Дополнительная образовательная программа "Лучик" по театрализованной деятельности
рабочая программа (старшая группа) на тему
Данная программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-6 лет ( средняя и старшая группы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 55.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» д.Сухоноска
Принято на педсовете Утверждаю:
протокол № 8 ___________ Г.А. Шаброва
от 29.08.2013 г. Заведующая МДОУ
д/с «Сказка» д.Сухоноска
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Лучик»
Срок реализации : 2 года
Возраст детей: от 4 до 6 лет
Разработчик:
Сухарева Ирина Петровна
д.Сухоноска
2013 год
Пояснительная записка.
Развитие творческой личности ребёнка, его эмоционального здоровья- является приоритетным направлением в содержании воспитательного процесса дошкольного образования.
Мы, педагоги, должны заботиться о всестороннем развитии детей, способствовать их эмоциональному благополучию и полноценному психическому развитию, чтоб счастливое детство было у каждого ребёнка.
И здесь нам на помощь приходит театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность способствует развитию у детей сопереживания, сочувствия, эмоциональности, т.е. развивает общение между детьми, раскрывает сущность добра, желание помочь друг другу, требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.
А так же, театрализованная деятельность, является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.
Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.
В наш современный век дети загружены потоком информации с экранов телевизоров и компьютеров. Зачастую это несёт и отрицательную энергетику. При этом дети гораздо реже удивляются, радуются и сопереживают. Душа ребёнка спит… Поэтому самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребёнка лучше всего пройти через театрализованную деятельность. Здесь развивается атмосфера положительных эмоций, непредсказуемость, творческое выражение: - каждый ребёнок «обучает» себя сам, опираясь на свой творческий опыт, и способ обучения. Незаметный для ребёнка, т.к. он проходит через театрально-игровую деятельность. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, расширяет и обогащает его.
Прежде чем приступить к данной программе, педагог изучил следующие программы и технологии: за основу была взята Авторская программа «Кукольный театр – малышам» разработанную Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович и методическое пособие к ней ( М. ; Айрисс- пресс, 2007) и парциальные программы и технологии: М.Д.Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду», Э. Чуриловой «Арт-фантазия». Педагог использует в работе методические разработки М.Ю.Картушиной ( Театрализованные развлечения) ,и И.В.Бодраченко (Игровые досуги для детей) , которые способствуют гармоничному развитию ребёнка и его эмоциональному взаимодействию с воспитателем. Педагог руководствуется в работе таким девизом: « Познать, прочувствовать и вместе творить…».
В данной программе под названием «Лучик», мы будем проживать вместе с детьми жизнь своих героев и персонажей, а так же будем стремиться к дальнейшему самосовершенствованию. Будем спешить творить добро…
Каждый ребенок, талантлив, у каждого есть своя индивидуальность и свои способности. Нужно только увидеть и раскрыть этот талант.
Велика и огромна роль театрализованной деятельности в становлении личности дошкольника, в эмоциональном благополучии и здоровье подрастающего поколения.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-6 лет ( средняя и старшая группы).
Дополнительная образовательная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учётом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приёмами практического исполнения.
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Приобщить детей в особый мир театра путем его действенного познания.
Развивающие : Развивать интерес к театрально-игровой деятельности, развивать умения и навыки кукловождения, подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, песенных и танцевальных импровизациях и поощрять стремление детей передавать игровой образ героев в постановках.
Воспитательные: Воспитывать у детей эмоциональные, нравственные и эстетические качества, добрые взаимоотношения.
Воспитывать добрые чувства к родным и близким, внимательное отношение к взрослым, сверстникам, младшим детям.
Программа рассчитана на детей среднего и старшего возраста с 4 до 6 лет.
Продолжительность программы:
Цикл занятий рассчитан на 2 года обучения. Занятия проводятся в форме кружковой работы – 1 раз в неделю во вторую половину дня.
Планирование:
С сентября по май включительно проводится 1 занятие в неделю, продолжительность занятий:
20 минут- средняя группа;
25 минут- старшая группа.
Общее количество учебных занятий в год- 36.
Воспитательно-образовательные задачи решаются как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной работе.
Объём содержания определяется тематическим планом.
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный в сентябре, итоговый в мае.
Условия реализации программы:
- Создание развивающей среды в театральной комнате для театрализованной деятельности.
- Занятия с детьми в системе по разделам данной программы.
- Привлечение детей к проявлению инициативы в театрализованных играх, театральных постановках, разыгрывании этюдов, сценках, драматизации сказок и инсценировках, где они непосредственные участники.
- Обширный наглядный материал, представленный набором иллюстраций, открыток, разного реквизита, фотографий.
- Разные виды театра: настольный театр игрушки, картинок, фланелеграф, стендовый театр, теневой театр, театр Петрушки, театр Би- ба- бо.
- Детские костюмы для театрализованных игр и спектаклей.
- Атрибуты для занятий и театрализованных постановок.
- Методлитература.
- Библиотека народных сказок, потешек, народных песенок, чистоговорок, скороговорок и др. фольклорного материала.
- Соблюдение техники безопасности и санитарных норм, навыки безопасного поведения в играх, а так же при использовании оборудования, используемого в театрализации, учет индивидуальных нагрузок.
Формы работы:
1.Занятия в театральной комнате
2.Беседы с детьми, диалоги- рассуждения
3.Рассматривание атрибутов, пособий, декораций
4.Знакомство с приемами кукловождения
5.Драматизация сказок
6.Инсценировки
7.Речевые игры (логоритмика)
8.Развитие мелкой моторики руки (пальчиковые игры)
9.Театрализованные игры
10.Этюды, сценки, импровизационные постановки
11.Народные игры и песни
12.Рассматривание иллюстраций и фотографий с участием детей в театрализованной деятельности
13.Итоговые мероприятия по театрализованной деятельности
Ожидаемые результаты:
Средний возраст:
Должны уметь:
- Заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью
- Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
- Использовать выразительную речь, четкую дикцию, владеть пальчиковой гимнастикой во время речевых игр.
- Должны передавать выразительный образ в этюдах, импровизациях, драматизациях и разных постановках.
- Самостоятельно и по своей инициативе должны выбирать роль, сюжет и средства перевоплощения.
Должны знать:
- Необходимые приемы в кукловождении, применяемых в знакомых видах театров: пластмассовой, резиновой, мягкой игрушки (кукольный), плоскостном, настольном, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, конусной игрушки, верховых кукол.
Иметь представления:
- о театре,
- роли артистов, кукол;
- о правилах поведения в театре.
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации. Это происходит потому, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе и содержании игр, относятся к выбору творчески. Старшие дети легко справляются с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями и инсценировками, им становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей.
Старший возраст:
Должны уметь:
- Дети должны владеть исполнительскими умениями в создании и воплощении художественного образа и использовать для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
- Разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, декораций.
- Самостоятельно драматизировать на знакомые сюжеты, свободно чувствовать себя в роли.
- Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевые взаимодействия с другими персонажами.
- Выступать перед сверстниками, детьми младших групп и родителями.
Должны знать:
- Необходимые приемы в кукловождении и манипуляции, применяемых в знакомых видах театров: пальчиковом, верховых кукол, би-ба-бо, теневом и т.д.
Иметь представления:
- о театре, театральной культуре,
- истории театра,
- театральных профессиях.
Учебно-тематический план на 1год обучения
№п/п | Тема | Всего (ч) | Теория (ч) | Практика (ч) | ||||||
1 | Театрально-игровое творчество | 7 | 2 | 5 | ||||||
2 | Игры-драматизации | 6 | 1 | 5 | ||||||
3 | Игры-спектакли | 6 | 1 | 5 | ||||||
4 | Развитие мелкой моторики | 5 | 1 | 4 | ||||||
5 | Логоритмика | 7 | 3 | 4 | ||||||
6 | Ритмопластика | 5 | 1 | 4 | ||||||
Итого: | 36 | 9 | 27 | |||||||
Учебно-тематический план на 2 год обучения | ||||||||||
№ п/п | Тема | Всего (ч) | Теория (ч) | Практика (ч) | ||||||
1 | Театрально-игровое творчество | 4 | 1 | 3 | ||||||
2 | Игры-драматизации | 7 | 1 | 6 | ||||||
3 | Игры-спектакли | 7 | 1 | 6 | ||||||
4 | Развитие мелкой моторики | 5 | 1 | 4 | ||||||
5 | Логоритмика | 6 | 2 | 4 | ||||||
6 | Ритмопластика | 7 | 3 | 4 | ||||||
Итого: | 36 | 9 | 27 |
Содержание программы «Лучик» 1год обучения
1.Вводное занятие: Знакомство детей с театральной комнатой «Давайте познакомимся» и с содержанием работы кружка. Общие этапы проведения практических занятий.
2.Театрально-игровое творчество: Знакомство детей с кукольным театром, театральной ширмой, приемами кукловождения верховых кукол.
Театрально-игровые постановки; Игры и этюды : Игра «Испечем колобок»,
Этюд «Встреча в лесу».
3.Игры-драматизации: Знакомство детей с игрой-драматизацией.
Драматизация знакомых сказок и их эпизодов. Сказка «Рукавичка».
Прослушивание в аудиозаписи знакомых сказок, песенок…
Инсценирование песенок и потешек. Инсценировка «Лиса и зайчики».
Разучивание сценок. Сценка «Мишуткины подарки».
Ролевые диалоги. Просмотр эпизодов к сказкам.
4.Игры-спектакли: Постановка спектаклей по знакомым сказкам. Сказка «Рукавичка». Художественно-речевые диалоги «Театр двух актеров».
Постановка сценок и инсценировок. Сценка «Чьи это ушки?».
Показ спектакля. Фотовыставка.
5.Развитие мелкой моторики: Разучивание пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики. Пальчиковая игра «Веселые пальчики».
Показ пальчиковой игры.
6. Логоритмика: Речевые и ритмические игры. Речевая игра «Умывалочка».
Логопедическая гимнастика. «На коне-скакуне».
Двигательные упражнения; Коммуникативные игры; Чистоговорки.
Показ. Устный опрос.
7.Ритмопластика: Музыкально-ритмические упражнения «Пляска зверей».
Танцевальные импровизации «Танец с куклой».
Театрализованные игры «Кто-то спрятался под шляпой».
Образно-пластические движения; Игры-имитации «Храбрый петушок». Просмотр медиатеки. Творческий отчет.
Методическое обеспечение программы:
№ | Раздел, тема | Форма занятий | Приемы и методы в организации учебно-воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Информационно-техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
1. | Театрально-игровое творчество | Беседа с детьми о театральной комнате « Давайте познакомимся». Игра «Испечем колобок» Этюд «Встреча в лесу» | Показ, рассматривание, загадки. Игра, речевой диалог. Кукловождение, объяснение. | Иллюстрации, атрибуты к театральным постановкам.Декорации. Плоскостной театр. Театр резиновой игрушки. | Диски (видеоматериал). Музыкальное сопровождение | Опрос в форме диалога. Театрально-игровая постановка, просм отр |
2. | Игры-драматизации | Драматизация сказки «Рукавичка». Сценка « Мишуткины подарки». Инсценровка « Лиса и зайчики». Ролевой диалог « Чьи это ушки?» | Ролевой диалог (ролевое взаимодействие). Драматизация. Диалог-рассуждение. Инсценировка. Показ, объяснение. | Декорации. Перчаточные куклы. Настольный театр. Атрибуты к инсценировке Пальчиковый театр | Прослушивание в аудио-записи. Музыкаль-ное сопровождение. | Прос-мотр эпизодов к сказкам |
3. | Игры-спектакли | Постановка спектакля по знакомой сказке « Рукавичка». Художественно-речевой диалог « Театр двух актеров». Этюд «Удивился» | Передача диалога, образа действия героя. Интонационная выразительность. Активизация словаря. Передача эмоций, показ. | Декорации. Перчаточные куклы. Атрибуты к постановке сказки. Конусный театр. Карточки-схемы. | Музыкальное сопровождение | Спектакль по сказке « Рукавичка» Просмотр Фотовыставка |
4. | Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры) | Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая игра «Веселые пальчики» | Показ, объяснение. Игра | Пальчиковый театр | Музыкальное сопровождение | Показ пальчиковой игры |
5. | Логоритмика | Речевые игры « Умывалочка». Песенка-рифмовка « Зайка». Логопедическая гимнастика « На коне-скакуне». Ритмическая игра «Воробьи и ворона». Развивающий диалог. | Показ, объяснение Четкая дикция, звукопроизношение. Показ-обсуждение Разучивание игры. Рассуждение | Иллюстрации Атрибуты к игре. Настольный театр. Атрибуты к игре. | Прослушивание в аудиозаписи. Музыкальное сопровождение | Устный опрос в форме диалога |
6. | Ритмопластика | Танцевальная импровизация « Танец с куклой». Музыкально-ритмическое упражнение « Пляска зверей». Образно-пластическое упражнение «Шла лисичка». Театрализованная игра «Кто-то спрятался под шляпой…». Игра-имитация « Храбрый петушок». | Упражнение (передача движения пластической выразительности). Пластические движения. Показ, объяснения Разучивание элементов танца. Передача художественного образа. Разучивание действий. Показ действий. | Атрибуты (кукла) Атрибуты и костюмы к упражнениям. Декорации. Атрибуты к театрализованной игре. Элементы костюма. | Просмотр диска. Видеоматериал. Музыкальное сопровождение | Творческий отчет. Творческий отчет. |
Содержание программы «Лучик» 2 год обучения
1.Вводное занятие: Чудо по имени театр. Знакомство детей с содержанием работы кружка. Беседа о театре.
2.Театрально-игровое творчество: Закрепление навыков кукловождения различных кукольных театров (би-ба-бо, пальчиковый, с «живой» рукой, настольный, теневой и др.).
Беседа с детьми о театрально-игровом творчестве.
Игровые импровизации «Дождик и тучка».
Игры; Этюды. Игра «Хитрая плутовка». Этюд «Мишка вышел на зарядку».
Устный опрос. Тематический просмотр.
3.Игры-драматизации: Драматизация сказок. Сказка «Под грибком».
Сценки и инсценировки «Хозяюшка».Ролевые диалоги « На лесной полянке».
Викторина по знакомым сказкам «Оживи героя».
Творческий отчет. Показ эпизодов к сказкам.
4.Игры-спектакли:Знакомство детей с навыками сценического творчества.
Постановка спектакля по сказке «Под грибком».
Творческие импровизации «По лесочку я шла и кого-то видела…».
Разучивание и постановка сценок, образных перевоплощений, этюдов. Сценка «Радостная встреча».
Показ спектакля. Фотовыставка «Как прекрасен этот мир…».
5.Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры)
Проведение с детьми пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая игра «Повстречались».
Показ пальчиковых игр.
6.Логоритмика: Коммуникативные игры «Хозяйка однажды с базара пришла…».
Речевые игры и упражнения «Медвежонок».
Ритмические игры.
Прослушивание в аудиозаписи стишков, логопедических упражнений, песенок, скороговорок и рифмовок.
Показ. Устный опрос.
7.Ритмопластика: Танцевальные импровизации «Где ты был Иванушка?».
Образно-пластические этюды «Танцующие куклы».
Музыкально-ритмические упражнения «Заботливое солнышко».
Хороводы, театрализованные игры, песенки и инсценировки (передача художественного образа в действии).
Показ. Творческий отчет.
План работы на 1 год обучения /средний возраст 4-5 лет/.
Период | Тема | Содержание |
Сентябрь |
| - знакомство с театральной комнатой -инсценировка знакомых потешек -игра-драматизация -коммуникативная игра |
Октябрь |
| -репетиция сказки -имитационное упражнение -этюд (авторская разработка) -пальчиковая игра |
Ноябрь |
«Колобок» | -знакомство с кукловождением -театрализованная игра -пальчиковая гимнастика -этюд (авторская разработка) -итоговое мероприятие |
Декабрь |
| -драматизация сказки -игра ( активизация словаря) -игровое занятие -пальчиковая гимнастика -сценка |
Январь |
| -Репетиция сказки -театрализованная игра на развитие пластической выразительности -викторина -этюд -этюд на развитие мимики |
Февраль |
«Живая рукавичка» | -упражнение на координацию речи и движений -игра с пальчиками (авторская разработка) -музыкально-ритмическое упражнение -импровизация -итоговое мероприятие |
Март |
| -драматизация сказки -сценка (передача мимики и жестов) -музыкально-ритмическое упражнение -этюд (авторская разработка) |
Апрель |
| -репетиция сказки -игровое упражнение -пальчиковая игра -фотовыставка -театрализованная игра |
Май |
| -упражнение на координацию речи и движений -этюд -ролевой диалог -Творческий отчет |
План работы на 2 год обучения /старший возраст 5-6 лет/
Период | Тема | Содержание |
Сентябрь |
| -беседа о театре (обогащение знаний) -драматизация сказки « Под грибом» -имитационное упражнение -упражнение на развитие дыхания -театрализованная игра (передача пластики и художественного образа) |
Октябрь |
| -репетиция сказки -сценка по эпизодам сказок (с использованием пальчикового театра) -этюд (с использованием перчаточного театра) -музыкально-ритмическое упражнение -пальчиковая игра |
Ноябрь |
| -ролевой диалог (кукловождение; конусная игрушка) -упражнение на координацию речи и движений -фотовыставка по театрализованной деятельности -пальчиковая игра -Итоговое мероприятие |
Декабрь |
| -драматизация сказки «Гуси-лебеди» -упражнение на развитие мимики и жестов -игровое занятие-инсценировка (с использованием театра на ложках) -викторина по знакомым сказкам -упражнение на развитие дыхания |
Январь |
| -Репетиция сказки -чистоговорка на развитие речи -этюд-импровизация -пальчиковая игра -танцевальная импровизация( на передачу художественного образа) |
Февраль |
| -инсценировка(активизация словаря) -сценка (теневой театр) -образно-пластический этюд -пальчиковая игра -Итоговое мероприятие |
Март |
| -драматизация сказки «Жихарка» -сценка(пополнение словарного запаса, разучивание скороговорок -игровое упражнение (передача пластики) -театрализованная игра -пальчиковая игра с использованием пальчикового татра(тестопластика) |
Апрель |
| -Репетиция сказки -театрализованная импровизация -пальчиковая игра -этюд(на развитие пластики и передачу художественного образа) -показ эпизодов по знакомым сказкам (проявление инициативы и самостоятельности в выборе и показе) |
Май |
| -инсценировка -ритмическая игра -пальчиковая игра -театрализованная игра -Итоговое мероприятие (Творческий отчет) |
Подведение итогов программы:
Опрос-анкетирование, где дети покажут свои знания; викторина;
Творческий отчет, показ спектаклей, постановок ,Итоговые мероприятия.
Учитывается активное участие детей, проявление инициативы, самостоятельности в театрализованной деятельности.
Литература:
1.Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей. М.,2011.
2. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 4-5 лет. М.,2012.
3. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М.,2011.
4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет. М.,2012.
5. Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. М.,2010.
6. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.М.,2011.
7. Орлова Е.Ю. На что способен театр? Ж-л Воспитатель ДОУ №2-2012.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду
Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.,2010.
9.Сорокина Н.Ф. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей. Ж-л Дошкольное воспитание №3-2011.
10.Улашенко Н.Б. Организация театрализованной деятельности. Средняя группа. Волгоград,2012.
11.Царенко Л.И. От потешек к пушкинскому балу.М.,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5 -7 лет .
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-7 лет., к программе представлено перспективное и календарное планирование....
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности в студии "Театральные чудеса" во II младшей группе.
Программа предназначена для театрализованной деятельности для детей 3-4 лет и нгаправлена на художественно-эстетическое развитие....
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Юный актёр» для детей 5 -7 лет
Программа «Юный актёр» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.Основной целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Даная пр...
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности "Путешествие в сказку" для детей старшего дошкольного возраста.
Джани Родари говорил: «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, как есть, а преобразился. Ведь возможна же такая система воспитания, которая прививает и развивает т...
Авторская программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-6 лет «Золотой ключик»
Характерными особенностями связной речи таких детей являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложени...
Дополнительная программа по театрализованной деятельности для работы с воспитанниками, попавшими в трудную жизненную ситуацию "В гостях у сказки"
Дополнительная программа по театрализованной деятельности составлена с учетом запросов родителей и интересов ребенка, ориентирована на воспитанников и может быть реализована в работе педагога как с от...
Программа Дополнительного образования по театрализованной деятельности «Живые куклы» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....