Педагогический совет «Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры»
материал на тему
Представлены материалы для проведения педсовета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_provedeniya_tematich_kontrolya.doc | 28 КБ |
protokol_obsledovaniya_razviv_sredy.doc | 33 КБ |
karta_analiza_nod.docx | 16.56 КБ |
karta_analiza_nabl_na_progulke.docx | 13.98 КБ |
analiticheskaya_spravka_po_itogam_tematicheskogo_kontrolya.doc | 33.5 КБ |
plan_provedeniya_pedsoveta.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
План тематического контроля
«Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Цель. Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Сроки контроля: 21.03.2016-25.03.2016
Направления работы | Методы |
1. Обследование знаний и умений детей | Беседы, анализ самостоятельной деятельности детей, анализ НОД, наблюдение за трудовой деятельностью детей в уголке природы |
2.Оценка профессиональных умений воспитателя | Анализ НОД, наблюдение за организацией деятельности детей по экологическому воспитанию. |
3. Создание условий | Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах |
4. Планирование работы | Анализ планов воспитателей |
5. Работа с родителями | Анализ планов воспитателей, наглядной информации для родителей |
Предварительный просмотр:
Протокол обследования предметно-развивающей среды
по экологическому воспитанию
Вопросы на контроле | |||
Наличие достаточного количества растений в группе | |||
Ухоженный внешний вид растений | |||
Наличие инструментов для ухода за растениями | |||
Наличие паспорта каждого растения в группе | |||
Безопасность растений для детей | |||
Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет) | |||
Наличие методической литературы по уходу за растениями, по методике организации занятий с детьми | |||
Наличие обучающих игр по экологии | |||
Наличие наглядного материала | |||
Экологичность обстановки в группе с точки зрения физического, эмоционального и психологического комфорта |
( В) Высокий уровень -
( С) Средний уровень -
(Н) Низкий уровень -
Предварительный просмотр:
Карта анализа НОД
Группа № _________ дата проведения НОД _____________ возрастная группа ______________ количество детей _________ Ф.И.О. воспитателя ______________________________ Начало НОД___________ Окончание НОД _______ Тема ____________________________________________ ________________________________________________ |
Условные обозначения: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень
Выводы и рекомендации:
Предварительный просмотр:
Карта анализа педагогической деятельности по организации и проведении наблюдений во время прогулки
Ф.И.О. педагога______________________________________________________________________Возрастная группа_________________________________________________ Дата_______________
№п/п | Организация и проведение наблюдений во время прогулки | уровни | |||
Выбор объекта наблюдения с учетом интереса детей, их способности воспринять предоставленный материал. | |||||
Определение места наблюдения, исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков в соответствии с программой. | |||||
Правильность постановки познавательной задачи, проблемной ситуации. | |||||
Размещение детей по отношению к объекту наблюдения, возможность беспрепятственного и удобного просмотра объекта. | |||||
Приемы привлечения внимания детей к наблюдению (стихотворение, загадка, сюрпризный момент). | |||||
Приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнения, использование детского опыта). | |||||
Уровень самостоятельности детей в организации и проведении наблюдения. | |||||
Степень увлеченности и активности детей с учетом их количества. | |||||
Умение детей делать самостоятельные выводы в результате наблюдения. | |||||
Наличие информации для родителей по вопросам проведения наблюдений во время прогулки. | |||||
Длительность прогулки | |||||
Организация трудовых поручений | |||||
Самостоятельная деятельность детей | |||||
Тематика и содержание игр |
( В) Высокий уровень -
( С) Средний уровень -
(Н) Низкий уровень -
Замечания:________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по итогам тематического контроля
«Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Дата проведения: с 21.03.2016 г. по 25.03.2016 г.
Кто проводил: заведующий Шиленина С.А., старший воспитатель Борисова Л.В.
Цель: Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей в ДОУ
В дошкольном образовательном учреждении создана определенная база по ознакомлению дошкольников с экологическим материалом. Во всех возрастных группах имеются природные уголки. В природных уголках недостаточно альбомов иллюстративного материала по ознакомлению дошкольников с представителями флоры и фауны, так же не представлены различные природные зоны в виде макетов.
Для проявления инициативы педагоги создали условия побуждающие детей к уходу за растениями: в уголках есть салфетки для пыли, леечки и другое оборудование, расположенное в доступном для детей месте. Обучение строится в соответствии основной общеразвивающей программой детского сада.
В ходе проверки планов воспитателей было выявлено достаточное планирование мероприятий экологической направленности во всех группах.
Вся работа с детьми по экологическому образованию ведется как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности
(наблюдения, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, чтение литературы). Воспитатели планомерно и последовательно знакомят детей с конкретными сведениями о живой и неживой природе, временах года, об обязанностях человека в охране природы, с материалом и оборудованием для осуществления трудовых процессов в природном уголке, формируют азы экологического мировоззрения, воспитывают любовь к родному краю. Педагоги мало планируют и проводят КВНы, проблемные ситуации, экологические досуги, соревнования, экскурсии.
Во всех группах воспитатели оформили «Огород на подоконнике» в котором посадили зелень и лук. Педагоги старшей группы систематически проводят наблюдения за ростом растений, которые фиксируются в схематичном виде.
Однако имеются недостатки: в группах комнатные растения необходимо дополнить растениями, изучаемыми по программе.
Анализ бесед, просмотр непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей показал, что педагоги систематически проводят занятия по экологическому воспитанию, планируя их с учетом сезонного принципа и программы. Для проведения занятий в группе проделывается необходимая предварительная работа: чтение различной литературы, заучивание стихов, рассматривание наглядного материал, наблюдения; - в средне-старших группах воспитатели ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,. создают интерес у детей к природному окружению с помощью игровых приемов, активно используя наглядный материал. Вместе с тем в практике педагогов имеют место факты, которые снижают качество обучения дошкольников экологическому воспитанию. Педагоги младшей группы не всегда четко определяют структуру, цель занятия (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, В работе по ознакомлению с природным окружением не в полной мере используют дидактические, словесные, подвижные игры.
Педагоги детского сада успешно работали в региональной программе «Хранители природы» по направлению «Открываем мир природы». Провели успешно операцию «Первоцветы» и «Твердые бытовые отходы». Операции прошли в виде проектной деятельности, в ходе операции «Первоцветы» дети и воспитываюшие взрослые узнавали все о первоцветах, о том, какую пользу они приносят, почему их необходимо беречь, в ходе акции «Твердые бытовые отходы» пытались решить проблему: как сохранить нашу землю в чистоте и решить проблему твердых бытовых отходов.
Воспитатели планомерно ведут работу с родителями. Выставлены стихи на экологическую тематику на информационных стендах, проведено анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание в семье», подготовлены консультации «Учим ребенка ухаживать за комнатными растениями», «Правила поведения в природе», «Зеленый мир в твоем окне»
По результатам контроля, комиссия подготовила следующие рекомендации:
В детском саду созданы определенные условия для экологического воспитания дошкольников, педагоги строят работу по экологическому воспитанию в соответствии с требованиями программы. Вместе с тем имеется ряд недочетов, связанных с воспитанием осознанного отношения детей к сохранению и улучшению окружающей среды, формированию инициативы, самостоятельности, а также организации наблюдений и труда в природе.
Рекомендации:
1. Разнообразить формы экологической работы с детьми во всех возрастных группах КВНами, досугами, экскурсиями и т. д.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно.
2. Постоянно поддерживать свой профессиональный уровень через самообразование, повышение знаний по экологической проблеме. Ответственные: воспитатели групп
Срок : постоянно.
3. Разнообразить тематику занятий и методы обучения экологического воспитания.
Ответственные: воспитатели групп
Срок : постоянно.
4. Изучить результаты диагностического исследования, организовать индивидуальную работу с детьми, имеющими проблемы по отдельным разделам экологии.
Ответственные: воспитатели групп
Срок : в течении учебного года и летнего периода
5. Пополнить природные уголки комнатными растениями, изучаемыми по программе, оформить природные зоны в уголках природы.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: в течение лета.
Старший воспитатель _________________________________Л.В. Борисова
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры»
Цель: совершенствование работы по формированию экологических представлений дошкольников в ДОУ
Задачи:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в образовательной области «Познавательное развитие»
- развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов.
Форма проведения: Викторина «Экологический калейдоскоп».
План проведения:
1 Вступительное слово заведующего Шилениной С.А. «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста» (Приложение № 1)
2. Итоги тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» - старший воспитатель Борисова Л.В. (Приложения № 2)
3. Отчеты педагогов по проведению проектов «Первоцветы», «Планета – наш дом, не мусори в нем!» - воспитатель ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,., муз. руководитель ,,,,,,,,,,,,,,,. (Приложение № 3)
4. Игра-викторина «Природа вокруг нас»
Блиц-игра «Экологическое лукошко».
Условия игры: за правильный ответ на вопрос из экологического лукошка» команды получают очки в виде цветов.
Вопросы и ответы:
1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е. Чарушин)
2. Разнообразие и музыкальность голосов птиц широко используется в музыкальном творчестве известны многие песни про кукушку с подражанием голосу этой птица. Известный композитор делал нотные записи птичьих голосов и вводил их в звучание большого симфонического оркестра. В опере «Снегурочка» можно услышать голоса кукушки, снегиря и других птиц. Кто композитор этой оперы? (Н. Римский-Корсаков)
3. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочны: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В. Бианки)
4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)
5. Какую ягоду называют «северным гранатом»? (Костяника)
6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)
7. Из какого дерева делали пианино? (Ель)
8. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, назовите эти игры. Одну проведите с командой соперников.
- «Прогноз погоды»
Командам даются задания закончить фразу.
Первой команде:
Собака катается – к… (плохой погоде)
Утром нет росы – к… (дождю)
Открытые чашечки цветов – к… (солнечной погоде)
Дым столбом – к… (морозной погоде)
Муравьи закрывают ходы в муравейник – к … (ненастью)
Вороны сидят на макушках деревьев – к… (морозу)
Снег хрустит под ногами – к… (стуже)
Второй команде:
Много «одежды» на луковице – к… (холодной зиме)
Курица стоит на одной ноге – к… (стуже)
Облака или тучи быстро движутся – к … (ясной погоде)
Паук усиленно плетет сети – к… (сухой погоде)
Кошка лежит животом вверх – к… (теплу)
Дым стелется – быть… (непогоде)
Воробьи купаются в пыли – к… (дождю)
Длинные сосульки – к… (долгим морозам)
- «Знатоки природы»
Дать как можно больше ответов на вопросы, рассчитанные не только на знания, но и смекалку.
Первая команда
Какое животное спит с открытыми глазами? (Зайцы, у них короткие веки.)
Кого из животных называют слугами земли? (Червей.)
Прибор для определения направления? (Компас.)
Что такое арбуз? (Ягода.)
Самая маленькая птичка на земле? (Колибри.)
Январь год начинает, а декабрь (Заканчивает) .
Не птичка, а с крыльями? (Бабочка.)
Как называется гнездо белки? (Гайно.)
Кто кукукает: кукушка – самка или самец? (Самец.)
Какая птица не летает? (Пингвин.)
У какого животного больше всего зубов? (У слизняка 30 тысяч зубов.)
У кого уши на ногах? (У кузнечика.)
Чем еж на медведя похож? (Спит зимой.)
Кто пьет ногой? (Лягушка.)
Чем лягушка отличается от жабы? (Лягушка – дневное животное, жаба – ночное.)
Вторая команда
Зайчата рождаются слепыми или зрячими? (Зрячими)
Самая высокая трава. (Бамбук.)
Когда температура тела у воробья выше: зимой или летом? (Всегда одинаковая.)
Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой.)
Сколько ног у паука? (Восемь.)
У кого язык длиннее туловища? (У хамелеона.)
В воде родится, а воды боится? (Соль.)
Временное жилище в лесу? (Шалаш.)
Лесной заменитель кофе? (Цикорий.)
У кого детеныши рождаются голенькими? (У медведя.)
Какое дерево весной плачет? (Береза.)
Какое животное вылезает из кожи вон? (Змея.)
Почему Красную книгу называют красной, а не зеленой? (Красный цвет – символ опасности.)
Тара для сбора грибов? (Корзина.)
- Решение педагогических ситуаций.
1. На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья». Мужчина идущий мимо слышит этот диалог и останавливает этого мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать крылышки бабочке? ». Тот немного помолчав, и отвечает: «Просто так». Чем можно объяснить такую жестокость детей.
Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами черной смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мама была занята собственными мыслями. «Почему ты меня не слушаешь? » - спросила Ира и вырвала руку. «Это что за капризы? » – вспыхнула мать, и сломав молодую ветку черной смородины, хлестнула ею девочку. Потом зло сказа: «Кому нужны твои хлопоты, это просто детская игра. Без тебя хватает охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
3. Вы идете на работу. На дорожке две мамы разговаривают. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. В их руках уже по большой охапке.
- Как вы думаете, дети просто непослушны, или им никто никогда не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям.
- Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь, чтобы поговорить с мамами (детьми)
- «Экологический куплет»
Вспомнить и пропеть куплет песни про животных, насекомых, растений, явлениях природы. Команды по очереди исполняют куплеты, чья команда больше назовет песен, получает цветочек.
- «Черный ящик»
Нужно отгадать, что в черном ящике, ответив на вопросы:
1) В старину этот овощ называли «любовное яблоко», «золотое яблоко». И сейчас у него есть два имени. Что в черном ящике? (Помидор, томат) .
2) Родина его Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чертово яблоко». В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание сажать его мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. (Картофель.)
3. Итоги пед. совета
Приложение №1
«Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Актуальностью экологических проблем в настоящее время вызвана необходимость организации работы по формированию культуры природопользования и экологического сознания в обществе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Неслучайно именно в этот период важно уделять особое внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения.
При этом экологическое воспитание должно осуществляться с учетом возрастных особенностей детей по двум направлениям:
• формирование экологических знаний;
• экологически правильного отношения к природным объектам
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это центры природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный центр с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить центр помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...
Методическое сопровождение образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры
Представлен опыт работы в детском саду по экологическому воспитанию детей....
презентация материалов педагогического совета « Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств на основе знакомства с историческими и природными особенностями родного края».
laquo; Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств на основе знакомства с историческими и природными особенностями родного края»....
Педсовет "Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования"
Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования...
Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"
Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"...
Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры
Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры...
Доклад с элементами деловой игры «Знатоки экологии» «Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования»
Докладс элементами деловой игры «Знатоки экологии»«Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования»...