проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "Моя малая Родина"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Моя малая Родина»
в старшей группе
Актуальность проекта
иТы вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал ” К. Симонов
Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Патриотизм для ребенка - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несёт народная культура и историческое прошлое страны. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе.
Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания. Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Изучив разнообразные методы работы, современные педагоги- дошкольники пришли к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка и, одновременно, наиболее эффективной формой педагогического воздействия. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как семья, род, малая Родина.
Проект по патриотическому воспитанию предполагает создание работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, охватывающую одно направление и имеющую определенные задачи.
ЗАДАЧИ:
- Воспитывать у дошкольника любовь и привязанность к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родному городу, России.
- Расширять представление о родной стране, городе.
- Знакомство с историческим прошлым города, с именами знаменитых земляков.
- Воспитывать чувство гордости за достижения малой Родины.
- Развивать интерес к русскому народному творчеству, традициям и обычаям русских людей, умение отражать это в художественнопродуктивной деятельности.
- Способствовать расширению социальных представлений детей, формировать у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям, отличающимся от них самих.
- Вовлечение родителей, социальных партнеров в образовательновоспитательный процесс.
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе, способствующей развитию нравственно-патриотического воспитания детей.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, специалисты детского сада, родители воспитанников. Продолжительность проекта: 1 месяц
Вид проекта: Информационно-творческий, познавательный, групповой.
Ожидаемые результаты реализации проектов по патриотическому воспитанию:
Для детей:
- оИнтерес к историческому прошлому и настоящему малой Родины, России.
- Овладение детьми представлениями о семье, обществе (ближайшем социуме), городе.
- Наличие у детей чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
- Формирование у детей специальных умений и "навыков (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимых для осуществления различных видов детской деятельности,
- Участие детей в конкурсах детского сада и города.
Для педагогов:
- Обобщение, распространение и внедрение опыта работы по
- нравственно-патриотическому воспитанию;
- Умение моделировать, составлять проект, организовывать
жизнедеятельность с применением современных технологий.
Для родителей:
- Вовлечение родителей, социальных партнёров в образовательновоспитательный процесс.
- Формирование положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми.
- Совместное участие с детьми в конкурсах, праздниках.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ в рамках проектной деятельности:
- Информационно-подготовительный этап
- Сбор и анализ методической литературы;
- Сбор и оформление наглядно-информационного материала по теме проекта: презентаций, фотоальбомов, альбомов для рассматривания, подбор дидактических игр по теме.
- Подбор и разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, игровых образовательных ситуаций по направлению работы,
- Подбор детской художественной литературы для чтения, музыкальных произведений для слушания и заучивания.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность в рамках проекта,
- Разработка содержания проекта.
- Организационно-практический этап
Планирование работы по нравственно-патриотическому направлению. Формы работы:
С детьми:
- Беседы.
- Непрерывная образовательная деятельность.
- Рассматривание фото альбомов, иллюстраций, просмотр видео и фото материалов.
- Выставки детских работ,
- Заучивание стихов, пословиц, поговорок,
- Творческая речевая активность, о Физкультурно-познавательный досуг, конкурсы.
- Экскурсии, посещение городского музея, выставок,
- Проведение подвижных игр, эстафет, народных игр.
- Проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр.
- Чтение художественной литературы,
- Слушание музыкальных произведений,
- Коллективная творческая работа.
С родителями:
- Беседы, консультации по темам проекта,
- Экскурсии, посещение городского музея,
- Фотовыставка, о Конкурсные мероприятия.
Методы и приемы: практические:
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- творческие игры; о народные игры;
- продуктивная деятельность.
наглядные:
- рассматривания;
- наблюдения;
- прогулки;
- экскурсии по улицам города;
- просмотр видео и фотоматериалов.
словесные:
- беседы;
- рассказ воспитателя;
- рассказ из личного опыта;
- ознакомление с художественной литературой
методические приемы:
- сравнение;
- вопросы,
- индивидуальные задания,
- обращение к опыту детей,
- рассказ из личного опыта,
- использование художественных средств, в зависимости от темы, игровые приемы.
- Завершающий этап
- Оценка этапов реализации проекта детьми,
- Подведение итогов.
- Выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете, размещение публикаций на сайте ДОУ и страницах городской газеты.
План реализации проектной деятельности.
Недели | Мероприятие | Место проведения | Ответственный |
I | Сбор и анализ метод литературы. | Методкабинет | Руководитель Участники |
Сбор и оформление наглядноинформационного материала. | |||
Подбор конспектов НОД, игровых ситуаций, сценариев экскурсий. | |||
Подбор художественной литературы. | |||
Создание мини-библиотеки «Моя малая Родина» | Группа | Воспитатели Ст.воспитатель | |
I-II | Беседа «Моя малая Родина» | Группа | Воспитатель |
НОД по муз.развитию .Разучивание песни «Что такое Родина» | Муз.зал. | Муз.рук-ль | |
Рассматривание фотоальбомов «Г ород Шиханы» | Группа | Воспитатель | |
Познавательное мероприятие «Путешествие в прошлое» | Группа | Воспитатель | |
Беседа для родителей «Растим детей патритоами» | Г руппа | Воспитатели | |
Заучивание стихов, пословиц, поговорок. | Группа | Воспитатель У читель-логопед | |
Экскурсия «Достопримечательности нашего города» | Город | Руководитель Ст.воспитатель | |
Народные игры. | Спортзал | Муз.рук-ль Инструктор по физ. воспитанию | |
НОД по ФЭМП «Улицы нашего города» | Г руппа | Воспитатель | |
Целевая прогулка на городской стадион «Химик». | Г ородской стадион | Ст.воспитатель Инструктор по физ.воспитанию | |
Занятие по коррекции речи «Город, улицы, дома» | Г руппа | Учитель-логопед | |
Выставка детских рисунков «Город будущего» | Г руппа | Воспитатели Родители | |
Смотр-конкурс уголков по патриотическому воспитанию. | Группа | Воспитатели Родители | |
III-IV | НОД по муз.развитию .Слушание | Муз.зал | Муз .руководитель |
«Шиханский вальс» | |||
Консультация для родителей «Чтение художественной литературы как средство патриотического воспитания» | Группа | Воспитатель | |
Чтение художественной литературы о Родине, природе родного края, знаменитых людях. | Г руппа Дома | Воспитатели Родители | |
Экскурсия в городской музей. | ДК «Корунд» | Ст. воспитатель Методист ДК «Корунд» | |
Акция «Мы помним подвиг ваш» Возложение цветов к памятнику героев-земляков. | Г ородской памятник героям - землякам | Участники | |
Конкурс вокалистов МДОУ «С чего начинается Родина» | Муз.зал. | Муз.рук-ль | |
Логопедическая викторина «Мой город» | Группа | У читель-логопед | |
Фотовыставка «Любимый уголок природы» | Г руппа | Воспитатели Родители | |
Коллективная работа «Город, в котором живем» (аппликация) | Г руппа | Воспитатели | |
Физкультурно-познавательный досуг «Юные чемпионы нашего города» | Спортзал | Инструктор по физ .воспитанию | |
IV | Оценка этапов реализации проекта детьми. | Г руппа. | Дети. Воспитатели. |
Подведение итогов. | Методкабинет | Руководитель Участники | |
Выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете. | Методкабинет | Руководитель | |
Размещение публикаций на сайте ДОУ, в газете «Шиханские новости» | Методкабинет | Руководитель Ст.воспитатель |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время проект, как форма работы, актуален и особенно труден, он требует большого такта и терпения, так как в молодых современных семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и значительными, и зачастую вызывают лишь недоумение. При внедрении проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций может возникнуть проблема нежелания со стороны родителей быть его участником, поэтому главным условием проекта является добровольное участие, но также стоит помнить, что компетентность педагога должна быть на высшем уровне при внедрении проекта и участие всех его запланированных лиц. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов и родителей воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг - другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека - гражданина Российской Федерации. Именно дошкольный возраст - благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком - гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и в семье.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»
- Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»
- Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»
- Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
- Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»
- «Мой родной дом» Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
- Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»
- Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном упреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий»
Интернет-ресурс:
1 .http:// solnet/ru Детский портал «Солнышко». 2. nsportal.ni Социальная сеть работников образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»
Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"...
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...
Проект формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего возраста «Пусть новые поколения знают и помнят!»
Проект разработан по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Нестабильность в обществ...
Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина»
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – р...
«Моя малая Родина» (Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего возраста.)
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей, направлен на создание условий для воспитания патриотических чувств детей по средствам знакомства с Южным Уралом....
«Малая Родина - Ложки» - краткосрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе детского сада
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность...