Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Приобщать детей к народным традициям и обычаям русского народа. Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_portfolio.docx | 33.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой» Подготовила и провела воспитатель
Козлова Ирина Анатольевна
Тема: | «Знакомство с русской избой» |
Интегрируемые образовательные области: | Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. |
Вид: | Интегрированное занятие в разновозрастной группе. |
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: | Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, здоровье сберегающая, безопасность, физическая культура социализация, труд. |
Цель: | Приобщать детей к народным традициям и обычаям русского народа. |
Задачи: | - Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар; предметами русского быта (печь, прялка, люлька). Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами. - Развивать кругозор детей, художественно-творческие способности детей. - Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа; |
Методические приемы и формы организации деятельности: | Введение образа Хозяюшки, возможность подействовать с предметами русского быт: чугунком, ухватом, прялкой, ситом, самоваром, ступкой, сюрпризный момент с сундуком, возможность примерить народный костюм, создание игровых ситуаций (принятие определенных социальных ролей), изготовление баранок из теста, использование интонационной выразительности в речи воспитателя, оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия. |
Оборудование и материалы: | Деревянные ложки, сито, чугунок, кринка, горшок, ухват. Прялка, стол, сундучок, скамейка, баранки, тесто на тарелочках, закрытое салфетками, гречка, мука, поднос, совок, магнитофон. |
Предварительная работа: | Приготовление атрибутов, костюмов к занятию. чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки. |
Последующая работа: | Включение в занятия больше фольклорного материала, с родителями провести викторину с целью выявления знания основ русской культуры, выпустить папку-раскладушку в соответствии с тематикой занятий. Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом русского народа, их традициями. |
Ход образовательной деятельности:
Хозяйка избы встречает детей у входа.
Хозяюшка: Проходите, гости дорогие. Проходите ко мне в русскую избу. Гость на порог — хозяину радость. (Низкий поклон)
Дети: Здравствуйте, Хозяюшка!
Хозяюшка: Правильно, меня зовут Хозяюшка. Я Хозяюшка этой русской избы.
- Посмотрите, как красиво я оделась. Нравится вам? На мне красивая рубаха, с красивыми узорами, и кичка на голове, и сарафан.
- А вы бы хотели так красиво нарядиться?
- Скажите, а где в русской избе раньше могли храниться наряды, рубахи косоворотки, сарафаны?
Дети: ….
Хозяюшка: Может быть вам подскажет что-то? (Руками разводит по избе.) Может в шкафчике. Где?
Дети: В сундуке.
Хозяюшка: В сундуке? Ну давайте проверим. Пойдёмте откроем. Посмотрим, есть ли там какая одежда?
Дети: Да!
Хозяюшка: Ну тогда открывайте и одевайте. Мальчики рубашки-косоворотки, а девочки сарафанчики.
Включает русскую народную мелодию
- Всем хватит. Давайте я вам помогу. (Дети одеваются под русскую народную мелодию)
Хозяюшка: Проходите. Присаживайтесь кто на скамейку, кто на сундучок. Место всем хватит. Присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Расскажу вам то, что сама знаю. Скажите, ребята, а куда вы пришли?
Дети: В избу
Хозяюшка: В русскую избу, да. В стародавние времена, да и в наше время тоже, у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Дети: Чтобы там жить.
Чтобы не быть голодными.
Хозяюшка: Правильно. Чтобы было где сварить, покушать. А ещё для чего?
Дети: - Чтобы защититься от диких зверей.
- Чтобы было где спать.
- Чтобы не было холодно когда спишь
Хозяюшка: Правильно, замечательно. Всё вы правильно говорите. В старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
- А из чего люди раньше могли построить себе дом?
Дети: Из дерева.
Хозяюшка: Вокруг было много лесов, много деревьев. Вот русский народ и строил дома из дерева. Как вы считаете из какого дерева можно строить дом?
Дети: (Из дуба, осины, липы, рябины.)
Хозяюшка: Я вам немножечко помогу. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (Лиственница)
Дети: Сосна, Лиственница.
Хозяюшка: Конечно, молодец, правильно, лиственница.
- А почему же из лиственницы строили дома?
Дети: …..
Хозяюшка: Потому что лиственница очень крепкое дерево, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Такой дом был очень крепкий. Вы совершенно правильно сказали, что дома строили и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Ведь это дерево очень прочное.
- Скажите, а в таком доме зимой уютно, тепло?
Дети: Да, только деревья нужно запасать для огня.
Хозяюшка: Да, дрова нужно было заготавливать. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в нём хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга, печка топится. Ой как хорошо, тепло в таком доме.
- Ребята, посмотрите вокруг (встаёт разводит руками показывает на избу) как выдумаете, что же в русской избе было самым главным?
Дети: Печка.
Хозяюшка: Правильно, как вы сразу догадались?
Дети: Потому что в ней огонь.
- Потому что в ней варят.
Хозяюшка: Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит, зимой горит,
Рот открывает, что дают – глотает» (Печь)
Дети: ….
Хозяюшка: Печь - это сердце дома. Для чего нужна печка?
Дети: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки старики, сушили одежду и даже мылись, сушили грибы, мелкую рыбёшку.
Хозяйка: Совершенно верно. Молодцы. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
-Что могла хозяйка приготовить в печке?
Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Хозяйка: Молодцы, вот сколько всего можно приготовить в печке.
- В избе было одно местечко между печью и стеной дома, которое называли «бабий кут». Закуток, кут что это?
Дети: ….
Хозяйка: Куток - это угол.
- Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?
Дети: …. (Встают показывают)
Хозяйка: Бабий кут отделяли от остальной избы цветной занавеской.
- Хозяйничала женщина-хозяйка: варила еду, стряпала, пряла, шила. пекла хлеб, пироги. В старину говорили «Не красна изба углами, а красна пирогами», вот и я тесто замесила, а испечь не успела. Поможете мне испечь баранки к чаю?
Дети: Да!
На столах для каждого ребёнка разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста накрытые салфеткой
Хозяйка: А как мы будим стряпать баранки.
Дети: Нужно взять небольшой кусочек теста, раскатать колбаску, свернуть ее в колечко, а края слепить.
Хозяюшка: Правильно. Молодцы. Принимаемся за работу.
Дети садятся за столы и лепят баранки под народную музыку
Хозяюшка: Пока стряпаем баранки давайте потешку расскажем.
Ай качи, качи, качи,
Глянь баранки, калачи,
С пылу, жару из печи,
Все румяны, горячи,
Прилетели тут грачи,
Похватали калачи,
Готовые калачики дети укладывают на противень, Хозяйка ставит их в печь
Хозяюшка: Пока наши калачи пекутся, я вам загадки загадаю. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…».
Дети: Самовар.
Хозяйка: Где же это самовар? Покажите.
Дети показывают
Правильно. Вот он какой красивый стоит на ножках в середине стола. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья. Кипятили чай, заваривали чай с разными вкусными травками. Пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Хозяйка: Следующая загадка.
- Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка)
- Ну-ка поищите, что это такое? Это прялка. Что это?
Дети повторяют
Хозяйка: Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали различные вещи. Что вязали из шерстеных ниток?
Дети: Варежки, носки, шарфики, кофты.
Хозяйка: Молодцы, всё вы правильно говорите. Следующая загадка:
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая».
Дети: Ложка.
Хозяйка: Правильно. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку. Сколько много ложек у меня на печке стоит. Какие они все красивые, расписные. Возьмите по две ложки, попробуйте как они стучат. Были такие люди ложкари, которые играли на ложках. Давайте и мы с вами на ложках поиграем, да попляшем.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках
Хозяйка: Молодцы, мы весело поплясали. Давайте ложки все в коробочку положим.
- Присаживайтесь ко мне. Загадаю вам следующую загадку.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает»?
Дети: Это чугунок.
Хозяйка: Покажите, где находится этот предмет? Вот он. Подержите его в руках – тяжёлый он или лёгкий?
Дети: Тяжёлый.
Хозяйка: По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Давайте мы гречку насыпим в чугунок.
Дети насыпают гречку в чугунок
Хозяйка: Ещё тяжелее стал да. Вот такую кашу заварила- бы Хозяйка. Иди Владик поставь его в печку.
Владик ставит чугунок в печку
Он незаменим был в хозяйстве. А как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Что же нам поможет?
Дети: Ухват.
Хозяйка: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугуны со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок
Хозяйка: А сейчас я посмотрю сможите вы отгадать следующую загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт.
Дети: Ухват.
Хозяйка: А почему вы так назвали?
Дети: Потому что он хватает из печки чугунки.
Хозяйка: Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Да, да соперник. Который огня не боится и воды не страшится. угадайте, что это?
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал».
Дети: Горшок
Хозяйка: Посмотрите вокруг может быть найдёте этот предмет.
Дети: Горшок.
Хозяйка: Конечно, горшок. Принесите, пожалуйста, горшок. Горшок был самым нужным для Хозяюшки, а почему как вы думаете?
Дети: В горшке варили кашу.
Хозяйка: В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. А из чего были сделаны горшки?
Дети: Из глины. Он легкий
Хозяйка: Да, он лёгкий, легче чем чугунок. Сейчас я вам на стол поставлю два горшка. А вы посмотрите и скажите - похожи ли эти два горшка?
Дети: Нет. Один высокий, другой низкий.
Хозяйка: Горшки были мужские и женские. Какой из этих горшков женский, а какой мужской, как вы думаете?
Дети: …
Хозяйка: Вот этот горшок женский, по форме - вытянутый вверх, изящный. В нем хранили молоко, сметану, квас. В таких горшках не кисло молоко долгое время, даже если его не ставили в холодильник. Да и холодильников то раньше не было. Посмотрите этот женский горшок звонкий, а по другому его называли кринка. Как такой горшок называли?
Дети: Кринка.
Хозяйка: Мужской по стуку глухой, по форме толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.
- В горшках хранили и крупу, и муку, и сахар. В таких горшках не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Горшки были лёгкие и хозяйка их могла нечаянно уронить, тогда горшок мог разбиться или в нём появлялась трещинка. Тогда его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп, муки. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал». Такой горшок не выбрасывали, считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы, и относились к такому горшку более трепетно.
Хозяйка: - Ну а эту загадку вы точно не отгадаете.
«Новая посудина, а вся в дырках». (Сито)
Хозяйка: Ну-ка посмотрите глазками, где же эта посуда находится. Принесите пожалуйста.
Дети приносят сито
-Что это? Кто-нибудь знает?
Дети: Сито.
Хозяйка: Вот это сито. А зачем оно хозяйке нужно?
Дети: Муку сеять.
Хозяйка: Ну-ка, держи сито. Мы сейчас будем муку сеять. Где же у нас мука? Вот она в туясочке. Посмотрите, есть что-нибудь в туясочке? Есть. Дениска будет насыпать муку, а Полина просеивать.
Дети просеивают муку
Хозяйка: Посмотрите как хорошо получается. Мука становится пушистая, воздушная.
- Это что за решето – всё кругом белым бело.
В нём муку сеют и пшеницу веют.
- Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Хозяйка: Давайте посмотрим, готовы ли наши баранки?
Хозяйка достает из печи настоящие баранки
Вот они - с пылу, с жару из печи,
Все румяны, горячи.
- Молодцы! Какие румяные, красивые баранки получились. Вот вам и угощение к чаю. В группу придёте, чай с баранками попьёте.
Хозяйка: Дети, скажите, что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы хотели бы ещё узнать?
- Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Приходите ещё. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с русской избой".
Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с русской избой"....
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во 2 младшей группе «Русская березка»
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»
Цель: Уточнение и расширение знаний детей о традициях русского народа и предметов утвари русской избы....
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Богатыри земли русской"
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста.Занятие направлено на формирование представлений детей о героическом прошлом русского народа, о русских богатырях- защитниках земли русской.Расширя...
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Русская изба»
Интегрированное занятиепо нравственно-патриотическому воспитаниюв средней группеТема: «Русская изба»...
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской»
Познакомить детей с историческим прошлым России; Формировать представление о былинных богатырях – защитниках земли русской (Илье Муромце, Алёше Поповиче, Д...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на основе русских народных сказок для детей средней группы
Цель: Формирование патриотического сознания и навыков дружественного взаимодействия у детей. Воспитание чувства любви к русской культуре.Задачи: Обучающая задача:Познакомить детей с русскими...