Конспект интегрированного занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»
план-конспект занятия (старшая группа)

Келлер Татьяна Павловна

Цель: Уточнение и расширение знаний  детей о традициях русского народа и предметов утвари русской избы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_znakomstvo_s_russkoy_izboy.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»

 Воспитатель: Келлер Татьяна Павловна

Цель: 

Уточнение и расширение знаний  детей о традициях русского народа и предметами утвари русской избы.

Задачи:

 -Знакомство детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, подкова и т.д.).

- Обогащение словаря детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами , которые использовались в быту в русской избе ;

- Развитие связной монологической речи и коммуникативных умений при помощи  игровых подходов и народных игр.

- Воспитание интереса  и эмоциональной отзывчивости к русской народной музыке,  к русскому фольклору.

 - Воспитание  бережного отношения к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

 Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар, подкова.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, лавка, стол, старинная посуда, прялка,  и др.), мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, русский народный костюм для хозяюшки.

Ход занятия

(Воспитатель, в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей).

Хозяйка. Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас  (хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).

Хозяйка.  Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

    Горница у меня небольшая,
    Да красивая какая!
   На убранство поглядите.
   Да про всё мне расскажите!

Хозяйка. Есть у  меня, ребятки, в моей избе необыкновенные предметы. Какие? Для чего служил предмет? Из чего вещь изготовлена?  Вот я про них и загадаю вам загадки.

1.Загадка.

Летом спит, 
Зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).

Хозяйка. В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она обогревала жилище, кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.

Показ слайда.

2.Загадка.

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).

Хозяйка. Раньше в чугунке варили щи, кашу .Ребята, а как ставили чугунок в печь? Ведь там был огонь. Тогда отгадайте следующую загадку.

3.Загадка.

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

Показ слайда.

Хозяйка. Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками. А где люди готовили чай?

3.Загадка.

Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

Показ слайда.  

Хозяйка. Но чтобы приготовить чай, нужна вода. Как вы думаете, где люди брали воду? Раньше ведь не было водопровода. Предположения детей.

4.Загадка.

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит ведра…(коромысло).

Показ слайда.

Хозяйка.  В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

Показ слайда. Звучит русская народная песня «Пряха».

Хозяйка.  Сапоги, ботинки, туфли, кроссовки – это всё… А какую обувь носили раньше?  Отгадайте загадку.

5.Загадка.

Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят…(лапти). Показ слайда.

Хозяйка. А теперь я предлагаю вам поиграть со мной. Игра по выбору детей. 

Хозяйка.   А хотите ли вы, ребятки, настоящую деревню повидать?

 (Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта).  Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшая беседа: Что изображено? Для чего вещь служила? Используются ли эти предметы в наше время? (Если нет, то чем они сейчас, в наше время заменены) и др. 

 Хозяйка. Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Даже пословица была «Делу время - потехе час».

Хозяйка. Дорогие гости, раньше в старину на Руси почитали домового, да любили разные обереги своего жилища делать. Верили в то, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья. 

6.Загадка.

Она совсем не виновата,

Что от рождения горбата.

Её в пути приметил кто-то -

Прибил гвоздями на ворота.

(Подкова)

Хозяйка. Ребята, теперь проходите все ко мне, я расскажу вам, как мы будем лепить подковы из соленого теста.

Хозяйка. Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?

Хозяйка. Правильно! А чем она украшена?

Дети: Яблоками и листиками.

Хозяйка. Какого они цвета?

Дети: Яблоки – красного, листики – зеленого.

 Хозяйка. Молодцы! Для того  чтобы слепить такую подкову нам нужно тесто разного цвета: желтое – для подковы, красное – для яблок и зеленое – для листьев.
Хозяйка. Подковы мы будем выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как их у меня много! Какие геометрические формы вы знаете?
Дети: треугольник, ромб, квадрат, круг, овал.

Хозяйка. Ой, какие молодцы! Все уже знаете.

На каждой основе нарисована изогнутая линия, на которую вы будете выкладывать свои подковы (показ линии).

Хозяйка. Ну, а теперь я вам расскажу и покажу, как мы будем лепить:

Сначала берем тесто желтого цвета (показ). И раскатываем из него колбаску. (Показ способа раскатывания). Затем выкладываем колбаску на основу, строго по линии. Если колбаска получится очень длинной, то вам нужно будет отрезать лишнюю часть стекой. А если, наоборот, короткой – то раскатать и сделать длиннее.
Хозяйка. После этого прижимаем колбаску  пальцами к основе (показ).

 Хозяйка. Как вы думаете, что мы будем лепить дальше?

Дети: Яблоки.
Хозяйка. Какого цвета тесто нам для этого нужно?

Дети: Красное.
Хозяйка. А как мы будем лепить яблочки?

Дети: Скатывать шарики.

Хозяйка. Правильно! Посмотрите и сосчитайте, сколько яблок на моей подкове? 
Дети: Три!
Хозяйка. А вы на своей подкове можете сделать больше яблочек.
Хозяйка. Начинаем лепить. Свою подкову вы можете украсить не только яблоками, а придумать свои фрукты или ягоды.

Хозяйка. Готова наша подкова? 

Дети: Нет.
Хозяйка. А чего еще не хватает?

Дети: Не хватает листьев.

Хозяйка. Какого цвета тесто нам нужно?

Дети: Зеленое.
Хозяйка. Я беру зеленое тесто и отщипываю от него небольшой кусочек. Затем скатываю из него овал и прищипываю один конец листика большим и указательным пальцами.

Хозяйка. А для того, чтобы наши яблочки и листочки крепко держались на подкове, мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)
Хозяйка.  Готова наша подкова?

Дети: Да!
Хозяйка. Вы запомнили, последовательность нашей работы? 
Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем листики. Правильно. Но я просила вас пофантазировать и придумать свои украшения для подковы.
Теперь проходите на свои места и начинайте работать 
(дети рассаживаются за столы, педагог оказывают индивидуальную помощь детям, по ходу лепки педагог обращает внимание детей на последовательность действий).

Хозяйка. Ой, какие красивые подковы у вас получились! Давайте посчитаем, сколько же яблок и ягод получилось на ваших подковах. Педагог задаёт вопросы каждому ребёнку.  Сколько яблок или ягод и сколько листочков получилось у каждого. Опрашивает всех детей. 

Хозяйка.Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье.

Хозяйка.  Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

Хозяйка. Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.

 Хозяйка. Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия в старшей группе по гендерному воспитанию "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"

конспект интегрированного занятия по гендерному воспитанию : "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"...

Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с русской избой".

Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с русской избой"....

конспект интегрированного занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию

Данный  конспект  предназначен  для  воспитанников   старшей  группы  и  направлен  на  закрепление  знаний  о  семье,  воспитание...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Агрофема «Город Профессий» (знакомство с профессией агроном, садовод, земледелец, животновод, пасечник).

Систематизировать знания детей о сельскохозяйственных профессиях.Познакомить с особенностями сельского хозяйства в родном крае.Упражнять в счете, обозначении числом результата счета, сравнении двух чи...

Конспект интегрированного занятия в младшей группе по патриотическому воспитанию «Наша Родина»

Развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию "Патриоты России"

Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.Задачи:- Продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина

Воспитание патриотизма, любви к Родине, гордость за свое родное село, любовь к месту, где живёшь.2. Актуализация словаря по теме.3. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.4. ...


 

Комментарии

Карпенко Мария Ивановна

Спасибо за материал! Возьму на вооружение.