перспективный план по экспериментальной деятельности в ДОУ средняя группа
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Перспективное планирование по Экспериментальной деятельности для средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_vosstanovlen.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Месяц | Темы игр-экспериментирований | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвёртая неделя | |
Сентябрь | Лаборатория. Правила поведения. Знакомство с лабораторной посудой | Волшебная рукавичка | Предметы из металла | Действие магнита на металл. Как достать скрепку из воды |
Октябрь | Вода прозрачная, может менять цвет | Свойства воды (запах, вкус, форма) | Значение воды для животных | Игра «Водяной» у нас в гостях |
Ноябрь | Тонет, не тонет | Растворяет, не растворяет | Значение воды в жизни растений | Создание огорода на подоконнике |
Декабрь | Вода, лёд, снег | Льдинка и снежинка | Заморозка льдинок | Украшение участка |
Январь | Экспериментирование по желанию детей | |||
Февраль | Песок, глина. | Почва, песок, глина, камни | Путешествие в мир стеклянных вещей | Игра «Разноцветные стеклышки» |
Март | Почему растаяла Снегурочка? | Освобождение бусинок из ледяного плена | Тёплая капелька | Ветер, ветер, ветерок |
Апрель | Чудеса растений | Нужен ли корешкам воздух? | Нужно ли солнце растениям? | Игра «Солнечные зайчики» |
Май | Мир бумаги. (Из чего делают бумагу) | Мир бумаги (виды бумаги) | Изготовление бумаги в группе | Использование «самодельной» бумаги в прикладном искусстве |
№ п/п Месяц | Тема | Цель | Обеспечение интеграции образования (образовательной области) | |
Сентябрь | №1 | ЛабораторияПравила поведения. Знакомство с лабораторной посудой | Знают значение лаборатории, как о месте проведения экспериментов. Имеют представление о лабораторной посуде. Соблюдают правила поведения в лаборатории, бережно относятся к приборам и объектам исследования. | Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным. Находить слова противоположные по значению Познание: развивать познавательную активность детей |
№2 | Волшебная рукавичка | Знают о способности магнита притягивать некоторые предметы (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) | Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения. | |
№3 | Предметы из металла | Узнают предметы из метала, называет характерные признаки соответствующие металлу | Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности. Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря. | |
№4 | Действие магнита на предмет | Самостоятельно обследуют предметы, называют свойства материалов. | Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения. | |
Октябрь | №1 | Вода прозрачная, но может менять цвет | Определяют такое свойство воды, как цвет. Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители. | Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных. Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования |
№2 | Свойства воды (запах, вкус, форма) | Определяют такие свойства воды, как запах, вкус, форма. Умеют делать выводы, почему вода принимает любую форму, вкус воды зависит от растворенных в ней веществ. | Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных. Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования. Уметь синтезировать и анализировать полученный материал | |
№3 | Значение воды для животных | Имеют представления о значении воды для животных | Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе изложения своих мыслей, обогащать словарь детей (жажда, засуха, водопой) Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. | |
№4 | Игра « Водяной у нас в гостях» | Умеют называть водоемы и их обитателей. | Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным. | |
Ноябрь | №1 | Плавающие и тонущие предметы | Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый. | Познание: развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам ,их свойствам . Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный. |
№2 | Растворяются, не растворяются | Умеют классифицировать предметы по признакам: Растворяются, не растворяются. | Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно. Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. | |
№3 | Значение воды в жизни растений | Имеют представления о важности воды для жизни и роста растений | Познание: расширять знания о состоянии растений осенью. Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей. | |
№4 | Создание огорода на подоконнике | Используют полученные знания о посеве растений на практике | Коммуникация: развивать речевую активность детей, побуждать детей делиться впечатлением, развивать умение сопровождать действие рассказом; Познание путем практического исследования побуждать детей делать выводы; чтение алгоритмов. | |
Декабрь | №1 | Вода, лед, снег. | Называют свойства воды, льда, снега, сравнивают их, выявляют особенности их взаимодействия. | Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе изложения своих мыслей. |
№2 | «Льдинка и снежинка» | Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. | Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды. | |
№3 | Заморозка льдинок | Используют свойства воды для изготовления зимних украшений | Художественно-эстетическое формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Коммуникация: побуждать детей делиться впечатлениями, развивать связную речь. Познание: использовать опытно-экспериментальную деятельность на практике, развитие воображения и творческой активности. | |
№4 | Украшение участка льдинками | Используют льдинки, полученные опытным путем для украшения участка | Художественно-эстетическое формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Коммуникация: побуждать детей делиться впечатлениями, развивать связную речь. Познание: использовать опытно-экспериментальную деятельность на практике, развитие воображения и творческой активности. | |
Январь
| Самостоятельное экспериментирование | Используют полученные навыки в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности | Коммуникация: делятся своими впечатлениями, рассказывают о своем опыте и результате. Познание: развитие воображения, памяти, мышления; умения ставить вопросы и находить ответы опытным путем самостоятельно | |
Февраль
| №1 | Песок. глина. | Умеют выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявляют прочему песок и глина по- разному впитывают воду. | Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины. |
№2 | Почва ( песок, глина камни) | Имеют представления детей о свойствах почвы. Знают элементарные понятия о песке, глине, камнях. | Познание: знакомить детей с предметами неживой природы Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней. | |
№3 | Путешествие в мир стеклянных вещей | Умеют называть свойства стеклянных предметов. | Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно. | |
№4 | Игра «Цветные стеклышки» | Используют свойства цветных стеклышек в игре | Коммуникация: делятся впечатлением от увиденного. Познание: развитие воображение, формировать представление о изменении цвета вещей | |
Март | №1 | Почему растаяла Снегурочка | Умеют устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед. | Познание: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования. Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении. |
№2 | Освобождение бусинок из ледяного плена | Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда. | Познание: продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи. | |
№3 | Теплая капелька | Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными аккуратность при работе с водой | Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды. | |
№4 | Ветер, ветер ветерок. | Знают о таком природном явлении, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. | Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга. | |
Апрель | №1 | Чудеса растений | Знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней. | Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы) |
№2 | Нужен ли корешкам воздух? | Знают причину потребности растения в рыхлении. | Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними. Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести. | |
№3 | Нужно ли солнце растениям? | Имеют представления о значимости солнца для растения | Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. Познание: рассмотреть опытным путем значимость солнца для растения; развивать умение устанавливать причинно-следственную связь | |
№4 | «Солнечные зайчики» | Имеют представления о свойствах солнечных лучей | Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. | |
Май | №1 | Мир бумаги. (Из чего делают бумагу) | Знают процесс изготовления бумаги | Коммуникация: формирование позитивных установок к труду изготовления бумаги. Формировать бережное отношение при использовании бумаги. Познание: познакомить с процессом изготовления бумаги, развитие любознательности и познавательной мотивации |
№2 | Мир бумаги (виды бумаги) | Различают разные виды бумаги их свойства и использование | Коммуникация: развитие эмоционального интеллекта, формирование готовности работать в парах, группах со сверстниками. Познание: рассмотреть свойства и виды бумаги. Развитие осязания. | |
№3 | Изготовление бумаги | Используют на практике технологию изготовления бумаги в группе | Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений. Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность. | |
№4 | Использование «самодельной» бумаги в прикладном искусстве | Используют бумагу собственного изготовления в практической деятельности | Художественно-эстетическое: развитие эстетического отношения к творчеству, развитие воображения. Коммуникационное: развивать умение рассказывать о своей работе. Познание: формировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать навыки использования результатов экспериментирования в художественно-эстетической деятельности. |
Список литературы:
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика-синтез, 2016г.
- Вострухина Т.Н., Кондыринская Л.А. знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет. 2-е изд. Испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016г.
- Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013г.
- Рыжкова Л.В. Методика детского экспериментирования.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014г.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.-СПб.: детство-пресс, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по экспериментальной деятельности в средней группе.
№Названиецель Сентябрь1."Радуга"Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать.2."Мыльные пузыри"Восприятие величины...
Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности для детей средней группы
Подборка эксперементов для детей 4-5 лет....
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе
перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе 2018-2019 гг...
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе.
опыты и эксперементы для второй младшей группы...
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе.
опыты и эксперементы для второй младшей группы...
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе+Картотека опытов-экспериментов во второй младшей группе
Сборник опытов-экспериментов во второй младшей ггруппе...
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе (2-3) на 2022/2023гг
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе (2-3) на 2022/2023гг...