Конспект занятия в средней группе по познавательно - речевому развитию «Раскудрявая берёза».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цели:
1. познакомить детей с берёзой - самым почитаемым любимым, счастливым деревом нашего народа, с обычаем русского народа украшать веточки берёзы.
2. укреплять веру в благополучное будущее,
3. воспитывать желание проявлять заботу, нежность, доброжелательность друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_poznaniyu_beryoza_.doc | 74.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе по познавательно - речевому развитию «Раскудрявая берёза».
Цели:
- познакомить детей с берёзой - самым почитаемым любимым, счастливым деревом нашего народа, с обычаем русского народа украшать веточки берёзы.
- укреплять веру в благополучное будущее,
- воспитывать желание проявлять заботу, нежность, доброжелательность друг к другу.
Материалы: иллюстрации с изображением берёзы в разное время года, репродукции картины И. Левитана « Берёзовая роща» или картины А. Куинджи « Берёзовая роща», гуашь, кисти. Веточки берёзы, ленточки для украшения. Берёзовый сок для угощения. Костюм воспитателя в народном стиле.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением берёз.
- Разучивание стихов, хороводов.
- Рассматривание дерева на прогулке.
- Слушание русских народных песен о берёзе.
- Рисование дерева.
Ход занятия.
Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, предлагает отгадать загадки о берёзе.
Сяду рядышком на лавку Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки –
Кто смышленей погляжу.
В платье белом девушка стоит
И народ её благодарит
За её печальную красу,
За её зелёную косу.
Вся в кудряшках
В белой рубашке.
В поле стояла
Ветками качала.
( воспитатель обращает внимание на выставку иллюстраций с изображением берёз)
Воспитатель. Как называются эти деревья? Какого цвета ствол у берёзы? Какая кора? Листочки у берёзы какие? (зелёные резные)
С чем сравнивается берёза в загадках? (стройная гибкая девушка, в белой рубашке „белолица,, ветви в косы „вплетены,,)
Много разных замечательных деревьев растёт в нашей стране, но берёзку знает и любит каждый. Чем же она отличается от других деревьев? (ответы детей)
Её узнаешь по простой примете:
Нет деревца белей её на свете.
Во всём мире не сыщешь дерева с такой ослепительно белой корой. Берёза - наиболее почитаемое и любимое дерево наших предков - прабабушек и прадедушек. Её считали счастливым деревом, которое оберегает от зла. Приносит мир. Здоровье и добро. Берёзку всегда сажали рядом с домом. Знаете для чего? Для благополучия всей семьи: мамы, папы, сыночка, дочки; для защиты от болезней; для красоты; для чистого воздуха; для того, чтобы птицы прилетали и пели свои прекрасные песни. Вы хотите прогуляться по берёзовой роще?
(пальчиковая гимнастика)
В лесок.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик - по дорожке
Этот пальчик - по тропинке
Этот пальчик - за грибами
Этот пальчик - за малиной
Этот пальчик заблудился
Очень поздно возвратился. (дети сжимают и разжимают кулачки, загибают пальчики)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукцию картины «Берёзовая роща» и „войти в картину,,
Воспитатель: Какое настроение у вас? Почему? Какие берёзы здесь? (белые, светлые, кудрявые, стройные, зелёные, красивые) Какой воздух в берёзовой роще? (чистый, свежий)
Светло и празднично в берёзовом лесу в любое время года. Кажется, что стволы берёз излучают внутренний свет, делая тени под деревьями лёгкими и светлыми. Любит русский народ берёзку. Художники стремятся передать её красоту, нежность красками. Поэты передают свою любовь словами: «белая берёза» , «берёза моя, берёзонька».
Сейчас Наташа расскажет нам стихотворение «Берёзка»
Берёзка моя зелёненькая.
Кудрявая, весёленькая
Близ тебя, берёзонька,
Трава шелковая
Близ тебя, берёзонька,
Вода ключевая.
На тебе, берёзонька, соловьи поют.
Под тобой, березонька,
Красные девушки венки плетут.
Воспитатель: Был в старину обычай: девушки ходили в лес, в лесу выбирали молоденькую берёзку, украшали её ленточками, водили вокруг неё хороводы, загадывали желания.
Берёзы, радуйтесь!
Зелёные, радуйтесь!
К вам девушки идут,
К вам красные идут –
Завивать венки идут...
Ребята, вы хотите украсить веточку берёзы, чтобы мы с вами все были здоровыми, жили ладно да дружно, не обижали друг друга?
Воспитатель предлагает украсить ленточками веточку берёзы и загадать желание. (Воспитатель, прикоснувшись к ребёнку веточкой берёзы, побуждает пожелать друг другу быть добрыми, вежливыми, дружными, заботливыми)
Наряд её мягкий чудесен,
Нет деревца сердцу милей
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
Давайте с вами послушаем русскую народную песню про берёзку «Во поле берёзка стояла» или « Во зелёном во бору».
Воспитатель: Дети, а около нашего детского сада растут берёзы? Кто их посадил? Кто их вырастил? Кто заботится о том, чтобы росли они зелёные, кудрявые?
Знаете, что произошло однажды с одной берёзкой? Об этом нам расскажет Полина.
У красы - берёзки платье серебрится.
У красы берёзки зелёные косицы.
Со двора к берёзке выскочили козы.
Стали грызть берёзку, а берёзка - в слёзы.
Защищать берёзку стали мы гурьбою,
Чтоб краса - берёзка выросла большою.
П. Воронько
Воспитатель: Беречь наши деревца, думаю, будем и мы с вами. А чтобы у нас всегда было уютно и красиво, я предлагаю вам нарисовать берёзку и рисунками украсить группу, (дети рисуют «раскудрявую» берёзку). Потом украшают группу своими работами. Воспитатель угощает детей березовым соком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»...
Конспект занятия в средней группе по познавательно — речевому развитию на тему : «Мой дом»
Конспект НОД «Мой дом»Материал для воспитателей дошкольных учреждений.Тема: Мой домВозраст: Средняя дошкольная группа (4-5 лет)Направление: Познавательно-речевоеОсновная образо...
Интегрированное занятие в средней группе по познавательно - речевому развитию при помощи ИКТ «Загадочный мир сказок»
Интегрированное занятие в средней группе по познавательно - речевомуразвитию при помощи ИКТ «Загадочный мир сказок»Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,художественн...
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-речевому развитию «Игрушки из бабушкиного сундучка"
Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим их с окружающим миром, приобщаем к истокам духовной культуры русского народа через...
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно -речевому развитию " Игрушки с бабушкиного сундучка.
Данное занятие проводиться с группой детей среднего дошкольного возраста. На этом занятии мы приобщаем детей к истокам духовной культуры русского народа,через народную игрушку,знакомим с о...
Конспект комплексного занятия в средней группе по познавательно-речевому развитию. Тема: «Насекомые»
Цель: Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках.Задачи: Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитания. Развивать воображение, умение ф...
Конспект открытого занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию «В гостях у сказки»
Конспект открытого занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию «В гостях у сказки»Цель:• Обобщить и закрепить знания детей о сказках - названия, героев, их диалоги, по...