как – как – капельки – золотые сабельки», дети по массажным коврикам идут друг за другом, держась за руки)
Воспитатель:
Мы по мостику пойдем
В лес весенний попадем
Будем по лесу гулять,
Свежим воздухом дышать.
( дети проходят по мостику - ребристой доске через речку)
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как красиво. Как пахнет здесь весной. Давайте поздороваемся с лесом.
Дети: Здравствуй лес, дремучий лес
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой – не утаи,
Ты же видишь мы свои!
Воспитатель: В лесу надо быть очень внимательными, нельзя шуметь, кричать, а впрочем, вы сами расскажите как нельзя себя вести в лесу?
(дети рассказывают)
- Нельзя оставлять мусор. Мусор нужно забрать с собой.
- Нельзя рвать редкие цветы. Не будет просто красоты.
- Нельзя разорять птичьи гнезда
- Нельзя забирать из леса животных. Лес для ежиков и белочек – это дом родной, а в неволе они не будут спать и есть.
- В лесу нельзя ломать ветки на деревьях и кустарниках
Воспитатель: Ребята, а как вы дуиаете какое время года в лесу?
(обращает внимание на картину «Весна в лесу» - презентации слайд 1)
Дети:
Воспитатель: А почему ты так решил? Может быть это зима, ведь на картине изображен снег?
А здесь я вижу цветы, может быть это лето?
(воспитатель пытается запутать детей, дети доказывают, что на картине изображена все- таки весна, перечисляют весенние признаки)
Воспитатель: Дети, а как вы узнали, что в лесу наступила весна.
Дети:
Воспитатель: Молодцы, вы так порадовали меня ответами.
Воспитатель: Давайте, ребята, расскажем о том, что происходит в природе весной.
Фонопедическое упражнение «Весной»
Дети и воспитатель:
Солнце светит ярко
(дети поют восходящий звукоряд на слог «ля», показывая движение вверх рукой)
И сосулькам жарко
(произносят звук «кап» , ударяя указательным пальцем по ладони другой руки)
Ручейкм бегут
(произносят «Бл – бл – бл..», быстро двигая языком вправо-влево)
Песенки поют
(показывают рукой» волну» и пропевают звук «у» в соответствии с движением руки)
Появились жуки
(продолжительно тянут звук «ж»ложив ладонь на грудь)
Мухи
(произносят звук «н», положив ладонь на темя)
Пчелы
(произносят звук «в», положив ладони к щекам)
Комары
(прроизносят звук «з». положив руку на шею спереди)
Даже дедушка медведь
Начал громко реветь
(дети произносят звук «р-р-р», руки перед собой)
Воспитатель: Ребята продолжим наше путешествие по лесу.
( воспитатель надевает ребенку венок месяца Марта)
Воспитатель и дети: Здравствуй месяц Март!
Март: Здравствуйте ребята. Я месяц Март – первый месяц весны.
А как называют месяц март в народе?
Дети: Я думаю месяц март в народе называют протальник
Воспитатель: Объясните почему?
Дети: Потому, что снег в марте тает, и появляются первые проталинки
Март: Ребята, посмотрите, а в конверте лежат картинки, может быть они помогут вам узнать о чуде.
Ситуативный разговор «Что Весне помогло победить холод»
Воспитатель: На карточках …
Дети: лампочка, костер, солнце
(воспитатель выкладывает карточки на магнитную доску)
Воспитатель: Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне победить холод?
(дети высказываются, делают вывд – что солнце самое большое и доброе чудо)
Воспитатель: А почему вы так решили, потому что солнце самое красивое и веселое?
Дети: Нет
Воспитиатель: А какое солнце весной?
Дети: теплое, яркое, жаркое, доброе, золотое, ласковое, круглое, желтое, лучистое
Воспитатель: Да, кроме красоты у солнышка много тепла и доброты. Изменилось солнышко весной, оно стало ярче и теплее. Весной на нашу планету попадает гораздо больше солнечного тепла, чем зимой, повышается температура.
Март: Угадайте, ребята, а какие чудеса происходят в природе в марте? А помогут вам мои картинки. Разложите их по порядку и расскажите.
(ребенок выкладывает на магнитную доску картинки - солнце, проталинки, первая трава, первоцветы (подснежники, крокусы, прострелы), грачи. Есть лишняя карточка дерево с зелеными листочками.)
Воспитатель: Солнышко высоко, светит ярче, припекает. Продолжите дальше
Дети: Снег начинаки оседать, таять. Снег становится ноздреватым, потомучтл днем сронышко пригревает, светит ярче., снежинки на поверхности снега тают, превращаются в капельки воды. Водичка протекает вниз сквозь толщу снега, в снегу лстаются дырочки. Появляются первые проталинки, на которых появляются первоцветы – подснежники, крокусы, прострелы, появляется первая зеленая травка. Потомучто весной появляются все условия для роста растений –влага, тепло, влажная земля и солнечный цветС юга прилетают грачи.
Дети: А вот деревья в марте еще не проснулись. Я дуиаю, что эту картинку мы уберем.
Воспитатель: Умнички, вы все правильно рассказали о чудесах природы в марте. В лесу постепенно наступает весна.
Воспитатель: Подул ветерок, набежали тучки, пошел дождь
Дети: Дождик, дождик веселей
(барабанят пальчиками)
Капай, капай не жалей
(встряхивают кистями)
Дождь прошел.
(воспитатель надевают ребенку венок месяца Апреля)
Воспитатель и дети: Здравствуй месяц Апрель
Апрель: Здравствуйте ребята, я месяц апрель – второй месяц весны.
А как называют апрель в народе?
Дети: Я знаю апрель в народе называют снегогон, водолей.
Воспитатель: Объясните почему?
Дети: Потому что в апреле снег начинает быстро таять. Превращается в воду, бегут весёлые ручейки.
Апрель: А какая погода в апреле? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети подойдите к окну и скажите, какая погода сегодня?
Дети дают характеристику погоды
Апрель: Угадайте, ребята, а какие чудеса происходят в апреле?
Рассказ ребенка с презентацией.
презентация «Весна в апреле»
Воспитатель: В апреле солнце светит и греет гораздо сильнее. С каждым днем становится теплее, а что дальше.
Дети: Быстро тает снег и превращается в воду. Повсюду бегут звонкие ручейки. Вода питает землю. Просыпаются от зимнего сна деревья. Почки на голых ветках оживают: набухают, увеличиваются. Начинается сокодвижение. Из коричневых чешуек появляются первые зеленые листочки. Прилетели с юга перелетные птицы - жуоавли, скворцы, ласточки, жаворонки, соловьи. Вылезли из щелей насекомые. Проснулись после зимней спячки медведь, барсук, еж. Белки и зайцы поменяли свои теплые шубки на более легкие, поменяли их цвет. У многих лесных животных появились детеныши.
Воспитатель: В апреле вся природа пробуждается от долгого зимнего сна. Лес наполняется разными шумами и звуками. Вы так хорошо знаете о чудесах весны, то может быть, отгдаете какие весенние звуки сейчас прозвучат
(включается запись «Голоса природы»)
Апрель: А что вы услышали в лесу?
Дети: Я услышал, как журчит ручей, а я услышал пение птиц…
Воспитатель: На разные голоса заливаюся, щебечут веселые пичуги. Птицы кажутся такими беззаботными, но на самом деле весной у них немало важных дел. Какие, как вы думаете?
Дидактическая игра «Что сначало, что потом»
Дети: Птицы подыскивают себе пару. Вьют гнезда. Откладывают в них яички и выводят птенцов.
Воспитатель: Какое чудо! Когда наступает весна снег начинает таять. А почему снег весной таит?
Дети: Я думаю снег весной тает потому что солнце не только светит, но и греет.
Воспитатель: А где мы можем выяснить, почему снег тает?
Дети: В нашей лаборатории.
Воспитатель: Проходите в лабораторию. Сегодня мы будем с вами настоящими учёными. Проведём собственные исследования и выясним, почему же снег тает весной. Ребята что вы видите на подносах.
Дети: Снег и лёд.
Воспитатель: Потрогайте снег руками и скажите, какой он?
Дети: Холодный, мягкий, рыхлый, белый.
Воспитатель: Возьмите и потрогайте лёд руками и скажите, какой он?
Дети: Холодный, твёрдый, скользкий, гладкий, мокрый.
Воспитатель: А что происходит со льдом и снегом?
Дети: Он начинает таять и превращается в воду.
Воспитатель: А почему это происходит?
Дети: Я думаю, что они тают от тепла наших ладошек. В зале тепло.
Воспитатель: А как ещё можно растопить снег и лёд?
Дети: Положить в горячую воду, на батарею и на грелку.
Воспитатель: Возьмите по кусочку льда положите в горячую воду. Что происходит?
Дети: В горячей воде лёд быстро растаял.
Воспитатель: Значит, от чего растаял лёд.
Дети: Под воздействием горячей воды лёд растаял.
Воспитатель: А какие человечки живут в льдинке?
Дети: Дружные, они крепко держатся за ручки.
Воспитатель: А что происходит с человечками льда от тепла?
Дети: Дружные ледяные человечки крепко держаться за руки, а от тепла когда появляются красные, бегущие человечки, дружным человечкам становится жарко. Дружные человечки превращаются в равнодушных и отпускают ручки, посмотрите какие лужи появились.
Воспитатель: А почему снег и лёд весной на улице тает.
Дети делают вывод: Потому что солнце сильно греет и под действием тёплых лучей снег начинает таять.
Воспитатель: Ребята, а нам пора продолжить наше путешествие.
Воспитатель и дети: Здравствуй, месяц Май
Май: Здравствуйте дети! Я месяц Май – третий месяц весны. А в народе меня называют травень, потому что всюду появляется трава, деревья надели зеленые платьица, цветут цветы – ландыши, медуница. От снега ничего не осталось. Посмотрите, вот какие чудеса творят солнечные лучики в мае. Садитесь на бревнышки и смотрите.
(презентация «Май»)
Рассказ ребёнка: Все стало зеленым и цветным.
Птицы поют.
Пробудились муравьи
По делам спешат они
Бабочки летают
И нарядом щеголяют
Над цветами шмель коужит
Деловито так жужжит.
Воспитатель: Лес в мае словно рождается заново. Удивительно. Какое солнце яркое, жаркое. Давайте поиграем с его лучиками.
Зрительная гимнастика
Лучик вверх, лучик вниз
Лучше детям улыбнись
Вправо, влево посмотри
Вокруг солнца обойди.
(весенний хоровод)
Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Многое мы узнали о чудесах весны. Ребята, чтобы вы еще хотели узнать о природе весной?
(воспитатель записывает в записную книжку пожелания детей)
Воспитатель: Я сейчас все это запишу в свою записную книжку и мы с вами обязательно поговорим об этом на следующей встрече, а возможно осуществим проект. У нас в детском саду есть копилка мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить свои знания о весне.
Дети: Хотим.
Воспитатель:
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки беритесь
Я шкатулочку возьму
И приметы соберу
Дети: Апрель с водой, май с травой
Весной солнце как мать светит и греет
Март зиму кончает, весну начинает
Увидела грача – весну встречай
Ласточка прилетела, скоро гром загремит
До первой грозы лягушки не квакают.
Вода с гор потекла – встречай весну
Воспитатель: Вот видите, как много можно узнать, гуляя по лесу. Давайте и дальше учиться у природы и дружить с ней. А нам пора с вами возвращаться в детский сад. К письму были приложены маленькие солнышки – это братья месяцы благодарят вас за ваши знания и старения.
(дети уходят из зала под музыку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по математике "Олимпийские игры" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха
Конспект по математике "Олимпийские игры" предназначен для детей старшей группы с нарушением слуха....
КОНСПЕКТ непосредственно образовательная деятельность познание + коммуникация + ручной труд в старшей группе с ОНР “Весна”.
Уточнять предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме: “ Весна”; углубить представления о сезонных изменений в природе; Формировать умение подбирать признаки и дей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе комбинированной направленности № 9 (5-6 лет) ( дети с нарушением опорно-двигательного аппарата) « Волшебный мир посуды »
МАДОУ детский сад комбинированного вида № 128 К О Н С П Е К Тнепосредственной образовательной деяте...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Ирк...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности " Прогулка в зимний лес" для старшей группы компенсирующей направленности (с нарушением речи)
Образовательная область: "Познание", Интеграция образовательных областей: "Социализация", "Безопасность", "Коммуникация", "Художественное творчество"....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ В ГРУППЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Занятие по художественной литературе по стихотворению А.Барто "Зайка"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе для детей со сложным дефектом. Тема «Весеннее путешествие».
Данное занятие было запланировано как итоговое по проекту «Заюшкина избушка».При подготовке к НОД мною и воспитателями группы была проведена предварительная работа, направленна...