НОД по экспериментальной деятельности в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Поторочина Елена Валерьевна

Серия занятий непосредственной образовательной деятельности по экспериментальной деятельности "Знакомство со свойствами воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_eksperrimentalnoy_deyatelnosti_sr._gruppa.docx45.18 КБ

Предварительный просмотр:

                            Экспериментальная деятельность  с детьми среднего дошкольного возраста

Занятия на тему «Знакомство со свойствами воды»

Занятие 1                              Тема: «Вода течет, разливается».

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое развитие
  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Форма организации: групповая.

Цель: Развивать умения делать простейшие выводы, свободное общение со сверстниками, коммуникативные навыки и умения.

Задачи:

Образовательные. Уточнить представления детей об использовании воды: познакомить со свойствами воды — вода течет, разливается, испаряется, впитывается, обогатить глагольный и антонимический словарь детей.

Развивающие. Развивать зрительно-двигательную координацию, память, внимание

Воспитательные. Воспитывать внимательное отношение к природе.

Методы и приёмы:

  • Словесный (беседа по вопросам);
  • Наглядный (рассматривание наглядного материала);
  • Практический (опыт)
  • Стимулирующий (похвала);
  • Игровой.

Предварительная работа: экскурсия к речке «Мостовке»

Оборудование -

Демонстрационный материал: кукла Водовоз с тележкой и бочкой; горшки с цветами, лейки; ящик с песком; картинки, изображающие свойства воды, а также реку, озеро, водопроводный кран.

Раздаточный материал: ковшики, ведерки, тазик, поднос; сухая ткань, губки, передники для каждого ребенка;

Ход занятия

К детям приезжает Водовоз с тележкой, на которой сюит бочка с водой Он поет песню И. Дунаевского /з кинофильма «Волга-Волга» (звучит аудиозапись)

Замечательный вопрос:

 Почему я водовоз?

Потому что без воды

И не гуды, и не сюды.

 Руки моем — воду льем,

 И стираем — воду льем,

Потому что без воды

И не туды, и не сюды.

Поливаем — воду льем,

Чай захочешь — воду пьем,

 Потому что без воды

И не туды, и не сюды

Водовоз знакомится с детьми. Педагог объясняет детям, кто такой водовоз, почему его так называют. Далее Водовоз проводит беседу о пользе воды, о том, откуда берется вода (из реки, озера, из водопроводного крана).

Педагог помогает детям отвечать на вопросы Водовоза, в случае затруднений показывает имитационные действия или картинки-подсказки.

Водовоз предлагает поиграть с водой и понаблюдать за ней. Предлагает детям перед началом игры надеть передники. Задает вопросы о том, зачем нужны передники при играх с водой. Он зачерпывает воду из своей бочки и медленно наливает ее в ведерки и ковшики для каждого ребенка.

Водовоз. Я каждому из вас налил воды из моей большой бочки. Я наливал ее очень осторожно, медленно, чтобы не пролить. А теперь вы вылейте свою воду вот в этот тазик так же медленно и аккуратно. Посмотрите, как течет вода из вашего ведра или ковшика в тазик.

•   Беседа по вопросам

  • Что ты делаешь?
  • Что делает вода?
  • Как она течет?

Далее Водовоз наливает немного воды на поднос с высокими бортиками.

Водовоз. Посмотрите, ребята, вода разлилась. Что сделала вода?

Дети. Вода разлилась

Водовоз Если у нас со стула упадет чашка с водой, что произойдет?

Дети. Вода разольется по полу

Водовоз, Правильно, Был пол сухой, а стал...

Дети. Мокрый.

Водовоз. Что надо сделать, чтобы пол снова стал сухой?

Дети. Надо его вытереть

Водовоз. Давайте возьмем мягкую тряпочку и попробуем вытереть поднос. Что происходит с тряпочкой? Она была сухая, а стала...

Дети. Мокрая.

Водовоз. Ткань впитывает воду становится мокрой, а наш поднос стал...

Дети. Сухим.

Водовоз. Выжмем тряпочку и повесим ее сушить. (Можно это задание выполнить с помощью губок) На улице летом часто бывает дождь, от него мокнут дорожки, но быстро высыхают. Почему? Кто вытирает дорожки тряпочкой или губкой?

Дети. Это солнышко

Водовоз. Правильно, ребята. на солнце вода испаряется дорожки сохнут. Солнышко умеет сушить землю. Ребята, а что случилось с вашим цветочком? Посмотрите, какая сухая земля. Почему она сухая? (Ответы детей ). Что нужно сделать, как напоить цветочки водой?

Дети. Чтобы цветок рос, их надо поливать.

Водовоз. Правильно. В сухой земле все гибнет. Вы любите, ребята пить?А что вы пьете? (ответы детей). А цветок любит пить воду. И если ему не давать пить, он может засохнуть. Подойдите ко мне с леечками, и я из своей бочки налью вам воды.  

Дети. Аккуратно и медленно.

Водовоз. Были у вас леечки пустые, а теперь?

Дети. Теперь они полные.

Водовоз.   Что вы будете теперь делать?

Дети. Поливать цветы.

Водовоз. Как надо выливать воду из леечки? (ответы детей)

Водовоз.   Пойдите и полейте цветы.

Водовоз хвалит детей и проводит беседу о том, что нового узнали дети о воде. Прощается с детьми, поет свою песенку и уходит.

ЗАНЯТИЕ 2                    Тема: «Вода бывает мутная, прозрачная, бесцветная»

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое развитие
  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Форма организации: групповая.

Цель: Развивать умение делать простейшие выводы, свободное общение со сверстниками, коммуникативные навыки и умения.

Задачи:

Образовательные. Закреплять знание цвета; продолжать знакомить со свойствами воды

вода может быть прозрачной, мутной, менять свой цвет в зависимости от того, чем подкрашена, в какой цветной емкости находится: в воде отражаются предметы, обогащать глагольный и антонимический словарь детей.

Развивающие. Развивать зрительно-двигательную координацию, память, внимание, мышление.

Воспитательные. Воспитывать чувство контроля, взаимопомощи.

Методы и приёмы:

  • Словесный (беседа по вопросам);
  • Наглядный (рассматривание наглядного материала);
  • Практический (опыт)
  • Стимулирующий (похвала);
  • Игровой.

Оборудование -

Предварительная работа: после дождя посмотреть на асфальте водичку в луже, в игрушках оставленных.

Демонстрационный материал: кукла Водовоз с тележкой и бочкой; горшки с цветами, лейки; ящик с песком; картинки, изображающие свойства воды, а также реку, озеро, водопроводный кран.

Раздаточный материал: Кукла Водовоз с тележкой и бочкой; ведерки, таз; камушки; мисочки разного цвета, прозрачные стаканы; крупные кисточки; разноцветная гуашь; передники для каждого ребенка; игрушки; иллюстрации свойств воды.

Ход занятия

Появляется Водовоз, исполняет свою песню, здоровается с каждым ребенком. Вспоминает вместе с детьми, что происходило на предыдущем занятии, и говорит о том, что сегодня продолжит знакомить детей с другими свойствами воды. Предлагает детям перед началом игры надеть передники. Задает детям вопросы о том, зачем нужны передники при играх с водой.

Далее Водовоз наливает из бочки каждому ребенку воды в ведерко. Уточняет, что умеет делать вода (течет). Спрашивает о том, как он наливал воду (аккуратно и медленно), и предлагает детям так же аккуратно вылить воду из своего ведерка в таз.

Дети выполняют

Водовоз. Был таз пустой, а стал...

Дети. Полный.

Водовоз. Ваши ведерки были полные, а стали...

Дети. Пустые.

Водовоз обращает внимание детей на то, что вода в тазу чистая. Предлагает детям опустить руки в таз с водой.

Водовоз. Вы видите свои руки? Значит, вода прозрачная. Давайте возьмем каждый по камушку и бросим его в таз с водой. Вы видите камушки? Значит, вода какая?

Дети. Прозрачная.

Водовоз. Давайте вынем камушки. Загляните теперь в таз с водой, вы видите свое отражение?

Дети наклоняются к воде, наклоняют, различные игрушки, ладошки. Наблюдают за отражением в воде. Водовоз приносит банку с речным песком.

Водовоз. Возьмите по одному стакану. Он тоже прозрачный. Зачерпните

из таза в стакан немного воды и вылейте в банку с песком. Вода в банке прозрачная? Она стала мутной, плавают песчинки. А вы любите фокусы? Мы сейчас поставим эту банку с мутной водой на стол, а в конце занятия посмотрим, какое волшебство в ней произойдет. Посмотрите на картинки. Что на них нарисовано?

Дети. Море, озеро, река, вода в ведре.

Водовоз. Какого цвета нарисована вода? (Ответы детей.) Ее рисуют синей или голубой, а мы с вами сейчас видели, что вода прозрачная. Как же так? Посмотрите, у нас на столе стоят мисочки. Они одинакового цвета или разного?

Дети. Разного.

Водовоз. Какого? (Ответы детей.) Давайте в каждую мисочку нальем прозрачной воды из моей бочки. Вот я налил прозрачной воды в желтую миску, какого цвета стала вода?

Дети. Она желтая.

Водовоз. А в зеленой миске?

Дети. Зеленая.

Водовоз. Вода — прозрачная, но кажется в синей миске — синей, в красной — красной. Воду можно сделать и цветной, но для этого нам понадобится краска. Посмотрите, вот перед нами прозрачные стаканы, в них налита прозрачная вода. Я хочу, чтобы вода стала зеленой, какую краску я должен добавить в воду?

Дети. Зеленую.

Водовоз. А ты какого цвета хочешь получить воду, как ты это сделаешь? (Ответы детей.)

Дети рассматривают получившуюся воду, называют ее цвет, вспоминают, как они это сделали. Педагог подводит детей к выводу, что вода стала разноцветной, непрозрачной и пить такую воду нельзя.

Далее Водовоз обращает внимание детей на. банку с песком. Рассказывает о том, что песок осел на дно банки, а вода снова стала прозрачной. Если размешать песок, то вода снова станет мутной.

Водовоз задает детям вопросы о том, что они сегодня узнали о свойствах воды. Прощается с детьми и дарит им книгу Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, который сидит в пруду»,

ЗАНЯТИЕ 3 Тема: «Вода бывает с запахом и вкусом. Другие свойства воды»

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое развитие
  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Форма организации: групповая.

Цель: Развивать умение делать простейшие выводы, свободное общение со сверстниками, коммуникативные навыки и умения.

Задачи:

Образовательные. Продолжать знакомить со свойствами воды — вода не имеет запаха, вкуса; в ней растворяется сахар, соль; сок лимона делает воду кислой; в воде не тонут предметы из резины, пластмассы, дерева; в воде тонут металлические предметы; обогатить словарь детей за счет прилагательных.

Развивающие. Развивать обоняние, вкусовой анализатор, развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные. Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах.

Методы и приёмы:

  • Словесный (беседа по вопросам);
  • Наглядный (рассматривание наглядного материала);
  • Практический (опыт)
  • Стимулирующий (похвала);
  • Игровой.

Оборудование - Кукла Карлсон; конверт с картинками и письмом, посылка; сахар в сахарнице, соль в солонке, лимон; прозрачные стаканы, ложечки; небольшие деревянные, пластмассовые, резиновые шарики, мячики и т п., металлические, стеклянные (небьющиеся) шары; емкость с водой; кипяченая вода; салфетки и передники для каждого ребенка 

Предварительная работа: после дождя посмотреть на асфальте водичку в луже, в игрушках оставленных.

Ход занятия

Педагог сообщает детям, что Водовоз сам приехать не смог, а прислал на занятие Карлсона с письмом и посылкой. Карлсон здоровается и знакомится с каждым ребенком. Читает детям письмо, в котором Водовоз просит поиграть Карлсона с детьми и спросить, какие свойства воды они знают. Карлсон достает мяч и предлагает отвечать на вопросы того ребенка, которому он бросит в руки мяч:

- Для чего нужна вода?

- какая бывает вода?

- Что умеет делать вода?

Педагог в случае затруднения подсказывает детям, показывая картинки и имитационные действия, изображающие знакомые детям свойства воды.

Далее Карлсон открывает посылку, в которой находятся разнообразные предметы: резиновые, пластмассовые, металлические, деревянные предметы. Дети называют эти предметы, рассказывают какого они цвета, формы, для чего нужны, из какого материала изготовлены, и отвечают на вопрос Карлсона: «Как вы думаете, этот предмет утонет в воде или нет?»

Детям предлагается надеть передники и подойти к тазу, в котором налита вода. Карлсон предлагает каждому ребенку опустить в таз любой предмет и проверить, утонет он или нет. Далее педагог с детьми делает вывод о том, какие предметы тонут, а какие могут плавать на поверхности воды.

Карлсон. Почему Тане сказали, что не надо плакать? (Ответы детей.) Почему мяч не утонет в реке? (Ответы детей.) А теперь я приглашаю вас поиграть с водой. Подойдите к столу. На столе стоят разные кружечки, мисочки. Я налью из ведра в них воду. Понюхайте, вода пахнет?

Дети.   Нет        

Карлсон. А теперь я в кружечку налью горячую воду из чайника, она пахнет?

Дети.   Нет

Карлсон. А теперь я в горячую воду накапаю сок лимона (выдавливает сок из половинки лимона). Понюхайте, вода пахнет?

Дети. Да

Карлсон. Чем пахнет вода?

Дети. Вода пахнет лимоном

Карлсон. Теперь я налью в стаканы кипяченой воды, но не горячей. Попробуйте ее на вкус, какая вода по вкусу? Сладкая? Соленая? Горькая?

Дети. Никакая, просто вода, без вкуса.

Карлсон. Теперь в стаканчик добавим немного соли, размешаем. Возьмите чайные ложки, попробуйте, какая стала вода по вкусу?

Дети. Соленая.

Карлсон. Почему она стала соленая? Как получилась соленая вода? (Ответы детей.) Мы видим соль в стакане?

Дети. Нет, она растворилась.

Карлсон. В другой стакан с водой добавим немного сахара, размешаем. Попробуем. Какая по вкусу стала вода?

Дети. Сладкая.

Карлсон. Почему она стала сладкая? Как это получилось?

Дети. Мы положили сахар.

Карлсон. Мы видим сахар? Куда он делся в воде?

Дети. Он растаял.

Карлсон показывает детям книгу А. Барто «Игрушки» и просит вспомнить, что случилось с Таней, почему она плакала. Просит кого-нибудь из детей рассказать это стихотворение.

Заключительная беседа по вопросам

—        Чтобы вода стала с запахом лимона, что надо сделать?

—        Чтобы стала сладкая? И т. д.
Вывод: у самой воды нет ни за паха, ни вкуса.

—        Давайте с вами вспомним, какие предметы могут тонуть в воде, а какие
будут плавать?

Карлсон. Я расскажу Водовозу, что вы справились со всеми заданиями, были внимательными.

Занятие 4  Тема : «Вода не имеет формы».

Цель: Развивать умение делать простейшие выводы, свободное общение со сверстниками, коммуникативные навыки и умения.

Задачи:

Образовательные. Уточнить знание геометрических форм и цвета; продолжать знакомить со свойствами воды — вода не имеет формы; развивать умение согласовывать прилагательное с существительным в роде.

Развивающие. Развивать слуховое и зрительное внимание, память; двигательно-зрительную координацию; мышление; мелкую моторику.

Воспитательные. Воспитывать внимательное отношение в Водовозу (другому человеку).

 Методы и приёмы:

  • Словесный (беседа по вопросам);
  • Наглядный (рассматривание наглядного материала);
  • Практический (опыт)
  • Стимулирующий (похвала);
  • Игровой.
  • Оборудование - Прозрачные сосуды и вазы разной формы (круглые, овальные, прямоугольные и т. д.); листы с контурными (пунктирными) изображениями этих сосудов и ваз (по 2-3 на одном листе) с проведенным уровнем налитой воды; цветные карандаши: передники для каждого ребенка: таз или ведро с водой; ковшики с носикам/: мерные стаканчики; магнитофон; письмо

Предварительная работа: налить воду в разные емкости и поставить букетики, отростки цветов.

Ход занятия

Педагог говорит, что Водовоз прислал звуковое письмо, и предлагает его послушать. Водовоз в записи хвалит усердие детей в познании свойств воды. Просит найти и показать рисунок того или иного свойства воды, назвать его и рассказать о нем (рисунки с изображением разнообразных свойств воды находятся в разных местах учебной комнаты). Далее Водовоз (в записи) предлагает детям подойти к столу.

Водовоз. Сегодня, ребята, вы познакомитесь с тем, что вода не имеет формы.

Дети вместе с педагогом рассматривают на столе сосуды и вазы, уточняя их формы и цвет. Педагог предлагает детям напить воду во все емкости по очереди. Дети зачерпывают веду из ведра ковшиками и наливают в стоящие на столе емкости Педагог подводит детей к пониманию того, что вода принимает форму сосуда, в котором она находится: если ваза круглая, то и вода кажется круглой.

Далее педагог снова включает компьютер, и дети слушают Водовоза, который просит их открыть конверт. Дети открывают его и находят листы, на которых контурно изображены сосуды. Дети обводят по контуру сосуды и раскрашивают воду на рисунках. С помощью педагога дети находят реальный сосуд, сравнивают его с тем который изображен на их рисунке, и определяют в них уровень воды.

Все рисунки собирают, складывают в конверт и посылают Водовозу, Педагог просит детей рассказать, что нового о воде они узнали, и имитирует написание письма для Водовоза.

Занятие 5 Тема «вода умеет превращать в лед, нагреваться»

Цель: Развивать умение делать простейшие выводы, свободное общение со сверстниками, коммуникативные навыки и умения.

Задачи:

Образовательные. Продолжать знакомить со свойствами воды — вода нагревается, журчит, капает, булькает, бурлит, на морозе превращается в лед; обогатить глагольный словарь детей.

Развивающие. Развивать слуховое внимание, память, двигательно-зрительную координацию, мышление, звукоподражание, умение планировать свою деятельность.

Воспитательные. Воспитывать желание заваривать и угощать друзей чаем, умение вести себя за столом.

Методы и приёмы:

  • Словесный (беседа по вопросам);
  • Наглядный (рассматривание наглядного материала);
  • Практический (опыт)
  • Стимулирующий (похвала);
  • Игровой.

Оборудование - Игрушка Водовоз; запись звучания воды; электрочайник; книга «Снежный

колобок» Н. Калининой; накрытый для чая стол.

Предварительная работа: налить воду в формочку и поставить в холодильник, накрыть стол в столовой с угощением.

Ход занятия

К детям в гости приехал Водовоз. Он поет свою песенку. Хвалит рисунки детей, сделанные на прошлом занятии и полученные им по почте. Он достает по очереди рисунки, просит автора рассказать о том, что он нарисовал.

Водовоз. Вчера я так хотел пить. Хотелось мне очень холодной воды, прямо студеной. Я поставил стакан с водой в холодильник, да и забыл о нем. Утром открыл холодильник, а в стакане вместо воды — лед. Почему?

Вместе с детьми, вспомнив зиму, выясняют, что на морозе вода превращается в лед. Логопед показывает детям формочки для приготовления льда и рассказывает о том, как был сделан лед. Далее вынимает лед из формы, и дети сравнивают форму льда с той формой, в которой его готовили. Делают вывод о том, что лед принимает ту форму, в которой он находится. Детям предлагается лед взять в руки, рассмотреть его цвет, форму, температуру. Обращается внимание на то, что лед начинает таять. Дети отвечают на вопрос, почему это происходит.

Водовоз. Я замерз на вашем занятии, давайте попьем чаю. Вы умеете готовить чай? Как это делается? Давайте вместе заварим чай.

Дети вместе с логопедом производят необходимые действия. Дети оговаривают программу действий: «Нужно вскипятить воду. Взять чайник, налить в него воды...» Пока вода кипит, дети вспоминают, как журчит вода в ручейке, как капает из крана, как шумит, когда кипит.

 Игра «Угадай, что звучит?»

Водовоз предлагает поиграть. Включает запись перечисленных звуков, а дети угадывают, что звучит.

Далее воспитатель разливает чай. Все садятся за стол. Приглашают Водовоза и вместе пьют чай. За чаем дети благодарят Водовоза за те знания о воде, которыми он поделился с ними, а Водовоз благодарит детей за их знания и гостеприимство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы

«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Поможем Винни-Пуху».

ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.  Знакомить с качественной характеристикой воздуха   (невидимый, движется, ощущаем). Развивать умение детей решать про...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментальной деятельности в средней группе «Медвежонок» «Удивительная вода»

Цель: Формирование представления о воде через опытно-экспериментальную деятельность.Задачи:Образовательные:Формирование представления о воде, как о самом важном веществе на планете.Познакомить со свой...

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Спасение рыбки»

Цель НОД:Развивать познавательно - исследовательскую активность детей,  формировать навыки экспериментирования с водой, вызвать желание заботиться о подводном животном мире....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности  по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».Цель: Продолжить знак...