Конспект организованной образовательной деятельности по ФЦКМ «Осеннее путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Материал предназначен для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennee_puteshestvie.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 

 Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме.

Задачи

1. Закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных, учить детей определять и называть состояние погоды, дать элементарные представления о том, как дикие животные готовятся к зиме: лиса, медведь, белка, заяц, волк, лось, ёж. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями  и жизнью зверей.

2. Воспитывать бережное отношение к животным, воспитывать желание помогать другим, любовь к природе родного края.

3.Обогащать словарный запас детей за счёт слов: Волчье логово, волчья стая, берлога, дупло, нора. Активизация словарного запаса детей: лиса, заяц, волк, лось, медведь, ёж.

Предшествующая работа:

 Мы с детьми вспомнили виды диких животных, почему их называют дикими. Вспомнили признаки осени и сколько месяцев в осени и зиме.

 

Материал к занятию:

Изображение диких животных, шаблоны зайца, соль, музыка , клей.

                                                       Ход занятия

 «Ребята к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:

«Утром солнышко проснулось,

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбку подарило.

Оглядело все вокруг: слева друг и справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте: Здравствуйте».

Воспитатель: (на ковре) – Ребята, скажите какое сейчас время года? Правильно, поздняя осень. А какая погода сегодня? (Холодно, пасмурно) 
Холод, ветер на дворе, 
Руки мерзнут в ноябре. 
Осень поздняя несет 
 Первый снег и первый лед.

- Ребята, вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени.

Слайд 2   Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.

Слайд  3   Другая -  неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. А какая сейчас осень? (Поздняя).

 Сейчас у нас поздняя осень , приближается зима. И мы, люди, готовимся к зиме. Как? ( Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома ).

- Ребята,  а  вы  знаете,  что  звери,  живущие  в лесах,  тоже готовятся   к  зиме  почти  также  как  и  люди! Давайте оденемся теплее и отправимся в путешествие по лесу. Хотите? (-Да!)
 -Но нам надо вести себя тихо, чтобы не распугать зверей, ведь у них сейчас самая тяжелая пора. Они готовятся встречать зиму. (Тихо).

-Какую  одежду  мы  наденем,  чтобы  не  замерзнуть?  (Теплую:  шапки,  куртки, варежки, шарфики и т.д.). 
- Правильно. Давайте будем одеваться. 
Новые сапожки наденем мы на ножки. (Ногу вперед на пятку - "показать сапожки") 
Теплый шарф завяжем (Руки перекрестно к шее) 
И зиме мы скажем: (Поворачивание из стороны в сторону) 
"Здравствуй, зимушка-зима, (Вытянуть руки вперед, развести в стороны) 
Не боимся мы тебя!" (Прыжки на двух ногах с хлопками). 


- Молодцы, к путешествию готовы! Тогда отправляемся! А теперь закройте глаза и повторяйте за мной:

            1, 2, 3 вокруг себя повернись,

            и в осеннем лесу окажись

 
- Вот  мы с вами в лесу? Мы здесь одни или кто-то здесь живет? 
- Дикие животные. А почему их называют дикими?Главным отличием диких животных от домашних является то, что дикие животные - сами добывают для себя пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство. 

Слайд 4.

 Но никого из жителей что-то не видно?.. Но как только отгадаете про них загадки, они и появятся.

Слайд 5 Ёж

 Всё лето еж усиленно питается, чтобы накопить побольше жирка и проспать всю зиму в своём уютном гнезде.                                                                                                                                          Осенью ежи собирают сухие листья, траву и утепляют своё гнездо, а с наступлением заморозков впадают в спячку.

     

Слайд 6   Волк .

Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придёт зимнее время, звери спрячутся- нечего есть волку.Волк - опасный и хитрый зверь. Среди снежного леса жить им не просто, но возможно. Зимой волки собираются в стаи, чтобы легче поймать добычу.  Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся

       

Слайд 7  Лиса 

С приходом зимы, лиса меняет свой мех, на более пышный, путем линьки.Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Днем она, как правило, спит в своей норе, а ночью охотится на мышей и других грызунов. Иногда, из-за нехватки пищи, лиса может красть домашних птиц, если обитает поблизости от деревни. Готовясь к зиме, лиса роет нору в рощах или на склонах оврагов.
 

Слайд 8   Белочка.

 Она  зимой меняется цвет шубки. Да для того, чтобы легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно – серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей (демонстрируется иллюстрация).

Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Она тоже подготовлена для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

 Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что ещё? Конечно припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и всё хранит в специальных кладовочках – в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Слайд 9    

Медведь.   На зиму медведь впадает в спячку. Берлогу он роет в глухой чаще под деревом, а утепляет ветками и травой.

        В январе у медведицы рождаются 2-3 медвежонка. До весны они живут в берлоге, растут и набираются  сил .

 Слайд 10 

Заяц. Летом он был? (серым, а к зиме постепенно белеет: сначала белеет спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка7 (Дети высказывают своё мнение).А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев 

-А   каких  ещё животных, мы можем встретить в осеннем лесу,вы узнаете когда соберёте разрезные картинки.(на столе разрезные картинки животных:кабан,лось,олень, росомаха,рысь,барсук,горностай,бобр)

Слайд 11

Изображения :кабан,лось,олень, росомаха,рысь,барсук,горностай,бобр

 

 Физминутка

 Зарядка «Лиса»

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

Игра «Чей след?»

 

Д. и. «Четвертый лишний». Детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое считается лишним. Игра проводится без опоры на наглядность.

Волк, лиса, рысь, медведь оленёнок (Оленёнок – детеныш, все остальные – взрослые животные)

Кошка, горностай, заяц, кабан (Кошка - домашнее животное, все остальные – дикие)

Белка, кабан, лось, олень. (Лишний - белка, так как только у неё домик на дереве).

Игра «Кто где живёт?»

                              Пальчиковая гимнастика.

Мальчик – пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

зайку, ёжика в иголках,

встретил белочку, лисичку,

И  лосиху  и синичку,

Всем подарки подарил,

всяк меня благодарил.

- А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад.

 Повторяем волшебные слова:

        Раз, два, три вокруг себя повернись,

        и снова в группе окажись.

 

- Ребята, сейчас мы с вами гуляли по осеннему лесу и говорили о разных животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. А давайте мы поможем зайке и сделаем ему шубку на зиму, что бы ему зимой не было холодно и волки его не нашли. ( Дети приступают к работе, звучит осенняя мелодия)

Рефлексия

-Каких животных мы видели сегодня в лесу? (Зайца, белку, медведя и т. д.)  

- А как мы их на зовём одним словом? ( Дикие). Где они живут? (В лесу). – Молодцы. Вы сегодня хорошо позанимались.

-Кому Вы расскажите о нашем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание» (раздел «Формирование целостной картины мира») Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в грибное царство» (старшая группа)

Закрепить знания детей о грибах: как выглядят, где растут, чем отличаются ядовитые от съедобных.Уточнить знания об условиях, необходимых для роста и развития грибов.Обогатить словарный запас детей (по...

Конспект организованной образовательной деятельности "Подарки осени" в старшей группе

Цель этого занятия - обогащение знаний детей о явлениях осенней природы, воспитание экологической культуры, любви к природе и доброго отнощения друг к другу, развитие любознательности, логического мыш...

Конспект организованно- образовательной деятельности "Золотая осень в гости к нам пришла" .Возрастная группа: 1 младшая.Направление образования и развития(образовательная область): художественно-эстетическая развитие.

Конспект организованно- образовательной деятельности "Золотая осень в гости к нам пришла".Возрастная группа: 1 младшаяНаправление образования и развития(образовательная область): художественно-эстетич...

Конспект организованной образовательной деятельности "Золотая осень"

Конспект организованной образовательной деятельности для средней группы«В гостях у осени»Программные задачи: помочь детям увидеть многоцветие осени. Учить чувствовать и понимать красоту ок...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в страну математики» для детей подготовительного возраста. Образовательная область: "Познавательное развитие" ФЭМП.

Способствовать формированию умения принимать математические знания называть предыдущее и последующее число  называть соседей чисел. Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном п...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЦКМ ТЕМА: «ТРАНСПОРТ» (Старший дошкольный возраст)

Цель: формировать знания детей по теме «Транспорт»: уточнить название основных частей машины. Образовательные задачи: продолжать закреплять знания детей о различных видах транспорта (наземный, водный...