Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Знакомство с хорошими манерами»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Видяшкина Виктория Сергеевна

Программное содержание:  познакомить детей с историей  этикета;  формировать навыки использования в речи вежливых слов ; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать свое мнение;  развивать память, внимание, мышление, общение; воспитывать у детей навыки вежливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khoroshie_manery.docx237.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  в средней группе

Тема: «Знакомство с хорошими манерами»

Воспитатель: Видяшкина В.С.

Программное содержание:  познакомить детей с историей  этикета;  формировать навыки использования в речи вежливых слов ; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать свое мнение;  развивать память, внимание, мышление, общение; воспитывать у детей навыки вежливости.

Словарная работа:  этикет. Здравствуйте!  Добрый день!  Рыцарь, сударыня, господин, государь и т.д.

Предварительная работа : чтение  книги «  Уроки кота Этикета», беседы по речевому этикету,  рассматривание иллюстраций  « История костюма»

Материалы:  мини-музей:  шляпа мушкетера,  веер, подсвечник со свечами, шпага, перчатки, кружевные платочки,  иллюстрации  История костюма»,  куклы Барби,  персонажи кукольного театра, конверт с кружочками, волшебная палочка.

Ход:  

Воспитатель:

 Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в музей «хороших манер».  Я расскажу вам об истории этикета, познакомлю вас с хорошими манерами  прекрасных принцесс и   храбрых принцев.

Дети проходят к мини-музею, рассматривают предметы.

Воспитатель:

Как только люди стали жить вместе, появилась потребность в правилах мирного сосуществования  В средние века рыцарь, входя в дом, поднимал забрало; мушкетер снимал свою шляпу, показывая тем самым, что пришел с мирными намерениями. И сейчас наши мальчики, мужчины входя в помещение, обязательно  снимают головной убор. По правилам старинного этикета спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идти впереди. Как вы думаете, почему?

В далеком прошлом у принцесс, придворных дам были  длинные платья со шлейфом. Чтобы не наступить на этот шлейф и не опрокинуть на него свечу, кавалер спускался по лестнице впереди своей спутницы, освещая ей дорогу.

В средние века рыцарь для защиты от нападения носил шпагу. Чтобы не задеть шпагой спутницу, он шел слева от нее, готовый в любой момент выхватить оружие. Поэтому  наши мальчики, мужчины всегда идут слева от своих спутниц. А еще прекрасные дамы пользовались веерами и красивыми кружевными платочками. Они умели вести беседу и обращались к друг другу, и к своим кавалерам: «Милостивый государь», «Ваше величество», «Сударыня, госпожа» и т.д. а какие были у них наряды и прически. Прекрасная дама никогда не приходила на бал неопрятно одетая, неумытая и непричесанная. Давайте пройдем в  зрительный зал и посмотрим отрывок из фильма « 3 орешка для Золушки».

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель  (после просмотра):

 Мы посетили музей и посмотрели отрывок из фильма.  Я думаю, что вам было интересно. А теперь, ребята, помогите мне закончить предложение:

- Настоящий рыцарь – это… (храбрый, вежливый,  помощник, защитник…)

- Прекрасная дама - это  … (красиво причесанная, опрятная,  знает вежливые слова …) Молодцы, вы отлично справились с заданием. Я предлагаю нашим мальчикам, как настоящим кавалерам проводить девочек  на свои места.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

   Ребята,   в основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы люди чувствовали себя хорошо вместе. Этикет – не что иное, как умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никакими из своих действий не оскорбить, кого бы то ни было.

Посмотрите, что произошло на улице нашего города.

Кукольный театр   «Петушок и птичка»

Воспитатель:

Жила-была девочка. У нее было много друзей. Но больше всех она дружила с петушком и птичкой. Вот как-то раз вышла девочка во двор и видит: что-то произошло. Петушок и птичка не играют, как обычно, а сидят сердитые, надутые.

Девочка: Что случилось? Отчего,  вы такие сердитые? Конечно, поссорились! Надо помириться!

Птичка: Я с этим петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он не ответил!

Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.

Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй!»

Петушок: Ну и что!  У меня еще вчерашнее не кончилось!

Воспитатель  (прерывает показ сценки):

 Ребята, а что означает слово «здравствуй!»?

Ответы детей: Слово «здравствуй» - слово приветствия

-  нужно радоваться встрече с человеком

-  нужно улыбаться, когда здороваешься

Воспитатель:

 Все верно, ребята. Но я предлагаю посмотреть дальше

Продолжение сценки.

Девочка: Да ты что, петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?

Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она болела.

Девочка: А что, ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей

Петушок: А ты тоже не очень вежлива.

Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?

Девочка: А как ты зовешь петушка?

Птичка: Никак. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Девочка: Значит, вы оба хороши. Надо друг друга уважать.

Петушок: Прости меня, птичка! Я буду всегда здороваться.

Птичка: И ты прости меня,  петушок. Я буду всегда вежливой.

Птичка неожиданно роняет конверт с заданиями и улетает.

Воспитатель:

Вот  так хорошо закончилась эта история.  Но что это? Какой красивый конверт! Откуда он взялся?

Ответы детей.

Воспитатель:

  Давайте посмотрим,  что же там внутри.  Ребята, птичка приготовила вам задание.

(раздает атрибуты для игры: флажки (кружочки)

 Игра “Хорошо – плохо”

Детям предлагается оценить поступки своих друзей с двух позиций: хорошо это или плохо?

Если поступок хороший, то дети поднимают красный флажок; если плохой,  то синий флажок

Примерный перечень детских поступков для игры:

Плохие// Хорошие

      чесаться, ковырять в зубах, плевать, причесывать волосы, чистить ногти  на людях

 Здороваться при встрече, используя слова приветствия

      жевать с открытым ртом, чавкать или причмокивать губами;

 За столом сидеть ровно, правильно пользоваться столовыми приборами

      садиться за стол неумытым, непричесанным, неаккуратно одетым;

 Следить за своим внешним видом

      вести себя шумно и вызывающе в общественных местах;

 Уступать место пожилым людям в общественном транспорте

      говорить слишком громко, непрерывно болтать

 Уметь слушать других людей, не прерывать собеседника.

  Игровое упражнение “Ласковое слово”

-Ребята, а вы умеете быть добрыми, вежливыми и внимательными?

Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”.

“Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу подарю.

(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).

Воспитатель:

-Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным и солнечным!  Сегодня мы с вами  говорили о вежливости, о вежливых словах. Но быть вежливыми, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Запомните это на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности. (средняя группа) Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса, волк и медведь».

Цели: знакомить с русскими народными сказками; учить оценивать поступки героев, петь выразительно, отвечать на вопросы; развивать речь....

Совместная образовательная деятельность средняя группа Тема: «Символ года – Петух»

Цель: декорирование коктейльными трубочками по принципу мозаики символа 2017-го года Петуха, выполненного в технике пластилинография. Задачи:Обучающие:1. Расширить знания детей о традициях праздн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Средняя группа Тема: «Мыло - волшебник».

Формирование основ культуры здоровья дошкольников посредством расширения их представлений о мыле в  процессе экспериментальной и исследовательской деятельности. Воспитание осознанного отношения к...