Метод проектов как средство развития познавательных способностей. Консультация
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Метод проектов как средство развития познавательных
способностей
Основоположником проектов считают американского педагога Уильяма Кильпатрика.
Он считал, что проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково-
познавательной. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение
научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость
выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы,
является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Зачем нужны проекты?
Проекты:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать;
- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развивают воображение;
- развивают внимание, память, речь.
Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется
исследовательский поиск; проект — это «игра всерьез»; результаты ее значимы для детей и взрослых; обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской
деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
∙ к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
∙ в каких источниках можно найти информацию;
∙ какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
∙ с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
1. по составу участников;
2. по целевой установке;
3. по тематике;
4. по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты
оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и
реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн
группы, витражи и др.);
4. творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например: «Театральная неделя».
В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
Игровые:
— «Игра-путешествие в подводное царство»;
— сюжетно-ролевая игра «Театр»;
— игра «Строим город будущего»;
— «Путешествие в древний мир»;
— «Строим сказочный снежный городок».
Творческие:
осенний (весенний, зимний) вернисаж;
музыкальная сказка (по выбору);
настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
«Веселая ярмарка»; создание фильмотеки рисованных диафильмов;
фестиваль искусств «Весенняя капель».
Познавательные:
журнал «Почемучка»;
«Путешествие в Царство Математики»;
конкурс «Моя родословная»; «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
∙ комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина
неделя»;
∙ межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена
года»;
∙ творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир
природы», «Рябины России»;
∙ групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая
астрономия»;
∙ индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты
бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
∙ исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
∙ вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
∙ активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с
педагогом);
∙ формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
∙ формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
∙ развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
∙ формирование умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
∙ развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы проекта
Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап
1. Формулирует проблему (цель). При
постановке цели определяется и продукт
проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (не жёстко).
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие
группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление
проекта.
7. Формирование специфических
знаний, умений навыков.
4 этап
9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к
презентации.
9. Представляют (зрителям или
экспертам) продукт деятельности__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство развития творческой активности всех субъектов образовательного процесса ДОУ.
В статье раскрывается сущность проектной деятельности, основные этапы работы над проектом, влияние проектов на творческую активность всех участников образовательного процесса ДОУ....
Презентация педагогического совета "Метод проектов – как средство развития и поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников"
Презентация, сопровождающая педагогический совет...
Метод проекта как средство развития познавательной инициативы и самостоятельности детей
Материал из опыта работы для выступления на методическом объдинении....
Метод проектов как средство развития временных представлений у детей седьмого года жизни
Презентация к защите ВКР Метод проектов как средство развития временных представлений у детей седьмого года жизни...
Метод проектов как средство развития навыков исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста в соответсвии с ФГОС
Средство развития навыков исследовательской деятельности...
Опыт работы «Метод проектов как средство развития познавательных способностей дошкольников»
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы...
«Метод проектов как средство развития мышления дошкольников»
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышл...