План по самообразованию по теме «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
материал

План по самообразованию по теме: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Ромашка»

План по самообразованию по теме: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Сулейманова Э.Р.


Индивидуальный план работы по самообразованию с 2021-2026г.

воспитателя Сулеймановой Эльмиры Рамзилевны

   Актуальность. В современном обществе особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проекта в современной педагогике используется как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

   Метод проектирования -  это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели

   Проект - это детская самодеятельность, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это путь к саморазвитию личности через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий проектная деятельность приобретает все большую популярность, потому что она:

  • личностно ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • способствует реализации педагогических целей на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

   Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что использование метода проектирования в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

   Цель самообразования:

  • повышение профессиональной компетентности педагога и познавательной активности воспитанников путем реализации в воспитательно-образовательной деятельности  метода проектов.

Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста нами были определены следующие задачи: 

повышение собственный теоретический уровень знаний путем изучения методической  литературы, материалов  сети Интернет;

  • разработка и внедрение  проектов по познавательному развитию детей, создание банка краткосрочных  и долгосрочных проектов из опыта работы;
  • привлечение родителей к реализации проектов;
  • формирование познавательной активности воспитанников;
  • анализ и обобщение педагогического опыта,  распространение его посредством   выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в конкурсах.

   Важными моментами при этом являются:

  • сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
  • активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

  • сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение технологией проектной деятельности  воспитания и обучения детей   разного дошкольного возраста;
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
  • пополнение   копилки профессиональных достижений.

Для воспитанников:

  • творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;
  • социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско-творческой деятельности;
  • повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

 Для родителей:

  • мотивация к совместной деятельности в области познавательного развития детей, реализации семейных проектов, творческих проектов, результативность  конечного продукта.

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Работа  с  семьей

Организационные формы работы по направлениям

  • ООД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ);
  • использование в ООД элементов проектной деятельности;
  • беседы;
  • дидактические игры;
  • праздники, развлечения;
  • конкурсы;
  • выступления детей на родительских собраниях, концертах; исследовательская деятельность (опыты, эксперименты).
  • открытые мероприятия (ООД);
  • мастер – классы;
  • семинары – практикумы;
  • распространение опыта работы среди коллег;
  • взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем.
  • открытые мероприятия (ООД);
  • беседы – консультации;
  • родительские собрания;
  • папки – передвижки, рекомендации;
  • анкетирование и др.


Перспективное планирование по теме самообразования

1 ГОД (2021-2022)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Самореализация

  1. Составление плана работы по самообразованию

В течение  года

2. Изучение литературы по данной теме

В течение  года

3. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте

Сентябрь

4. Анкетирование родителей «Выявление уровня знаний родителей о проектной технологии и её применении»

В течение  года

5. Повышение собственной профессиональной компетентности; посещение методических объединений педагогов.

В течение

года

6. Обогащение предметно-развивающей среды.

Сентябрь

Май

7. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций

Май

8. Самоанализ и самооценка проделанной работы

В течение  года

9. Участие в конкурсах разного уровня, соответствующих теме самообразования.

В течение  года

Работа с детьми

1. Реализация проекта «Осенние фантазии»

Октябрь

2. Реализация проекта «Птичья столовая»

Ноябрь

3. Реализация проекта «Волшебный мир русской народной сказки»

Март

4. Реализация проекта «Весенняя лаборатория»

Апрель

Работа с

родителями

1.Проведение консультации для родителей «Основные цели и задачи метода проектов. Организация проектной деятельности в средней, старшей, подготовительной  группах»

Сентябрь

  1. Родительское собрание «Растить любознательных»

Октябрь

  1. Папка - передвижка «Как провести выходной день с ребенком»

Ноябрь

  1. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательных интересов»

Ноябрь

  1. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

В течение

года

  1.  Создание «почтового ящика» - это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к воспитателю. Делиться мыслями, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями.

Октябрь    

  1.  Привлечение родителей к организации проектов в группе

В течение

года

  1. Участие в конкурсах и выставках различного уровня

В течение

года

  1. Помощь родителей в обогащении РППС.  Оформление и оснащение центра «Хочу все знать!» (дидактические игры, н/печатные игры, фотоальбомы)

В течение

года

Работа с педагогами

 1.Консультация для педагогов:  «Метод проектов в детском саду и семье»

Ноябрь

2.Участие в семинаре-практикуме для педагогов учреждения и семьи» с открытым просмотром мероприятия по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности»

Декабрь

     3.  Посещение ООД у воспитателей ДОУ по «Опытно- экспериментальной деятельности.

Май


2 ГОД (2022-2023)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме

Сентябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности

Октябрь

  1. Обеспечение воспитательно- образовательного процесса методическим материалом

Ноябрь

  1. Обогащение предметно-развивающей среды.

В течение

года

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь -

Май

  1.  Самоанализ и самооценка проделанной работы

Май

Работа с детьми

1. Создание лаборатории «Почемучка»

Сентябрь,

октябрь.

2. Реализация проекта «Экологическая тропа»

Октябрь  

3. Беседы и игры в рамках изучения  лэпбука по теме «Я в мире людей»

Ноябрь

 4. Работа с  альбомом «Игрушки из русской избушки».

Декабрь

5. Работа с временной лентой ««Новогодний калейдоскоп»».

Декабрь, январь

6. Реализация проекта: «Путешествие в Спортляндию»

Февраль

7. Реализация проекта: «Как хлеб на стол пришел»

Апрель

Работа с

родителями

1. Помощь родителей в оснащении лаборатории «Почемучка»

Сентябрь,

октябрь

2.Размещение информации для родителей в виде папок-передвижек в приемной группы

В течение

года

3.Проведение общих и индивидуальных консультаций для родителей по темам проектов

В течение

года

4.Взаимодействие педагога и родителей в организации     проектной деятельности

Ноябрь

5.Помощь родителей в обогащении РППС

В течение

года

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: Творческие задания как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Ноябрь

  1. Посещение городских методических объединений педагогов по теме самообразования

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения.

Декабрь

  1. Презентация проекта «Как хлеб на стол пришел»

Май

  1. Изготовление и распространение памяток.

В течении

и года

3 ГОД (2023-2024)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию

В течение

года

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности

Октябрь

  1. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе)

Декабрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

  1. Самоанализ и самооценка проделанной работы

Май

  1. Участие в семинарах, практикумах, конкурсах по теме самообразования.

В течение

года

Работа с детьми

1.Мотивировать детей к познанию через участие в выборе тем для исследования.

Октябрь

2. Провести опыты в рамках проекта «Я исследователь!»

Ноябрь - февраль

3. Организовать работу в рамках проекта «Огород круглый год»

Февраль-апрель

4.Провести проект для ознакомления детей с основами безопасности жизни  «В мире опасных предметов»

Март- апрель

Работа с

родителями

  1. Консультация для родителей  «Основные цели и задачи метода проектов. Организация проектной деятельности в старшей группе

Ноябрь

  1. Памятка для родителей «Правила эффективного воспитания в семье». Практические советы

Декабрь

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение

года

  1. Папка - передвижка «Как провести выходной день с ребенком»

Апрель

  1. Проведение познавательно-игрового мероприятия «Путешествие почемучек»

Март

  1. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности

В течение

года

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Октябрь

  1. Мастер-класс для педагогов: «Опыты с водой»

Декабрь

  1. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по ФЭМП

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Декабрь

  1. Изготовление и распространение памяток

В течение

года

  1. Создание мини-музея «Народные промыслы»

февраль


4 год (2024-2025)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию.

Октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

В течение

года

  1. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

Работа с детьми

  1. Проведение проекта «Какие разные птицы»

Октябрь -апрель

  1. Реализация проекта «Что из чего»

Декабрь

  1. Проект «Весенняя лаборатория».

Апрель

  1. Проведение бесед и игр по лэпбуку «Профессии»

Май

Работа с

родителями

  1. Консультации для родителей «Роль исследовательской деятельности в познавательном развитии детей»

Октябрь

  1. Выставка рисунков «Путешествие капельки»

Декабрь

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение

года

  1. Конкурс «Лучшая книга загадок».

Февраль

  1. Реализация проекта «Дежурный взрослый»

В течение

года

  1. Помощь в реализации проектов

В течение

года

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов ДОУ «Проектный метод в деятельности ДОУ»

Октябрь

  1. Мастер-класс опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница- вода»

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Май

  1. Дополнение мини-музея «Народные промыслы».

В течение

года

  1. Изготовление и распространение памяток

март


5 год(2025-2026)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию. Выступление на педсовете.

Октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

В течение всего периода

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май    

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

Работа с детьми

  1. Реализация проекта «Хочу все знать!»

Сентябрь  

  1. Проведение проекта «Фиалки для мамы»

Ноябрь  

  1. Проведение проекта «Волшебный мир русской народной сказки»

Март

Февраль

  1. Реализация проекта «Города-герои ВОВ»

Май

Работа с

родителями

  1. Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу».

Ноябрь

  1. Памятка для родителей по организации самостоятельной деятельности ребенка.

Декабрь

  1. Конкурс семейных презентаций по домашнему экспериментированию.

Февраль

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение

года

  1. Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу».

Ноябрь

  1. Памятка для родителей по организации самостоятельной деятельности ребенка.

Декабрь

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: «Вовлечение родителей в жизнь детей и детского сада через проектную деятельность»

Сентябрь

  1. Выступление на педагогическом совете Консультация «Образовательные проекты в ДОУ»

Декабрь

  1. Презентация проекта «Хочу всё знать!»

Февраль

  1. Изготовление и распространение памяток «Методы, повышающие познавательную активность»

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

План по самообразованию "«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Предлагаю вниманию коллег план работы по самообразованию по организации проектной деятельности с детьми подготовительной группы....

План работы по самообразованию. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....

Отчет по самообразованию Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....

План самообразования по теме «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...