Проектно-исследовательская деятельность в средней группе по теме: «Знакомство со свойствами песка»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Марару Татьяна Васильевна

Проектно-исследовательская деятельность в средней группе

по теме:  «Знакомство со свойствами песка»

 

- Цели: Познакомить детей со свойствами песка

- Задачи по образовательным областям:

Ø Познавательное развитие:   развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности; развивать к ней  интерес.

Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Ø Социально-коммуникативное развитие:  формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми. Учить сотрудничать, воспитывать бережное отношение к результатам труда своего и товарищей.

Ø Речевое развитие:  Совершенствовать диалогическую речь детей :

Учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их, высказывать свое мнение.

Обогащать словарный запас детей словами: песчинка,  сыпучий, конус, плотный,  рыхлый, своды, тоннели, песочные часы,   лупа, карьер, намывной.

Ø Художественно-эстетическое развитие:  Воспитывать умение работать коллективно, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом.

Ø Физическое развитие:  Сохранение и укрепление здоровья детей, предупреждение утомления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_peska.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность в средней группе

по теме:  «Знакомство со свойствами песка»

- Цели: Познакомить детей со свойствами песка

- Задачи по образовательным областям:

  • Познавательное развитие:   развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности; развивать к ней  интерес.

Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

  • Социально-коммуникативное развитие:  формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми. Учить сотрудничать, воспитывать бережное отношение к результатам труда своего и товарищей.
  • Речевое развитие:  Совершенствовать диалогическую речь детей :

Учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их, высказывать свое мнение.

Обогащать словарный запас детей словами: песчинка,  сыпучий, конус, плотный,  рыхлый, своды, тоннели, песочные часы,   лупа, карьер, намывной.

  • Художественно-эстетическое развитие:  Воспитывать умение работать коллективно, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом.
  • Физическое развитие:  Сохранение и укрепление здоровья детей, предупреждение утомления

- Участники проекта – дети средней группы, воспитатель, родители.

- Актуальность проекта:  Приближается лето. У детей появится возможность  использовать в игровой деятельности полученные знания о свойствах песка; дети  смогут  повторить знакомые эксперименты с песком, а также придумать новые. Все это  будет способствовать развитию наблюдательности, фантазии, творчества, интереса к исследовательской деятельности.

- План реализации проекта:

 1. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг  по теме проекта, беседа с использованием интернетресурсов;

    Работа с родителями в плане помощи в обеспечении разными образцами песка;

2. Исследовательская деятельность детей, формулирование выводов после проведения опытов;

3.Игровая продуктивная  деятельность;

-  Ожидаемый результат:  дети познакомятся со свойствами  песка и используют полученные знания на практике;

-  Продукты проекта:  детские постройки из песка.

 Организация коллекции песка из разных стран в группе;

-  Оборудование: индивидуальные пластиковые тарелки, минералы разной твёрдости, песок, вода, лупы,  образцы песка (морского, речного, карьерного), соломки, таз, весы, иллюстрации с изображением пустыни, карьеров, добычи песка и др., песочные часы, запись детской песни «Веселые шары», Шар Шарыч (шар, стилизованный под человека), коробочка с песком; обруч с лентами.

Ход занятия:

- Дети, сегодня у нас необычный гость – Шар Шарыч (воздушный шарик, стилизованный под человеческое лицо).

- Он летает по всему миру и, наверное, неспроста появился у нас. Посмотрим, что он нам принес? (дети достают коробочку). Попробуем угадать, что в ней находится? (дети встряхивают коробочку, слушают, нюхают, -- пробуют догадаться).

Загадка наводит детей на мысль о песке:

          «Петя замок строит ловко, Катя торт печет ведёрком.

           На проулке на часок всех детей собрал…»    (песок)

- Ребята, давайте «поздороваемся» с песком

(дети касаются песка каждым пальчиком, кулачками, ладошкой)

- Опустим руки в песок. Какой он?   (влажный, шершавый…)

- Что вы чувствуете: прохладу? тепло?

- Достанем руки из песка, повернём их ладошками вверх. Что сейчас вы чувствуете?

- Давайте «змейкой» проползём  руками по песку, походим  как «медвежата»  (кулачками),  попрыгаем  как «зайчата»,  побегаем как  «жучки-паучки».

- Ребята, мы каждый день  играем с песком, а вы задумывались, откуда он берётся?  А хотите узнать?  (ответы детей).

- Сегодня мы, как настоящие ученые, будем исследовать песок. А где ученые проводят свои исследования?

- В лаборатории. Шар Шарыч поможет нам там оказаться.

Дети произносят волшебные слова: «Ты, лети, лети, лети и меня с собой неси» и под музыку «Весёлые шары» оказываются в «лаборатории».

Прежде, чем приступить к исследованиям, дети  обговаривают правила безопасного поведения в «научной лаборатории»
(На столе в тарелочках лежат разные по твёрдости минералы)- Ребята, возьмите два камушка и потрите их друг о друга. Как вы думаете, что это сыплется?         (песок)

       

  Дети узнают, что ветер, вода разрушают камни, превращая их в песок.

- Давайте поближе познакомимся с песком и его свойствами. Песок бывает разный, в зависимости от того, где его добывают (речной, морской, карьерный).

  Дети узнают о речном песке и делают вывод, что его хорошо промывает вода, не оставляя примесей и поэтому, он белый.

Дети узнают, что такое «карьер»; что карьерный песок желтого цвета, т.к. в нём содержится  много посторонних примесей.

Исследование сухого песка

- Дети, возьмите песок в руки и попробуйте  сжать его в комочек

 - Что происходит с песком?                      (рассыпается)

А теперь пересыпьте песок из ладошки в ладошку, из тарелочки в тазик.  

- Что происходит с песком?                     (пересыпается)

- Попробуйте просыпать песок, сделав отверстие в кулаке.

- Что происходит с песком?                     (просыпается)    

попробуйте насыпать песок струйкой в одно место

- Что происходит с песком?      

(образуется конус. Его основание все время расширяется. В какой-то  момент начинается движение  песка)                   (песок  осыпается).

Дети дули на песок, наблюдая как песчинки двигаются, убегая  от ветерка.

- Давайте вспомним пустыню. Именно там песок может передвигаться и быть похожим на  что?  (волны моря).

Из всего проделанного, дети сделали  вывод:  сухой песок сыпуч

Чтобы понять причину «сыпучести» песка, дети рассматривают его через лупу. Они видят отдельные зёрнышки-песчинки, которые не прилипают друг к другу. Именно потому, что между песчинками нет связи, песок «лёгкий», песчинки двигаются, сдуваются. На этом принципе работают песочные часы.

Дети узнали, что между песчинками образуются пустоты. Их называют «сводами», «тоннелями». Благодаря им, насекомые, попав в песок, выбираются из него целыми и невредимыми.

Затем дети пропускали грязную воду через песок,  и она становилась чище

Вывод:   песок является хорошим природным фильтром

а что произойдет с песком, если его пролить водой? Как он изменился?

(стал мокрым, поменял цвет)
- А куда исчезла вода?        (
Вода впиталась в песок).

Вывод:   Именно благодаря способности песка впитывать воду, быстро      
                  исчезают лужи, образовавшиеся после дождя.

Далее дети проводят с мокрым песком  те же опыты, что и с сухим, делая              соответствующие выводы:

При помощи воды песчинки слипаются и плотно держатся друг за друга. Мокрый песок плотный, тяжелый, хорошо держит форму, на нём можно рисовать. Рисунок после высыхания сохраняет форму.

- Ребята, вы знаете,  где используют  песок?

- Ответы детей

-Возможные подсказки и дополнения к ответам:

Песок используется:

  • В строительстве (из цемента и песка делают  
    строительный раствор, при изготовлении бетона и  железобетона, кирпича…)
  •  для изготовления стекла
  •  в быту:  - зимой в гололёд посыпают дороги

                  - им оттирают копоть и грязь

                  - добавляют на грядки для рыхлости почвы

                  - для хранения овощей  ( овощи погружают в песок)

                  - для тушения огня

                  - при создании искусственных пляжей

                  - при укладывании тротуарной плитки

                    - при производстве фильтров, красок, шпатлёвок
                 - для игры,   и др.

Вооружившись знаниями, дети отправляются в обратный путь, чтобы  применить их на практике.

Итогом проекта явилось создание коллекции песка, привезенного  родителями и детьми после отдыха из разных стран .        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Знакомство с хорошими манерами»

Программное содержание:  познакомить детей с историей  этикета;  формировать навыки использования в речи вежливых слов ; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить фо...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка»

Как создать условия для развития познавательно-исследовательской  активности посредством ознакомления детей со свойствами песка....

Образовательная деятельность на тему: «Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы»

Цель: познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.Задачи:Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства.Закрепить умение детей группировать предметы по общим пр...

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе Тема: «Знакомство с правилами безопасного поведения на улицах города»

Занятие, на котором дети среднего возраста знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах...

Конспект НОД в средней группе Тема: «Знакомство с песком»

Конспект НОД в средней группеТема: «Знакомство с песком»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема «Знакомство с магнитом и его свойствами»

Знакомство  с магнитом и его свойствами с использованием современной образовательной технологии: исследовательская деятельность....