Исследовательско - творческий проект: «Волшебная водичка» в условиях реализации ФГОС ДО
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Тема: «Совместная познавательно-исследовательская деятельность воспитателя и детей по изучению свойств воды».
Согласно ФГОС, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях; объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и т.д.), малой родине и Отечестве, представлений культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран народов мира.
Развитие восприятия, внимания, памяти , наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерное, существенные признаки предметов и явления окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.
Мы сейчас живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
В своей работе я стараюсь занимать позицию старшего друга, помогаю в проведении опыта, даю совет, вместе с детьми осуществляю экспериментальные действия, если это необходимо. При ознакомлении с новым материалом, стараюсь удивить детей, ведь это самое сильное и стойкое эмоциональное чувство. То, что удивило – то запомнилось. Удивление – первоначальный источник познавательного процесса.
Исследовательское обучение наиболее полно находит выражение в опытно – экспериментальной деятельности, которая, наряду с игрой, является ведущей на протяжении всего периода дошкольного детства.
Экспериментирование вызывает не только огромный интерес у детей. Действуя, непосредственно с объектом исследования, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, связи и отношения.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и чувствует сам.
Поэтому я стараюсь на занятиях, на прогулке ( наблюдения, опыты с водой и песком, со снегом и льдом), в режимных моментах использовать элементы экспериментирования. Часто задаю вопрс: «А как вы думаете?».
Предлагаю вашему вниманию примеры моей работы с детьми. Опыты, связанные с исследованием воды. Ниже представлены выводы, которые дети, в ходе эксперимента, смогли понять и осознать.
Каждый опыт, основан на самостоятельном изучении такого вещества, как вода. Дети должны понять и изучить ее свойства и сами ответить на свои вопросы. Хорошим итогом работы можно назвать правильно сформированное представление об изменениях того или иного вещества.
Программные задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: безвкусная, бесцветная, прозрачная.
Методы и приемы:
1. Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки», сюрпризные моменты.
2. Наглядный: символы
3. Практический: опыты.
4. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Предполагаемые цели:
Образовательные:
· формирование представлений детей о природном объекте - воде;
· формирование познавательного интереса;
· обогащение словарного запаса;
· формирование некоторых обследовательских действий.
Воспитательные:
· воспитание бережного отношения к воде;
· перенесение результатов работы в группе в домашние условия.
Предварительная работа.
1. Определение темы, цели, задач занятия.
2. Определение времени в режиме для реализации занятия.
3. Предварительное окрашивание воды в сосудах разными цветами.
4. Чтение потешек, сказок познавательного характера о воде.
5. Проведение опытов .
6. Проведение опыта по окрашиванию воды в разные цвета.
7. Беседы на темы: «Где можно встретить воду ?» ; «Кому и чему нужна вода ? », «Для чего нужна вода ?», «Кто живёт в воде ?».
8. Подготовка необходимого оборудования.
9. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы согласно ФГОСу.
Методы и приемы:
· Сюрпризный момент ( появление Капельки)
· Словесный (беседа о воде)
· Наглядный (глобус)
· Практический (опыты, эксперименты)
Сотрудничество с семьёй:
· Ознакомить родителей с необходимостью экспериментирования в раннем возрасте.
Экспериментальная деятельность:
· Определение свойств воды путем проведения различных опытов с водой.
· Вода прозрачная, бесцветная, безвкусная, принимает ту форму, в которую ее помещают, может быть в трех состояниях: жидком, твердом, парообразном.
Опыт №1
-Возьмите стаканчики с водой и капните на дощечку. Что происходит с водой?
Ответ детей: «Она растекается».
-Возьмите пустые стаканчики и зачерпните воду из миски, а теперь вылейте.
-Вылилась ли вода из стаканчика?
Ответ детей: «Да».
-Значит, вода что делает?
Ответ детей: «Льётся».
-Вода льётся, течёт-значит она какая?
Дети: «Жидкая».
Фото
Опыт №2
-Возьмите стаканчики с водой, посмотрите и скажите, есть ли у воды цвет?
Дети: «Нет».
-А может ли вода стать цветной?
Ответы детей.
- Она может быть разных цветов, для этого нужно добавить акварель или гуашь.
Дети добавляют.
-Какого цвета вода стала у вас в стаканчиках?
Ответы детей.
фото
Опыт №3
-Возьмите стаканчики с водой и понюхайте воду. Вода пахнет?
Дети: «Нет».
-А что сделать, чтобы появился запах?
Ответы детей.
-Можно добавить лимон, кофе, травы.
-Чем сейчас пахнет вода?
Ответы детей.
Фото
Опыт №4
-Возьмите стаканчики с водой и попробуйте её на вкус? Какая вода по вкусу?
Ответы детей. Ввести в словарь детей понятие «безвкусная».
-Добавьте в воду соль, сахар, лимонную кислоту. Какая по вкусу стала вода?
Ответы детей.
фото
Выводы:
1.Вода-это жидкость, которая льётся, течёт.
2.Вода не имеет цвета.
3.Вода не имеет запаха.
4.Она бесцветная.
5.Она может растворять соль, сахар.
Результат: У детей формируется представление о свойствах и формах воды, появляется интерес к исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_vodichka_-_kopiya.pptx | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Образовательные: формирование представлений детей о природном объекте - воде; формирование познавательного интереса; обогащение словарного запаса; формирование некоторых обследовательских действий. Воспитательные: воспитание бережного отношения к воде; перенесение результатов работы в группе в домашние условия . Задачи : 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах) , уточнить значение воды для всего живого на земле. 2. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: безвкусная, бесцветная, прозрачная . Краткое описание: Определение свойств воды путем проведения различных опытов с водой. Вода прозрачная, бесцветная, безвкусная , может быть в трех состояниях: жидком, твердом, парообразном.
Опыт №1
Опыт №2
Опыт №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности развития творческого мышления у дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интер...
Методическая разработка системы работы с педагогами ДОО на тему «Организация работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС» в форме технологической ситуации.
Технологическая карта с описанием системы работы с педагогами по организации развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников....
Индивидуальный план профессионального уровня по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе со...
Использование принципа вариативности исследовательской деятельности в рамках НОД в условиях реализации ФГОС
Исследовательская деятельность, как основа освоения программы....
Исследовательско -творческий проект «Волшебная вода»
Сформировать знания детей означении воды в жизни человека...
система работы с педагогами ДОО на тему «Организация работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка...
План самообразование 2021г. на тему: «Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
План самообразование 2021г. на тему: «Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...