Использование принципа вариативности исследовательской деятельности в рамках НОД в условиях реализации ФГОС
методическая разработка (подготовительная группа)
Исследовательская деятельность, как основа освоения программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование принципа вариативности исследовательской деятельности в рамках НОД в условиях реализации ФГОС
Ни для кого не секрет, что Федеральный образовательный государственный стандарт (далее – ФГОС) ставит перед педагогами множество целей и задач, при решении которых достигается равномерное и всестороннее развитие ребенка исходя из его возможностей. Также предполагается, что ребенок сам определяет содержание своего образовательного процесса, путем проявления своих интересов и талантов, которые согласуются с его возможностями, что ведет к естественному и безконфликтному развитию ребенка во всех областях развития. Исходя из этого, можно представить, насколько разнообразным должен быть образовательный процесс не только в своем содержании, но и в плане использования методики обучения. Уже сам ФГОС, предполагает постоянное использование исследовательской деятельности у детей, так как другим способом невозможно индивидуализировать образовательный и воспитательный процессы в той степени, в которой это необходимо, если выполнять все требования и рекомендации стандарта. Только исследовательская деятельность дает возможность вести качественную и своевременную диагностику на протяжении всего образовательного процесса и отслеживать динамику развития в сравнении с предыдущими показателями ребенка. Исследовательская деятельность ребенка очень четко передает изменение его интересов и состояния, которые можно быстро и своевременно сопоставить с данными, поступающими от других специалистов ДОУ и среагировать на данные изменения с минимальной задержкой, что очень важно в дошкольном возрасте. Также не стоит забывать, что исследовательская деятельность может использоваться абсолютно в любом направлении образования и воспитания, начиная с ознакомления с окружающим миром и заканчивая художественно-эстетической областью развития.
И вот тут мы сталкиваемся с очень большой проблемой в плане реализации исследовательской деятельности. Для того, чтобы проводить любое исследование, необходима, прежде всего, мотивация, а именно с этим у современных детей наблюдаются очень большие проблемы. Снижение мотивации в обучении связано с общим усложнением социально-коммуникативной структуры путем расширения инфраструктуры и, как следствие, упрощение получения необходимого результата, при минимальном вложении собственных усилий. Если мы сравним окружающий мир и социально-коммуникативное пространство, в котором росли дети хотя бы пять лет назад, с миром, который окружает современных детей, то поймем, что изменения колоссальные. Все проще получить какую-то информацию, фактически, не затрачивая никаких усилий для этого. Перенасыщенные информационные каналы (телевидение, интернет и т.д.) с продуманной рекламной политикой определяют свободное время современных детей, а фактическая загруженность родителей на работе не оставляет вариантов для развития навыков и умений, которые способствовали бы развитию вне информационной зависимости. Получается замкнутый круг, который, на первый взгляд, работнику ДОУ разорвать не получится, так как превышает его зону ответственности. Но, тут стоит задаться вопросом, а надо ли бороться с подобным развитием ситуации? Ведь если подумать, то ребенок, это будущий полноправный член общества, который будет определять развитие страны в недалеком будущем, а жить, общаться и работать ему предстоит именно в этих условиях, то есть если ограничивать и ограждать ребенка от окружающего его мира, даже частично, мы автоматически снижаем его адаптивность в условиях дальнейшего развития в более взрослом возрасте. Исходя из этого, напрашивается единственно приемлемый вариант, использовать то, что зачастую мешает развитию ребенка и получению им необходимых знаний, для того, чтобы эти самые знания получать, то есть просто переориентировать интерес ребенка и дать возможность использовать те каналы, которые он раньше использовал только для получения удовольствий и развлечений, для получения необходимой информации в обучающем процессе. А для этого необходимо отказаться от старых линейных методик подачи знаний и прибегнуть к различным вариациям различных методических решений и ходов.
Реализация НОД согласно требованиям и рекомендациям ФГОС
Сразу хочу оговориться, что данный материал основывается на опыте работы в коррекционной (логопедической) группе, где проблемы концентрации и усвоения материала ребенком более острые, чем в общеразвивающих группах и садах, но тем не менее сама система НОД остается прежней, также как не меняются ее цели и задачи. Что предполагает линейная система подачи знаний и навыков? Прежде всего, это ознакомление с новой темой и предоставление информации по ней детям. Ознакомление проводится педагогом в формате занятия или игрового занятия, после чего следует планомерная работа по закреплению материала и итоговой работы согласно программе и плану. Самый большой минус такого подхода, это отсутствие исследовательского момента на самом главном этапе, этапе ознакомления. В итоге ребенок получает новую информацию так, как ее видит и ощущает педагог, с его выводами и подсознательными представлениями, в то время, как сам ребенок может представлять эту информацию совершенно по-другому; представлять так, как для него понятнее и удобнее ее принять и осознать, но, получая ее уже отформатированную, он зачастую накладывает свои, детские ассоциации на видение взрослого человека, что уже дает искаженные представления. Если ставить во главу угла принцип участия ребенка в формировании образовательного процесса и рассматривать его, как субъект образовательного процесса, то данная схема не подходит для реализации программы обучения.
Идеальным вариантом было бы не давать заготовленную информацию по теме взрослым, а предоставить провести самому ребенку исследование по данной теме перед тем, как она начнется в детском саду. Естественно, осилить эту задачу один ребенок не сможет, поэтому здесь необходимо подключить к образовательному процессу родителей, которые вместе с ребенком за выходные смогут посидеть в интернете и пополнить знания ребенка (да и свои зачастую тоже) по необходимой теме. Самое главное, не ставить при исследовании никаких ограничений или задач! Не надо сужать рамки поиска, важно дать ребенку вычленить из того, что он найдет, то, что ему покажется наиболее интересным, потому что исследовательская деятельность наиболее плодотворна тогда, когда основывается на личном интересе.
После проделанной исследовательской части вместе с родителями, необходимо дать возможность ребенку завершить процесс и получить результат, который очень хорошо укладывается в форму доклада в группе. Конечно, доклад, в данном случае, понимать нужно исключительно как возможность поделиться информацией, которая интересна ребенку со своими сверстниками. При таком подходе, получится, что информацию по новой для детей теме предоставляют они же сами друг другу, где одному интересным показался один момент, а другому другой. Роль педагога при такой схеме сводится к обобщению и пояснению некоторых моментов, а также к дополнению упущенных логических цепочек, потому что такие, однозначно будут. При дальнейшей работе на неделе по этой теме, также проще будет определять задачи по другим занятиям (рисование, лепка аппликация и т.д.). Таким же образом можно попросить определить фигуры, которые будут использоваться при завтрашней аппликации, например, и т.д.
Таким образом исследовательский момент может быть внесен в любую тему и любое занятие. Использование подобного подхода облегчит работу с ребенком в школе и приучит его искать материал по теме самому, а также, слушая постоянные дополнения воспитателя, со временем учиться находить недостающие звенья в причинно-следственных связях.
Особенности мотивации на исследовательскую деятельность.
Отдельным пунктом хотелось бы рассказать о мотивации на исследовательскую деятельность. Не раз уже говорилось, что в любом обучающем материале, для полной заинтересованности обучаемого лучше всего использовать примеры из окружающего его мира, но не просто то, что присутствует в мире наравне с ним, а именно то, с чем он сталкивается каждый день, ситуации, герои, предметы и т.п. В этом плане методические пособия и примерные программы и конспекты мало чем могут помочь, потому что стандартные и понятные нам, педагогам, герои и ситуации абсолютно неинтересны современным детям, а поэтому и отклик мы получаем крайне слабый. Но попробуйте задать ему задачку про «Щенячий патруль» или «Человека-паука» как вы тут же получите решение задачи или полноценный правильный рассказ даже от тех детей, которые отстают в освоении материала! Поэтому при мотивации на любую обучающую деятельность (исследование, задача, составление рассказа и т.п.) необходимо искать реалии из его мироощущения и окружения, зачастую это непросто, потому что даже разница в пять лет сейчас значительна, а уж педагоги с их разницей в 30-40 лет вообще находятся за гранью понимания современных детей. Единственное, что можно сделать для устранения этой проблемы, это досконально знать, что интересно каждому ребенку вне сада, что он смотри, во что играет, что читают ему родители, на что реагирует с интересом, а это и работа с родителями и психологический контроль и постоянное отслеживание динамики поведения и социально-коммуникативных навыков. Поэтому лучше в исследовательской деятельности, давать возможность выполнить «доклады» на свободную тему, это достаточно интересно и познавательно.
Еще одной особенностью является варьирование метода проведения занятий, как с помощью самостоятельных исследований, так и по линейной методике. Делать это необходимо для того, чтобы дети учились воспринимать и получать информацию разных типов. Но преобладать должен исследовательский тип, потому что основная цель подобных занятий, получение информации самостоятельно, а при линейном занятии, они по наработанной привычке, начнут вычленять для себя интересную для них информацию и конвертировать ее в удобный для них формат.
Понять, когда стоит провести обычное занятие, а когда предоставить возможность для исследовательской работы достаточно просто по заинтересованности детей.
В заключении хотелось бы отметить, что так или иначе, но педагогам в современном образовании необходимо быть очень гибкими и не статичными. Только при такой педагогической ориентированности можно быть современным и своевременным в этой непростой профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка в условиях реализации ФГОС
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников....
Методическая разработка системы работы с педагогами ДОО на тему «Организация работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС» в форме технологической ситуации.
Технологическая карта с описанием системы работы с педагогами по организации развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников....
Индивидуальный план профессионального уровня по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе со...
«Использование мультстудии в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
из опыта работы...
система работы с педагогами ДОО на тему «Организация работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка...
План самообразование 2021г. на тему: «Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
План самообразование 2021г. на тему: «Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...