План самообразования по теме «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал (средняя группа)
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_19-20.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Костромского муниципального района Костромской области
«Детский сад села Шунга»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: На педагогическом совете Заведующий МКДОУ
Протокол № д/с села Шунга
________И.Н.Праздникова
План по самообразованию воспитателя средней группы на 2019 – 2020 учебный год по теме:
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Воспитатель:
Хрипунова Елена Владимировна
2019.
НАПРАВЛЕНИЕ: социально-личностное
ГРУППА: средняя (4 -5лет)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Хрипунова Елена Владимировна.
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2019 г.
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: август 2020 г.
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная.
ЦЕЛЬ: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения МО, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
- Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);
- Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
- Создать современную предметно- пространственную среду в группе;
- Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать банк краткосрочных и долгосрочных проектов;
- Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У меня сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
- пополнение копилки профессиональных достижений, создание портфолио воспитателя средней группы.
У детей сформируются:
- творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;
- социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
- повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
У родителей воспитанников:
- появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
- заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
- история и сущность проектной деятельности;
- актуальность применения проектно-исследовательской деятельности в ДОУ;
- цели и задачи проектной деятельности детей среднего дошкольного возраста;
- методика организации исследований и экспериментирования детей дошкольного возраста;
- этапы работы над проектом;
- прогнозируемые результаты;
- группы умений, формируемые проектным методом;
- особенности исследовательских проектов детей среднего дошкольного возраста;
- роль родителей в проектной деятельности;
- практическая реализация проектов;
- дальнейшее развитие проекта.
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности 2000 № 1.
Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений — М.: Мозаика — Синтез, 2008.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
Дыбина О.В., Еник О.А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.
Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении // методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как- способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.), т.е. это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста –это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н.Е. Веракса).
Таким образом, цель организации проектной деятельности дошкольников-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе проектной деятельности.
Выбор темы проектной деятельности не случаен, так как в среднем возрасте у детей отсутствует жизненный опыт, недостаточен уровень развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет им в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Познавательный интерес повышен и только через организацию проектной деятельности можно удовлетворить потребности ребенка в самостоятельной деятельности.
А также проектная деятельность делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Срок | Этап | Содержание работы | Форма отчетности |
Сентябрь-октябрь | Организационно – теоретический (подготовительный) | Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности:
| Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проектов. Организация проектной деятельности в средней группе». |
Октябрь-апрель | Накопительно – практический (основной) | Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии:
проектов с детьми средней группы
|
|
Май-июль | Заключительный (итоговый) | Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к методу проектов:
|
|
БАНК
ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
Классификация проекта | Продолжительность | Тема | Месяц |
| долгосрочный | «Волшебная пуговица» | Сентябрь, в течении года |
| краткосрочный | «Осенние фантазии» | Октябрь |
| краткосрочный | «Птичья столовая» | Ноябрь -декабрь |
| краткосрочный | «Новогодний калейдоскоп» | декабрь |
исследовательский | краткосрочный | «Наш веселый огород» | Март-июнь |
| краткосрочный | «Волшебный мир русской народной сказки» | Апрель- май |
| долгосрочный | «Я хочу быть здоровым» | Июнь, август, в течение года |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«Волшебная пуговица»
ТИП ПРОЕКТА - исследовательско - творческий
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – в течении года
УЧАСТНИКИ- воспитатель, воспитанники средней группы, родители
ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ- создание коллекции пуговиц для мини – музея «Пуговка»
Презентация проекта.
ЦЕЛЬ: формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира через их исследовательскую деятельность.
ЗАДАЧИ:
- развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;
- развитие мыслительной активности и творческих способностей;
- совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
- развитие коммуникативных навыков;
- обогащение сенсорного опыта детей;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;
- воспитание нравственно - волевых качеств;
- применение полученных знаний в жизнь.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;
- повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук;
- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;
- создание коллекции для мини – музея «Пуговка».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ»
ТИП ПРОЕКТА - семейный, творческий
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 месяц
УЧАСТНИКИ- воспитатель, воспитанники средней группы, родители
ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ- оформление детско-родительской выставки по теме проекта «Осенняя фантазия» через создание коллажей, поделок из природного материала, овощей, фруктов.
Презентация проекта.
ЦЕЛЬ: расширять представления детей об осени как времени года, помочь увидеть красоту осенней природы и богатства осенних даров создать условия для художественно – эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
ЗАДАЧИ:
- Обучающие: обогащать представления и знания детей о сезонных изменениях в природе осенью, о «дарах осени», расширять словарный запас;
- Развивающие: развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы в осенний период;
Учить отражать наблюдения и полученные знания о различных видах деятельности;
- Воспитывающие: воспитывать умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту, развивать желание и умения сохранять окружающий мир природы.
Вовлекать родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, обогащая детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-обогащение и расширение знаний детей об осени; активизация словаря детей по данной теме;
- использование полученных знаний в игровой деятельности;
- совместная с детьми деятельность по созданию выставки «Осенняя пора»;
- активное включение родителей в реализацию проекта.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»
ТИП ПРОЕКТА - семейный, творческий
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 месяца
УЧАСТНИКИ- воспитатель, воспитанники средней группы, родители
ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ- изготовленные кормушки для птиц родителями и детьми средней группы.
Презентация проекта с фотоотчетом.
ЦЕЛЬ: развивать представления родителей и детей о действенной помощи и заботы о птицах, сделать кормушки.
ЗАДАЧИ:
- Обучающие:
-познакомить детей с зимующими птицами в нашем селе;
-углубить знания детей о птицах через иллюстрации, художественные произведения, справочники и книги;
- Развивающие:
-развивать совместное творчество педагога, родителей и детей.
- Воспитывающие:
- способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к птицам;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- воспитанник, имеющий представление о зимующих птицах;
-умеющий совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала;
-знающий, каким кормом подкармливать птиц; - родитель, активный участник в проекте;
-способный воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
ТИП ПРОЕКТА - творческий, семейный
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 месяц
УЧАСТНИКИ- воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники средней группы, родители
ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ- оформление группы детскими и семейными поделками к празднованию Нового года.
Презентация проекта, участие в Интернет –конкурсе.
ЦЕЛЬ: создать атмосферу добра, радости и загадочности в предверии Нового года, развивать эмоциональную отзывчивость детей, повышать творческую активность и сплоченность воспитателей, детей и родителей средней группы, празднично оформить группу.
ЗАДАЧИ:
- Обучающие:
-приобщать к традициям Новогоднего праздника.
- Развивающие:
-развивать творческие способности детей через различные виды деятельности.
- Воспитывающие:
-воспитывать у детей чувство удовлетворения от участия в коллективной подготовке к празднику;
- побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- расширятся представления детей о традициях празднования Нового года;
- пополнится словарный запас воспитанников;
- сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей;
- празднично и красиво украшенная группа.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«НАШ ВЕСЕЛЫЙ ОГОРОД»
ТИП ПРОЕКТА – познавательно - исследовательский
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - 4 месяца
УЧАСТНИКИ- воспитатель, воспитанники средней группы, родители
ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ- оформление мини –огорода на подоконнике с посаженными культурными растениями и цветами. Презентация проекта.
ЦЕЛЬ: наблюдения за произрастанием растений, участие в уходе за растениями, высадка рассады в открытый грунт на территории детского сада и сбор урожая.
ЗАДАЧИ:
- Обучающие:
-побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов;
-уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.
- Развивающие:
-обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
- Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к своему труду.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности;
-реализация приобретенных новых знаний в жизни;
- активное участие родителей в проекте;
- участие детей в высадке рассады в открытый грунт, сбор урожая, красивый цветник на территории детского сада.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»
ТИП ПРОЕКТА – творческий, игровой
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 месяца
УЧАСТНИКИ-воспитатель, воспитанники средней группы, родители
ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ- выставка «Моя любимая сказка», книжка-малышка.
ЦЕЛЬ: воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.
ЗАДАЧИ:
- Обучающие:
-побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
- Развивающие:
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Воспитывающие:
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- у детей развит интерес к русским народным сказкам.
- в группе созданы необходимые условия для знакомства с русскими народными сказками.
- дети умеют анализировать поступки сказочных героев, сверстников.
- дети имеют представление о добре и зле, всегда стремятся помочь друг другу.
- родители понимают ценность сказки, и используют ее в воспитании своих детей.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«Я ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»
ТИП ПРОЕКТА – информационно –практико-ориентированный
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – (июнь, август), в течение учебного года
УЧАСТНИКИ- воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники средней группы.
ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ- оформление фото-рассказа «Путешествие в страну Здоровья», презентация проекта, изготовление стенда «Уголок Айболита».
ЦЕЛЬ: сохранять и укреплять здоровье детей.
ЗАДАЧИ:
- Обучающие:
-формировать понимание о необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
- Развивающие:
-развивать элементарные навыки самооздоровления.
- Воспитывающие:
- прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;
- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-расширение знаний детей о здоровье;
- осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья ребенка;
- повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
-овладение навыками самооздоровления;
- снижение уровня заболеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в о...
План по самообразованию на тему: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Будайчиевой Р.Д.
План по самообразованию воспитателя второй младшей группы "Лучик"...
План самообразования на год 2018-2019 "Проектная деятельность, как средства развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
самообразование воспитателей...
Тема самообразования«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктив...
План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...
План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...
План по самообразованию по теме «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
План по самообразованию по теме: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»...