Возможности развития творческого мышления у дошкольников в условиях реализации ФГОС.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Волкова Анна Александровна

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Реализовать выше перечисленные проблемы возможно с помощью КУРСА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЕНИЯ, автором которого является Ю.Б. Гатанов. Основу Курса составляют задания, разработанные в соответствии с особенностями нашей культуры, с учетом замечаний психологов и учителей, проводивших занятия. Основную цель развивающего Курса лучше всего можно объяснить через противопоставление творческого дивергентного и традиционного конвергентного мышления. В учебные занятия включены специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей и тем самым учащихся и учителей обеспечиваются необходимым теоретически систематизированным и практически эффективным материалом.

Многие упражнения и задания хотя достаточно известны, но ценность состоит в системном подходе: в эффективности развития не только отдельных творческих способностей, но и креативного мышления как целостной психической структуры. Упражнения и задания позволяют детям творчески использовать собственный жизненный опыт.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности развития творческого мышления у дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Реализовать выше перечисленные проблемы возможно с помощью КУРСА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЕНИЯ, автором которого является Ю.Б. Гатанов. Основу Курса составляют задания, разработанные в соответствии с особенностями нашей культуры, с учетом замечаний психологов и учителей, проводивших занятия. Основную цель развивающего Курса лучше всего можно объяснить через противопоставление творческого дивергентного и традиционного конвергентного мышления. В учебные занятия включены специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей и тем самым учащихся и учителей обеспечиваются необходимым теоретически систематизированным и практически эффективным материалом.

Многие упражнения и задания хотя достаточно известны, но ценность состоит в системном подходе: в эффективности развития не только отдельных творческих способностей, но и креативного мышления как целостной психической структуры. Упражнения и задания позволяют детям творчески использовать собственный жизненный опыт.

Ниже предлагается несколько занятий по данной программе

Тема: Давайте представим, что….

Цель: развитие способности к перевоплощению; развитие воображения; формирование навыков творческого сочинения.

1. Психологический настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать... (15 секунд.)

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную корзинку... (Когда у всех детей "звезды будут лежать в корзинках", можно продолжить дальше.)

Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает тебе о другой твоей мечте... (10 секунд.)

Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзинку к первой звезде... (дети срывают несколько звёзд). А теперь медленно откройте глаза, улыбнитесь друг другу и с этой улыбкой мы и начнём наше занятие

2. Проблемная ситуация.

2.1. Ребята, скажите, кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там видели? (Ответы детей) Как вы думаете, что чувствуют животные, сидя в клетках, когда люди рассматривают их? (Ответы детей). А теперь давайте пофантазируем, что могли бы сказать животные, если бы умели говорить. (Ответы детей).

2.2. Инсценировка.

Давайте разыграем сценку. Один из вас будет играть роль животного, а другой- роль посетителя зоопарка. Интересно, какой диалог мог бы между ними состояться? (Разыгрывание 1-3 сценок).

2.3. Отождествление с неодушевлёнными предметами.

А теперь давайте представим себе, что вы превратились в волосок на голове. Расскажите, что вы чувствуете? (Ответы детей). Что бы вы сказали, если бы были мизинцем на руке? (Ответы детей), книгой на полке? (Ответы детей).

3. Индивидуальная работа.

Закройте глаза, представите себе, что вы стали чистой магнитофонной кассетой, напишите, что вы чувствовали бы и о чём бы думали?

После выполнения задания дети по желанию читают свои работы.

4. Подведение итогов.

Вам понравилась сегодняшняя работа?

Как вы думаете, всегда ли мы бережно относимся к вещам, которые нас окружают? Что необходимо сделать, чтобы вещи говорили нам “Спасибо!”?

Сегодня, когда вы придёте домой, внимательно посмотрите и подумайте, что думают и чувствуют стол, за которым вы делаете уроки и ручка, который пишете. На следующем занятии мы послушаем ваши рассказы.

Тема: Как поднять другому настроение

Цель: развитие беглости; развитие способности придумывать способы улучшения настроения у окружающих.

1. Психологический настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Я хочу предложить вам упражнение, которое поможет вам почувствовать себя бодрее. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза поглубже… Теперь представьте себе, что ты лежишь на зелёном лугу, и над тобой по прозрачно- голубому небу проплывают пушистые облака. (1-2 минуты). А теперь представь себе, что ты бежишь по белому пляжному песку к тёплой голубой воде…. (1-2 минуты). Гладишь мягкий шелковистый мех маленького котёнка (1-2 минуты)

А теперь медленно откройте глаза, улыбнитесь друг другу и с этой улыбкой мы и начнём наше занятие

2. Проблемная ситуация.

Ребята, скажите, всегда ли у вас бывает хорошее настроение? (Ответы детей). Бывает ли так, что вам становится грустно? (Ответы детей). Подумайте, что можно сделать для того, чтобы настроение стало снова стало хорошим? (Ответы детей).

Все идеи ребят кратко записываются на доске

3. Групповая работа

иногда бывает так, что у ваших друзей плохое настроение. Подумайте в группе и предложите как можно больше способов улучшения настроения.

(По окончанию работы каждая группа зачитывает свой список).

  • Какие способы вам больше всего понравились?
  • Чтобы вы сами применили бы на практике?
  • Чтобы вы ещё добавили?

4. Индивидуальная работа.

Возьмите листочек. Придумайте и напишите как можно больше способов улучшения настроения у мамы. Как делать так, чтобы мамино лицо осветилось счастливой улыбкой?

После выполнения задания желающие делятся своими идеями с одноклассниками.

5. Подведение итогов.

Вам понравилась сегодняшняя работа?

Чьи идеи вам показались интересными?

Когда вы сегодня придёте домой, осуществите некоторые из тех идей, которые вы записали, на практике. О результатах своей “домашней работы” вы расскажете нам на следующем занятии.

Результаты работы можно использовать на празднике, посвященном 8 марта.

Тема: Треугольный робот

Цель: развитие невербальной гибкости и разработанности; умения создавать целое на основе имеющихся элементов; умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией

1. Психологический настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

2. Проблемная ситуация.

На доске нарисованы фигуры: треугольник и прямоугольник

Ребята, скажите, сможете ли вы что- либо нарисовать, используя только эти две фигуры? Можно использовать любое количество фигур, их можно поворачивать под любым углом, их можно увеличивать и уменьшать в размерах.

Желающие выходят к доске и рисуют. (2-4 человека)

А теперь назовите свои рисунки.

Ребята, давайте придумаем ещё несколько названий к рисункам

3. Индивидуальная работа.

На листочке попробуйте нарисовать картинку, которая бы состояла из предложенных ниже фигур. Разрешается использовать эти фигуры в любом количестве, можно поворачивать их в любом направлении, уменьшать или увеличивать в размерах, раскрашивать в любые цвета. Придумайте названия к рисункам.

4. Подведение итогов.

Вам понравилась сегодняшняя работа?

Давайте, устроим выставку ваших работ.

Чьи работы вам нравятся больше всех? Почему?

Желающие могут нарисовать рисунки на основе других фигур.

ЧТО МОЖЕТ ДЯДЯ Б?

Цели: Познакомиться с новыми звуками и их обозначением; развитие фонематического слуха, внимания, памяти, речи; воспитание бережного отношения к животным, к природе; развитие образной беглости, умения придумывать глаголы, начинающиеся с определённой буквы; развитие умения создавать характерные образы активных букв.

1. Новый материал.

С этой буквы начинаются самые вкусные слова, а есть и другие, которые нас расстраивают, Прочитаем эти слова.

БАТОН БЕДА

БАРАНКИ БОЛЬ

БУБЛИКИ БЕДНЫЕ

БУЛКА

Какие слова вам больше нравятся? Почему? А слова правого столбика? Почему? О какой букве пойдёт речь? С помощью квадратиков определим в словах твёрдые и мягкие звуки.

На доске: БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ.

Я буду произносить слово, а вы покажите какой звук в слове: твёрдый или мягкий.

2. Проблемная ситуация.

Какие согласные буквы мы с вами уже изучили? Молодцы. Я запишу эту букву на доске. П

А теперь попробуйте угадать, что я буду делать. Это действие будет начинаться с буквы П.

Учитель показывает несколько действий (например, прыгает, поёт, пишет). Что я делаю? (Если дети затрудняются в ответе, то учитель им подсказывает).

Теперь тот, кто угадал встанет и изобразит другое действие, которое начинается с буквы П.. остальные пробуют угадать.

Теперь поиграем в ту же игру с буквой М, З.

3. Индивидуальная работа.

Возьмите листочки и посмотрите какая буква на нём изображена? Назовите действия, которые начинаются с буквы “Б”. При выполнении этого задания вы можете дорисовать к буквам детали, оживите свои буквы.

Рисунки детей помещаются на классную выставку.

4. Подведение итогов.

Ребята, так о какой же букве мы сегодня говорили? Что может делать дядя Б? В заключении можно провести соревнование между командами: кто больше назовёт животных, в названиях которых присутствует буква “Б”

Тема: Путешествие к далеким мирам. Создание необычных животных.

Цель: развитие творческого воображения, творческой активности, способности комбинировать детали в целое. Оборудование: конверты с деталями животных для групповой и индивидуальной работы, магнитные доски, картинки с изображением космических аппаратов, планет.

1. Настрой на работу. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас хорошее настроение? Тогда подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нам. С этим хорошим настроением мы начнем наше занятие.

2. Проблемная ситуация.

Посмотрите внимательно по сторонам. Что вы заметили? Какие изменения произошли в классе? (Ответы детей.) Действительно, к нам прилетели звезды. И не просто звезды, а телеграммы. Давайте попробуем расшифровать эти телеграммы.

3. Самостоятельная работа по расшифровке телеграмм.

Прочитайте, что вы расшифровали. О чем говорится в телеграмме?

Что мы будем делать? (Ответы детей.) Что мы сможем сделать для пропавших животных? Может быть, мы возьмем с собой наших земных животных? Почему мы не сможем их взять?

(Ответы детей.)

Рис.1

4. Определение целей занятия.

Сегодня мы отправимся в путешествие к далеким мирам и звездам, чтобы создать новых животных и помочь жителям других миров. Вы согласны?

Тогда давайте несколько животных придумаем на Земле.

5. Групповая работа, (составление животных, представление, рассказ о придуманных животных).

6. Игровой момент. “Полет в космос”.

Мы предлагаем вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие и доставить туда придуманных животных.

Одеть шлемофоны!

Есть, надеть шлемофоны!

Пристегнуть привязные ремни!

Есть, пристегнуть привязные ремни!

Начать подготовку к старту!

Есть, начать подготовку к старту!

Отсчет: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1...

Пуск!

(Звучит космическая музыка)

Мы вышли на околоземную орбиту и можем продолжать наш полет. Наш полет будет продолжаться 15 световых лет. Это не очень много, поэтому мы должны работать быстро, дружно, слаженно. Достаточно ли четырех животных, которых мы уже создали? Тогда давайте еще немного пофантазируем и создадим новых животных.

7. Индивидуальная работа учащихся.

(Дети создают своих животных, придумывают им названия)

По мере выполнения задания, ребята знакомят всех со своими животными.

Игра “Возвращение на Землю”.

8. Подведение итогов.

Вам понравилось наше путешествие?

Как вы думаете, а нашим земным животным нужна помощь? А как

мы можем помочь существующим животным?

Давайте задумаемся над тем, что кому-то нужна наша реальная помощь и мы в ответе за тех, кого мы приручаем. Когда вы пойдете с нашего занятия-путешествия, то еще раз подумайте над этим вопросом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Лего-технологий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (сценарий мастер-класса)

Представление педагогического опыта по легоконструированию. Знакомство педагогов с различными вариантами игр, посредством построек из Lego, для развития познавательно-исследовательской ...

Статья по теме «Развитие речевой активности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личност...

Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников

laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...

«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на семинар. «Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»...

Конспект тематического педсовета «Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Конспект тематического педсовета «Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Доклад "Развитие математических способностей у дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования"

Развитие математических способностей у дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования...