Методическая разработка системы работы с педагогами ДОО на тему «Организация работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС» в форме технологической ситуации.
методическая разработка на тему
Технологическая карта с описанием системы работы с педагогами по организации развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_sayler_e_i.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
системы работы с педагогами ДОО на тему «Организация работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС» в форме технологической ситуации по курсу
«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»
Сайлер Елена Ивановна
ст. воспитатель МБДОУ
Лужайский детский сад «Малыш»
городской округ Шахунья.
План
- Актуальность темы 3
- Технологическая ситуация системы работы с педагогами ДОО по теме:
« Организация познавательно – исследовательской деятельности дошкольников
через детское экспериментирование в условиях реализации ФГОС». 5
- Литература. 7
Актуальность темы
«Организация работы с педагогами по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС»
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказывались на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К.Е. Тимирязев
В «Концепции модернизации российского образования» говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Потому задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Начинать работу в этом направлении необходимо с детского сада.
Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников уделяется особое внимание. С принятием закона «Об образовании », «ФГОС ДО» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы познавательного развития детей.
Один из принципов «ФГОС ДО» гласит: «реализация Программы в формах…познавательной и исследовательской деятельности (п. 1.4. «ФГОС»)
Одним из целевых ориентиров «ФГОС» является: «ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно–исследовательской деятельность» (П4.6.)
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования как формы познавательно – исследовательской деятельности. Сущность детского экспериментирования, его значение помогли выяснить исследования академика Н.Н. Поддъякова.
Л.С. Выготский говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а первые 3 года – практически единственным способом познания мира , уходя своими корнями в манипулирование предметами. Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В., и др.) также рекомендуют использовать метод экспериментирования как форму познавательно–исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Но детское экспериментирование в практике ДОО используется еще недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством таких качеств личности как творческая активность и самостоятельность.
Это обусловлено несколькими причинами. Все программы указывают на необходимость детского экспериментирования, но сам процесс не раскрыт, не раскрыто содержание способов познания и опыта творческой деятельности, что не позволяет педагогам реализовать Программы в полной мере.
Также мало методической литературы, которая помогала бы раскрыть методику работы по данному направлению.
Часто рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами и явлениями. А дошкольнику свойственны любознательность, желание самостоятельно искать причину.
Всё это говорит о необходимости анализа компонентов исследовательской деятельности, выявления факторов, ограничивающих развитие познавательных способностей детей и определения путей их устранения.
Очевидным стало противоречие между необходимостью активно исследовать детское экспериментирование в целях развития личности ребёнка и недостаточной профессиональной подготовленностью педагогов по данной проблеме.
Таким образом, учитывая актуальность вопросов детского экспериментирования, затруднения, испытываемые педагогами в организации этой работы, их потребность в повышении профессиональной компетентности, стало актуальным создание системы методической работы, поиск эффективной формы и видов работы с кадрами и оказания им методической помощи по проблеме « Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментирование в условиях реализации ФГОС ДО»
Технологическая ситуация системы работы с педагогами ДОО по теме :
«Организация познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментирование в условиях реализации ФГОС»
Цель | Действия | Средства | Прогнозируемый результат |
1. Формирование отношения педагогов к экспериментированию как к основному виду познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС. | Анкетирование воспитателей | Анкета для воспитателей «Организация экспериментирования в Предметно – развивающая среда. | Осознание педагогами необходимости проведения работы по теме. . |
2. Уточнение знаний педагогов о необходимых педагогических техниках и методиках. Формирование умений педагогов по организации исследовательской деятельности детей. | Просмотр презентаций по теме «Организация уголка экспериментирования в ДОО» | Презентации « Уголок экспериментирования в ДОО» | Повышение педагогической компетенции. |
Проведение семинара- практикума «Развитие интеллектуально- познавательных способностей детей через детское экспериментирование» | Изложение материала по теме. | ||
Мастер-класс « Развитие познавательной активности детей посредством исследовательских проектов». | Демонстрация опыта по составлению проектов. | ||
Консультация на тему « Развитие самостоятельности детей через познавательно- исследовательскую деятельность» | Изложение материала. | ||
Смотр-конкурс « Уголок | Уголки экспериментирования | Выявлен передовой опыт воспитателей, их творческий потенциал. | |
Создание творческой мини- группы для разработки картотеки опытов, конспектов познавательных занятий с элементами экспериментирования. | Литература по организации детского экспериментирования, интернет- ресурсы. | ||
3. Достижение необходимого уровня взаимодействия ДОО и семьи в популяризации экспериментальной деятельности в семейном воспитании. | Организация консультаций , подготовленных воспитателями по теме. | Размещение информации на сайте ДОО. Анкеты для родителей | Педагоги владеют методами педагогического просвещения родителей, умеют выстраивать партнерские взаимоотношения с ними для решения поставленных задач. |
4. Систематизация работы педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС. Совершенствование педагогического мастерства | Обобщение опыта по теме « Организация познавательно- исследовательской деятельности детей через экспериментирование» | Изложение материала. | Систематизирована работа педагогов по организации познавательно- исследовательской деятельности через экспериментирование .Увеличилась заинтересованность педагогов в овладении инновациями, в повышении профессиональной компетенции по организации детской деятельности. |
Литература
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей» Изд. Учитель 2011 г.
- «Профессиональный стандарт педагога»-Приказ Минтруда России от 18 10 2013 г № 544н, рег в Минюсте России 06 12 2013 г. №30550.
- ФГОС дошкольного образования « Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17. 10. 2013 г., рег. В Минюсте России 14. 11. 2013 г. № 22303.
Интернет- ресурсы:
- nsportal.ru/detskii –sad
- 39frspb.caduk.ru
- Festival.1september.ru/articles
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему « Организация познавательного развития дошкольников МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему« Организация познавательного развития дошкольников МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условияхреализации ФГОС»...
Выступление на МО "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач....
Выступление на городском семинаре "Организация работы ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО"
Тема выступления "Использование игр в обучении детей правилам дорожного движения". Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования....
система работы с педагогами ДОО на тему «Организация работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка...
Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИУМА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Дошкольное образование на современном этапе претерпевает существенные изменения. Происходят позитивные тенденции в его развитии: в плане обеспечения качества образования, привлечения социально-педагог...
Самообразование «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого ра...
Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО» В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предст...