Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Богатыри земли русской"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста.Занятие направлено на формирование представлений детей о героическом прошлом русского народа, о русских богатырях- защитниках земли русской.Расширять кругозор детей.Развивать познавательную и творческую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_po_nravstvenno.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Богатыри земли русской»
Задачи:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
3. Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников.
4. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук).
5. Развивать познавательную и творческую активность детей, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
Активизация словаря: Богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, Русь, предки, славяне, доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).
Оборудование: иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей, канат, изображения Кащея Бессмертного, Змея-Горыныча, картина Васнецова «Богатыри», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»
Подготовительный этап:
- Подобрать иллюстрации, картинки с изображением богатырей, богатырских доспехов.
- Подобрать былины, сказки, стихи, загадки, пословицы о богатырях.
- Беседы о богатырях.
Чтение былины «Илья Муромец», отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Моя страна.
- Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
- А какая она – наша Родина? (большая, огромная, необъятная, красивая. Здесь есть моря и океаны, реки и озёра, горы и леса. Россия – самая большая страна в мире.)
- А всегда ли наша Родина была такой? (Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.)
- Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц, топкие болота. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина. Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.)
- Правильно! Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? («Славяне» похоже на слово «слава».)
- А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какие были древние славяне? (Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.)
- Хорошо вы сказали. Молодцы! Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
2. Сообщение цели занятия. Богатыри.
- Послушайте загадку: Силён как вольный ветер, могуч как ураган,
Он защищает землю от злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей и стариков и матерей!
О ком это? (о богатыре)
- Кто такие богатыри? (Силачи, воины, борцы.)
- А какие они были? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.)
Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе, мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков решили мы вспомнить с вами про дела ратные, по честь богатырскую, про удаль молодецкую.
Покой всех городов и сел старинных
Стерег дозор богатырей былинных.
Пускай те дни прошли, но слава вам,
Не давшим Русь врагу богатырям!
И если богатырь стоит на страже,
То может быть из вас уверен каждый,
Что от врагов любых защищены
Все рубежи родной страны!
3. Динамическая разминка «Богатыри»
Дружно встали 1-2-3 –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И направо и ещё
Через левое плечо.
Ноги шире, руки в бок –
Защищать пойдём народ.
Давайте представим, что мы тоже русские богатыри И мы с вами соберёмся в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения. Не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю? (дорогу)
- Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти.
Пойдёшь направо
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо
Ждет опасность и богатырская слава.
- Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу? (Дорогу, которая идет прямо.)
4. Собираемся в дорогу.
- Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Он почитался за свою мощь, жизнестойкость. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой его листок и горсть родной землицы. Считалось, что лист дуба даёт силу людям, а родная земля защитит его от врагов, убережёт от смерти, поможет выстоять в трудный час. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.
Давайте, встанем в круг и сделаем хороводный обряд - поклонение дубу:
У нас рос дубок - Вот таков (Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)
Корень его - Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)
Листья его - Вот так широки! (Развести руки в стороны.)
Ветки его - Вот так высоки! (Руки вверх.)
Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)
Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)
Чтобы землю родную защищать от врага!
А теперь в путь!
Дети изображают лошадок, цокая язычками и двигаясь по залу.
Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Змей Горыныч злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по верёвочке).
5. Беседа о богатырях.
- Давайте присядем отдохнуть и вы мне расскажете, что вы знаете о русских богатырях.
- Откуда вы знаете о богатырях? (Из былин, русских народных сказок)
- А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Быль, правда – то, что происходило на самом деле. Это песни, сказы о подвигах богатырей.)
- Кто слагал былины о богатырях? (сказитель)
- Как он рассказывал былину? (ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о героях богатырях и о их подвигах. Рассказывал об их победах, о том, как они преодолевали врагов, защищали свою землю, проявляли смелость и смекалку.)
- Сказитель так и говорил: Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские.
Из былин, сказаний, песен, стихотворений мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли. Много песен и былин сказывал народ об их силе и подвигах, мужестве и отваге.
На доску выставляется репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
- Посмотрите на картину. Кто здесь изображен? (Русские богатыри.)
- Кто назовет их имена? (Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец)
- Что делают в поле богатыри? (На заставе охраняют Русь от врагов.)
Когда богатыри собирались все вместе, как на этой картине, сила их становилась непобедимой.
- Кто из богатырей вам больше нравится?
(Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.
А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не богатырской силой, а хитростью да ловкостью.
Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.
А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.)
- Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела.
А теперь давайте послушаем песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила». Звучит песня.
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (гордость, решительность)
- Ребята,мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются? («Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т. д.)
- А с кем боролись герои - богатыри? (с Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.)
- Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.)
- Отправляемся дальше. Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много детей,
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
6. Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
7. Богатырские доспехи.
- Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи. А вы должны найти их на картинках.
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча). Кольчуга весила 7 килограммов.
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси.
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (Стрела)
8. Игра «Перетяни канат»
- Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Перетяни канат»
Подвижная игра «Перетяни канат»: дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.
- Да, не перевелись на Руси богатыри и добры молодцы, показали свою удаль молодецкую, силушку могучую! Не запятнали чести богатырской! Не топтать врагу землю–матушку, раз такие добрые молодцы на ней подрастают.
Все преграды покорились
Дальше в путь мы все пустились
И вернулись мы домой.
9. Итог занятия.
- Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными.
А я вам хочу зачитать завет который оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей,
Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А сейчас я подарю на память о нашем занятии каждому из вас талисман - «листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри - защитники земли русской. А в группе нас с вами ждёт увлекательное задание – мы с вами будем раскрашивать богатырей русских и их доспехи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»
Приобщать детей к народным традициям и обычаям русского народа. Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями....
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской»
МКУ «ЦИМО МОУ Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Конспект НОДпо нравственно-патриотическому воспитанию«Богатыри земли русск...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во 2 младшей группе «Русская березка»
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию...
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Русская изба»
Интегрированное занятиепо нравственно-патриотическому воспитаниюв средней группеТема: «Русская изба»...
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской»
Познакомить детей с историческим прошлым России; Формировать представление о былинных богатырях – защитниках земли русской (Илье Муромце, Алёше Поповиче, Д...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на основе русских народных сказок для детей средней группы
Цель: Формирование патриотического сознания и навыков дружественного взаимодействия у детей. Воспитание чувства любви к русской культуре.Задачи: Обучающая задача:Познакомить детей с русскими...