Педагогический совет «Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры»
материал на тему

Борисова Лилия Владимировна

Представлены материалы для проведения педсовета

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к приказу № ___

от «___» _________2016г.

                                                         

План тематического контроля

 «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель. Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Сроки контроля: 21.03.2016-25.03.2016

Направления работы

Методы

1. Обследование знаний и умений детей

Беседы, анализ самостоятельной деятельности детей, анализ НОД, наблюдение за трудовой деятельностью детей в уголке природы

2.Оценка профессиональных умений воспитателя

Анализ НОД, наблюдение за организацией деятельности детей по экологическому воспитанию.

3. Создание условий

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах

4. Планирование работы

Анализ планов воспитателей

5. Работа с родителями

Анализ планов воспитателей, наглядной информации для родителей



Предварительный просмотр:

Протокол обследования предметно-развивающей среды

по экологическому воспитанию

Вопросы на контроле

Наличие достаточного количества растений в группе

Ухоженный внешний вид растений

Наличие инструментов для ухода за растениями

Наличие паспорта каждого растения в группе

Безопасность растений для детей

Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)

Наличие методической литературы по уходу за растениями, по методике организации занятий с детьми

Наличие обучающих игр по экологии

Наличие наглядного материала

Экологичность обстановки в группе с точки зрения физического, эмоционального и психологического комфорта

( В) Высокий уровень -
( С) Средний уровень -
(Н) Низкий уровень -



Предварительный просмотр:

                                              Карта анализа НОД

Группа № _________

дата проведения НОД _____________  

возрастная группа ______________

количество детей _________

Ф.И.О. воспитателя ______________________________

Начало НОД___________ Окончание НОД _______

Тема ____________________________________________

________________________________________________

Критерии оценки

Уровень

Работа воспитателя

1

Умение составить конспект  НОД в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры

2

Умение творчески использовать готовые конспекты НОД (вносить необходимые изменения в ход НОД, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей)

3

Подготовка к непосредственно образовательной деятельности

  • подбор демонстрационного и раздаточного материала

  • рациональное размещение материала

  • предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, дидактические игры, чтение художественной литературы)

4

 Санитарно-гигиенические требования

  • удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток)

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятии

  • смена деятельности детей в течении занятия

  • соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам

5

Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей)

6

Использование разнообразных приемов работы с детьми

  • игровых

  • привлечения и сосредоточения внимания детей

  • обеспечения эмоциональности, интереса детей

  • активизация самостоятельного мышления детей

  • подача нового с опорой на имеющиеся у детей знания

7

Оправданность и рациональность выбора приемов работы с детьми (имеются или нет)

8

Умение регулировать поведение детей в процессе НОД, сохранять интерес детей в течении всего НОД.

9

Индивидуальная работа с детьми

10

Оценка работы на НОД (детьми, воспитателем), качество оценки

Деятельность детей

1

Поведение детей в процессе НОД

2

Проявление инициативы

3

Сохранение интереса на протяжении НОД

4

Активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий

5

Проявление творчества детей во время НОД

6

Усвоение детьми программного содержания

Условные обозначения:  В – высокий уровень,  С – средний уровень, Н – низкий уровень

Выводы и рекомендации:



Предварительный просмотр:

Карта анализа педагогической деятельности по организации и проведении наблюдений во время прогулки

Ф.И.О. педагога______________________________________________________________________Возрастная группа_________________________________________________                          Дата_______________

№п/п

Организация и проведение наблюдений во время прогулки

уровни

Выбор объекта наблюдения с учетом интереса детей, их способности воспринять предоставленный материал.

Определение места наблюдения, исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков в соответствии с программой.

Правильность постановки познавательной задачи, проблемной ситуации.

Размещение детей по отношению к объекту наблюдения, возможность беспрепятственного и удобного просмотра объекта.

Приемы привлечения внимания детей к наблюдению (стихотворение, загадка, сюрпризный момент).

Приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнения, использование детского опыта).

Уровень самостоятельности детей в организации и проведении наблюдения.

Степень увлеченности и активности детей с учетом их количества.

Умение детей делать самостоятельные выводы в результате наблюдения.

Наличие информации для родителей по вопросам проведения наблюдений во время прогулки.

Длительность  прогулки

Организация трудовых поручений

Самостоятельная деятельность детей

Тематика и содержание игр

( В) Высокий уровень -
( С) Средний уровень -
(Н) Низкий уровень -

Замечания:________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля

«Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Дата проведения: с 21.03.2016 г.   по  25.03.2016 г.

 Кто проводил:  заведующий Шиленина С.А., старший воспитатель Борисова Л.В.

Цель: Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей в ДОУ

       В дошкольном образовательном учреждении создана определенная база по ознакомлению дошкольников с экологическим материалом. Во всех возрастных группах имеются природные уголки. В природных уголках недостаточно  альбомов иллюстративного материала по ознакомлению дошкольников с представителями флоры и фауны, так же не представлены различные природные зоны в виде макетов.

      Для проявления инициативы педагоги создали условия побуждающие детей к уходу за растениями: в уголках есть салфетки для пыли, леечки и другое оборудование, расположенное в доступном для детей месте. Обучение строится в соответствии основной общеразвивающей программой детского сада.

В  ходе проверки планов воспитателей было выявлено достаточное планирование мероприятий экологической направленности во всех группах.

       Вся работа с детьми по экологическому образованию ведется как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности

(наблюдения, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, чтение литературы). Воспитатели планомерно и последовательно знакомят детей с конкретными сведениями о живой и неживой природе, временах года, об обязанностях человека в охране природы, с материалом и оборудованием для осуществления трудовых процессов в природном уголке, формируют азы экологического мировоззрения, воспитывают любовь к родному краю.  Педагоги мало планируют и проводят  КВНы, проблемные ситуации, экологические досуги, соревнования, экскурсии.

     Во всех группах воспитатели оформили  «Огород на подоконнике» в котором посадили зелень и лук. Педагоги старшей группы систематически проводят наблюдения за ростом растений, которые фиксируются в схематичном виде.

    Однако имеются недостатки: в  группах комнатные растения необходимо дополнить растениями, изучаемыми по программе.  

      Анализ бесед, просмотр непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей показал, что педагоги систематически проводят занятия по экологическому воспитанию, планируя их с учетом сезонного принципа и программы. Для проведения занятий в группе проделывается необходимая предварительная работа: чтение различной литературы, заучивание стихов, рассматривание наглядного материал, наблюдения; - в средне-старших группах  воспитатели ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,. создают интерес у детей к природному окружению с помощью игровых приемов, активно используя наглядный материал. Вместе с тем в практике педагогов имеют место факты, которые снижают качество обучения дошкольников экологическому воспитанию. Педагоги младшей группы  не всегда четко определяют структуру, цель занятия (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, В работе по ознакомлению с природным окружением не в полной мере используют дидактические, словесные, подвижные игры.

      Педагоги детского сада успешно работали в региональной программе «Хранители природы» по направлению «Открываем мир природы». Провели успешно операцию «Первоцветы» и «Твердые бытовые отходы». Операции прошли в виде проектной деятельности, в ходе операции «Первоцветы» дети и воспитываюшие взрослые узнавали все о первоцветах, о том, какую пользу они приносят, почему их  необходимо беречь, в ходе акции «Твердые бытовые отходы» пытались решить проблему: как сохранить нашу землю в чистоте и решить проблему твердых бытовых отходов.

       Воспитатели планомерно ведут работу с родителями. Выставлены стихи на экологическую тематику на информационных стендах, проведено анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание в семье», подготовлены консультации «Учим ребенка ухаживать за комнатными растениями», «Правила поведения в природе», «Зеленый мир в твоем окне»

По результатам контроля, комиссия подготовила следующие рекомендации:

В детском саду созданы определенные условия для экологического воспитания дошкольников, педагоги строят работу по экологическому воспитанию в соответствии с требованиями программы. Вместе с тем имеется ряд недочетов, связанных с воспитанием осознанного отношения детей к сохранению и улучшению окружающей среды, формированию инициативы, самостоятельности, а также организации наблюдений и труда в природе.

  Рекомендации:

1.  Разнообразить формы экологической работы с детьми во всех возрастных группах КВНами, досугами, экскурсиями и т. д.

Ответственные:  воспитатели групп

Срок:  постоянно.

2. Постоянно поддерживать свой профессиональный уровень через самообразование, повышение знаний по экологической проблеме. Ответственные: воспитатели групп

Срок : постоянно.

3. Разнообразить тематику занятий и методы обучения экологического воспитания.

Ответственные:  воспитатели групп

Срок :  постоянно.

4. Изучить результаты диагностического исследования, организовать индивидуальную работу с детьми, имеющими проблемы по отдельным разделам экологии.

Ответственные: воспитатели групп

Срок : в течении учебного года и летнего периода

5. Пополнить природные уголки комнатными растениями, изучаемыми по программе, оформить природные зоны в уголках природы.

Ответственные:  воспитатели групп

Срок: в течение лета.

Старший воспитатель _________________________________Л.В. Борисова



Предварительный просмотр:

Педагогический совет

 «Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры»

Цель:  совершенствование работы по формированию экологических представлений дошкольников в ДОУ

Задачи:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в образовательной области «Познавательное развитие»
  • развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов.

Форма проведения: Викторина «Экологический калейдоскоп».

План проведения:

1 Вступительное слово заведующего Шилениной С.А.  «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста» (Приложение № 1)

2. Итоги тематического контроля  «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» - старший воспитатель Борисова Л.В. (Приложения № 2)

3. Отчеты педагогов по проведению проектов «Первоцветы», «Планета – наш дом, не мусори в нем!» - воспитатель ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,., муз. руководитель ,,,,,,,,,,,,,,,. (Приложение № 3)

4. Игра-викторина «Природа вокруг нас»

 

Блиц-игра «Экологическое лукошко».

Условия игры: за правильный ответ на вопрос из экологического лукошка» команды получают очки в виде цветов.

Вопросы и ответы:

1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е. Чарушин)

2. Разнообразие и музыкальность голосов птиц широко используется в музыкальном творчестве известны многие песни про кукушку с подражанием голосу этой птица. Известный композитор делал нотные записи птичьих голосов и вводил их в звучание большого симфонического оркестра. В опере «Снегурочка» можно услышать голоса кукушки, снегиря и других птиц. Кто композитор этой оперы? (Н. Римский-Корсаков)

3. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочны: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В. Бианки)

4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)

5. Какую ягоду называют «северным гранатом»? (Костяника)

6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)

7. Из какого дерева делали пианино? (Ель)

8. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, назовите эти игры. Одну проведите с командой соперников.

-  «Прогноз погоды»

Командам даются задания закончить фразу.

Первой команде:

Собака катается – к… (плохой погоде)

Утром нет росы – к… (дождю)

Открытые чашечки цветов – к… (солнечной погоде)

Дым столбом – к… (морозной погоде)

Муравьи закрывают ходы в муравейник – к … (ненастью)

Вороны сидят на макушках деревьев – к… (морозу)

Снег хрустит под ногами – к… (стуже)

Второй команде:

Много «одежды» на луковице – к… (холодной зиме)

Курица стоит на одной ноге – к… (стуже)

Облака или тучи быстро движутся – к … (ясной погоде)

Паук усиленно плетет сети – к… (сухой погоде)

Кошка лежит животом вверх – к… (теплу)

Дым стелется – быть… (непогоде)

Воробьи купаются в пыли – к… (дождю)

Длинные сосульки – к… (долгим морозам)

-  «Знатоки природы»

Дать как можно больше ответов на вопросы, рассчитанные не только на знания, но и смекалку.

Первая команда

Какое животное спит с открытыми глазами? (Зайцы, у них короткие веки.)

Кого из животных называют слугами земли? (Червей.)

Прибор для определения направления? (Компас.)

Что такое арбуз? (Ягода.)

Самая маленькая птичка на земле? (Колибри.)

Январь год начинает, а декабрь (Заканчивает) .

Не птичка, а с крыльями? (Бабочка.)

Как называется гнездо белки? (Гайно.)

Кто кукукает: кукушка – самка или самец? (Самец.)

Какая птица не летает? (Пингвин.)

У какого животного больше всего зубов? (У слизняка 30 тысяч зубов.)

У кого уши на ногах? (У кузнечика.)

Чем еж на медведя похож? (Спит зимой.)

Кто пьет ногой? (Лягушка.)

Чем лягушка отличается от жабы? (Лягушка – дневное животное, жаба – ночное.)

Вторая команда

Зайчата рождаются слепыми или зрячими? (Зрячими)

Самая высокая трава. (Бамбук.)

Когда температура тела у воробья выше: зимой или летом? (Всегда одинаковая.)

Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой.)

Сколько ног у паука? (Восемь.)

У кого язык длиннее туловища? (У хамелеона.)

В воде родится, а воды боится? (Соль.)

Временное жилище в лесу? (Шалаш.)

Лесной заменитель кофе? (Цикорий.)

У кого детеныши рождаются голенькими? (У медведя.)

Какое дерево весной плачет? (Береза.)

Какое животное вылезает из кожи вон? (Змея.)

Почему Красную книгу называют красной, а не зеленой? (Красный цвет – символ опасности.)

Тара для сбора грибов? (Корзина.)

-  Решение педагогических ситуаций.

1. На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья». Мужчина идущий мимо слышит этот диалог и останавливает этого мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать крылышки бабочке? ». Тот немного помолчав, и отвечает: «Просто так». Чем можно объяснить такую жестокость детей.

Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами черной смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мама была занята собственными мыслями. «Почему ты меня не слушаешь? » - спросила Ира и вырвала руку. «Это что за капризы? » – вспыхнула мать, и сломав молодую ветку черной смородины, хлестнула ею девочку. Потом зло сказа: «Кому нужны твои хлопоты, это просто детская игра. Без тебя хватает охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке две мамы разговаривают. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. В их руках уже по большой охапке.

- Как вы думаете, дети просто непослушны, или им никто никогда не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям.

- Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь, чтобы поговорить с мамами (детьми)

-  «Экологический куплет»

Вспомнить и пропеть куплет песни про животных, насекомых, растений, явлениях природы. Команды по очереди исполняют куплеты, чья команда больше назовет песен, получает цветочек.

-  «Черный ящик»

Нужно отгадать, что в черном ящике, ответив на вопросы:

1) В старину этот овощ называли «любовное яблоко», «золотое яблоко». И сейчас у него есть два имени. Что в черном ящике? (Помидор, томат) .

2) Родина его Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чертово яблоко». В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание сажать его мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. (Картофель.)

3. Итоги пед. совета

Приложение №1

«Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста»

     Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

    Актуальностью экологических проблем в настоящее время вызвана необходимость организации работы по формированию культуры природопользования и экологического сознания в обществе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Неслучайно именно в этот период важно уделять особое внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения.

    При этом экологическое воспитание должно осуществляться с учетом возрастных особенностей детей по двум направлениям:

• формирование экологических знаний;

• экологически правильного отношения к природным объектам

   Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

    Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

   Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это центры природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный центр с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить центр помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.

    Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

презентация материалов педагогического совета « Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств на основе знакомства с историческими и природными особенностями родного края».

laquo; Формирование  у детей дошкольного возраста  нравственно-патриотических чувств на основе знакомства с историческими и природными особенностями родного края»....

Педсовет "Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования"

Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования...

Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"

Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"...

Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры

Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры...

Доклад с элементами деловой игры «Знатоки экологии» «Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования»

Докладс элементами деловой игры «Знатоки экологии»«Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования»...