Методическая разработка системы работы с педагогами ДОО на тему «Организация работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС» в форме технологической ситуации.
методическая разработка на тему

Елена Сайлер

Технологическая карта с описанием системы работы с педагогами по организации развития познавательно - исследовательской  деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_sayler_e_i.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

системы работы с педагогами ДОО на тему «Организация работы по развитию познавательно - исследовательской  деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС» в форме технологической ситуации по курсу

 «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»

Сайлер Елена Ивановна
ст. воспитатель МБДОУ
Лужайский детский сад «Малыш»
городской округ Шахунья.


План

  1. Актуальность темы        3
  2. Технологическая ситуация  системы работы с педагогами ДОО по теме:

« Организация познавательно – исследовательской деятельности дошкольников

через детское экспериментирование в условиях реализации ФГОС».        5

  1. Литература.        7

Актуальность темы

«Организация работы с педагогами  по развитию познавательно - исследовательской  деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС»

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
 оказывались на более высоком умственном и нравственном уровне  
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К.Е. Тимирязев  

В «Концепции модернизации российского образования» говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Потому задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Начинать работу в этом направлении необходимо с детского сада.

Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников уделяется особое внимание. С принятием закона «Об образовании », «ФГОС ДО» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы познавательного развития детей.

Один из принципов «ФГОС ДО» гласит: «реализация Программы в формах…познавательной и исследовательской деятельности (п. 1.4. «ФГОС»)

Одним из целевых ориентиров «ФГОС» является: «ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в  познавательно–исследовательской деятельность» (П4.6.)

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования как формы познавательно – исследовательской деятельности. Сущность детского экспериментирования, его значение помогли выяснить исследования академика Н.Н. Поддъякова.

Л.С. Выготский говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а первые 3 года – практически единственным способом познания мира , уходя своими корнями в манипулирование предметами. Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В., и др.) также рекомендуют использовать метод экспериментирования как форму познавательно–исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Но детское  экспериментирование в практике ДОО используется еще недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством таких качеств личности как творческая активность и самостоятельность.

Это обусловлено несколькими причинами. Все программы указывают на необходимость детского экспериментирования, но сам процесс не раскрыт, не раскрыто содержание способов познания и  опыта творческой деятельности, что не позволяет педагогам реализовать Программы в полной мере.
Также мало методической литературы, которая помогала бы раскрыть методику работы по данному направлению.

Часто рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами и явлениями. А дошкольнику свойственны любознательность, желание самостоятельно искать причину.

Всё это говорит о необходимости анализа компонентов исследовательской деятельности, выявления факторов, ограничивающих развитие познавательных способностей детей и определения путей их устранения.

Очевидным стало противоречие между необходимостью активно исследовать детское экспериментирование в целях развития личности ребёнка и недостаточной профессиональной подготовленностью педагогов по данной проблеме.

Таким образом, учитывая актуальность вопросов детского экспериментирования, затруднения, испытываемые педагогами в организации этой работы, их потребность в повышении профессиональной компетентности, стало актуальным создание системы методической работы, поиск эффективной формы и видов работы с кадрами и оказания им методической помощи по проблеме « Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментирование в условиях реализации ФГОС ДО»      


Технологическая ситуация системы работы с педагогами  ДОО по теме :

«Организация  познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментирование в условиях реализации ФГОС»

Цель

Действия

Средства

Прогнозируемый результат

1. Формирование отношения педагогов к экспериментированию как к основному виду познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Саморазвитие педагогов по теме.

Анкетирование воспитателей
Анализ предметно-развивающей среды
Опрос детей
Анализ  имеющейся в ДОО литературы по познавательно - исследовательской деятельности детей.

Анкета для воспитателей  «Организация экспериментирования  в
ДОО»
Литература по развитию познавательно - исследовательской деятельности   детей.

Предметно – развивающая среда.

Осознание педагогами необходимости  проведения работы по теме. .
Потребность в саморазвитии.

2. Уточнение знаний педагогов о необходимых  педагогических техниках  и  методиках. Формирование умений  педагогов по организации исследовательской деятельности детей.
Введение эксперимента в разные виды детской деятельности.

Просмотр презентаций по теме «Организация уголка экспериментирования в ДОО»

Презентации «  Уголок экспериментирования в ДОО»

Повышение педагогической компетенции.
педагогов. Умение проектировать деятельность, осуществлять и анализировать ее эффективность.

Проведение  семинара- практикума  «Развитие интеллектуально- познавательных способностей  детей через детское экспериментирование»

Изложение материала по теме.
Обращение к ФГОС ( п. 1.4)
Групповая работа по выполнению заданий, решению проблем. Задания педагогам  по применению технологии ТРИЗ.

Мастер-класс « Развитие познавательной активности детей посредством исследовательских проектов».

Демонстрация опыта по составлению проектов.

Консультация на тему « Развитие  самостоятельности детей через познавательно- исследовательскую деятельность»

Изложение материала.
Обмен опытом

Смотр-конкурс « Уголок
экспериментирования»

Уголки экспериментирования

Выявлен передовой опыт воспитателей, их творческий потенциал.

Создание творческой мини- группы для разработки картотеки опытов, конспектов познавательных занятий с элементами  экспериментирования.

Литература по  организации детского экспериментирования, интернет- ресурсы.

3.  Достижение необходимого уровня взаимодействия ДОО и семьи в популяризации экспериментальной деятельности в семейном воспитании.

Организация консультаций , подготовленных воспитателями по теме.
«Ваш ребенок- исследователь»
« Как организовать исследовательскую деятельность детей дома»
Обмен опытом  по организации работы с родителями по теме.

Размещение информации на сайте ДОО.
Родительское собрание.

Анкеты для родителей

Педагоги  владеют методами педагогического просвещения родителей, умеют выстраивать партнерские взаимоотношения с ними для решения поставленных задач.

4. Систематизация  работы педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС. Совершенствование педагогического  мастерства

Обобщение опыта по теме « Организация познавательно- исследовательской  деятельности детей через экспериментирование»

Изложение материала.
Обращение к ФГОС  (п. 2.6)
Деловая игра.
Работа  в подгруппе.

Систематизирована работа педагогов по организации  познавательно- исследовательской деятельности  через экспериментирование .Увеличилась заинтересованность педагогов в овладении инновациями, в повышении профессиональной компетенции по организации детской деятельности.


Литература

  1. Мартынова Е.А., Сучкова И.М « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей» Изд. Учитель  2011 г.
  2. «Профессиональный стандарт педагога»-Приказ Минтруда России от 18 10 2013 г № 544н, рег в Минюсте России 06 12 2013 г. №30550.
  3. ФГОС дошкольного образования « Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Минобрнауки  РФ № 1155 от 17. 10. 2013 г., рег. В Минюсте России 14. 11. 2013 г. № 22303.

     Интернет- ресурсы:

  1. nsportal.ru/detskii –sad
  2. 39frspb.caduk.ru
  3. Festival.1september.ru/articles


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему « Организация познавательного развития дошкольников МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему« Организация познавательного развития дошкольников МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условияхреализации ФГОС»...

Выступление на МО "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач....

Выступление на городском семинаре "Организация работы ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО"

Тема выступления "Использование игр в обучении детей правилам дорожного движения". Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования....

Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИУМА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Дошкольное образование на современном этапе претерпевает существенные изменения. Происходят позитивные тенденции в его развитии: в плане обеспечения качества образования, привлечения социально-педагог...

Самообразование «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого ра...

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО» В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предст...