Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе для детей со сложным дефектом. Тема «Весеннее путешествие».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данное занятие было запланировано как итоговое по проекту «Заюшкина избушка».
При подготовке к НОД мною и воспитателями группы была проведена предварительная работа, направленная на расширение знаний детей о приметах весны и знанию РНС «Заюшкина избушка».
Конспект был составлен в соответствии с задачами адаптированной образовательной программы для детей со сложным дефектом МКДОУ № 14 «Улыбка» и соответствует данному возрасту детей.
В занятии использовались наглядные пособия и материалы, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности и физической активности. Пособия были достаточного размера, эстетично оформлены.
Занятие было динамичное, оно включало быструю смену деятельности, благодаря чему удалось избежать утомляемости детей. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.
Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности была проведена музыкальная физминутка Е. и С. Железновых «Зайка серенький сидит». Характерной особенностью их методики, «Музыка с мамой», является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования в работе с детьми с ОВЗ.
Также я использовала электронную зрительную гимнастику, которая была направлена на включение в динамическую работу глазных мышц, бездеятельных при выполнении заданий, и наоборот – расслабление тех глазные мышц, на которые падает основная нагрузка. Спокойная музыка способствовала снятию эмоционального напряжения.
В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
На занятии были соблюдены приемы дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Например, в задании «Собери картинку», целью которого было формировать у детей представление о целостном образе предмета, количество частей было разным для каждого ребенка. А для ребенка, имеющего нарушение зрения, был представлен образец картинки на столе.
В задании «Собери тропинку», я использовала материала из познавательного комода «Интошка». Это задание было направлено на закрепление знаний детей с ОВЗ о сенсорных эталонах цвета и формы. Для детей был представлен образец тропинки, на основе которого они составляли свою тропинку.
Целью задания «Разложи веточки по порядку» было развитие логического мышления, умение выстраивать последовательность событий. Так же в этом задании был использован личностно-ориентированный подход к ребенку с нарушением слуха. В силу его дефекта, инструкции к выполнению заданий ему могут быть не понятны. Для понимания задания я использовала карточку - задание «Разложи». Так же детям, которым было трудно справиться с заданием, была предложена подсказка в виде карточки с последовательностью выкладывания веточек.
Задание «Цветочная поляна» способствовало формированию и закреплению знаний детей о сенсорных признаках предмета (цвет, размер), развитию мелкой моторики и зрительного восприятия.
Игра с прищепками направлена на развитие мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи, внимания, мышления, координации, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти у детей с ОВЗ.
Итог занятия был организован в виде рефлексии.
Я считаю, что поставленные мною задачи в ходе занятия были выполнены. Дети были увлечены содержанием, успешно справлялись с предложенными заданиями и играми.
Познавательный эффект НОД был достигнут, дети получили знания о приметах весны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» №14 «Улыбка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим
в старшей группе для детей со сложным дефектом.
Тема «Весеннее путешествие».
Подготовил и провел:
учитель - дефектолог
Мордовина А. Ю.
г. Лодейное Поле
2018 г
Цель: обобщение знаний детей о весне.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить рассказывать о приметах наступающей весны
- учить детей отгадывать загадки о весенних приметах
Коррекционно-развивающие задачи:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Весна. Характерные признаки весны»
- развивать лексико-грамматический строй
- совершенствовать навыки связной речи
- развивать общую и мелкую моторику
- развивать пространственные представления
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать умение наблюдать за сезонными изменениями в природе
- воспитывать бережное отношение к природе
- формировать умение взаимодействовать в коллективе и решать проблемные ситуации
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, презентация к занятию, мягкая игрушка – лиса, геометрический набор из комода «Интошка», разрезные картинки, «кочки» - геометрические фигуры, веточки дерева, электронная зрительная гимнастика, дидактическое пособие «Цветочная полянка» (из фетра), прищепки, шаблоны птиц, солнышки «грустные» и «веселые».
Предварительная работа:
Наблюдение за сезонными изменениями в природе, просмотр мультфильма «Заюшкина избушка», чтение РНС «Заюшкина избушка», просмотр видеоролика о весне, проведение беседы о временах года, закрепление понятия «перелетные птицы», «капель», «первоцветы», закрепление умения подбирать слова - признаки к существительным.
Ход НОД.
- Вводная часть.
Дефектолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними! Молодцы!
Дефектолог: Ребята, а еще к нам на занятие пришел сказочный герой. Посмотрите, кто это (дефектолог показывает лису, на экране проектора). И пришла она к нам из сказки, а какой попробуйте отгадать.
В сказке лисонька - плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Очень смелый петушок.
Дефектолог: Молодцы! Лиса пришла к нам из сказки «Заюшкина избушка»
- Ребята, скажите, пожалуйста, что же произошло с героями сказки? (лиса выгнала зайку из дома)
- А почему лиса так поступила? (потому что ей негде было жить)
- Что произошло с домиком лисы? (домик растаял)
- Из чего был сделан домик лисы? (изо льда) А домик зайки? (из дерева)
- Ребята, почему растаял домик лисы? (потому что пришла весна)
- Правильно, ребята, лиса не знала, что с приходом весны лед тает. А давайте поможем лисе узнать приметы весны? (давайте) И помогут нам в этом герои сказки.
Но для того, чтобы мы могли попасть в гости к героям сказки, нам надо собрать волшебную тропинку.
«Собери тропинку» (прием дифференцированного подхода)
Дети собирают тропинку по образцу из геометрического набора (комод «Интошка»).
После того как дети соберут тропинку, надо средним и указательным пальцем пройти по ней, имитируя шаги и проговаривая следующие слова:
По тропинке мы пойдем,
Вместе в сказку попадём.
На экране появляется слайд с тропинкой и домиками героев, на тропинке стоит лиса.
Дефектолог: Вот, ребята, мы и очутились в сказке. Давайте посмотрим к кому же мы пришли.
- Основная часть.
1.«Первая примета».
Дефектолог: Чтобы отгадать, кто живет в этом домике, надо внимательно посмотреть на экран (на экране контурное изображение зайки).
Дефектолог: Молодцы!
Чтоб примету вам узнать
Картинку надо вам собрать.
Игра «Собери картинку» (прием дифференцированного подхода)
Дефектолог: Перед вами лежат части картинки. Сложите их так, чтобы получилось вот такая картинка (образец представляется на интерактивной доске ).
Дефектолог: Как хорошо у вас получилось! Молодцы, с заданием справились! А вот и первая примета: Весной солнце светит ярче, греет теплее. Тает снег, начинается капель. Дефектолог побуждает детей проговаривать описание приметы вместе.
Дефектолог: Ребята, путь наш не близкий, давайте сделаем зарядку.
Физминутка
Е.Железнова «Зайка серенький сидит»
Дефектолог: Какая мы хорошо позанимались, но нам пора в путь. Давайте посмотрим к кому же нас привела лисичка.
2. «Вторая примета»
Дефектолог: Кто это? (На доске силуэтное изображение собаки).
Дети: Собака!
Дефектолог: Послушаем задание, которое приготовила для нас собака.
Веточки вы разложите
И примету заберите!
«Разложи веточки по порядку» (в задании используются живые ветки дерева)
Дефектолог: Ребята, собака приготовила нам веточки. Надо разложить их по порядку – какой веточка была в начале весны, а какой стала.
Дефектолог: Давайте мы с вами посмотрим, как же меняются веточки на деревьях с приходом весны. Сначала на ветке набухают почки. Почки становятся все больше и больше. Из почек появляются молодые зеленые листочки (демонстрация на интерактивной доске).
Дети получают картинку с изображением дерева с набухающими почками (интерактивная доска).
Вот и вторая примета: Весной на деревьях набухают почки, появляются листочки.
Дефектолог побуждает детей проговаривать описание приметы вместе.
Пора нам дальше продолжать свой путь.
3. «Третья примета»
Дефектолог: Ребята, как вы думаете, к кому мы пришли? (на экране картинка с медведем, спрятанным за дерево). Посмотрите, кто от нас прячется за деревом? (медведь)
Дефектолог: Молодцы, ребята!
На картинку посмотрите
И цветочки соберите
Дидактическое игра «Цветочная полянка»
Дефектолог: На картинке с цветами найдите место пуговицам. Вам надо подобрать пуговицы по цвету и величине.
Дефектолог: Молодцы! А теперь давайте, ваши цветочки соединим, что у нас получилось? ( Поляна с цветами)
Дефектолог: Молодцы, правильно! Что происходить с цветами весной. (Весной появляются первые цветы.)
Дефектолог: Правильно! Третья примета: Весной расцветают первые цветы. Дефектолог побуждает детей проговаривать описание приметы вместе (картинка на интерактивной доске).
Зрительная гимнастика
Дефектолог: Ребята, мы с вами пришли к озеру, давайте присядем на пенечки и немного отдохнем.
Гимнастика для глаз «Озеро» (интерактивная доска)
Дефектолог: Продолжаем наш путь.
4. «Четвертая примета»
Дефектолог: К домику какого героя из сказки мы пришли, посмотрите на экран (на экране зашумленная картинка петуха).
(Это петух)
Дидактическая игра с прищепками.
Дефектолог: Ребята, петушок приготовил вам задание – дополнить картинку. (На шаблон дети прикрепляют прищепки, создавая образ птички)
Дефектолог: Молодцы, с заданием справились. Ребята, а что с птичками происходит весной? (Птицы возвращаются из теплых стран.)
Дефектолог: Получите последнюю примету весны: перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются на Родину. Дефектолог побуждает детей проговаривать описание приметы вместе.
Дефектолог: Ребята, наше весеннее путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какие приметы весны мы помогли собрать лисе (на доске появляются картинки с приметами весны, дети проговаривают их вместе дефектологом).
Заключительная часть
Дефектолог: Ребята, лисичка благодарит вас за помощь, теперь она знает, приметы весны и в следующий раз построит себе дом не изо льда, а из дерева, чтобы весной он не растаял. Давайте попрощаемся с лисой, ей пора в лес. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте подойдем к нашим тропинкам и по ним вернемся в сад. Дети подходят к тропинкам, которые делали в начале занятия и имитируют шаги средним и указательным пальцем, проговаривая следующие слова:
По тропинке мы пойдем,
Назад в садик попадем.
Рефлексия:
Ребята, кому мы сегодня помогали? Как можно нас назвать?
Если вам понравилось наше путешествие, выберите веселое солнышко, если было трудно - грустное.
Список использованной литературы
- Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
- Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 дет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 дет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе детского сада "Путешествие в Изумрудный город"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе детского сада "Путешествие в Изумрудный город".Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элем...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе "Путешествие в лес"
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе для детей с ЗПР на тему "Новый Год у ворот"
Занятие по ИЗО о традициях и обычаях празднования Нового Года. Создание в рисунке образа нарядной елки. Закрепление технических навыков....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе для детей с ОНР "Весна в природе".
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе для детей с ОНР "Весна в природе" (с использованием технологий: игровой, ИКТ, здоровье сберегающих). Составила учитель-л...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Профессии. Швея»
Данный материал будет полезен как логопедам дошкольных учреждений, воспитателям групп для детей с ТНР, так и педагогам общеобразовательных учреждений. В конспект занятия включено чтение художественног...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе по теме «Весенний пейзаж».
Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы....

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования в компенсирующей группе для детей со сложными дефектами Тема: «Солнышко, нарядись! Красное, покажись!»
Тема: «Солнышко, нарядись! Красное, покажись!»Цель: Учить детей создавать изображение лучей солнца нетрадиционной техникой рисования (с помощью пальчиков).Задачи:Развивающие:- Развив...