Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности для детей средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
№ | Тема | Содержание | Материал | Сопутствующие формы работы | |
Сентябрь | |||||
1 | Где прячутся детки? У кого какие детки? | Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. | Овощи, фрукты,ягоды, подносы, лупа, молоточек, коллекция семян и растений | Рассматривание овощей и фруктов, рисование овощей и фруктов, д/и «Съедобное-несъедобное» | |
2 | Как развивается растение? Что любят растения? | Выделить циклы развития растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя. Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. | Семена, предметы ухода за растениями. | Рассматривание альбома «Растения», ведение дневника наблюдений. | |
3 | Кто улетит, кто останется? | Понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Емкость с почвой, мелкими предметами, кора дерева, муляжи клювов разных птиц, емкость с водой и мелкими предметами на дне. | Рассматривание альбома «Перелетные птицы», д/и «Кто чем питается?» | |
4 | Знакомство со свойствами песка и глины. | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой. | Емкости с песком и глиной, емкости для пересыпания, палочки, лупа, мерные стаканчики с водой, изделия из керамики. | Игры в песочнице, наблюдение: что происходит с песком в ветреную погоду, во время дождя. | |
Октябрь | |||||
5 | Знакомство с воздухом и его свойствами.
| Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, легче воды, имеет силу. | Емкость с водой, воронка, напалечник, султанчики, ленточки, воздушные шары, трубочки для коктейля, мыльный раствор, бумажные кораблики. | Надувание мыльных пузырей, игры с бумажными корабликами . | |
6 | Свет и его свойства. | Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. Подвести к пониманию того, что свет исходит от источника, что освещенность зависит от силы источника и удаленности от него. Объяснить значение света для жизни растений и животных. | Картинки с изображением источников света; лучина, настольная лампа, два фонарика. | Рассматривание иллюстраций пейзажей, событий в разные части суток, игры с фонариком, игра «Светло-темно». | |
7 | Вода и свойства воды. | Выявить свойства воды. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека. | Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики, соль, сахар, лимон. | Рассматривание картин с изображением растений, животных, людей. | |
8 | Агрегатные состояния воды. | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твёрдым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед. | Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. | д/и «Наоборот», рассматривание изображений пейзажа в разное время года. | |
9 | Как звери меняют шубку? | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки меха(старого), кора деревьев. | Игра «У кого какая шубка?», рассматривание альбома «Дикие животные». | |
Ноябрь | |||||
10 | Магниты. Магнетизм. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, сказочные персонажи с закрепленными внутри металлическими пластинами; | Игра «Волшебная рукавичка», чтение энциклопедии. | |
11 | Взаимодействие воды и снега. Строим снежный городок. | Выявить свойства воды: чем выше температура воды, тем быстрее в ней тает снег. Учить видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности. | Мерные емкости с водой разной температуры, снег, тарелочки, мерные ложки, вода, лопатки, ведра. | д/и «Наоборот», рассматривание папки «Зимние забавы детей». | |
12 | Звук. Причины возникновения звука. | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Дать понятие об охране органов речи. | Длинная деревянная линейка, металлофон, стеклянная палочка, пустой аквариум, сема строения органов речи. | Игры на музыкальных инструментах, д/и «Скажи тихо», «Скажи громко», игра «Угадай, где звучит». | |
13 | Свет и его свойства. Как образуется тень? | Познакомить с образованием тени от предметов. Установить сходство тени и объекта. Создать с помощью теней образы. | Оборудование для теневого театра. | Инсценировка сказок, пальчиковая гимнастика. | |
Декабрь | |||||
14 | В мире пластмассы. | Познакомить детей с предметами из пластмассы. Определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, плавление, теплопроводность). | Пластмассовые предметы, пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | д/и «Что из чего?» | |
15 | Превращение | Развитие умений фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: был-будет, был-стал. | Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных. | Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. | |
16 | Цветообразование. | Побуждать к получению новых цветов и оттенков путем смешивания двух красок. | Палитры, краски, кисти, контурные изображения воздушных шаров, контуры радуги, цветовые волчки | Рисование радуги, воздушных шаров. | |
17 | Носарий.
| Познакомить с функцией носа, его строением. Познакомиться с особенностями работы носа, научить определять предметы по запаху. | Контурные рисунки профилей с разной формой носа, схематичное изображение носа. Различные предметы с характерным запахом. | Игра «Умный нос», «Определи по запаху». | |
Январь | |||||
18 | Теплота. | Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (Лед – вода, вода – лед). Выявить условия, при которых предметы могут нагреваться (трение, движение, сохранение тепла) | Варежки, льдинка, свеча, емкости с водой для замораживания. | Изготовление льдинок на прогулке. | |
19 | Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы? | Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла). | Иллюстрации «с Новым годом!», мех, емкости для снеговых фигур. | Рисование, лепка Деда Мороза и Снегурочки, чтение стихов. | |
20 | Язычок – помощник.
| Познакомить со строением и значением языка, определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. | Набор продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый вкус), схема языка, зеркала, деревянные палочки, стаканы с водой. | Игры «Угадай на вкус», «Скажи какой» | |
21 | Преобразование. Вертушка. | Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объекта. | Бумага, палочка, гвоздик, бусинка, ножницы, схема. | Игры с вертушками, наблюдение за ветром. | |
Февраль | |||||
22 | Нужен ли зимой растениям снег? | Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. | Емкость с водой, листочки комнатных растений. | Наблюдения за деревьями на прогулке. | |
23 | Резина, ее качества и свойства. | Познакомить детей с качествами (структура поверхности ,толщина) и свойствами (плотность, упругость, эластичность) резины. Устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки, перчатки, воздушные шары. Спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала | Игры с мячом, воздушными шарами, надувание шаров. | |
24 | Преобразование. Мебель. | Учиться видеть возможности преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали, получать результат. | Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей. | Рассматривание альбома «Мебель», игры с куклами. | |
25 | Металл, его качества и свойства. | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). | Металлические предметы, емкости с водой, спиртовка, спички. | Игры с магнитом, д/и «Что из чего?» | |
Март | |||||
26 | Вес, притяжение. | Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. | Предметы из одного материала разных размеров; мешочек. | Игра «Угадайка», игра «Наоборот», игра «Тяжелый-легкий». | |
27 | Волшебный круг. | Продемонстрировать образование цветов. | Цветовые волчки. | Смешивание красок на занятиях по рисованию. | |
28 | Стекло, его качества и свойства. | Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). | Небольшие стеклянные предметы, палочки для проверки звонкости стекла, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала | д/и «Что из чего?», рассматривание папки «Стеклянные предметы». | |
29 | Термометр. | Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. | Термометры, чайные ложки, горячая и холодная вода в стаканах. | Игра «Горячий-холодный», игра «Холодно-тепло». | |
Апрель | |||||
30 | Где быстрее? | Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед-вода, вода-лед). | Варежки, льдинка, свеча, емкости с холодной и горячей водой. | Наблюдение за сосульками на прогулке. | |
31 | Тепло – холодно.
| Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. | Веточки разных деревьев, емкости с водой, семена овощей, емкости для замачивания, ткань. | Наблюдение за ростом комнатных растений. | |
32 | Где будут первые проталинки? | Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. | Емкости, окрашенные в светлые и темные тона. | Игра «Тепло-холодно», наблюдение на прогулке за сосульками. | |
33 | Испарение. | Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию. | Кукольные платья и штанишки, тазик с водой, утюг. | Игра «Чистый-грязный», чтение сказки «Мойдодыр», мытье рук перед едой. | |
Май | |||||
34 | Преобразование. Поезд | Уметь аккуратно наклеивать детали к готовой форме, участвовать в коллективном преобразовании, стремиться изменять предметы. | Коробки, цветная бумага, клей, ножницы. | Строительные игры. | |
35 | Плавание тел. | Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. | Емкость с водой, пластилин, кусочек, дерева, камушек, металлические предметы. | Игры «Наоборот», «Тяжелый-легкий», рассматривание иллюстраций с изображением кораблей, лодок. | |
36 | Свойства веществ. | Формирование представлений о свойствах твердых веществ. Развитие экологического сознания. | Деревянная палочка, кусок мела, кусок пластилина. | Починка игрушек. | |
37 | Строение веществ. | Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию. | Песок, сахар-рафинад, лупа, стакан с теплой водой, чайная ложка. | Игры в песочнице с мокрым и сухим песком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область «Познание».Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы.Тема: «О чем поют птицы весной?»
Дети вместе с воспитателем в ходят в группу украшенную зелеными листочками, цветочками, бумажными птичками.Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по весеннему лесу.Воспитатель пр...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей средней группы.
Тема: «Путешествие с Капелькой в мир воды».Цель: Развивать познавательную активность в ходе познавательно- исследовательской деятельности; расширять знания детей о воде.Задачи:1....
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей средней группы
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей средней группы...
Познавательно-исследовательская деятельность для детей средней группы Кому нужна вода?
Познавательно-исследовательская деятельность для детей средней группы Кому нужна вода?...
Конспект интегрированного развлечения с элементами познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы
Формирование целостной картины мира: помочь детям понять сущность физических явлений, происходящих в неживой природе на основе взаимосвязи свойств снега и температуры воздуха, объясняя причины и резул...
Конспект познавательно- исследовательской деятельности для детей средней группы. Тема: «Путешествие с Капитошкой в мир воды».
Конспект познавательно -исследовательской деятельности для среднего дошкольного возраста, тема "Путешествие с Капитошкой в мир воды". Задачи: познакомить со свойствами воды; учить способам исследовани...