Метод проекта как средство развития познавательной инициативы и самостоятельности детей
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Материал из опыта работы для выступления на методическом объдинении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шаповалова Валентина Петровна
воспитатель МБДОУ д/с №24
Метод проекта как средство развития познавательной инициативы и самостоятельности детей
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Научив ребенка-дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения, помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ .
Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей- исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом. Использование этой технологии не только подготавливает ребёнка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Мы внедряем в педагогическую деятельность метод проектов как систему обучения и воспитания детей, при реализации которой, дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
При организации деятельности детей средствами проектного метода ставим перед собой цель в соответствии с ФГОС ДО:
Развитие свободной творческой личности, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий ребёнка, развитие любознательности и познавательной мотивации, поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности.
Классификация проектов.
В настоящее время мы планируем и реализуем различные по направлениям проекты:
По составу участников | Индивидуальный Подгрупповой Семейный Парный Групповой |
По содержанию | Монопроекты(одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательных области) |
По продолжительности | Краткосрочные(1-4 недели) Среднесрочные(до 1 месяца) Долгосрочные(полугодие, учебный год) |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационные Исследовательские Творческие Проектно-ориентированные |
Участие родителей:
В воспитательно-образовательном процессе нашей группы проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Мы считаем, что педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовыми у них учиться. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим – это залог успеха.
Рассмотрим основные этапы метода проектов на примере проекта «Спасибо деду за Победу».
Тема проекта: Спасибо деду за Победу. 70 –летию Великой Победы посвящается»
Тип проект: познавательно-творческий
Вид проекта: долгосрочный-сентябрь 2014г.-май 2015г.
Руководитель проекта: воспитатель Шаповалова Валентина Петровна
Участники проекта: педагоги группы, воспитанники, родители
Цель проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважение к ветеранам.
Выбор темы, цели проекта.
Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка. Помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы. Тема проекта может появиться по инициативе детей. Однажды, во время очередного похода в лес, дети услышали рассказ Л.Ф. о лётчиках, погибших во время ВОВ на территории нашего города. Очень много вопросов задавали дети, высказывали свои предположения. Так из неожиданных высказываний и предложений детей сложилась картина их понимания о войне. На вопрос - можно ли забыть о войне, дети ответили – нет! Что нужно, чтобы не забыть? И здесь дети ответили- узнать и запомнить. Так родилась идея этого проекта, который включил в себя поисковую работу по сбору информации о своих предках - прабабушках и прадедушках, участниках войны или тружениках тыла, о тех страшных днях, что пришлось пережить нашему народу.
Разработка проекта.
Составляется план деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы. Данный этап реализуется с помощью «Модели трёх вопросов»- что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
Что знаю?(содержание-то, что дети знают) | Что хочу узнать?(план, тема проекта) | Как узнать?(источник новых знаний) |
Аркаша -победа в ВОВ была в 1945г. | О разных боях во время войны | Прочитать в книгах |
Марина- у моего прадедушки есть фотография военная | Есть ли ещё что-нибудь из вещей, связанных с войной | Расспросить бабушку, дедушку |
Ваня- у моего прадедушки есть много медалей | Какие награды вручались героям | Спросить у взрослых |
Рузана-в военных действиях участвовали даже дети | О том, как дети боролись с врагами. | Прочитать в книгах, интернете, посмотреть кино |
Арина- наши воевали с фашистами и победили их | Трудно ли было защитникам Родины | Спросить у взрослых, прочитать книги. |
В заполнении модели принимают участие дети и их родители. Так как «Модель трёх вопросов» вывешивается в раздевалке группы, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляют в этой теме себя дети и их собственный ребёнок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять, в чём нужна их помощь. Из общего обсуждения темы, из «модели трёх вопросов» рождается основа плана- как содержательная, так и по видам деятельности.
Другой вариант определения содержания и плана реализации проекта называется Образ «Семь мы»(по Заир-Бек)
Состоит из начала фраз, которые заполняют участники проекта
- Мы озабочены…(формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
- Мы понимаем…(представляется осознанная проблема для решения и ориентиры – ценности).
- Мы предполагаем…(представляются идеи, гипотезы).
- Мы намереваемся…(контекст действий, планируемых поэтапно).
- Мы готовы…(даётся описание имеющихся ресурсов различного характера).
- Мы обращаемся за поддержкой… (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Составление «Паутинки»(виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
Дальнейшее развитие содержания проекта и формы его реализации получится в ходе составления плана «Паутинки».
Название плана произошло от его образного подобия паутине- от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.
Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта. Воспитатель лишь создатель ситуаций, он организовывает среду для деятельности детей в центрах(образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети – инициаторы, самостоятельно формируют специфические знания, умения, навыки. Дети, по ходу деятельности, могут объединяться в рабочие группы. Распределять амплуа.
В ходе проекта «Спасибо деду за Победу» познавательно- исследовательская работа была организована в различных видах детской деятельности. Опираясь на помощь взрослых, дети, через вопросы к родителям, чтение познавательной и художественной детской литературы, использование интернет ресурсов, собирали различный материал. В результате проведенной поисково-исследовательской работы воспитанниками был собран необходимый материал и создан в группе минимузей, в котором были размещены семейные реликвии-военные награды, фотографии, альбомы. Ваня принёс награды своего прадедушки, Марина-фотографию дедушки с боевыми наградами, Карина оформила макет, альбом, в котором рассказала о своём прадедушке. Егор оформил макет, принёс немецкую книгу времён ВОВ, которой пользовались немцы, а его прадедушка описывал в ней свою жизнь. Многое из прочитанного о жизни своего родственника он рассказал детям. Особенно его поразил случай, где немец угостил его прадедушку батоном хлеба. «Не все немцы были плохими, правда же?»- такой вывод сделал ребёнок. В ходе поисковой работы мною тоже было найдено место захоронения моего дедушки. Оформила альбом, рассказала детям. Весь материал поместили в минимузей. Создание такого музейного уголка в группе произвело на ребят большое впечатление. Примечательно то, что многие ребята только в ходе этого проекта узнали о героическом прошлом своих предков и не без гордости рассказывали об этом другим ребятам. Неизгладимые впечатления в сердцах детей оставило совместное со школой №163, в лице Дирявко Л.Ф, участие в акции «Дорога памяти», экскурсии к стеле Победы. Малыши внимательно слушали рассказы Леонида Федотовича о подвиге лётчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны в районе нашего города, о поиске их родственников. Совместно с родителями дети собирали камни, а потом выкладывали этими камешками дорогу к памятнику. Во время подготовки дети учились печатать фамилию, имя, чтобы потом оставить запись в книге Памяти. Дети прониклись гордостью за своих предков во время участия в конкурсе чтецов «Уходили мальчики на фронт», проводимого сотрудниками филиала библиотеки им. Маяковского. Ребята совместно с родителями выбирали и учили стихи о войне. Работники библиотеки были поражены тем, с каким трепетом, пониманием дети читали эти длинные и сложные по содержанию и тематике стихи. Во время посещения выставки детской литературы на военную тему «Вспомним солдат, что одержали в той войне победу», дети познакомились с литературой, рассказывающей о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе. Участвуя в уроке мужества «Дети, опалённые войной», ребята знакомились с детьми, погибшими во время ВОВ, читали стихи о пионерах-героях, слушали голос Левитана, почтили память погибших минутой молчания. В ходе работы по реализации этого проекта укрепились взаимоотношения в семьях. В семьях появилась гордость за своих предков, понимание необходимости хранения памяти и уважения к старшему поколению, понимание глубокой ответственности перед детьми в деле воспитания гражданского сознания. Дети расширяют свои знания по истории войны, истории семьи, семейной родословной. Работа способствует воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям, к своим близким, к своей Родине. Дети принимали участие во Всероссийских викторинах «Широка страна моя родная - Памятники России», «Ими гордится Россия», Ваня Яковлев и Стёпа Усков стали победителями.
Работа в рамках проекта продолжается. Завершающим этапом планируется проведение в мае проведение праздника «Никто не забыт, ничто не забыто!» (праздник в честь 70-летия Победы в ВОВ), организованы торжественная презентация мини-музея боевой Славы, концерт для ветеранов.
Таким образом проект можно представить как «Шесть П»:
- Проблема
- Проектирование проекта
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио проекта
Промежуточные результаты долгосрочного проекта можно определить сейчас.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
• проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
• самостоятельны и гибки в принятии решений;
• осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать) ;
• способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
• наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
• получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
• смогли реализовать свои творческие способности.
Педагоги, работающие над проектом определили для себя «золотые правила» проектной деятельности с детьми:
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
- Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- Учи анализировать каждый этап работы;
- Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, инициатива, творчество.
Памятка №1
«Проектный метод как способ воспитать успешного дошкольника»
Этапы составления детских проектов:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
- Поиск и предложение возможных вариантов решения
- Сбор материала.
Способы сбора информации и методов исследования:
- подумать
- спросить у другого человека
- прочитать или посмотреть в книгах, энциклопедиях
- сходить в библиотеку (журналы, иллюстрации, научная литература и др.)
- посмотреть по телевизору специальные познавательные передачи, видеофильмы
- понаблюдать
- провести эксперимент
- получить информацию в Интернете
- позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе, бабушке.
4. Подготовка проекта
5. Защита проекта
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно – пространственную развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта. Поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта. Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Памятка воспитателю при проведении исследований
- Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
- Не сдерживайте инициативы детей.
- Не делайте за них то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
– прослеживать связи между предметами, явлениями и событиями;
– формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
– учиться анализу и синтезу, классификации, информации.
Развивайте, играйте , творите!
Пусть для вас будет правилом:
«Сегодня не получилось- обязательно получится завтра,
Надо только захотеть!»
Используемая литература:
- «Дошкольнику-об истории и культуре России», Г.Н. Данилина,АРКТИ, Москва 2003
- «Родной край», Р.И.Жуковская, МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1981
- «Образовательные проекты в детском саду», Виноградова Н.А, Панкова Е.П, АЙРИС ПРЕСС, Москва 2008 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация педагогического совета "Метод проектов – как средство развития и поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников"
Презентация, сопровождающая педагогический совет...
Приложение к опыту- слайд-презентация Проект "«Первые шаги в журналистику», как средство развития детской инициативы и самостоятельности"
Цель данного проекта: развитие общения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; активизация речи и речевого общения; развитие составляющих речевого общения...
Презентация проекта "Мир цветов". «Развитие познавательной инициативы и самостоятельности дошкольника при реализации проекта.
Проектная деятельность позволяет поддерживать познавательную инициативу детей в различных видах деятельности. Проект "Мир цветов" реализовывался с 13.03.2017г по 24.03.2017г в средней ...
Лэпбук как средство развития познавательной инициативы, творчества и самостоятельности старших дошкольников.
Лэпбук,как средство развития познавательной инициативы, творчества и самостоятельности старших дошкольников...
Метод проектов как средство развития познавательных способностей. Консультация
Консультация для педагогов....
Метод проектов как средство развития навыков исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста в соответсвии с ФГОС
Средство развития навыков исследовательской деятельности...
Опыт работы «Метод проектов как средство развития познавательных способностей дошкольников»
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы...