Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина». Тема: «Бабушкин сундук – хранилище истории».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель данного занятия  продолжать формировать у детей представление о том, что такое малая родина,  воспитание патриотических чувств к своей малой родине, гордость за свое село, любовь к месту, где живешь. Воспитанники заходят в группу и видят сундук. Для чего он здесь?  Начинаем раскрывать секреты данного сундука.  Сначала достаем старинную одежду татарских женщих,  потом, завернутые в старую газету, фотографии, которые расскажут детям об истории нашего села. Дети узнают почему улицы нашего села так названы: Советсвкая, Комбинатская, Кооператиная, Кузнечная, Лиманная, Колхозная, совершат заочную экскурсию к Братской могиле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД  по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина»

(Открытое занятие на районном семинаре воспитателей по теме «Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» и заключительный этап работы на проектом «моя малая родина - Маляевка»-фотоотчет по работе над проектом прилагается)

Тема: «Бабушкин сундук – хранилище истории».

Цель: продолжать формировать у детей представление о том, что такое малая родина,  воспитание патриотических чувств к своей малой родине, гордость за свое село, любовь к месту, где живешь. 

Задачи:

1. Уточнять и расширять представления о малой родине, о селе Маляевка

2. Формировать патриотические чувства, любовь к родному селу.

3. Воспитывать интерес детей к истории родного села

4. Обогащать словарный запас

5. Формировать связную образную речь

6. Развивать умение выслушивать ответ сверстника до конца, соблюдать очерёдность

Программа: «От рождения до школы».

Возраст: Старшая группа (5-7 лет).

Направление: Формирование целостной картины мира.

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Методы и приёмы: методы: игровые, словесные, наглядные.

Приёмы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, самооценка.

Наглядные средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, проектор, экран, слайд с изображением карты с. Маляевка,  с изображением улиц, сундук  с одеждой, фотографиями, пазлы, маленькие разноцветные магнитики.

          

Содержание организованной деятельности детей.

I.Организационный момент.

В.: Исямесес хаерлэ дуслар.

Р.: Здравствуйте, здравствуйте дорогие гости.

В.: Барыгызны да яшеллим,

Яз байраме белян котлыйм,

Кук йозе аяз булсын,

Юлларыгыз тыныч булсын.

Р.: Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду

Сегодня мы вас приглашаем  на занятие.  Не скучайте, не грустите, улыбайтесь, веселитесь.

II. Сообщение темы занятия.

(Воспитанники с воспитателем заходят в группу и видят старинный сундук, в котором находятся: платки, платье, щитекляр (сапоги), камзол, фото и похоронка, фотографии прошлых лет с.Маляевка: кузница, магазин, карта СССР, комбинат, колхозники, лиман, школа.

В.: Что это такое?

Р.: Сундук.

В.: Да это сундук. Я даже знаю чей он. Это сундук моей бабушки. Сундук – это хранилище для памятных  вещей людей прошлого века. Это хранилище истории наших семей, нашего села, нашей страны.

И сегодня мы с вами, рассматривая предметы, которые лежат в этом сундуке прикоснемся к истории нашего села, названиям улиц, на которых мы живем.

Давайте заглянем в него.

(Воспитатель открывает сундук и достает: платки, платье, щитекляр, камзол –это одежда женщины. Надевает на мл.воспитателя.)

Так ребята наряжались женщины-татарки прошлого века в нашем селе. Так наряжалась и моя бабушка.

III. История села. 

В.: Моя бабушка родилась, жила, работала  в своем родном, любимом селе – Маляевка.

Р.: И мы живем в селе Маляевка. И оно для нас родное, дорогое.

В. Правильно. Маляевка-это наша малая родина. Давайте расскажем нашим гостям,  что  вы знаете об истории Маляевки.

Р.: В 1865 году из Пензенской губернии обозом приехали переселенцы татары, и очарованные красотой и богатством этих мест, остались здесь навсегда. Река, рыба, плодородная земля, погода вот что нужно людям для жизни и это все было здесь.

В.: Я добавлю. Богач Карибин известил переселенцев, что земля, на которой они намеревались основать село, принадлежит ему, а он не разрешает им здесь селиться. И только после смерти богача, переселенцам было разрешено селиться на облюбованном месте. Это был 1874 год – год основания нашего села.

В. Молодец. Люди сообща приехали, людям нужно было сообща жить, решать вопросы.  Где люди могли в старину встретиться и пообщаться? Мечеть. Сначала они построили себе жилье, а потом мечеть.

Р.: В 1878 году построили первую мечеть,  вторая мечеть – это здание нашего детского сада, третья - ныне действующая. В мечети люди   молятся. А после беседуют друг с другом.

В.: Молодец.

Р.: А я хочу рассказать о школе. Сначала были открыты начальные классы. После  вторую мечеть закрыли и открыли школу, в которой  мой прадедушка Латышев Касым Арифуллович был директором, а бабушка Римма Касымовна работала учителем. Потом построили новую большую школу, а на месте старой открыли наш детский сад.

В.  Молодцы ребята. История села живет в истории ваших семей. Помните об этом.

Среди переселенцев был дед Маляй. Он первым построил свой собственный дом. Отсюда и название села - Маляевка. В нашем селе была всего одна улица, и та безымянная. Село росло, появлялись новые улицы, и им решили дать названия. А какие?

Р.: Советская, Комбинатская, Кооперативная, Колхозная, Кузнечная, Лиманная, Школьная.

В.: Почему их так назвали?  Давайте  опять заглянем в сундук.

В.: (Достает фото: кузница, магазин, карта СССР, комбинат, колхозники, лиман, школа.)

Разворачивает газету. Это что?

Р.: Фотографии.

В.: Давайте их рассмотрим.

(Воспитатель показывает карту страны – Советский Союз).

Это карта Советского Союза, так называлась наша страна, когда жила моя бабушка. А на какую улицу я могу прикрепить эту карту.

Р.: Советская.

Улица Советская от названия страны Советский Союз. А кто живет на улице Советская?

Р.: Я живу на центральной улице Советская. Она широкая, длинная,  много зелени, цветов, деревьев, просто красивая. Как ее не любить. (Ставит магнитик)

В.: Что на этой фотографии?

Р.: Магазин.

В.: Как вы думаете, название какой улицы связано с этим фото?

Р.: Кооперативная.

В.: Да, ребята, именно на этой улице был построен первый магазин. Отсюда ее название: Кооперативная. Рустам живем на этой улице.

Р. Я живу на улице Кооперативная. Я очень люблю свою улицу. А мой красивый дом украшает ее.

В.: Аделина,  Арина, Тимур  вы живете на какой улице?

Р.Я живу на улице Колхозная. Моя улица небольшая, люди на этой улице живут дружно, друг другу помогают.

В.: А посмотрите на это фото. Это колхозники, а это правление колхоза, которое находилось на этой улице. Так улицу и назвали – Колхозная. Его место на карте?

Р.: Улица Колхозная.

В.: А на этой фотографии?

Р.: Кузница.

В.: Давайте и ей найдем место на карте.

Р.: Улица Кузнечная.

Р. На улице Кузнечная я родился и живу. Я очень люблю свою улицу.

В.: А это лиман – залив в низовьях реки Ахтуба.  А где это фото прикрепим?

Р.: Лиманная.

Р. Я живу на улице Лиманная.

( Все ставят магнитики на карту)

 В.: Вот последние две фотографии. Это комбинат. Там колхозники хранили овощи, фрукты, которые собирали с полей. (Показываю фото). Место для этого фото, какая улица?

  Р.: Комбинатская.

В.: Последнее фото. Дети. А здание – деревянное это школа, которая находилась поблизости от какой улицы.

Р.: Школьная.

В.: Я живу на улице Комбинатская. А детство  провела на самой маленькой улице Школьная. Эти обе улицы мне дороги. Я их люблю. Школьная - это память о родителях, Комбинатская - это мой дом, моя семья, мои дети.

А остальные ребята, на каких улицах живут. (Рассказывают и ставят магниты)

В. В нашем селе 22 улицы. (Показать на карте)

IY. ФИЗМИНУТКА.

Выходит Зульфия и на татарском языке кличет ребят на физминутку.

Песня-игра «Кто живет в этом доме?»

Все: Бу өй матур,              (Руки складывают домиком над головой)

Бу өй зур.

Монда яши бабай                (Показывают на дедушку)

Дед: Мин бабай.                    (Делает шаг вперед, поет, делает шаг назад)

Все: Монда яши әби.           (Показывают на бабушку)

Бабушка: Мин әби.              (Делает шаг вперед, поет, делает шаг назад)

Все: Монда яши әти.           (Показывают на папу)

Папа: Мин әти.                     (Делает шаг вперед, поет, делает шаг назад)

Все: Монда яши әни.          (Показывают на маму).

Мама: Мин әни.                   (Делает шаг вперед, поет, делает шаг назад)

Все: Монда яши малай.

Мальчик: Мин малай.      (Делает шаг вперед, поет, делает шаг назад)

Все: Монда яши кыз.

Девочка: Мин кыз.             (Делает шаг вперед, поет, делает шаг назад)

Все: Әйе шул, әйе шул,             (Хлопают)

Бу өй матур.                                 (Руки складывают домиком над головой)

Бу өй зур.   

Y. Практическая работа.

Собрать пазлы. (На партах пазлы – клуб, мечеть, детский сад, администрация сельского поселения, школа)

Дети называют учреждения и на какой улице находятся.

В.:  Молодцы. Ребята,  Это что.

Это Братская могила. Здесь похоронены защитники Сталинграда. Это Памятник - ансамбль. На одной плите высечена фамилия моего деда. Вот его фотография и  извещение о смерти.  Они  бережно завернутые в старую газету лежат  в этом сундуке. Память о самых дорогих близких мне людях хранится в этом сундуке.

Вот так бабушка по этим фотографиям рассказывала нам своим внукам о своем любимом селе - о своей малой родине.

YI. Рефликсия.

Давайте каждый из вас попробует высказаться, что для вас означают такие слова «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА».

Наша малая родина – это наше село Маляевка. Мы должны гордиться, что живём в таком месте, любить свое село.

Спасибо всем. Ребята помогите мне все вещи вернуть в сундук.

Источники:

1. В.Зайцев «На Ахтубе - реке»

2.Фотографии прошлых лет и настоящего времени из домашнего архива семья Дербишева М.А., Муртазиновой Р.Р.

3. http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2015/10/10/suzle-uen-bu-oyd-kem-yashi-igra-kto-zhivet-v-etom-dome

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "Моя малая Родина"

Цель и основные задачи:  Воспитывать у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине;формировать умение подбирать слова, символизирующие родной край;создать условия для...

Конспект ООД по патриотическому воспитанию в старшей группе "Моя малая Родина"

Патриотическое воспитание в старшей группе. Цель: закрепить знания детей о малой Родине....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе. «Моя малая Родина – СТАРОИВАНОВКА»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе.Тема: «Моя малая Родина – СТАРОИВАНОВКА»Воспитатель: Митусова Н.АЦель.  Фор...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина»...

Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина»

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – р...