Дополнительная образовательная программа по развитию мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ «Играем и развиваемся»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
В МКДОУ № 17 существует группа детей с нарушением интеллекта. В первую очередь страдают такие психические функции, как мышление и речь.
Практический опыт показал, что наиболее эффективным средством для обучения детей с нарушением интеллекта являются игровые технологии, носящие развивающий, обучающий и познавательный характер.
Одной из таких игровых технологий является технология с использованием логических блоков Дьенеша, разработанная венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Блоки Дьенеша - уникальный по своим возможностям дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи интеллектуального развития детей, поставленные в программе Дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
Комплект дидактического материала состоит из фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Блоки Дьенеша используются для развития мыслительных умений: сравнивать, классифицировать, обобщать. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.
Учитывая особенности наших воспитанников, можно утверждать, что именно блоки Дьенеша могут быть эффективным средством развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Они отличаются своей красочностью, яркостью, объемом, возможностью потрогать, пощупать, использованием разнообразных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_i_razvivaemsya.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17» города Аши Челябинской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим Советом Приказом № от
МКДОУ №17 г.Аши Заведующий МКДОУ
Протокол № №17 г.Аша
От «_____»________2018г. И.Н.Гулина__________
Дополнительная образовательная программа
по развитию мыслительной деятельности
у детей дошкольного возраста с ОВЗ
«Играем и развиваемся»
Возраст детей: 4 - 5 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Аскерова Гюзель Абдуазизовна
Учитель-дефектолог
Аша 2018г
Содержание программы
1. Пояснительная записка……………………………………стр.3
2.Учебно-тематическое планирование……………………..стр.8
3.Содержание программы……………………………………стр.18
4.Методическое и материально-техническое
обеспечение программы………………………………………стр.22
5. Ожидаемые результаты……………………………………..стр.23
6.Мониторинг уровня развития детей……………………...стр.23
7.Список литературы…………………………………………...стр.25
Пояснительная записка
Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям данной категории.
Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Наш детский сад посещают дети с нарушениями интеллектуального развития, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;
- дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с задержкой психического развития, слабовидящие с нарушением опорно-двигательного аппарата, и др.).
В наше время обучаемость умственно отсталых детей свидетельствует о признании и уже не ставится под сомнение. При организации специального обучения такие дети усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, а некоторые из них могут быть в определенной степени интегрированы в общество. Правильно подобранные методы коррекционной помощи с учетом индивидуальных психологических особенностей детей с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.
Формирование мыслительной деятельности - важная составная часть педагогического процесса.
Задача педагога – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.
Одна из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Дополнительная образовательная программа «Играем и развиваемся» для детей дошкольного возраста с ОВЗ составлена с учетом ФГОС дошкольного образования на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и на основе программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:
Актуальность дополнительной программы обусловлена следующими факторами:
- потребность современных подходов и новых разработок в области коррекции развития детей с ОВЗ, в связи с увеличением их количества;
- практических рекомендаций по коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, методических разработок по проблеме развития мышления детей с ОВЗ еще недостаточно.
В МКДОУ № 17 существует группа детей с нарушением интеллекта. В первую очередь страдают такие психические функции, как мышление и речь.
Практический опыт показал, что наиболее эффективным средством для обучения детей с нарушением интеллекта являются игровые технологии, носящие развивающий, обучающий и познавательный характер.
Одной из таких игровых технологий является технология с использованием логических блоков Дьенеша, разработанная венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Блоки Дьенеша - уникальный по своим возможностям дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи интеллектуального развития детей, поставленные в программе Дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
Комплект дидактического материала состоит из фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Блоки Дьенеша используются для развития мыслительных умений: сравнивать, классифицировать, обобщать. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.
Учитывая особенности наших воспитанников, можно утверждать, что именно блоки Дьенеша могут быть эффективным средством развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Они отличаются своей красочностью, яркостью, объемом, возможностью потрогать, пощупать, использованием разнообразных действий.
Цель: использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по развитию мыслительной деятельности дошкольников с ОВЗ и создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников.
Задачи:
Развивающие:
- Развитие логического мышления ребёнка с ОВЗ - (умение сравнивать, анализировать, обобщать, группировать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
- Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
1.Знакомство с геометрическим фигурами, формой предметов,
размерами, цветом
2. Закрепление представлений о величине
3. Ознакомление с пространственными отношениями
Воспитательные:
- Воспитание у детей интереса к занимательной деятельности, формирование умения работы в коллективе
Направление: социально-педагогическое
Отличительные особенности программы:
Деятельность представляет систему занимательных игр, с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, которые знакомят детей с числом, величиной, геометрическими фигурами, помогают упражняться в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Участники: дети 4 -5 лет
Срок обучения: программа рассчитана на один год обучения
Разделы программы:
- Ознакомление с геометрическими фигурами
- Ориентировка в пространстве
- Представления о величине
Общие принципы и содержание программы
Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.
Принципы:
- Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
- Доступность - соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
- Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
- Творчества - формирование способности находить нестандартные решения
- Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения .
Режим занятий:
Подгрупповые - 1 раз в неделю (20 минут)
Формы проведения занятий:
Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
В занятия включены:
- Работа с занимательным материалом
- Сюрпризные моменты
- Физкультминутки
- Подвижные игры
Методы и приемы работы:
- Объяснительно - иллюстративный - воспринимают и усваивают готовую информацию
- Репродуктивный - воспроизводят освоенные способы деятельности
- Поисковый - решение поставленной задачи совместно с педагогом и самостоятельно
- Исследовательский - самостоятельная творческая работа
- Практический - игровые задания, упражнения
- Наглядный - использование карточек, схем, альбомов
- Структура занятия:
- 1часть Организационный момент
- Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления
- 2часть Игровые задания
- Цель: Развивать логическое мышление. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ.
- 3часть Рефлексия
2. Учебный план программы
Занятия проводятся с сентября по май.
Содержание работы | Количество занятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Занятия по тематическому плану | 1 | 4 | 36 |
Тематический план:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ план работы с игровыми пособиями: «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера»
Месяц | Программное содержание |
Сентябрь. | Игра «Разноцветные палочки». Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь, внимание, память. |
Игра «Строим дорожки». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т.д. | |
Игра «Поезд». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение. | |
Игра «Чудесный мешочек». Закрепить эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание. Д/и «Найди одинаковые фигуры». Цель: Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша. Д/и «Собери узор». Цель: Развивать у детей восприятие формы. Учить группировать фигуры по одному признаку: форме. Д/и «Воздушные шары». Цель: Учить подбирать фигуры одинакового цвета. Расширять представление о форме предмета. Д/и «Дупло белочки». Цель: учить чередовать предмету по форме и размеру. Развивать внимательность и сообразительность. | |
Октябрь | Игра «Найди и покажи». Упражнять детей в различении цвета. Развивать логическое мышление, память. |
Игра «Построим заборчик». Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи. | |
Игра «Спрячь игрушку». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Развивать представление о высоте палочек. Закрепить понятия «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине. Игра «Построим мостик». Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый», «уже», «шире». Организовывать сюжетно – ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей. | |
Д/и «Угадай-ка». Цель: развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство предметов (цвет). Д/и «Бусы для мамы». Цель: учить понимать смысл выражения «такой же по форме». Закреплять представление о форме и цвете предмета. Д/и «Мостик через речку». Цель: учить выбирать блоки определенного размера и формы последовательно. Д/и «Дорожка к детскому саду» . Цель: учить группировать фигуры одновременно по двум признакам: цвету и форме. | |
Ноябрь | Игра «Угадай-ка!» Работа с картами – схемами. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь. |
Игра «Разложи по цвету». Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь. | |
Игра-занятие «Высокий-низкий». Формировать умение детей различать предметы по высоте и длине; находить лишний предмет; сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга. Формировать умение детей двигаться одновременно в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Д/и «Запомни узор». Цель: закреплять умение различать цвет, форму. Развивать у детей наблюдательность, внимание, память. Д/и «Ежик». Цель: учить соотносить фигуры по одному признаку: форме, чередуя их по размеру. Д/и «Сказочное солнышко». Цель: учить понимать смысл выражения «такой же по цвету и форме. Развивать у детей внимательность, сообразительность. Д/и «Пряничный домик». Цель: учить ориентироваться в пространстве (на плоскости листа). | |
Декабрь. | Игра «Один-много». Закрепить количественные представления один – много – ни одного. Развивать логическое мышление, память. |
Игра «Лесенки». Работа с картами – схемами. Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память. | |
Игра «Башенки». Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память. Д/и «Найди свой домик». Цель: закреплять умение различать цвет, форму. Учить систематизировать геометрические фигуры по цвету и форме. | |
Д/и «Цветочные полянки» . Цель: закреплять представления о форме, цвете и размере фигур. Учить классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме. Д/и «Лесные лужайки». Цель: развивать умение детей различать геометрические фигуры по двум признаками (размер и толщина). Д/и «Праздник в стране Блоков». Цель: учить выбирать блоки по знакам-символам. Создавать положительный эмоциональный настрой на деятельность. | |
Январь | Игра «Конструирование геометрических фигур». Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, об их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник. |
Игра-конструирование. Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, об их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник. | |
Д/и «Бабочки-красавицы». Цель: Развивать умение детей различать геометрические фигуры по трем признаками (цвет, форма, размер). Д/и «Друзья - ушастики». Цель: Упражнять детей в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету и форме и размеру. | |
Д/и «Белка и Стрелка в космосе». Цель: учить выделять предметы по двум признакам: цвету и форме. Расширять речевой запас детей. Д/и: «Пригласительный билет». Цель: Развивать умение детей различать геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру. | |
Февраль | Игра-занятие: «К нам приехали игрушки». Формировать умение детей правильно называть игрушки, развивать элементы математических представлений, развивать понятие цвета, воспитывать чувство сострадания и доброжелательности. |
Игра-инсценировка: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок!» Познакомить детей со сказкой, сопровождая рассказывание показом персонажей и их действий (с использованием настольного театра). Развивать творческие способности к моделированию и конструированию. Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие. | |
Д/и «Разноцветные зайчата». Цель: закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного цвета, формы. Д/и «Домики». Цель: учить последовательно выкладывать блоки: чередовать по цвету, размеру. Д/и «Муравьи». Цель: развивать умение детей различать цвет и размер предметов. Формировать представление о символическом изображении предметов. Д/и «Толстые и тонкие». Цель: различать фигуры по толщине и размеру блока. Развивать умение ориентировки в пространстве. | |
Март | Игровая деятельность: «Помоги зайчику». Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки». Закрепить понятие «одинаковый (равный) по длине (высоте)». Развивать мышление, воображение. Воспитывать доброту. |
Игровая деятельность: «Поможем маме-зайчихе». Закрепить знания о диких животных. Уточнить представление детей о таких качествах, как «широкий», «узкий». Развивать представление об эталонах цвета. Дать представление об овале. | |
Игра «Домик для матрешки». Закрепить представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счете (в пределах 5); поупражнять их в ориентировке в пространстве (левее, правее, внизу, вверху, посередине) и назывании цвета палочек (оранжевая, белая, фиолетовая и другие). Д/и «Кто быстрее соберет блоки!» Цель: Учить определять размер и толщину блока. Формировать представление о символическом изображении предметов. | |
Д/и «Машинки». Цель: учить работать с блоками самостоятельно по образцу. Развивать умение ориентировки в пространстве. Д/и «Карусель». Цель: Упражнять детей в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету и форме. Д/и «Поручения». Цель: Расширять речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | |
Апрель | Игра «Сушим полотенца». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине). |
Игра «Зайка». Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения. Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине). Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по количеству: больше – меньше. Развивать внимание, память. Д/и «На свое место». Цель: Учить описывать геометрическую фигуру определенного цвета, формы. | |
Д/и «Найди и назови». Цель: закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного цвета. Д/и «Веселые каркуши». Цель: учить выкладывать блоки на плоскости по образцу по одному, двум признакам. Д/и «Переводчики». Цель: Учить кодировать и декодировать информацию о свойствах фигур (по карточкам-символам) в качестве зрительно ориентира. | |
Май | Игра «Дорога к дому». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Формировать умение ориентироваться на ограниченной площади. |
Игра «Разноцветные флажки». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете. | |
Игра «Бусы». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете. Д/и «Назови соседей». Цель: закреплять умение описывать геометрическую фигуру определенного цвета, формы. Д/и «Зайкин огород». Цель: учить последовательно выполнять игровые действия с блоками. Д/и «Помоги Незнайке». Цель: учить пользоваться кодом, обозначающим знак отрицания «не» («Не круг», «Не красный», «Не большой»). Закрепить слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Д/и «Лепим нелепицы». Цель: учить сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, форме, размеру, толщине). Учить выявлять и абстрагировать свойства предметов. |
месяц | № | тема | Количество занятий | ||
всего | теоретических | практических | |||
сентябрь | 1. 2. 3. 4. | Знакомство детей с палочками Кюизенера. Игры с палочками Кюизенера Знакомство детей с блоками Дьенеша. Игры с блоками Дьенеша. | 4 | 1 1 | 1 1 |
октябрь | 1. 2. 3. 4. | Способствовать развитию умения группировать, классифицировать блоки по величине, цвету, размеру. Развивать умение группировать, классифицировать по цвету. Уточнить знания о круге, способствовать развитью умения анализировать, сравнивать, классифицировать «Волшебный круг» | 4 | 1 1 | 1 1 |
ноябрь | 1. 2. 3. 4. | Закрепление названия цвета. Развивать комбинаторские способности. Упражнять в счете предметов Приобщать детей к моделированию. Занятие: «Волшебный поезд». | 4 | 1 1 | 1 1 |
декабрь | 1. 2. 3. 4. | Учить сравнивать предметы по длине и обозначать словами результаты сравнения. Занятие: «Числа 1и2». Уточнить знания детей о квадрате, познакомить с треугольником, как части квадрата. Занятие: «Квадрат». | 4 | 1 1 | 1 1 |
январь | 1. 2. 3. 4. | Знакомство с прямоугольником. Классификация по 3-м признакам. Занятие: «Поезд». Знакомство с понятием «высокий -низкий». Сравнение по высоте. Занятие: «Зоопарк». | 4 | 1 1 | 1 1 |
февраль | 1. 2. 3. 4. | Классификация множества по 2-м признакам (цвет и форма, размер и форма). Занятие: «Чудесный мешочек». Знакомство с образованием числа 3 и соответствующе палочкой. Занятие: «Числовая лесенка». | 4 | 1 1 | 1 1 |
март | 1. 2. 3. 4. | Знакомство с символами, обозначающими цвет, величину фигуры. Занятие: «Как меня зовут». Знакомство с образованием числа 4. Занятие: «Весёлый паровозик» | 4 | 1 1 | 1 1 |
апрель | 1. 2. 3. 4. | Знакомство с образованием числа 5. Умение различать количественный и порядковый счёт. Занятие: «Числовая лесенка». Закрепить умение детей распределять блоки по одному, двум признакам, развивать логическое мышление, внимание. Занятие: «Поле чудес». | 4 | 1 1 | 1 1 |
май | 1. 2. 3. 4. | Продолжать закреплять навыки порядкового счёта, знания о геометрических фигурах, учить логически, мыслить, делать выводы. Занятие: «Теремок». Закреплять знания числа 5. Умение сравнивать предметы по длине, высоте. Закрепить количественный и порядковый счёт, знание геометрических фигур. Развивать логическое мышление, творческое воображение. Занятие: «Автобус». итого | 4 36 | 1 1 | 1 1 |
ИТОГО: 36 часов.
3. Содержание программы:
месяц | задачи | игры |
сентябрь | Знакомство с палочками Кюизенера, как с игровым материалом, помочь детям сориентироваться в данном материале. Обратить внимание детей на цвет и свойства палочек Познакомить детей с эталонами цвета. Закрепить названия основных цветов. Знакомство с блоками Дьенеша, как с игровым материалом, помочь детям сориентироваться в данном материале. Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой- маленький» Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете. Развитие у детей внимания, памяти и связной речи. | Приход куклы Кати с подарком Дидактическая сказка «Царство разноцветных палочек «Разноцветные палочки» Приход куклы Кати с подарком Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру) Д/и «Волшебный мешочек». Д/и «Что изменилось |
октябрь | Развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету Закрепить названия эталонов цвета. Развивать комбинаторские способности. Продолжать знакомить с логическими блоками. Развитие умение выделить существенные признаки. Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. | «Строим дорожки» «Подарим кукле бусы» Д/и «Найди не такую». Д/и «4-й лишний». Д/и «Продолжи ряд» |
ноябрь | Упражнять в умении сравнивать предметы по длине, классифицировать по длине и цвету Закрепить название геометрических фигур Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. умение находить закономерности | «Сушим полотенца» «Разноцветные флажки» Д/и «Найди пару Д/и «Второй ряд». |
декабрь | Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результаты сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2. Развивать связную речь, память, внимание. Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи. Развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения. Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма) | Чудесный мешочек, Найди свой домик Д/и «Клад». Д/и « Игра с одним обручем». Д/и «Чего не хватает». Д/и «Игра с двумя обручами» |
январь | Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятием высокий - низкий. Развивать представление о длине палочек. Учить сравнивать палочки по высоте и длине Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков. Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам - признакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам | Построим заборчик Спрячь игрушку Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет» Д/и «Заселим в домики»(2 признака) |
февраль | Познакомит детей с образованием числа 3 и соответствующей палочкой к нему. Учить называть по порядку числительные от 1 до 3. Формировать умение моделировать предмет из палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте Знакомить детей со знаками – Х Развитие творческого мышления. Учить детей определять свойства блоков по карточкам | Числовая лесенка Подвижная игра «Где больше?» Дидактическая игра «Строительство домов» Д/и «Переводчик» Д/и «Художник Д/и « На свою веточку». |
март | Познакомить с образованием числа 4 и цифры 4. Учить считать в пределах 4х, закреплять умение различать количественный счет от порядкового счета Закрепить умение сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки, ориентировку в пространстве Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь. Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь | Числовая лесенка Подвижная игра «Найди цифру» Дидактическая игра «Дачный поселок» Д/и «Кто хозяин» Д/и «Игра с двумя обручами» |
апрель | Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5. Учить называть числительные по порядку. Закрепить счет в пределах 5, умение сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета Учить детей классифицировать блоки по 3 признакам. Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь. | Подбери пару Подбери цифру Размести пассажиров Дидактическая игра «Скворечник» Д/и «Заселим в домики». (3 признака) Д/и «На свою веточку». |
май | Закреплять знание чисел в пределах 5. Умение сравнивать предметы по длине, высоте. Закрепить количественный и порядковый счет, знание геометрических фигур. Развитие логического мышления, творческого воображения Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь Развитие творческого мышления. | Грибная полянка, Размести пассажиров, Разноцветные коврики Д/и «Волшебный мешочек». Д/и «Художник». |
Методическое обеспечение:
-«Наборы палочек Кюизенера»
- «Блоки Дьенеша»
-Цветные схемы-карточки.
- Альбомы: «На златом крыльце сидели», «Давайте поиграем вместе»
Ожидаемые результаты
К концу года дети научатся:
- Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме
- Различать основные цвета и их оттенки
-Знать отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник)
-Считать в пределах 5, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов
-Ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку)
- Составлять целое из частей.
- Следовать инструкциям и работать по схемам
Мониторинг
Мониторинг уровня развития детей проводится в начале года и в конце года.
Критерии оценки развития элементарных математических способностей детей
Критерии | Количество баллов |
Ребенок считает в пределах пяти (количественный и порядковый счет), отвечает на вопросы: "Сколько всего?", "Который по счету?". Сравнивает две группы предметов, раскладывает их в возрастном порядке, по длине и высоте. | 3 |
Называет и показывает все с затруднениями, справляется с заданиями с незначительной помощью взрослого | 2 |
Частично справляется с заданиями с помощью взрослого | 1 |
Полностью не справляется с заданиями | 0 |
Общий балл:
высокий – 11–15;
средний – 6–10;
низкий – 0–5.
Таблица оценки элементарных математических способностей
(средняя группа)
Фамилия, имя ребенка | Количество – один, много и т. д. | Величина | Геометрические фигуры | Ориентировка в пространстве | Итог | |||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
1.Дидактические игры - занятия в ДОУ (Блоки Дьенеша) /Выпуск первый ( Младший возраст.)
Авт.- сост. Е.Н. Панова. Воронеж 2007.
2.Дидактические игры-занятия в ДОУ (Палочки Кюизенера) Выпуск первый ( Младший возраст). Авт.- сост. Е.Н. Панова. Воронеж 2007.
3.Логика и математика для дошкольников Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. Спб,1996.
4.Фидлер М. Математика уже в детском саду, - М.: Просвещение, 1981.
5.Дошкольное воспитание. №5 2004.
6.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера (для работы с детьми 3-7лет).Авт.-сост. В.П.Новикова. Л.И. Тихонова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О.Н.Р.
Мною разработан цикл занятий , которые строятся на основе сказочного сюжета, где дети не сидят за столами ,выполняя задания, а постоянно перемещаются по группе в ходе игры. Героями могут быть как сами...
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ.
БЛОКИ ДЬЕНЕША.В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления. Одним из эффективных пособий являются логи...
Консультация для родителей « Дидактические и игры и упражнения по развитию мыслительных операций у детей дошкольного возраста»
ГБОУ Школа № 480. День открытых дверей....
"Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ в играх и упражнениях» «Логические цепочки»
В старшем возрасте у дошкольником начинает формироваться словесно-логическое мышление. Этот вид мышления самый сложный, он оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выражен...
Презентация "Игры на развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста"
Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» — «мысль», «разум». Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятельности ...
Мастер-класс «Игры на развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Мышление - это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к п...
Роль пальчиковых игр и упражнений в становлении речи и развитии мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика - залог успешного становления речи. Важно, начиная с раннего возраста, использовать элементы пальчиковой гимнастики. Учёные, изучавшие деятельность головного мозга, психику...