Конспект занятия "История ложки"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: формирование представлений детей о кухонной утвари – ложке, истории возникновения и использования ложки.

Задачи:

- познакомить детей с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием;

- упражнять в ведении диалога;

- активизировать речь новыми словами;

- развивать интерес к ремеслам предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2015_konsp.zan_._istoriya_lozhki.docx813.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «История ложки»

Цель: формирование представлений детей о кухонной утвари – ложке, истории возникновения и использования ложки.

Задачи: 

- познакомить детей с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием;

- упражнять в ведении диалога;

- активизировать речь новыми словами;

- развивать интерес к ремеслам предков.

Оборудование и материалы: металлическая и алюминиевая ложка, расписная ложка, иллюстрации разных видов ложек, для игры «Картошка» - столовые ложки, клубни картофеля, корзинка.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Ремесла наших предков», рассматривание разных видов ложек (иллюстраций, игра на ложках).

Ход занятия:

Воспитатель вносит сундучок в группу и загадочно говорит.

Воспитатель: Чтобы догадаться, о чем будет наш сегодня с вами разговор, нужно постараться отгадать загадку из чудесного сундучка:
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

Воспитатель: Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, когда люди стали есть жидкую пищу ложкой, как появилась эта незаменимая помощница? (Ответы детей)

Воспитатель: Когда-то одному человеку в древности пришла в голову мысль, что намного удобнее зачерпывать пищу из горшка, чем пить через край, доставать руками остатки еды на дне (слайд №1).

Самая первая ложка была вытесана из камня, была она очень тяжелая и неровная (слайд №2).

Затем человек придумал смастерить ложку из кости животного, она была удобнее, легче, более гладкая, чем предшественница. И во время еды ложка из кости не обжигала губы, как каменная ложка (слайд №3).

Воспитатель: Ребятки, а какие ложки вам известны? (Металлические, серебряные, деревянные)

Воспитатель: Прошло еще много лет, и человек сделал деревянную ложку, он решил, что она будет удобнее. Липа оказалась самым подходящим деревом для изготовления ложки (слайд №4). Ложка получилась на славу – красивая, легкая, и что важно не нагревалась от горячей пищи. Русские простые люди с давних пор ели кашу и щи деревянными ложками (демонстрация деревянной ложки).
Знатные, богатые люди на Руси – бояре и князья за стол садились с серебряными ложками, эти ложки были очень дорогими, очень долго служили, а у деревянной ложки стачивались быстро края, потому что ими задевали о дно посуды.

 (Рассматривание старой деревянной ложки, сточенной по краям, и серебряной. Дети сравнивают эти ложки.)

Воспитатель: Кушали люди так: ставили на стол одну на всех миску или чугун с кашей, щами (слайд №5). Тарелок не было, а если глиняные у кого-то и были, то их ставили только на праздники, стоили они очень дорого! Каждому давали кусок хлеба и ложку. Самый первый опускал ложку в чугун дед, а если кто-то осмеливался деда опередить, то тому ложкой по лбу, а то могли и из-за стола выгнать, голодным оставить! Отсюда пошла и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!» Кто сколько ложек успеет съесть, тот тем и сыт будет. А если в щах – мясо, то его можно брать, только спросив разрешения.

Воспитатель: У людей на Руси ложка всегда была при них, ее носили за поясом или в особых футлярах. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет (слайд №6).

А делали ложки на Руси с выдумкой. Они были вырезные, расписные, каждый край отличался своей задумкой ложки, не похожей на другие.
Вятские ложки отличались тем, что черпачок был удлиненный и плоский, в виде яйца, ручка загнута вниз с резьбой
(слайд №7).
Круглые хохломские ложки расписывали черными, красными, золотистыми диковинными цветами, веточками и ягодами. Какие же получались яркие ложки, невозможно глаз отвести!
(слайд №8)

Воспитатель: Позже появились более практичные алюминиевые ложки (демонстрация ложки). Эти ложки гнулись и ломались, темнели от горячего.

Современные люди придумали делать ложки из нержавейки – металла прочного и блестящего (слайд №9).

Но деревянные ложки можно и сейчас увидеть в домах, они украшают дом, а некоторые хозяйки до сих пор даже их используют. Это ложки с дыркой посередине – для компота, черпак – для ухи, муки... (демонстрация ложек)
- Скажите, ребятки, а еще деревянную ложку для чего можно использовать?
(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, еще деревянные ложки можно использовать как музыкальный инструмент. В России музыканты – ложечники, постукивая ложками друг о друга, выстукивают мелодию плясовую и задорную.

 (Дети пробуют играть на ложках.)

Воспитатель: Поскорей возьмите ложку,
Соберите всю картошку!

Игра «Картошка»

Участвуют 5 – 7 детей. Из корзины на пол высыпается картофель. С помощью столовой ложки дети должны с пола собрать всю картошку, не помогая рукой. Победитель тот, кто больше всех соберет клубней.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше путешествие, мы узнали, когда и откуда пришла наша незаменимая помощница-ложка!

Слайд №1

C:\Users\user\Desktop\b5fe51247aa8cb960acb48ff994.jpg

Слайд №2

C:\Users\user\Desktop\095fe7765e6fc0b4bb46e323812a6084_RSZ_690.jpg

Слайд №3

C:\Users\user\Desktop\3596.gif

Слайд №4

C:\Users\user\Desktop\16736_700x430.jpg

Слайд №5

C:\Users\user\Desktop\8703a7540e72656a07dd1ceb9e8cf0b5_i-432.jpg

Слайд №6

C:\Users\user\Desktop\w_103867_2.jpg

Слайд №7

C:\Users\user\Desktop\w_6443_3.jpg

Слайд №8

C:\Users\user\Desktop\f5b8a909c02f8793047c5198bbdea79c.jpg

Слайд №9

C:\Users\user\Desktop\lozhki-kofeynye-raznye_0_1396683327-photo.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД "Ложка-матрёшка" (1 мл.гр)

Конспект непосредственно образовательной деятельности (ООД) "Ложка- матрёшка" для детей  1 младшей группы. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Музыкаль...

занятие "Ложка, ложка отзовись"

Занятие  в подготовительной группе по ФГОС с использованием ИКТ....

Конспект НОД «Ложки точеные – ручки золоченые». Средняя группа.

Формировать у детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре. Содействие речевому развитию детей в интегрированной познавательно – практической деятельности. Развитие эстетическ...

Конспект ООД "Ложки. Свойства металла и дерева"

Конспект ООД "Ложки. Свойства металла и дерева"...

Конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»)

Цель: Познакомить детей с орнаментом хохломской росписи. Задачи: 1. формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. 2. обогащать словарь детей (хохломская роспись, завитки, т...

Конспект НОД "Ложки с ярмарки"

Открытый показ интегрированной образовательной деятельности...