« Развитие у детей интереса к Малой Родине в процессе реализации программы« Путешествие с Югоркой»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно важная и сложная. "Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по настоящему раскрывается как личность; самое главное - открывать глаза на дорогое и родное " - писал В.С. Сухомлинский.
Коренные преобразования в стране конца ХХ - начале ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально - экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.
В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 581.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
РЕСУРСНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СЕКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
«Познавательное развитие»
Тема: « Развитие у детей интереса к Малой Родине в процессе реализации программы« Путешествие с Югоркой» »
Спандиярова Жанар Турсынбековна,
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
ДС №68 «Ромашка»
Г. НИЖНЕВАРТОВСК, 2017
Слайд1
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно важная и сложная. "Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по настоящему раскрывается как личность; самое главное - открывать глаза на дорогое и родное " - писал В.С. Сухомлинский.
Коренные преобразования в стране конца ХХ - начале ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально - экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.
В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
Слайд 2
В соответствии со Стратегией реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 года одним из приоритетных направлений развития системы образования является гражданско - патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Одной из задач для реализации патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения в автономном округе является введение в основные образовательные программы образовательных организаций образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов.
Каждому человеку необходимо знать историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и это мало. Чтобы быть уверенным, что детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
Поэтому разработка программы по организации нравственно - патриотического воспитания детей, его теоретических основ является актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения.
Слайд 3
В нашем детском саду была разработана программа «Путешествие с Югоркой» , направленная на ознакомление дошкольников с родным краем.
Цельданной программы - формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем.Воспитание жизненно - гуманной социально - активной личности, способной понимать и уважать культуру своего народа, любить природу и бережно относиться к ней, на основе познания ее ценностей.
Слайд 4
Задачи программы вы видите на слайде.
Реализация программы «Путешествие с Югоркой» рассчитана на три года- среднийи старший дошкольный возраст, и предполагает интегрированный подход - включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.
Содержание работы с детьми выстроено в виде путешествий детей с персонажем «Буровичком Югоркой», с которым дети знакомятся в начале реализации программы при чтении сказки О.В. Лебедевой «Буровичок Югорка». Буровичок знакомится с детьми и их семьями, узнает о профессиях родителей детей, семейных традициях. Со сказочным персонажем дети путешествуют по городу и родному краю, узнают об особенностях нашего города, края, его традициях, культуре и быте Северных народов, полезных ископаемых, добываемых в нашем крае.
Слайд 5
Работа по ознакомлению дошкольников с родным краем представлена в следующих блоках:
- Моя семья.
- Мой город.
- Моя малая Родина:
- Природа ХМАО
- Коренные жители Сибири
- Нефть и люди.
В рамках представленных блоков распределено содержание работы с детьми, определены методы и приемы работы. Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективных планов.
Слайд 6
Так, реализуя блок «Моя семья»,обогащаем представления детей о семье, семейных и родственных отношениях, семейной родословной - члены семьи, ближайшие родственники; формируем понимание того, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу; дети знакомятся с семейными традициями, любимыми занятиями членов семьи. Уточняем знания детей о профессиях родителей.
При реализации данного блока совместно с детьми и родителями создается и постепенно наполняется групповой фотоальбом «Самые хорошие, дорогие самые», в котором собираются семейные фото, биографические сведения о членах семьи, родственниках. В процессе работы с данным альбомом дети рассказывают об истории возникновения семьи, о профессиях родителей. Организуются беседы: «Моя семья», «Зачем нужны семейные традиции». Проводится поисково-познавательная деятельность (совместно с родителями) на тему: «Тайна моего имени»
Активно используется такая форма работы, как групповая традиция «Встреча с интересными людьми - встречи с мамами и папами, бабушками и дедушками, на которых дети знакомятся с профессиями и увлечениями, семейными традициями.
Совместно с родителями дети создают родословное дерево семьи, герба, девиза семьи. Проводятся дидактические игры: «Моя семья - родственные связи», «Кто старше?», «Кем ты кому приходишься?» и др.
Слайд 7
Реализуя блоки «Мой город», «Моя Малая Родина», даем детям краеведческие сведения о родном городе (крае), об истории его возникновения. Знакомим детей с главными улицами, предприятиями, достопримечательностями города, знакомим с трудовой деятельностью людей города , деятелях культуры, знаменитых земляках, тем самым, воспитывая гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше. Организуем целевые экскурсии, прогулки по городу, близлежащим улицам. Закрепляем представления детей о названиях улиц, учим детей ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут, знакомим с правилами поведения на улицах города.
Слайд 8
При ознакомлении с родным городом (краем) даем детям общие сведения о природе родного края -животном и растительном мире. Воспитываем умение эстетически воспринимать красоту родной природы, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнавать о родной природе. В этом направлении мы активно сотрудничаем с Природным парком «Сибирские увалы», проводим совместные мероприятия по ознакомлению детей с миром природы нашего края.
Слайд 9, 10,11
В процессе ознакомления с родным краем знакомим детей с жизнью и бытом коренных народов ХМАО - ханты и манси, основными промыслами коренных народов ХМАО - оленеводством и охотой.Формируем представления детей о хантыйской семье, родственных отношениях, распределении обязанностей между членами семьи, понимании того, что трудом этих людей созданы предметы быта, одежда, орудия охоты и рыболовства.
Слайд 12
В старшем дошкольном возрасте начинаем формировать представления дошкольников о полезных ископаемых ХМАО- торфе, нефти, газе. Углубляем представления о людях разных профессий, добывающих полезные ископаемые.
Слайд 13
При реализации данного блока совместно с детьми и родителями собираются публикации из местных газет, журналов, создается групповой альбом «Наш любимый город – Нижневартовск», оформляется выставка рисунков «Я и мой город».
Организуется поисково-познавательная деятельность «Мой родной Нижневартовск: город прежде и теперь», по результатам которой создается презентация о городе.Проводятся беседы «Памятные места Нижневартовска».
Также с детьми организуется познавательная деятельность «Нижневартовск– город нефтяников», «Первая нефтяная скважина». Проводятся дидактические игры «Составь герб», «Найди флаг». Дети рассматривают карту города, округа, знакомятся с городами нашего края.Организуется экспериментальная деятельность по ознакомлению детей со свойствами нефти. Организуются встречи с интересными людьми: ветеранами города «Как строили город», «Профессия - нефтяник» и др.Проводится викторина «Прогулка по городу», конкурс стихотворений «Любимому городу посвящается» и др.
Слайд 14
Для закрепления и уточнения представлений у детей о своей семье, родном городе, крае намиразработанаи используется в работе с детьмистаршего дошкольного возраста рабочая тетрадь «Путешествие с Югоркой».
Данная тетрадь предназначена для детей старшего дошкольного возрастаи содержит задания, позволяющие закрепить полученные представления дошкольников о своей семье, родном городе, крае. Материал подается в интересной и доступной для детского восприятия форме – стихи, рисунки и творческие задания. Такой интерактивный прием в работе с детьми, в отличие от пассивного запоминания, предполагает осмысленный подход ребенка к материалу, более глубокую его проработку и запоминание.
Слайд 14
БуровичокЮгорка - поможет ребятам разобраться в сложных вопросах и узнать:
- о себе и о своей семье, осознать себя членом семьи;
- об истории своего города, края;
- государственных символах нашего города, края.
Для того, чтобы дети понимали что им нужно делать на странице вначале работы с тетрадью их знакомят с условными обозначениями:
Карандаш - раскрасить, дорисовать или нарисовать;
Ручка - написать слово (если ребенок еще не умеет писать, это делает взрослый).
Слайд 15,16,17,18,19,20,21
Слайд 22,23,24,25.
Эффективность реализации программы определяется результатами, полученными в ходе проведения педагогической диагностики, сравнении результатов выполнения диагностических заданий до и после использования реализации содержания. Для оценки эффективности реализации представленного содержания программы по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем нами разработан педагогический мониторинг, который включает в себя следующие показатели и критерии, которые вы видите на слайде:
Имеет представления о своей семье, родословной семьи |
|
Имеет представления родном городе, некоторых фактах истории, достопримечательностях, традициях |
|
Имеет представления о нашем крае, его столицу и символику,о коренных жителях нашего края |
|
Имеет представления о животном мире нашего края |
|
Имеет представления о растительном мире нашего края |
|
Имеет представление о признаках живой и неживой природы |
|
Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы) на территории ХМАО-Югры |
|
Имеет первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края |
|
Слайд26
Педагогическая целесообразность определяется результатами, полученными в ходе реализации данной системы работы, сравнении результатов до и после реализации представленной программы.
Полученные сравнительные результаты показывают положительную динамику сформированности нравственно - патриотической компетентности у детей по представленным блокам, т.е. сформированы представления о семье, городе, крае.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...
Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»
Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»Автор опыта: Чупрова Наталья Александр...
Опыт работы по теме «Формирование интереса к малой родине посредством реализации конструктивно-модельной деятельности детей».
Я работаю воспитателем средней и старшей группы и представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование интереса к малой родине посредством реализации конструктивно-модельной ...
«Формирование у детей представлений о малой родине в рамках реализации программы «Я живу на самарской земле».
Патриотического воспитания граждан можно разделить на четыре направления:•военно-патриотическое воспитание («Юный защитник Отечества»);•гражданское воспитание («Юный гражданин»);•духовно-нравств...
Развитие у детей интереса к Малой Родине в процессе реализации программы «Путешествие с Югоркой»
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно важная и сложная. "Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по настоящему раскрывается как личность; самое глав...
Развитие у детей интереса к Малой Родине в процессе реализации программы« Путешествие с Югоркой» »
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чркзвычайно важная и сложная. Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по настоящему раскрывается как личность...
Развитие у детей интереса к трудовой деятельности взрослых в процессе реализации проекта
Развитие у детей интереса к трудовой деятельности взрослых в процессе реализации проекта Слайд 2 Задача развития и формирования социально-коммуникативных навыков актуальна не только для воспитания д...