« Развитие у детей интереса к Малой Родине в процессе реализации программы« Путешествие с Югоркой»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Спандиярова Жанар Турсынбековна

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно важная и сложная. "Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по настоящему раскрывается как личность; самое главное - открывать глаза на дорогое и родное " - писал В.С. Сухомлинский.

Коренные преобразования в стране конца ХХ - начале ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально - экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.

В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. 

Сформированность  нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx581.69 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

РЕСУРСНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СЕКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

«Познавательное развитие»

Тема: « Развитие у детей интереса к Малой Родине в процессе реализации программы« Путешествие с Югоркой» »

Спандиярова Жанар Турсынбековна,

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №68 «Ромашка»

C:\Users\COMPITOR\Pictures\fgos_doshkolnoe_obrazovanie1.jpg

        

Г. НИЖНЕВАРТОВСК, 2017

Слайд1

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно важная и сложная. "Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по настоящему раскрывается как личность; самое главное - открывать глаза на дорогое и родное " - писал В.С. Сухомлинский.

Коренные преобразования в стране конца ХХ - начале ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально - экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.

В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.  

Сформированность  нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

Слайд 2

В соответствии со  Стратегией реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 года одним из приоритетных направлений развития системы образования является гражданско - патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Одной из задач  для реализации патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения в автономном округе является введение в основные образовательные программы образовательных организаций образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях  народов.

Каждому человеку необходимо знать историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и это мало. Чтобы быть уверенным, что детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д.  Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

Поэтому разработка программы по  организации нравственно - патриотического воспитания детей, его теоретических основ является актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения.

Слайд 3

В нашем детском саду была разработана программа «Путешествие с Югоркой» , направленная на ознакомление дошкольников с родным краем.

Цельданной программы - формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем.Воспитание жизненно -  гуманной социально - активной личности, способной понимать и уважать культуру своего народа, любить природу и бережно относиться к ней, на основе познания ее ценностей.

Слайд 4

Задачи программы вы видите на слайде.

Реализация программы «Путешествие с Югоркой» рассчитана на три года- среднийи  старший дошкольный возраст, и предполагает  интегрированный подход - включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.

Содержание работы с детьми выстроено в виде путешествий детей с персонажем  «Буровичком Югоркой», с которым дети знакомятся в начале реализации программы при чтении сказки О.В. Лебедевой «Буровичок Югорка». Буровичок знакомится с детьми и их семьями, узнает о профессиях родителей детей, семейных традициях. Со сказочным персонажем дети путешествуют по городу и родному краю, узнают об особенностях нашего города, края, его традициях, культуре и быте  Северных народов, полезных ископаемых, добываемых в нашем  крае.

Слайд 5

  Работа по ознакомлению дошкольников с родным краем  представлена в следующих блоках:

  • Моя семья.
  • Мой город.
  • Моя малая Родина:
  • Природа ХМАО
  • Коренные жители Сибири
  • Нефть и люди.

 В рамках  представленных блоков распределено содержание  работы с детьми, определены методы и приемы работы.  Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективных планов.

Слайд 6

Так, реализуя блок «Моя семья»,обогащаем представления детей о семье, семейных и родственных отношениях, семейной родословной -  члены семьи, ближайшие родственники; формируем понимание того, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу; дети знакомятся с семейными традициями, любимыми занятиями членов семьи. Уточняем знания  детей  о профессиях родителей.

При реализации данного блока совместно с детьми и родителями создается и постепенно наполняется групповой фотоальбом «Самые хорошие, дорогие самые», в котором собираются семейные фото, биографические сведения о членах семьи, родственниках. В процессе работы с данным альбомом дети рассказывают об истории возникновения семьи, о профессиях родителей. Организуются беседы: «Моя семья», «Зачем нужны семейные традиции». Проводится поисково-познавательная деятельность (совместно с родителями) на тему: «Тайна моего имени»  

Активно используется такая форма работы, как групповая традиция «Встреча с интересными людьми  - встречи с мамами и папами, бабушками и дедушками, на которых дети знакомятся с профессиями и увлечениями, семейными традициями.

Совместно с родителями  дети создают родословное  дерево семьи, герба, девиза семьи. Проводятся дидактические игры:  «Моя семья - родственные связи», «Кто старше?», «Кем ты  кому приходишься?» и др.

Слайд 7

Реализуя блоки  «Мой город», «Моя Малая Родина», даем детям краеведческие сведения о родном городе (крае), об истории его возникновения. Знакомим детей с главными улицами, предприятиями, достопримечательностями города, знакомим с трудовой деятельностью людей города , деятелях культуры, знаменитых земляках, тем самым, воспитывая гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше. Организуем целевые экскурсии, прогулки по городу, близлежащим улицам. Закрепляем представления детей о названиях улиц, учим детей ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут, знакомим с правилами поведения на улицах города.  

Слайд 8

При ознакомлении с родным городом (краем)  даем детям общие сведения о природе родного края -животном и растительном мире. Воспитываем умение эстетически воспринимать красоту родной природы, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнавать о родной природе. В этом направлении мы активно сотрудничаем с Природным парком «Сибирские увалы», проводим совместные мероприятия по ознакомлению детей с миром природы нашего края.

Слайд 9, 10,11

В процессе ознакомления с родным краем знакомим детей с жизнью и бытом коренных народов ХМАО - ханты и манси, основными промыслами коренных народов ХМАО - оленеводством и охотой.Формируем представления детей о хантыйской семье, родственных отношениях, распределении обязанностей между членами семьи, понимании того, что трудом этих людей созданы предметы быта, одежда, орудия охоты и рыболовства.

Слайд 12

В старшем дошкольном возрасте начинаем формировать представления дошкольников о полезных ископаемых ХМАО- торфе, нефти, газе. Углубляем  представления о людях разных профессий, добывающих полезные ископаемые.

Слайд 13

При реализации данного блока совместно с детьми и родителями собираются публикации из местных газет, журналов, создается групповой альбом  «Наш любимый город – Нижневартовск»,  оформляется выставка рисунков «Я и мой город».

Организуется  поисково-познавательная деятельность  «Мой родной Нижневартовск: город прежде и теперь», по результатам которой создается презентация о городе.Проводятся беседы «Памятные места Нижневартовска».

Также с детьми организуется познавательная деятельность «Нижневартовск– город нефтяников», «Первая нефтяная скважина». Проводятся дидактические игры «Составь герб», «Найди флаг». Дети рассматривают карту города, округа, знакомятся с городами нашего края.Организуется экспериментальная деятельность по ознакомлению детей со свойствами нефти. Организуются встречи с интересными людьми: ветеранами города «Как строили город», «Профессия - нефтяник» и др.Проводится викторина  «Прогулка по городу», конкурс стихотворений «Любимому городу посвящается» и др.

Слайд  14

Для закрепления и уточнения представлений у детей о своей семье, родном городе, крае намиразработанаи используется в работе с детьмистаршего дошкольного возраста рабочая тетрадь «Путешествие с Югоркой».

Данная тетрадь предназначена для детей старшего дошкольного возрастаи содержит задания, позволяющие закрепить полученные представления дошкольников о своей семье, родном городе, крае. Материал подается в интересной и доступной для детского восприятия форме – стихи, рисунки и творческие задания. Такой интерактивный прием в работе с детьми, в отличие от пассивного запоминания, предполагает осмысленный подход ребенка к материалу, более глубокую его проработку и запоминание.

Слайд 14

БуровичокЮгорка  - поможет ребятам разобраться в сложных вопросах и узнать:

- о себе и о своей семье, осознать себя членом семьи;

- об истории своего города, края;

- государственных символах нашего города, края.

Для того, чтобы дети понимали что им нужно делать на странице  вначале работы с тетрадью их знакомят  с условными обозначениями:сканирование0001

сканирование0002

Карандаш - раскрасить, дорисовать или нарисовать;

        Ручка - написать слово (если ребенок еще не умеет писать, это делает взрослый).сканирование0003

Слайд 15,16,17,18,19,20,21

Слайд 22,23,24,25.

Эффективность реализации программы определяется результатами, полученными в ходе проведения педагогической диагностики, сравнении результатов выполнения диагностических заданий до и после использования реализации содержания. Для оценки эффективности реализации представленного содержания программы  по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем  нами разработан педагогический мониторинг, который включает в себя следующие показатели и критерии, которые вы видите на слайде:

Имеет представления о своей семье, родословной семьи

  • знает и называет имя, отчество мамы, папы;
  • называет других членов семьи, степень родства (дядя, тетя и т.д.);
  • знает и называет профессии родителей;
  • рассказывает о родословной своей семьи;
  • знает и рассказывает о семейных традициях, любимых занятиях членов семьи;
  • проявляет добрые чувства по отношению к родителям, близким родственникам

Имеет представления родном городе, некоторых фактах истории, достопримечательностях, традициях

  • знает и называетсвойгород,  домашний адрес;
  • показывает на карте свой город;
  • рассказывает некоторые факты  об истории города;
  • знает и различает символику города (флаг, герб);
  • знает и называет 4-5 улиц города;
  • знает и называет 5-6 основных профессий людей, работающих в нашем городе;
  • называет достопримечательности города, места отдыха;
  • называет и понимает назначение общественных учреждений города;
  • знает и называетправила поведения в общественных местах города;
  • знает и называет городские традиции

Имеет представления  о нашем крае, его столицу и символику,о коренных жителях нашего края

  • знает и называет название нашего края (округа), его столицу, может показать его на карте;
  • различает символику нашего края, объясняет значение их символов (флаг, герб);
  • называет коренные народы, населяющие наш край (ханты, манси);
  • знает и называет особенности быта народов ХМАО;
  • знает и называет традиции и обычаи народов ХМАО;
  • знает и называет основные промыслы, типичные занятия народов ХМАО;
  • знает и называет особенности национальной одежды народов ХМАО, ее украшений;
  • называет некоторые национальные игры, сказки и стихи народов ХМАО

Имеет представления о животном мире нашего края

  • знает и называет таёжных животных нашего края (бурый медведь, бобёр, олень, белка, ондатра и т.д.);  птиц (дятел, сова - хищные птица), кедровка, утка, кукушка и др.
  • называет сходные и отличительные признаки  объектов животного  мира, классифицирует их (звери, птицы, насекомые)  

Имеет представления о растительном  мире нашего края

  • знает и называет   деревья (различает 4-5 деревьев по листьям, коре, расположению хвойных: берёза, осина, ель, кедр, пихта, лиственница);
  • знает называет 3 -4 кустарника: можжевельник, рябина сибирская, ива корзиночная, черёмуха обыкновенная;
  • знает называетягоды растущие в тайге и на болоте: черника, брусника, клюква, голубика, морошка и др.;
  • знает называетгрибы, произрастающие в нашем крае

Имеет представление о признаках живой и неживой природы

  • устанавливает сходство и различия  между растениями, животными и  человеком (двигаются, питаются, дышат, растут, размножаются, чуствуют) и отличия (думает, говорит и т.д.)

Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы) на территории ХМАО-Югры

  • называет особенности сезонных изменений в природе  ХМАО-Югры;
  • устанавливает взаимосвязь между сменой условий в неживой природе  нашего края с изменениями в жизни растений, животных, птиц, насекомых;
  • называет правила поведения в природе, направленных на сохранение растений и животных;
  • знает о природоохранной деятельности человека;
  • называет по 2-3 представителя животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу ХМАО-Югры

Имеет первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края

  • знает и называет полезные ископаемые, добываемые в нашем крае (нефть, газ, торф);
  • называет, для чего используются полезные ископаемые, добываемые в нашем крае (нефть, газ, торф);
  • знает и называет профессии людей, принимающих участие в добыче  нефти и газа для города

Слайд26

Педагогическая целесообразность определяется результатами, полученными в ходе реализации данной системы работы, сравнении результатов  до и после реализации представленной программы.

Полученные сравнительные результаты показывают положительную динамику  сформированности нравственно - патриотической компетентности у детей по представленным блокам, т.е.  сформированы представления о семье, городе, крае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...

Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»

Тема опыта:  «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к  малой родине в процессе реализации проекта  с региональным компонентом»Автор опыта: Чупрова Наталья Александр...

Опыт работы по теме «Формирование интереса к малой родине посредством реализации конструктивно-модельной деятельности детей».

Я  работаю воспитателем средней и старшей группы и представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование интереса к малой родине посредством реализации конструктивно-модельной ...

«Формирование у детей представлений о малой родине в рамках реализации программы «Я живу на самарской земле».

Патриотического воспитания граждан  можно разделить на четыре направления:•военно-патриотическое воспитание («Юный защитник Отечества»);•гражданское воспитание («Юный гражданин»);•духовно-нравств...

Развитие у детей интереса к Малой Родине в процессе реализации программы «Путешествие с Югоркой»

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно важная и сложная. "Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по настоящему раскрывается как личность; самое глав...

Развитие у детей интереса к Малой Родине в процессе реализации программы« Путешествие с Югоркой» »

Воспитание  любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чркзвычайно важная и сложная. Только человек, лично заинтересованный в  судьбах Родины, по настоящему раскрывается как личность...

Развитие у детей интереса к трудовой деятельности взрослых в процессе реализации проекта

Развитие у детей интереса к трудовой деятельности взрослых в процессе реализации проекта Слайд 2 Задача развития и формирования социально-коммуникативных навыков актуальна не только для воспитания д...