Слайд 2 | Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Собственно, поэтому данный уровень образования заслуживает особого внимания и правильной организации учебного процесса. Федеральный государственный стандарт образования является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы. Именно стандарт определяет содержание всего образовательного процесса: чему и как учить детей, каких необходимо достичь результатов и в какие сроки . |
| В настоящее время одним из главных направлений является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование метода проектной деятельности, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности. Развитие познавательного интереса и самостоятельной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются познавательные интересы. |
Слайд3 | Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. |
| Цель: Становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности. Задачи: 1.Обеспечение психологического благополучия и развития детей 2. Воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность; 3.Развивать творческую активность познавательных процессов; 4. Учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства. |
Слайд 4 | В деятельности ДОУ используются следующие типы проектов: 1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей; 2. ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); 3.информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.); 4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).
|
| Проектная и исследовательская деятельность в детском саду неразрывны между собой. Исследование | Проект | 1.Исследоване — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности; 2.Не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели, прототипа; 3.Является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности; 4.Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. | 1.Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. 2.Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. 3.Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. |
|
Слайд 5 | Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как: - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника; - способ взаимодействия с окружающей средой; - поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. |
| Зачем нужны проекты Они способствуют: - развитию познавательных умений и навыков;
- умению ориентироваться в информационном пространстве,
- умению самостоятельно конструировать свои знания;
- умению интегрировать знания из различных областей наук;
- умению критично мыслить;
- Умению наблюдать, слушать, развивать воображение.
|
Слайд6 | Проекты классифицируются: 1. по составу участников; 2. по целевой установке; 3. по тематике; 4. по срокам реализации. |
Слайд 7 | проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы: |
| - выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); - выработка гипотез; - поиск и предложение возможных вариантов решения; - сбор материала; -обобщение полученных данных; -подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т. п.) |
Слайд 8 | Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
|
| Методы и приемы для развития познавательной, исследовательской активности у детей: Игровой, наглядный, словесный, практический,исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели,презентации |
Слайд 9 | Для этого необходимо создать оптимальные условия для экспериментально-исследовательской работы с детьми: 1. В группе созданы комфортные и методически грамотные условия для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей. 2. Также создание уголки, зоны для экспериментирования, где дети могут повторить проделанные вместе с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время. 3. Используется уголок природы и огород на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями. 4. Привлекали родителей к исследовательским детским проектам. Проводили консультации по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях. |
Слайд 10 | Хочу вам представить некоторые проекты,которые были использованы в моей работе: 1.”Мой город – мне очень дорог.” Основная цель – привитие патриотизма к малой Родине. В рамках проекта дети знакомились достопримечательностями города, составляли рассказы “Моя прогулка”и “Каким я хочу видеть свой город”
|
Слайд 11-12 | - В рамках проекта дети познакомились гербом города Холмска, с достопримечательностями города, также были организованы экскурсии по городу,составляли рассказы «Моя воскресная прогулка», «Каким я хочу видеть свой микрорайон», сочиняли стихи загадки о родном городе. Дети рассматривали и читали книги.
Таким образом у детей расширился кругозоро своей малой Родине и её достопримечательностях |
Слайд 13
Слайд 14-15 | Следующий проект на тему «Первые шаги в математику” Цель: Создать условия для формирования у дошкольников математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей посредством дидактических игр. В результате включения дидактических игр не только в непосредственно-образовательную деятельность, но и в другие режимные моменты, а также в самостоятельную деятельность воспитанников, дети стали более активны на занятиях, у них стала улучшаться память, мышление, умение рассуждать, думать, умение взаимодействовать с педагогом и другими детьми, проявлять инициативу. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему. |
Слайд16
Слайд 17 | “Воздух-невидимка” Цель: Раскрыть перед детьми понятие “воздух’’, его свойства(прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений). В результате проведенной совместно с детьми деятельности по проекту достигнуты результаты: - У детей вызвался устойчивый интерес к неживой природе и они научились делать выводы на основе опытов.
- Опровергнуты две гипотезы: “Воздух невидим потому, что его нет” и “Мы не можем поиграть с воздухом, потому что он не предмет” ;
Дети уяснилии закрепили для себя, что все пространство вокруг заполенно воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь. “Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым” |
| Т.о. ясчитаю , что проектно- исследовательская деятельность является актуальной, интересной и своевременной, потому, что знакомя детей с новыми понятиями, историческими фактами, педагог способствует расширению кругозора детей, формированию активного словаря, а значит развивает речевые умения и навыки личности, повышает уровень познавательных способностей, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к материальным и духовно-нравственным ценностям нашего мира.
|