Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской»
план-конспект занятия
Познакомить детей с историческим прошлым России; Формировать представление о былинных богатырях – защитниках земли русской (Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче); Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, щит) и оружия русского богатыря (меч, лук и стрелы); Познакомить с картиной В.М.Васнецова «Три богатыря» и музыкальным произведением А.Пахмутовой «Богатырская сила».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri_zemli_russkoy.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие
по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе
«Богатыри земли русской»
Задачи:
Обучающие:
– Познакомить детей с историческим прошлым России;
– Формировать представление о былинных богатырях – защитниках земли русской (Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче);
– Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, щит) и оружия русского богатыря (меч, лук и стрелы);
– Познакомить с картиной В.М.Васнецова «Три богатыря» и музыкальным произведением А.Пахмутовой «Богатырская сила».
Развивающие:
– Развивать познавательный интерес ко всему новому;
– Развивать внимание, память, воображение;
– Развивать детскую активность.
Воспитательные:
– Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
– Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа;
-Воспитывать умение слушать и не перебивать друг друга и помогать друг другу.
Активизация словаря: богатырь, былина, Русь, предки, доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).
Оборудование: иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей, канат, изображения Кащея Бессмертного, Змея-Горыныча, картина Васнецова «Богатыри», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»
Ход занятия
Воспитатель: Предлагаю наше занятие начать с приветствия «Здравствуй солнышко родное»
На экране телевизора картина.
Дети: Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
Воспитатель: (Подходим к столу, на котором стоит глобус)
Мы живем в замечательной стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле, с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали – Россия!
Россия это наша Родина. Не одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите на глобус.
Вот как много места занимает территория России.
Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны может идти снег, а на другом припекать солнышко.
Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде надо ехать семь дней, неделю, а на самолете лететь почти сутки.
Это огромное государство!
Но не всегда наша Родина была такой. Сегодня мы с вами поговорим о прошлом нашей Родины. Давайте подойдем к стенду и посмотрим картины.
(на стенде картины Русь и рядом стоит коробка) Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь, а людей называли – Русичи. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом. Много было на Руси лесов, рек, животных и растений. И привлекали все эти богатства издавна наших врагов (иноземцы (жители другой земли), или басурмани) – они хотели завладеть нашими землями. Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Народная мудрость гласит: « Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может». Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли. А вот кто эти люди, которые защищали наших предков, посмотрите на экран.
(Ответ детей: Это богатыри ).
Воспитатель: Правильно, это богатыри. Сейчас я вам прочитаю стихотворение о том кто такие богатыри.
Силён как вольный ветер,
могуч как ураган,
Он защищает землю
от злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей
и стариков и матерей!
Воспитатель:
Давайте посмотрим на картины богатырей. Какие они были?
(Ответы детей) Богатыри были сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные).
Воспитатель: Славилась наша Русь богатырями – сильными и мужественными людьми. И процветала наша Русь, и стала она сильной страной. Но люди не забыли о богатырях и их подвигах.
В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.
Сказитель, слагал былины о богатырях, ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о героях богатырях о том, как они защищали свою землю, проявляли смелость и смекалку.
– Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские.
Давайте представим, что мы тоже русские богатыри и отправляемся в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения. Не испугаетесь?
Дети: Нет
Воспитатель: Перед тем как отправиться в поход богатыри одевали богатырские доспехи.
Вот наше первое испытание «Богатырские доспехи и оружие». Вы должны отгадать загадку
- Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
- Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
- Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
4..Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси.
5.Он и овощ и оружие. (лук)
- На лук натянутая бечева, зовется просто… (стрела)
Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием. Отправляемся дальше. В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Он почитался за свою мощь, жизнестойкость. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой его листок и горсть родной землицы. Считалось, что лист дуба даёт силу людям, а родная земля защитит его от врагов, убережёт от смерти, поможет выстоять в трудный час. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.
Вот и второе испытание. Мы с вами богатыри и нам надо провести обряд. Давайте, встанем перед дубом и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу:
У нас рос дубок – Вот таков
(Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)
Корень его – Вот так глубок!
(Наклоняются вниз, показывая корень.)
Листья его – Вот так широки!
(Развести руки в стороны.)
Ветки его – Вот так высоки!
(Руки вверх.)
Ах, ты дуб-дубок, ты могуч.
(Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)
На ветру ты, дубок, скрипуч.
(Покачивания руками.)
Дай мне силы, отваги, добра,
(Правая рука на сердце.)
Чтобы землю родную защищать от врага!
Воспитатель: Молодцы ребята, обряд мы провели и теперь мы можем отправляться в поход.
Наше третье испытание. Найти дорогу, по которой нам идти. Ребята, а как богатырь находил дорогу, по которой ему надо двигаться?
В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Давайте подъедем к камню и прочитаем. (На камне надпись и стрелки, прочитать).
Пойдёшь направо – Деньги и слава,
Пойдёшь налево – Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо – Ждет опасность и богатырская слава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети: Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель: Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Змей Горыныч злой
Мост сломал здесь над рекой.
Вот и еще испытание. Нам надо переправиться через реку по веревочке.
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Давайте проведем разминку.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь – вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко – зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель: Молодцы. А теперь в путь.
Пройдя через мост, подходят к телевизору, на экране изображена картина В. М. Васнецова «Богатыри».
– На экране изображена картина М.В.Васнецова «Богатыри»
Давайте послушаем что нам расскажут о картине.
От зари и до зари
Дозор несут богатыри:
Добрыня, Алеша и старший Илья
Три, всем нам знакомые богатыря!
У каждого из них верный конь,
Он с ними и воду и в огонь.
В руках у них щит и меч,
Чтоб землю русскую беречь.
Чтоб рубежи родной земли
Враги нарушить не смогли.
Караул нести им нужно
На заставе стойко, дружно.
И пока они на страже,
Может быть уверен каждый:
От врагов защищены
Покой и мир родной земли!
Воспитатель: Когда богатыри собирались все вместе, как на этой картине, сила их становилась непобедимой.
Ребята, а вот и последнее испытание. Нам надо вспомнить сказки, где встречаются богатыри. А помогут нам в этом картинки из сказок.
- « Илья Муромец и соловей разбойник»
- «Добрыня Никитич и змей горыныч»
- «Никита Кожемяка»
- Сказка о царе Салтане»
Воспитатель: Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.). Отправляемся дальше.
Воспитатель:
Все преграды покорились
Дальше в путь мы все пустились
И вернулись мы домой.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие в прошлое. (стихотворение читает Карина)
Пускай те дни прошли, но слава вам,
Не давшим Русь врагу богатырям!
И если богатырь стоит на страже,
То может быть из вас уверен каждый,
Что от врагов любых защищены,
Все рубежи родной страны!
Богатыри оставили своим потомкам, то есть нам, завет.
– Защищать свою Родину, беречь её.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей,
Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Богатыри земли русской»
Программное содержание: дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился бога...
Конспект занятия в старшей группе "Богатыри земли русской"
формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских б...
Конспект НОД в старшей группе "Богатыри земли русской"
Конспект НОД в старшей группе«Богатыри земли русской» Цели: - расширять кругозор детей, формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богат...
Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки».
Пояснительная запискак конспекту интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки» Представленный конспект...
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Материал будет полезен для воспитателей, инструкторов по физической культуре и других специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста. Сценарий популяризирует физическую культуруу старших дошко...
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Богатыри земли русской»
laquo;Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед детьми на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «...
План конспект в старшей группе « Богатыри земли Русской»
Программные задачи: · формировать у детей представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках Отечества; · закрепить знания элементов к...