Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе (2-3) на 2022/2023гг
опыты и эксперименты

Сокуренко Елена Владимировна

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе (2-3) на 2022/2023гг

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В первой младшей группе «Ручеек»

На 2022 - 2023 учебный год

Разработала воспитатель

первой младшей группы

Сокуренко Елена Владимировна

Месяц

Тема

Тема занятия

Цели

Сентябрь

«Свойства песка»

«Какой бывает песок?»

Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду; сухой- рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом.  Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

«Как отделить песок?»

Дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается сухой песок, мелкие предметы отделяются от крупных. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать трудолюбие, желание оказывать помощь.

«Как рисовать песком?»

Формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке можно рисовать палочкой. Развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, фантазию. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и к работам своих товарищей.

«Почему раздувается песок?»

Способствовать расширению представлений детей о свойстве сухого песка раздуваться в разные стороны. Развивать речевое дыхание, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать интерес к опытнической деятельности.

Октябрь

«Песок и земля»

Ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).

«Из чего состоит песок?»

Ознакомление со свойствами песка (маленькие песчинки).

«Ветер по морю гуляет»

«Как образуются мыльные пузыри?»

Формировать представления детей о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри, пользоваться пространственными понятиями, различать пузыри по величине. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

«Как заставить лодочку плыть?»

Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением (движение воздуха - это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.

Ноябрь

«Как работает воздух»

Увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

«Воздух есть везде»

Определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

«Дети машут веером»

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

«Волны»

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Декабрь

«Узнаем, какая вода»

«Почему вода прозрачная?»

Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

«Как вода меняет цвет?»

Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.

«Какой вкус у воды?»

Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

«Какую форму принимает вода?»

Формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают. Развивать координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию.

Январь

«Снег, какой он?»

«Как дружат снег и вода?

Показать детям свойства снега (белый, мягкий, тает в воде и от соприкосновения с теплом). Активизировать словарь детей (тает, теплее, капельки). Стимулировать интерес к миру природы.

«От чего растает снег?»

Формировать представление о том, что таяние снега происходит от разных источников тепла. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы. Поддерживать интерес к объектам неживой природы.

«Мы снежинки»

В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

«Снег холодный и белый»

Выявить свойства снега (холодный, белый).

Февраль

«Свойства льда»

«Во что превращаются снег и лёд?»

Показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе.

«Цветные льдинки»

В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

«Плавает-тонет»

«Мяч»

Познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

«Плавает, тонет или растворяется»

Исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Март

«Бумага, ее качества и свойства»

«Свойства бумаги»

Познакомить детей со свойством: бумага рвется, непрозрачная.

«Свойства бумаги»

Познакомить детей со свойством бумаги намокать.

«Ткань»

«Разноцветные лоскутки»

Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря.

«Свойства ткани»

Познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется).

Апрель

«Свойства ткани»

Познакомить детей со свойствами ткани (намокает).

«Из чего состоит ткань»

Объяснить детям, что ткань состоит из ниток.

«Травка зеленеет, солнышко блестит»

«Веточка березы»

Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду, выявить потребности растения в тепле.

«Огород на окне»

Показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.

Предварительная работа: наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку без воды.

Май

«Природные материалы

«Какие следы оставляют фрукты и овощи?»

Дать детям представление о свойстве некоторых овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань и руки. Развивать умение обозначать действие словом, различать и правильно называть фрукты и овощи.

«Где прячутся семена?»

Показать детям, где образуются семена растений; их отличие друг от друга по размеру, форме, окраске, издаваемым звукам в баночках; помочь овладеть способами сбора семян. Активизировать речь детей словами «семена, лёгкий, тяжёлый, разлетаются, прячутся», развивать слуховое восприятие. Воспитывать гуманное отношение к объектам природы.

«Какими свойствами обладает мел?»

Познакомить детей со свойствами мела (твёрдый, но может крошиться, оставляет следы на разных предметах, может окрашивать песок, сырой не рисует). Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать причинно- следственные связи между предметами. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

«Почему камешки тонут в воде?»

Формировать представления детей о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь между предметами, сортировать камушки по величине. Воспитывать интерес к играм с природным материалом.

Июнь

«Что заменит чёрный карандаш?»

Дать детям представления об угле, помочь выявить его свойства (образуется от прогоревшего дерева, оставляет чёрный след на руках, бумаге, ткани, при надавливании крошится). Активизировать в речи слова: уголь, ломкий, крошится, серый. Развивать мыслительные процессы. Воспитывать интерес к окружающему миру.

«Тонет-не тонет»

Способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.

«Катись, шарик, по желобку»

Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой. Развивать наблюдательность, смекалку.

«Мой веселый, звонкий мяч»

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

Июль

«Поиграем с солнышком»

«Солнечные зайчики»

Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.

«Свет повсюду»

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна), искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик).

«Фонарик»

Показать значение света.

«Вода»

«Как вытолкнуть воду?»

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Воспитывать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

Август

«Как вода гулять отправилась»

Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

«Водопад»

Дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

«Воздух»

«Как мы дышим воздухом?»

Помочь детям выявить воздух; познакомить с таким его свойством, как невидимость. Обогащать словарь детей понятиями «невидимый, заполнять, пузырьки, вдыхать»; развивать умение устанавливать связь между предметами и делать простейшие выводы. Воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу.

«Где находится воздух?»

Дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами. Воспитывать интерес к опытнической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы с родителями в первой младшей группе

Работа с родителями, выяснение социального благополучия семьи, помощь в работе с ребенком...

Перспективный план работы с детьми в первой младшей группе в летний оздоровительный период

Перспективный план работы с детьми в первой младшей группе в летний оздоровительный период...

Календарно-перспективный план по изо деятельности для первой младшей группы

Календарно-перспективный план по изо  деятельности для первой младшей группы на 2015-2016 учебный год...

Перспективный план по изобразительной деятельности в первой младшей группе

Перспективный план по изобразительной деятельности в первой младшей группе. Занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию составлены на основе книг И.А.Лыковой  ранний возраст, Т.С.Ком...

Картотека дидактических игр для детей первой младшей группы (2-3) на 2022/2023гг

Картотека дидактических игр для детей первой младшей группы (2-3) на 2022/2023гг...

Картотека подвижных игр для детей первой младшей группы (2-3) на 2022/2023гг

Картотека подвижных игр для детей первой младшей группы (2-3) на 2022/2023гг...