Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "История родного края".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Головинова Марина Анатольевна

Программные задачи:

1. Продолжать знакомить детей с историей Краснодарского края, кубанскими традициями, обычаями и обрядами.

2. Воспитывать интерес, любовь к своему прошлому, уважение к настоящему.

3. Познакомить с издавна приготавливаемыми блюдами, из каких продуктов их готовили и почему.

4. Расширять знания детей о пище и ее пользе.

5. Продолжать учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, употребляя в речи простые и сложные предложения.

Оборудование:

русская печь, ухват, кочерга, посуда: самовар, глечек, миска, деревянная ложка, поварешка, чугунок, иллюстрации о хлебе, ширма, стол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_kubanovedeniyu_v_dou.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим

в старшей группе на тему:

"История родного края".

Программные задачи:

1. Продолжать знакомить детей с историей Краснодарского края, кубанскими традициями, обычаями и обрядами.

2. Воспитывать интерес, любовь к своему прошлому, уважение к настоящему.

3. Познакомить с издавна приготавливаемыми блюдами, из каких продуктов их готовили и почему.

4. Расширять знания детей о пище и ее пользе.

5. Продолжать учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, употребляя в речи простые и сложные предложения.

Оборудование:

русская печь, ухват, кочерга, посуда: самовар, глечек, миска, деревянная ложка, поварешка, чугунок, иллюстрации о хлебе, ширма, стол.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, у каждого человека, живущего на земле, есть малая Родина. И наша с вами малая Родина /где мы с вами живем/ называется -Краснодарский край.

-   А как   еще   можно назвать наш край? - Кубань.

-   А почему?

Много лет назад подарила царица Екатерина казакам землю возле реки Кубань, повелела им охранять и защищать эту дарованную землю. Приехали казаки, осмотрелись, увидели много рек, озер, лесов, полей и гор, и решили здесь остаться.

-    А как вы думаете, что можно сажать на этой земле? - /ответы детей/. Правильно, пшеницу, гречку, овощи, рассадить сады, виноградники. Очень плодородной оказалась земля кубанская. Вот по этому до сих пор выращивают большие урожаи на Кубани. И называют ее - житницей России.

-   Как называют Кубань? Почему ее так называют? Кубанские казаки всегда с уважением относились к хлебу. Хлеб пекли в русской печи. /Воспитатель показывает детям русскую печь и утварь: ухват, кочергу, чугунки, объясняя по ходу показа, для чего нужен был казакам тот или иной предмет кухонной утвари/.

В праздники казачки пекли куличи, ватрушки, пироги. /Воспитатель показывает иллюстрации/. В наше время к праздникам в станицах и городах устраивают ярмарки. Продают овощи, фрукты, выращенные в своих хозяйствах, пекут и продают калачи, баранки. Предлагают горячего чаю. Поют народные песни. /Воспитатель включает кассету с народными кубанскими песнями, затем убирает ширму, выставляет стол/. Посмотрите, ребята, это - посуда, из которой ели кубанские казаки в стародавние времена. Может кто - то из вас знает названия этой посуды и скажет нам? /Воспитатель выслушивает ответы детей/. Если дети затрудняются ответить, воспитатель проводит словарную работу по обогащению словаря детей новыми терминами /миска, глечек, самовар, кувшин т. д./

Кубанская кухня всегда отличалась своим разнообразием супов. Казаки готовили борщ, окрошку, уху, щи, рассольники.   Скажите, какие вы запомнили названия первых блюд кубанской кухни?

- Ребята, а как выдумаете, в чем казаки могли варить борщ   в   давние времена? /В чугунке/.

- А что, по - вашему мнению, нужно для приготовления борща? Какие овощи? /Воспитатель слушает ответы детей/.

- Ребята, а что можно приготовить в маленьком чугунке? /Вареники с различной начинкой/.

Кубанская кухня всегда славилась разнообразием напитков: квас, компот, сок, морс, фруктовый чай. Чаи настаивали на различных травах.

- Как вы думаете, зачем в старину настаивали травы? /От различных болезней лечились настоями из трав, которые принимали в виде чая/. Также казаки любили ходить в баню с веником, босиком по земле, траве. Мы с вами - будущее поколение Кубани, поэтому должны следить за своим здоровьем. Мы, как наши предки, будем сильными, крепкими, выносливыми, ловкими, смелыми.

- А что для этого необходимо делать? /Заниматься спортом, делать зарядку,

закаляться, беречь свой организм, купаться в море, участвовать в

спортивных мероприятиях, играх/.

А сейчас мы с вами выйдем на прогулку и поиграем в народные кубанские

игры. 

Конспект занятия

"Наш край"

Программное Содержание:

1.Закрепить и пополнить знания детей о растительном и животном   мире Краснодарского края.

2.Познакомить   детей с историей переселения казаков на земле

Кубанского края.

3.Вспомнить и закрепить особенности одежды, жилья и быта казаков.

4.В бодром, веселом и раздольном пении учить детей прославлять свой   любимый край - малую Родину.

Ход занятия: Воспитатель:

-На какой планете мы живем? /Планета Земля/.

-Вот наша планета Земля. /Показывает глобус/.

-А как называется страна, в которой мы живем? /Россия/. Показать   Россию на глобусе.

-Назовите столицу нашей родины? /Москва/. Показывают на глобусе.

-Россия-это родина для всех жителей России, а у каждого есть своя, малая Родина, где вы родились, где походит ваше детство. Как называется город, в котором вы живете? /Ейск/.

-Где находится наш город? /На Кубани/.

-Как называется это место на карте? /Краснодарский край/.

-Какое замечательное место наша Кубань. Я прочитаю вам несколько строк из стихов Сергея Иванова, в которых он прославляет наш благодатный край.

"Я влюблен в эту землю с детства

В этот богатый, прекрасный край.

Мне подарили его в наследство

Жемчуг России, неземной рай".

-Чем богат наш край?

1 .Полезными ископаемыми - нефть, газ.

2.Строительными материалами - гипс, известь, ракушечник, мергель для изготовления цемента.

3.Целебными источниками - Горячий ключ, Хадыженск, Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск, Краснодар.

4.Морями, реками, озерами, лиманами, водохранилищами: Черное, Азовское моря;   реки - Челбас, Кубань, Сосыка, Ея, Бейсуг; озера - Ханское, Абрау, Чембурки; Ейский лиман.

5.Рыбой - осетр, севрюга, белуга, сельдь, хамса, лещ, рыбец, тюлька, судак, тарань, сазан, карась.

6.Растительным миром:

Деревьями / дуб, граб, клен, тополь, липа, каштаны, акация, туя/.

Культурными растениями /пшеница, кукуруза, подсолнечник, сахарная  свекла, рожь,   овес, ячмень, гречиха, рис/.

Дикорастущими растениями /ковыль, подорожник, лопух, полынь, лютик,  лебеда, зверобой, щавель, пастушья сумка, цикорий, кизил, орешник, боярышник, шиповник, терн/.

-Поэт не случайно называет наш край раем.

 Давным-давно, 200 лет назад, узнали об этих замечательных местах запорожские казаки, которые жили на Украине. И попросили они царицу Екатерину вторую разрешить им поселиться в этом земном раю.   И потянулись на Кубань казаки со своим атаманом, а потом привезли сюда своих жен.   Стали они не только защищать границы нашей родины, но и просто строить себе курени /дома/, разводить скот. Казаки жили в поселках.

-Как назывались эти поселки? /По названию самого близкого   водоема Краснодарского края/

Вот по берегам моря и реки казаки стали заниматься земледелием, так как земля на Кубани плодородная.

-Что выращивали казаки? /Рожь, пшеницу, фрукты, овощи/.

-Чем еще занимались казаки? /Состояли на военной службе, разводили лошадей, ловили рыбу/.

Подворье.

У каждого казака было свое подворье. Как назывались дома, в которых жили казаки? /Хаты/.

-из чего строились хаты казаков? /Из самана/. Замешивали глину с соломой, обмазывали ей хату и сушили на солнце.    Затем белили известкой.    Чем покрывали крыши? /Соломой или камышом/. Казаки использовали материал, который был рядом с ними, чтобы не привозить его из дальних районов.

-Чем было огорожено подворье казака? /Плетнем/. Плетень был сделан из хвороста или камыша.

-Сейчас мы отправимся в такое подворье, а по дороге мы будем петь песню.

Хата казака.

-Ребята, сейчас мы с вами представим, что вошли в хату казака. Я вам расскажу о том, как жили кубанские казаки.

В каждой казачьей хате    в правом .переднем углу висела икона, украшенная рушниками. Рушники   вышивались узорами. Использовались  чаще других красные и черные цвета.    Красный цвет

означал любовь, радость жизни, а черный цвет - печаль.

Все, кто заходил в хату, должны были молиться и кланяться, глядя на

икону. В каждой хате была русская печь, которая обогревала дом, на   ней готовили пищу. Посмотрите, какой   посудой пользовались в своем   хозяйстве казачки:

1.Чугунок - каша, борщ.

2.Глечик - молоко, сливки.

3.Махотка - мед, сметана.

4.Миска - из нее ели пищу.

Из чего сделана   такая посуда? /Глина, чугун, дерево/.

Предметы быта.

Прялка - на ней пряли пряжу, делали нитки, из которых вязали одежду. Кровать - перина, накрытая покрывалом. Покрывало могло быть сшитым или вязанным. Под покрывалом обязательно должен был быть подзорник, который был очень искусно связан казачкой и показывал о мастерстве хозяйки. На кровати всегда было много подушек с красивой вышивкой. Этим казачки украшали свой дом. Если у казака были дети, то они спали в люльке.

Одежда.

Одежда казака состояла из следующих вещей: Черкесска - верхняя одежда казака. На черкеске имеются глазыри /карманы/. Под черкеску надевали рубашку красного цвета - бешмет. На голову надевали папаху или башлык красного цвета. Черкесску подпоясывали узким ремешком. Такую одежду казаки позаимствовали у адыгейцев, которые уже жили на Кубанской земле.    Шли годы, менялись времена, а казачьи поселки стали большими Кубанскими станицами.

-Ребята, а у вас есть родственники, которые сейчас живут в станицах? /Дети перечисляют названия знакомых им станиц/.

-В станицах дети играли в различные игры.

Игра "Надень папаху".

Ребенок сидит на стуле.     На восемь - десять шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к ребенку, чтобы водящий сориентировался, где тот стоит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на сидящего ребенка. Остальные участники игры считают вслух, шаги водящего и болеют за него.   При повторении игры на роль водящего и ребенка дети выбираются считалкой.

Заключение.

Вот и закончилось наше путешествие в историю кубанского казачества. Что вам понравилось сегодня, что вы больше всего запомнили? Каждый народ силен своей историей?

Нельзя забывать традиции, обычаи предков. О казаках и кубанском крае создаются фильмы, сочиняются стихи,   поются песни, вот и сейчас давайте   на прощание споем песню о нашем крае. Исполняется песня "У Кубани матушки-реки".

1.У Кубани матушки-реки

Собрались кубашки - казаки.

 Ой-да-да, ой-да-да,

 У Кубань - реки,

 Ой- да-да, ой-да-да,

 Кубашки - казаки.

2.Вороные кони копытами бьют, Наши казаченьки весело поют. Ой-да-да, ой-да-да, Копытами бьют. Ой-да-да, ой-да-да, Весело поют.

3.Песню про Отчизну Про родимый край. Песню про высокий В поле урожай. Ой-да-да, ой-да-да, Про родимый край. Ой-да-да, ой-да-да, В поле урожай.

Посиделки. Беседы с бабушкой Марфой

(в комнате-музее).

Цели: - Познакомить с жанром устного народного творчества Кубани: загадками, поговорками, пословицами.

-   Научить различать поговорки от пословиц.

-   Развивать интерес к фольклору Кубани, к народным традициям.

  • Воспитывать гордость за свой народ, старину.

1. Введение в тему.

Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Эта литература была не только плодом народного досуга, но и достоинством и умом народа.

Даль степей сквозная,

Гор простор огромный-

Сторона родная,

Край наш тополиный!

Это наш Кубанский край. Талантливый народ умеет подметить красоту своего края в своем народном фольклоре.

Среди кубанского фольклора, конечно немало общерусских, произносимых на свой лад, на кубанском диалекте, но немало и таких, где просматривается тип казака, человека решительного и осторожного, щедрого душой и в то же время скуповатого.

2.Новая тема.

«Загадки».

Если бы меня попросили назвать самый поэтический жанр, созданный человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки. Что же такое загадки?

Загадка - это изображение предметов или явлений, которые предлагается отгадать. Это древнейший жанр устной поэзии, его начало лежит в такой старине, о которой у нас, к сожалению, немного сведений. Наши предки активно пользовались такой речью. Начало 11 века. Князь Ярослав с новгородцами стоит на берегу Днепра против Святополка. Быть битве. Но надо вызнать, каковы силы противника. Между лазутчиками и Ярославом происходит разговор, переданный Новгородской летописью.

Меду мало варено, а дружины много, да к вечеру дати. И понял Ярослав, что пора выступать против Святополка в ночь. В 19 веке были в обиходе народа фразы: «Ягольник яруя; двухвостка, возьми цупызник да уцупызни его! Перевод несложен, если знать смысл слов: «Горшок кипит: невестка, возьми ухват да выставь его!». Ох, не простое это дело - отгадывать загадки!

Есть загадка, в которой церковь описывает так: «Плеть плетена, вверх сведена, о ста углах, о тысячи рулях».

-    «Воронко бежит, а оглобли стоят».  (Река и берега.)

 «Все паны скинули кафтаны, Один пан не скинул кафтан». (Ель в лесу.)

«Хата белена, а маковка зелена». (Береза.)

-    «Маленький Дорофейко подпоясан коротенько». (Сноп.)

«Пришла панья в красном сарафане, начали раздевать, стали плакать и рыдать».   (Луковица.)

 «Маленький попок сорок ризок оболок». (Капуста.)

Как видим, знание загадок, умение их разгадывать было по мнению наших предков, необходимостью. Об этом говорили: лишь знающий загадки был сильным, мудрым человеком; их знание приносило человеку счастье.

Пословицы и поговорки.

Они известны всем народам мира, в том числе жившим давным-давно, до нашей эры -древним египтянам, грекам, римлянам.

Кубанские пословицы, впрочем, как и песни, исполнены удивительной глубины, выражаемой в простой разговорной форме. Почему мы так говорим: пословицы и поговорки? Разве это не одно и то же? Оказывается, не совсем.

Пословица - это изречение с определенным смыслом, представляющее законченное предложение. Но не каждое изречение становилось пословицей. Прислушайтесь, как определенно звучат они: Ни все та золата, што блистить. Рыба ищить иде глупшы, а чилавек - иде лучшы. Па адешки встрычають, а па уму праважають. Ни рой другому яму: сам в ние пападеш. Свая рубашка ближы к телу.

Пословицы прочно ложатся в память. Их легко запомнить созвучиями, рифмами. Люди, создавшие их, не знали грамоты, поэтому свои наблюдения передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Пословицы, как люди, гневаются, печалятся, смеются, трунят, веселятся, плачут, озорничают, пугают, предостерегают, учат - словом, в них столько же чувств, сколько их в народе. Иногда они грубоваты: «У сими няняк дитя бис глас». «Сила есть - ума ни нада». «Слова - сирибро, малчания - золата.

Это искусство возникло в речи пахарей, охотников, стряпух, плотников, торговцев, ямщиков - и вообще людей самых разных профессий. С давних времен от пословиц отличают поговорки.

Поговорка - это образное выражение, которое не составляет цельного предложения. Оно как бы вклинивается в речь. Например:

Старость - ни радость.

 У ниво на вирбе груши растут.

 Чирис пень - калоду.

Пили - ели, мал аду бачили.

 Расходился как халоднай самовар.

 Шутливые поговорки - скороговорки.

Наш Карпо розполукарповался на манэньки полукарпэнята. (О яром спорщике).

2. Итог.

Пословицы и поговорки, возникшие в давние времена, активно живут и создаются в наши дни. Это - вечные жанры устного народного творчества. Богатейшим собранием старинных пословиц, поговорок, присловий является сборник «Кубанские пословицы». Петра Ткаченко, уроженца Кубани из станицы Старонижестеблиевской. Только человек с большой душой, любящий свою землю мог посвятить свою жизнь старине.

Автор пишет о Кубани:

Родная, единственная во веки веков Кубань, лишь однажды даруемая каждому из нас родина! Что так трепещет сердце и томится душа при взгляде на твои просторы, на твои таинственные лиманы и плавни. Все так же белеют твои дома и хаты, цветут твои сады.

... Смиренно склоняю перед тобою от тяжких дум голову, низко кланяюсь тебе, единственная во веки веков, столькими слезами омытая, столькими воспоминаниями укрепленная твоих сыновей и дочерей, родная кубанская земля...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет). Тема: "Ребёнок и чужие люди"

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, расширить знания детей, как себя вести в таких ситуациях....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) Тема: «Моя родословная. Генеалогическое дерево»

Цель непосредственной образовательной деятельности: способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности.    З...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе для детей со сложным дефектом. Тема «Весеннее путешествие».

Данное занятие было запланировано как итоговое по проекту   «Заюшкина избушка».При подготовке к НОД мною и воспитателями группы была проведена предварительная работа, направленна...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Наш друг Снеговик»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Наш друг Снеговик" (старший дошкольный возраст"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Мой край родной –Якутия»

Данный конспект предназначен для детей подготовительной группы с целью способствования   и формирования патриотических чувств; расширения представлений о многонациональности России, системат...