Конспект занятия "История ложки"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: формирование представлений детей о кухонной утвари – ложке, истории возникновения и использования ложки.
Задачи:
- познакомить детей с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием;
- упражнять в ведении диалога;
- активизировать речь новыми словами;
- развивать интерес к ремеслам предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2015_konsp.zan_._istoriya_lozhki.docx | 813.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «История ложки»
Цель: формирование представлений детей о кухонной утвари – ложке, истории возникновения и использования ложки.
Задачи:
- познакомить детей с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием;
- упражнять в ведении диалога;
- активизировать речь новыми словами;
- развивать интерес к ремеслам предков.
Оборудование и материалы: металлическая и алюминиевая ложка, расписная ложка, иллюстрации разных видов ложек, для игры «Картошка» - столовые ложки, клубни картофеля, корзинка.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Ремесла наших предков», рассматривание разных видов ложек (иллюстраций, игра на ложках).
Ход занятия:
Воспитатель вносит сундучок в группу и загадочно говорит.
Воспитатель: Чтобы догадаться, о чем будет наш сегодня с вами разговор, нужно постараться отгадать загадку из чудесного сундучка:
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Воспитатель: Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, когда люди стали есть жидкую пищу ложкой, как появилась эта незаменимая помощница? (Ответы детей)
Воспитатель: Когда-то одному человеку в древности пришла в голову мысль, что намного удобнее зачерпывать пищу из горшка, чем пить через край, доставать руками остатки еды на дне (слайд №1).
Самая первая ложка была вытесана из камня, была она очень тяжелая и неровная (слайд №2).
Затем человек придумал смастерить ложку из кости животного, она была удобнее, легче, более гладкая, чем предшественница. И во время еды ложка из кости не обжигала губы, как каменная ложка (слайд №3).
Воспитатель: Ребятки, а какие ложки вам известны? (Металлические, серебряные, деревянные)
Воспитатель: Прошло еще много лет, и человек сделал деревянную ложку, он решил, что она будет удобнее. Липа оказалась самым подходящим деревом для изготовления ложки (слайд №4). Ложка получилась на славу – красивая, легкая, и что важно не нагревалась от горячей пищи. Русские простые люди с давних пор ели кашу и щи деревянными ложками (демонстрация деревянной ложки).
Знатные, богатые люди на Руси – бояре и князья за стол садились с серебряными ложками, эти ложки были очень дорогими, очень долго служили, а у деревянной ложки стачивались быстро края, потому что ими задевали о дно посуды.
(Рассматривание старой деревянной ложки, сточенной по краям, и серебряной. Дети сравнивают эти ложки.)
Воспитатель: Кушали люди так: ставили на стол одну на всех миску или чугун с кашей, щами (слайд №5). Тарелок не было, а если глиняные у кого-то и были, то их ставили только на праздники, стоили они очень дорого! Каждому давали кусок хлеба и ложку. Самый первый опускал ложку в чугун дед, а если кто-то осмеливался деда опередить, то тому ложкой по лбу, а то могли и из-за стола выгнать, голодным оставить! Отсюда пошла и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!» Кто сколько ложек успеет съесть, тот тем и сыт будет. А если в щах – мясо, то его можно брать, только спросив разрешения.
Воспитатель: У людей на Руси ложка всегда была при них, ее носили за поясом или в особых футлярах. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет (слайд №6).
А делали ложки на Руси с выдумкой. Они были вырезные, расписные, каждый край отличался своей задумкой ложки, не похожей на другие.
Вятские ложки отличались тем, что черпачок был удлиненный и плоский, в виде яйца, ручка загнута вниз с резьбой (слайд №7).
Круглые хохломские ложки расписывали черными, красными, золотистыми диковинными цветами, веточками и ягодами. Какие же получались яркие ложки, невозможно глаз отвести! (слайд №8)
Воспитатель: Позже появились более практичные алюминиевые ложки (демонстрация ложки). Эти ложки гнулись и ломались, темнели от горячего.
Современные люди придумали делать ложки из нержавейки – металла прочного и блестящего (слайд №9).
Но деревянные ложки можно и сейчас увидеть в домах, они украшают дом, а некоторые хозяйки до сих пор даже их используют. Это ложки с дыркой посередине – для компота, черпак – для ухи, муки... (демонстрация ложек)
- Скажите, ребятки, а еще деревянную ложку для чего можно использовать? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, еще деревянные ложки можно использовать как музыкальный инструмент. В России музыканты – ложечники, постукивая ложками друг о друга, выстукивают мелодию плясовую и задорную.
(Дети пробуют играть на ложках.)
Воспитатель: Поскорей возьмите ложку,
Соберите всю картошку!
Игра «Картошка»
Участвуют 5 – 7 детей. Из корзины на пол высыпается картофель. С помощью столовой ложки дети должны с пола собрать всю картошку, не помогая рукой. Победитель тот, кто больше всех соберет клубней.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше путешествие, мы узнали, когда и откуда пришла наша незаменимая помощница-ложка!
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД "Ложка-матрёшка" (1 мл.гр)
Конспект непосредственно образовательной деятельности (ООД) "Ложка- матрёшка" для детей 1 младшей группы. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Музыкаль...
занятие "Ложка, ложка отзовись"
Занятие в подготовительной группе по ФГОС с использованием ИКТ....
Конспект НОД «Ложки точеные – ручки золоченые». Средняя группа.
Формировать у детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре. Содействие речевому развитию детей в интегрированной познавательно – практической деятельности. Развитие эстетическ...
Конспект ООД "Ложки. Свойства металла и дерева"
Конспект ООД "Ложки. Свойства металла и дерева"...
Конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»)
Цель: Познакомить детей с орнаментом хохломской росписи. Задачи: 1. формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. 2. обогащать словарь детей (хохломская роспись, завитки, т...
Конспект НОД "Ложки с ярмарки"
Открытый показ интегрированной образовательной деятельности...