Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»
Автор опыта: Чупрова Наталья Александровна, старший воспитатель ГБДОУ НАО « Детский сад п. Красное»
1. Информация об опыте
Условия возникновения опыта
Государственное бюджетное образовательное учреждение ненецкого автономного оруга « Детсий сад п. Красное» расположено по адресу Ненецкий автономный округ п.Красное, ул.Пролетарская, д.11.
В ДОУ функционируют 6 возрастных групп. Наполняемость ДОУ составляет 120 детей, 18 педагогов.
В ДОУ создана материально-техническая база: имеется 4 кабинета: для специалистов , кабинет старшего воспитателя, медицинский кабинет, музыкальный зал, физкультурный.
Заключены договора о совместной работе с учреждениями социума: С/К « Звёздный», ПЧ №2 п.Красное.
Работа с детьми осуществляется по «Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ». В образовательном процессе используются программы дополнительного образования по реализации регионального компонента: О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры», А.Бурениной «Ритмическая мозаика», Е.Н. Окотэтто «Ненецкие подвижные игры в детском саду», П.А.Баракулева «Примерные конспекты занятий», М.Я.Бармич «Ебцотано тохолку», С.В. Тайбарей «Программа по ненецкому языку для подготовительной к школе группы детских садов Севера».
Из 120 детей, посещающих детский сад, 75 являются детьми коренной национальности. При проведении первичной диагностики знаний детей по ознакомлению воспитанников с родным краем были выявлены следующие результаты: средний уровень – 49%, низкий уровень – 51%. Такие показатели побудили педагога на более углубленную работу по формированию и закреплению знаний детей о своем крае, в котором живут дошкольники.
Для формирования у дошкольников представлений о своей малой родине была разработана поэтапная система формирования знаний об истории и настоящем времени, традициях, достопримечательных местах.
Актуальность опыта.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает не только федеральный, но и региональный компоненты. В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности не только у взрослых, но и детей.
ФГОС дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение регионального компонента в систему образования разного уровня.
В соответствии с ФГОС ДО содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватить следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
В содержании двух образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в направлении воспитания познавательного интереса к малой родине.
В настоящее время, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, крае. А ведь наша история нуждается в том, чтобы нынешние и последующие поколения с интересом изучали и пропагандировали всё, что с ней связано. Пока мы интересуемся своей историей, своим прошлым, не забываем настоящего, – мы живём. Желание познать славное прошлое родных мест даёт импульс для развития любви к своей Родине. Чтобы развить у детей патриотические чувство к Родине, нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Педагогам дошкольных учреждений предлагается различная педагогическая и учебно - методическая литература, в которой представлены разработки, рекомендации по ознакомлению детей с родным краем. Но в этой литературе трудно найти целостный подбор средств, приёмов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повысить уровень знаний дошкольников о своём крае, воспитания к нему патриотических чувств и недостаточной технологической проработкой этого процесса. Поэтому педагог постаралась разработать систему работы в этом направлении, которая способствует развитию у детей целостного восприятия окружающего мира, наглядно-образного мышления, творческого воображения, связной речи, непосредственного эмоционального отношения к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям, стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении условий работы по формированию любви к родному краю, к своей малой Родине через внедрение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ .
Система работы направлена на знакомство детей с правилами культуры поведения в общественных местах посёлка, понимания необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества, в воспитании уважения к жителям посёлка, в стремлении оказать помощь и поддержку другому человеку. Когда дети знакомятся с красотой родного города и посёлка, у них развивается эстетический вкус, желание жить в красоте. Трудовое воспитание формируется в ходе совместной с воспитателем самостоятельной трудовой деятельности дошкольников. Ребята видят результат своего труда, и у них возникает желание трудиться на благо своей малой Родины. Умственное и речевое развитие осуществляется в процессе использования дидактических и словесных игр по данной теме, при выполнении различных индивидуальных заданий. При этом у детей развивается связная речь, внимание, память, логическое мышление, умение самостоятельно делать какие-либо выводы
Длительность работы над опытом составляет 3 года, с сентября 2012 года по сентябрь 2015 года. Работа в этом направлении проводилась поэтапно. На первом этапе проходило изучение и подбор методической литературы, создание предметно-развивающей среды, оформление наглядно-демонстрационных и дидактических материалов. На втором этапе осуществлялось внедрение новых форм и методов воспитательно-образовательной работы с детьми и вовлечение родителей в педагогический процесс по данной теме. На третьем этапе устанавливалась динамика усвоения материала по ознакомлению детей с родным посёлком, краем, подведение итогов работы и определение её эффективности.
Теоретическая база опыта
Методически работа базируется на современных концепциях и теоретических трудах Е.Н. Окотэтто, П.А.Баракулева, С.В.Тайбарей М.Я.Барнич Р.И. Канюкова, Л.Я. Талеева, А.И.Пичкова, П.А.Явтысого
Авторы рассматривают дифференцированность и поэтапность внедрения регионального компонента в воспитательный процесс. Отмечают необходимость того, чтобы у ребёнка формировалось чувство любви к Родине. Воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живёт, развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания узнать больше об особенностях края; стремления принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю, – вот далеко не полный перечень задач стоящих перед воспитателем.
Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности.
Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.
Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.
Поэтому одним из основных средств развития знаний у старших дошкольников о своей малой Родине является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. По исследованиям психологов Н.Н.Подъякова, Д.Б.Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется наиболее устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам синтеза; самооценке, стремлением к совместной деятельности. Данные утверждения позволяют использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста метод проектов.
Новизна опыта заключается в использовании проектной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с родным посёлком, краем, создании развивающей среды, введении в педагогический процесс разнообразных форм обучения и воспитания, комплексное обучение на занятиях и вне занятий.
II. Технология опыта
Цель опыта: развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего/
Задачи:
- изучение методической литературы по данному вопросу;
- определение положительного результата в воспитании детей при использования в работе регионального компонента;
- систематизация методов, приемов и дидактического материала по использованию регионального компонента в работе педагога;
- определение эффективности предложенных разработок по регионализации учебно- воспитательной деятельности в ДОУ.
Первый этап работы в рамках проекта включал в себя изучение методической литературы по данной теме, подбор вопросов для диагностики знаний, умений и навыков детей, выявление начального уровня знаний о родном крае, у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1).
Второй этап включал в себя организацию работы по проектному методу. Был разработан и реализован педагогический проект «Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом» (Приложение 2). Основным моментом данного этапа являлась апробация выбранных форм и методов работы.
Третьим этапом было проведение мониторинга знаний, умений и навыков детей. Проанализирована динамика формирования знаний по краеведению у детей, которая доказала результативность использования выбранных форм и методов работы, правильность их комбинирования и актуальность использования.
Для успешной реализации педагогического проекта использовались разнообразные формы организации деятельности: реализации поставленных задач.
Таблица 1
Организация учебно-воспитательного процесса
для реализации проекта с региональным компонентом
Направление работы | Вид работ | Содержание |
Организация предметно – развивающей среды | Оформление «ненецких» уголков в группах | - традиционные игрушки; - национальная одежда и обувь; - предметы обихода и т.д. |
Работа с родителями | - оформление уголков ненецкого языка, Открытые мероприятия
Пособия для проведения непосредственно образовательной деятельности данной тематики | - материал для закрепления лексического материала; - Стихи для заучивания; - Диалоги - Словарики лексических групп по следующим темам: «Одежда», «Животные тундры», «Пища и посуда»
- создание фото – инфомационных альбомов: «Птицы нашего края», «Рыбы нашего края», «животные нашего края», «Растения нашего посёлка», « Наш посёлок» (Приложение№3) |
Организация учебно – воспитательной деятельности | Был разработан перспективный план работы с детьми для старшей и подготовительной к школе группах | (Приложение 4) |
Организация занятий по ненецкому языку Познавательные занятия по ознакомлению детей с жизнью и бытом Конкурсы рисунков на тематику «Родной край» | Осуществляется по программе и методическим материалам «Родной (ненецкий) язык в ДОУ» | |
Организация работы кружка по ознакомлению с этнографией | Работа кружка строится на основании программы «Как живут дети в тундре?»
| |
Межпредметные связи | Соотнесение основных понятий, предусмотренных программами обучения и воспитания в детском саду (на русском и ненецком языках) | |
Проведение режимных моментов | - проведение режимных пауз; - ненецкое речевое оформление | |
| Игра | - предметы декоративно – прикладного искусства; - национальные игры; - речевое оформление игровой деятельности |
Итоговое обобщение | Организация праздников и развлечений - стали традициями ДУ (проводятся ежегодно) Конспекты праздников и развлечений см. (Приложение 5). | Обобщение материала учебного года: - песни на ненецком языке; - стихи ненецких поэтов; - инсценирование устного народного творчества |
По направлениям деятельности были включены разные формы работы с учётом возможностей и особенностей детей группы.
Развитие речи: Чтение и инсценировка народных сказок
Развитие элементарных математических представлений: составление ненецкого орнамента из геометрических фигур; составление и решение текстовых задач, которые построены на местном материале.
Знание регионального материала используется на занятиях по ИЗО при аппликации, лепке. Работа велась по темам:
- Наша Родина – Россия. Ненецкий автономный округ. Посёлок Красное (глобус, карта, картинки о тундре, описание тундры в стихах, рассказах, книга П.А.Явтысого «Морошковый край» и т.д.).
- Животный и растительный мир тундры. Особенности времён года на Севере (долгая суровая зима, короткое лето, иногда жаркое, иногда холодное и дождливое, наблюдения детей, картины, рассказы детей).
- Растения нашего края. Деревья: ель, карликовая берёза, ольха, ива, рябина, красная и чёрная смородина. Ягоды: морошка, брусника, черника, голубика, вороника (психа). Грибы: белые, красноголовики, моховики, сыроежки, мухоморы (ядовитые). Экскурсии в лес.
- Знакомство детей с «Матушкой Печорой» (где берёт начало, протекает, красота, богатство реки, экология). Экскурсии к реке в разное время года, рассматривание картинок рыб – сёмга, нельма, омуль, щука, язь, окунь, ёрш. Труд рыбаков летом, зимой, рыболовецкие участки, где ловят рыбу. Игры с детьми: «Ловля рыбы», «Рыбаки и рыбки».
- Жители Ненецкого автономного округа – люди разных национальностей, о приветливом отношении северян друг к другу.
- Город Нарьян-Мар – столица округа. Рассматривание иллюстраций в книгах об округе и городе. Улицы города: Ленина, Выучейского. Хатанзейского, Тыко Вылка, Смидовича и др. Почему так названы? Морской порт, мясокомбинат, почта, телеграф, парикмахерские, магазины, школы, музей, различные дома. Слушание грамзаписей песен о Нарьян-Маре, о тундре:
· «Оленёнок» Сл. Пичкова А., муз. Пайкина.
· «Тундра» Сл. А.Пичкова.
· «Нарьян Мар мой, Нарьян –Мар» Муз. Пономаренко.
· «Город Ясавей» Сл. Журавлёва, Муз. Черновой
· «Ехал ненец на оленях» Сл.В Ледкова
· Ненецкие народные песни.
- Посёлок Красное.
Отчего так называется, местонахождение, природа (тундра, сопки, болота, озёра, речка и т.д).
Прогулки по посёлку. Экскурсии: в мехпошивочную мастерскую( рассматривание готовых изделий мастериц, бурки, тапочки, сувенир, обращая внимание на красоту узора, на аккуратность изделия); на пекарню (как пекут хлеб); в школу; в музей, в интернат (чьи дети там живут и почему).
- Ненецкие сказки: «Кукушка», «Хозяин ветров», «Сова и куропатка» и другие. Знакомство с ненецкими поговорками, загадками, стихами.
Дидактическая игра Дидактические игры, содержащие местный колорит, помогут дошкольникам познакомиться ближе с материальной культурой ненецкого народа. Многими исследователями отмечена положительная роль дидактической игры на формирование психических процессов памяти, внимания и восприятия.
Игры:
- «Назови цвет» - «Чудесная сумочка» - «Назови узор и обведи» - «Ягоды тундры» - «Животные тундры» - «Зимующие и перелётные птицы» - «Одень куклу» - «Назови цвет» - «Чудесная сумочка» - «Назови узор и обведи»
| - «Ягоды тундры» - «Животные тундры» - «Зимующие и перелётные птицы» - «Одень куклу» - «Деревья нашего края» - «Профессии» - «Необходимые предметы и вещи для оленевода» - «Предметы для охотника» - «Предметы для рыбака» - «Найди своего оленя по рогам» и др. |
Организация и проведение подвижных игр.
Подвижные игры занимают центральное место среди игр с правилами, и всегда используются при организации таких режимных моментов, как прогулка и физкультурные занятия. Ненецкие подвижные игры развивают основные движения: ходьбу, бег, лазание, прыжки. Способствуют формированию таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, смелость, настойчивость, решительность.
Знакомство с ненецкими песнями. К истокам ненецкой культуры приобщаем детей и при прослушивании и разучивании песен на ненецком языке.
Викторины, конкурсы; беседы (с использованием наглядного материала, схем, рисунков, фотографий); целевые прогулки, экскурсии (к окружающему объекту); обыгрывание различных ситуаций (правила поведения на улицах поселка и в общественных местах).
Интегрированное занятие, которое готовится воспитателями групп совместно со специалистами ДОУ (с воспитателем по ненецкому языку, с музыкальным руководителем, с воспитателем по физической культуре и психологом ДУ) является неким итогом работы всех направлений по воспитанию познавательного интереса к малой родине старших дошкольников.
Работа по теме опыта невозможна без тесной связи с семьями воспитанников. С ними была проведена работа о необходимости пополнения предметно-развивающей среды в групповой комнате по ознакомлению детей с родным краем. Родители приносили разные вырезки из местных газет о каких-либо мероприятиях, которые проходят в нашем городе и фотографии различных выставок, мероприятий, на которых они побывали со своими детьми.
Было проведено анкетирование на тему «Знаете ли вы свой город?», из которого можно было сделать вывод, что родители имеют весьма поверхностные знания о городе и округе. На собраниях родители знакомились с работой, которая проводится с их детьми в детском саду по ознакомлению с родным городом/поселком. Подчёркивалась необходимость единства воспитательных воздействий на ребёнка в детском саду и дома. У родителей формировалось понятие, что знакомство с родным городом и воспитание патриотических чувств к своей малой Родине очень важно для полноценного развития ребёнка. Педагог давала советы родителям, чтобы взрослые в выходные дни посещая Н-Мар, знакомили своих детей с центром нашего города, с его памятниками, так как возможности посетить эти места воспитателю с детьми не всегда есть.
Для родителей воспитанников проводились консультации на темы: «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Давайте поможем детям полюбить свой город», из которой они узнали более подробную информацию о детстве и юности академика, в честь которого назван наш город.
В родительском уголке выставлялись консультации на темы «Безопасность детей на улицах города/посёлка», «Трудиться – значит любить свою Родину», «Семья – это маленькое государство», «Зелёные уголки нашего посёлка», «Как можно провести с ребёнком выходные дни ». Все эти консультации у родителей вызвали большой интерес. Большинство из них старались воплотить в жизнь рекомендации, которые они получали в детском саду.
В честь Дня села каждый год организовывался конкурс «Мой любимый поселок Красное». Родителям предлагалось вместе с их детьми нарисовать самое любимое место в поселке или за ним, где они любят отдыхать.
С интересом все вместе участвовали в конкурсе «Я люблю свою семью», где каждая семья должна была нарисовать свой семейный герб. Семья – это маленькое государство со своими законами, особенностями, интересами.
Родители воспитанников оказывали помощь в изготовлении кормушек для птиц, которые вывешивались на участке детского сада в холодное время года. Тем самым дети чувствовали заботу своих родителей о птицах, живущих в нашем городе, что немаловажно в воспитании подрастающего поколения. Также родители детей, которые посещают нашу группу, участвовали в благоустройстве территории детского сада, помогая делать территории дошкольных учреждений нашего города красивыми.
III. Результативность
Представленная в опыте система работы по реализации педагогического проекта позволила добиться положительных результатов в формировании знаний у детей о своём городе, воспитанию к нему патриотических чувств и развитию у дошкольников связной речи.
Представленные результаты диагностического обследования знаний дошкольников о родном крае свидетельствуют в основном о положительной динамике отслеживаемых показателей. Если сравнить выпуск детей 2012 года и 2013 года, можно наблюдать, как повысился их уровень знаний. В 2012 году со средним уровнем выпустились из детского сада 62 % воспитанников, с высоким – 38%, а уже в 2013 году средний уровень составил 53%, высокий – 47%. Сравнивая 2013 год (49 % детей со средним уровнем, низким 51%), с 2014 годом, видим положительную динамику результатов: средний уровень детей составил 53%, высокий – 47%.
У большинства исследуемых детей достаточно хорошо сформированы знания о родном крае, его истории возникновения и дальнейшего развития до настоящего времени, символике города Нарьян-Мара и нашего поселка. Дети закрепили правила поведения на улицах города и в общественных местах, значительно возрос уровень речевого развития дошкольников. Дети уже без особых усилий могут составить небольшой рассказ о своём родном городе/поселке, найти на карте – схеме какой-либо заданный объект, рассказать о животных, которые обитают в нашей местности.
В процессе наблюдения за детьми в их свободной деятельности можно увидеть, что они уже самостоятельно могут организовать ненецкие подвижные игры, поиграть в дидактические, речевые игры по теме ознакомления детей с родным краем.
Таким образом, планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи дали положительные результаты. Опыт позволил убедиться в том, что знакомство детей с родным краем оказывает большое воздействие на чувства детей, при этом развивается и совершенствуется их речь, интеллект, формируется образно-наглядное мышление, воображение и индивидуальность ребёнка, которая определяет его жизненный путь и душевные устремления. Ребёнок не только познаёт свой поселок, но и выражает своё отношение к нему. А это в свою очередь является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию у него нравственных ценностей.
Уходят наши дети в школу с хорошим багажом знаний о культурном наследии ненцев, представлении о растительном и животном мире. Знакомив ребят с богатым, самобытным наследием ненецкой культуры, мы делаем очень полезное дело. Ведь в фольклоре и декоративно-прикладном искусстве ненцев заложены ценные педагогические идеи. В жанровом отношении ненецкий эпос представляют сказания о реальных событиях, мифы, легенды, множество сказок, бывальщин. Фольклор способствует воспитанию у подрастающего поколения таких нравственных черт, как товарищество, дружба, взаимопомощь, семейные ценности.
Работа, проводимая в ДОУ по использованию регионального компонента в развитии детей, способствует воспитанию любви к природе, развитию сопереживания к ее бедам, желанию бороться за ее сохранение.
Список используемой литературы
- Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - УЦ Перспектива, Москва, 2008 год
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2007 г.
- Альбуханов А.И. и Ковязин Н.М. Ненецкий автономный округ. Архангельск, Сев.- Зап. Книж. изд –во , 1977г . с.166
- Баракулева П.А. Примерные конспекты занятий
- Библиотека руководителя ДОУ Проектирование развития ДОУ ( методическое пособие)
- Доронова Т.И. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями - М., 2002 г.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании.- М., «Мозаика – Синтез», 2012 г.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Л.В.Руссакова.- М.: Просвещение, 1996.-400с
- Окотэтто Е.Н. Развитие родной речи в младших группах ненецкого детского сада ( пособие для воспитателей детских садов)- Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН. 1994 – с.115
- Половникова Л.П., Стародумова Л.А., Казюк Н.В. Познавательный проект « Моя малая Родина» с. 124
- Сальникова И.И. Человек начитается с детства Воспитатель ДОУ №7/2008 с. 87
- Трапезникова О.А. Ребёнок в мире искусства родного края Воспитатель ДОУ №7/2008 с. 22
- Ханзерова В. Учебное пособие для самостоятельно изучающих ненецкий язык Рекомендовано Управлением образования администрации Ненецкого автономного округа г.Нарьян –Мар 1993г.
- Фольклор коми и ненцев Ненецкого автономного округа ( в записях Фольклорного фонда ИЯЛИ Коми НЦ УрО Ран 1996 – 1973г.г.)/ Сост. А.В. Панюков. – Сыктывкар, 2009. – 500
· Приложение 1 Диагностическая таблица и критерии по выявлению у детей знаний и представлений о родном крае.
- Приложение 2 Педагогический проект «Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом » (долгосрочный)
- Приложение №3 Пособия для проведения непосредственно образовательной деятельности данной тематики (фото альбомов) «Птицы нашего края», «Рыбы нашего края», «Животные нашего края», « Наш посёлок»
- Приложение №4 Перспективный план работы с детьми (старшая и подготовительная группа)
- Приложение№5 Конспекты праздников и развлечений
- Праздник для детей средней группы «Игры ненецкого народа»
- Спортивное развлечение «Мы любим - веселиться, играть и побеждать» (для детей 6-7лет)
- Развлечение для старших дошкольников «Наш край родной»
Приложение №1
Диагностическая таблица и критерии
по выявлению у детей знаний и представлений
о родном крае.
Критерии оценки знаний детей о родном крае:
Высокий уровень:
· Знает название города – столицы округа. Безошибочно покажет герб округа, посёлка. Найдёт его изображение в окружающей действительности и расскажет о нём.
· Осмысленно расскажет об истории возникновения посёлка.
· Знает название многих улиц нашего посёлка, объяснит, почему они так названы. Умеет рассуждать и делать выводы.
· Называет главные промышленные объекты округа и основные профессии людей этих предприятий.
· Называет памятники нашего города. Умеет отличать архитектурные сооружения прошлых времён от современных построек.
· Расскажет о земляках, прославивших наш город/ посёлок.
· Познакомит с несколькими достопримечательностями города. Эмоционально о них расскажет. Выразит своё личное мнение.
· Знает название элементов национального мужского и женского костюма кореного народа( ненецев). Имеет представление о старинных предметах быта и местных народных промыслах. Отражает свои впечатления в свободной творческой деятельности.
Средний уровень:
· Знает название столицы округа /поселка, герб округа/поселка описывает с небольшими неточностями.
· Знает историю посёлка, не допускает неточности в изложении.
· Знает название улиц нашего поселка, но не может объяснить, почему они так названы.
· Называет промышленные объекты нашего округа/посёлка.
· Знает несколько памятников в нашем городе.
· Назовёт 2-3 человек прославивший наш посёлок.
· Знает достопримечательности нашего города/посёлка, покажет их на фотографии.
Низкий уровень:
· Путает название столицы округа/посёлка, с неуверенностью выбирает герб округа/посёлка из предложенных.
· Знает название улицы, в котором живёт или, в котором находится наш детский сад.
· Называет место работы своих родителей. Узнаёт по фотографии один памятник.
· Из предложенных фотографий выберет место, где бывал раньше.
Содержание вопросов
|
| Уровень знаний детей | |||||
низкий | низкий | средний | средний | высокий | высокий | ||
начало 2012 год | конец 2014 год | начало 2012 год
| конец 2014 год | начало 2012 год | конец 2014 год | ||
Назови столицу округа? Что означает в переводе с ненецкого Нарьян –Мар? | 22%
| 0% | 78%
| 36% | 0%
| 64%
| |
Символика поселка Красное (герб, флаг) | 51%
| 0%
| 49%
| 72%
| 0%
| 28%
| |
Какие улицы знаешь? Почему так называются? | 63%
| 0%
| 37% | 67%
| 0%
| 33%
| |
Памятники и архитектурные сооружения г.Нарьян –Мара | 68%
| 0%
| 32%
| 81%
| 0%
| 19%
| |
Основные предприятия города, их назначение. | 71%
| 0%
| 29%
| 69%
| 0%
| 31%
| |
Культурные центры города Нарьян -Мара | 38%
| 0%
| 62%
| 42%
| 0%
| 38%
| |
Традиции города | 55%
| 0%
| 45%
| 44%
| 0%
| 56%
| |
Природный и животный мир нашего края | 24%
| 0%
| 76%
| 56%
| 0%
| 44%
| |
Ориентировка по карте-схеме поселка | 78% | 0% | 22% | 52% | 0% | 48% | |
Правила поведения на улицах города и в общественных местах | 34% | 0% | 66% | 17% | 0% | 83% | |
Приложение №2
Педагогический проект
«Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом »
(долгосрочный)
Цель: формирование у детей представлений о своём родном крае.
Задачи:
• Формировать у детей устойчивый интерес к своей малой Родине.
• Расширять знания детей об истории возникновения города Нарьян –Мараи п.Красное их дальнейшего развития до настоящего времени.
• Развивать эмоционально-целостное отношения к семье, дому, улице, детскому саду, бережное отношение к (достопримечательности, культура, природа)
• Учить и закреплять правила поведения на улицах города и в общественных местах.
• Обогащать словарный запас детей, развивать связную и монологическую речь.
• Развивать интеллект ребёнка, образно-наглядное мышление.
• Воспитывать любовь к своему поселку, чувство гордости за своих земляков.
Участники проекта.
Дети старшей и подготовительной групп ДОУ, родители воспитанников, педагоги ДОУ
Приложение № 3
Пособия для проведения непосредственно образовательной деятельности данной тематики (фото альбом) «Птицы нашего края», «Рыбы нашего края», «Животные нашего края», « Виды и административные здания п.Красное»
Приложение № 4
Перспективный план работы с детьми
(старшая и подготовительная группа)
Перспективный план работы с детьми 5-6 лет
Сентябрь
«Моя семья»
Работа с детьми
1. Беседа на тему «Моя семья».
2. Дидактические игры «Для чего человеку имя»
3. Дидактическая игра «Кто что делает?» (Семья)
3. Рисование на тему «Я и моя семья».
4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5. Оформление папки - передвижки «Мой дом – моя крепость»
Работа с родителями
1. Тематическая беседа «Семейные реликвии»
Октябрь
«Я люблю свой детский сад….»
Работа с детьми
1. Прогулка «Экскурсия по территории детского сада»
2. Беседа на тему «Наш детский сад – чистый и уютный»
3. Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории.
4. Рисование на тему «Мой детский сад»
5. Составление рассказа «Я люблю свой детский сад»
Работа с родителями
1. Консультация на тему «Роль детского сада в жизни ребёнка»
Ноябрь
«Я живу на крайнем Севере »
Работа с детьми
1. Беседа «История возникновения города Нарьян-Мара и п.Красное»
2. Оформление альбома « Административные центры и дома п.Красное»
3. Беседа на тему «Красная книга округа»
4. Прогулка «Белая берёза под моим окном»
5. Непосредственно образовательная деятельность «Я живу на крайнем Севере»
6. Показ видиоролика «Мой любимый посёлок»
Работа с родителями
1. Консультация на тему «Давайте детям поможем полюбить свой посёлок»
Декабрь
« Красное – малая Родина»
1. Беседа на тему «Мой родной поселок»
2. Экскурсия по улицам посёлка.
3. Символика поселка Красное
4. Слушание песни В.Ледкова(Жителя п.Красное) « Красное малая Родина…»
5. Рисование «Новый год в моём поселке»
Работа с родителями.
1. Беседа на тему «Как провести новогодние каникулы»
Январь
«Прошлое нашего края»
1. Беседа на тему «Народные костюмы коми и ненецев»»
2. Дидактическая игра «Собери костюм»
3. Знакомство с резьбой по кости, плетение тынзея.
4. Разучивание ненецких народных игр .
5. Праздник «Игры ненецкого народа».
Работа с родителями
1. Консультация для родителей «Самое старое здание нашего города Нарьян -Мара»
Февраль
«День защитника Отечества»
Работа с детьми
1. Беседа на тему «Наши Защитники» »
2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»
3. Подвижная игра «Защита границы»
4. Ручной труд: «Бескозырка, пилотка, бинокль»
5. Составление рассказа «Мой папа»
Работа с родителями
1. Изготовление совместного фотоальбома «Есть такая профессия – Родину защищать».
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Работа с детьми
1. Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
3. Рисование «Портрет моей мамы»
4. Разыгрывание ситуаций «Я с мамой в магазине», «Я с мамой в поликлинике» и т. д.
5. Чтение стихов о маме
6.Художественное творчество «Подарок маме»
Работа с родителями
1.Тематический вечер «Тепло материнского сердца»
Апрель
«Правила ПДД»
Работа с детьми
1. Непосредственно-образовательная деятельность «Лучший пешеход».
2.Совместное изготовление карты – схемы улицы поселка.
3.Обучение ориентироваться на карте – схеме. Дидактическая игра «Дойди до ….»
4. Беседа «Правила настоящего пешехода/ водителя »
Работа с родителями
1.Работа по благоустройству на территории участка
Май
«Это русская сторонка – это Родина моя»
Работа с детьми
1. Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
2. Экскурсия к «Памятнику »
3. Встреча с фронтовиком
4. Конструирование из разных видов конструкторов «Город будущего»
Работа с родителями
1. Краеведческая викторина «Знатоки родного края»
Перспективный план работы с детьми 6 – 7 лет
Сентябрь
«Улицы нашего поселка»
1.Беседа «Моя улица»
2. Художественная деятельность. Лепка «Мой двор»
5. Экскурсия по улицам посёлка.
6. Беседа «День рождение нашего округа»
7. Изготовление поздравительной открытки «С Днём рождения округ наш»
Работа с родителями
1.Консультация на тему « Улицы поселка – история названия»
2.Конкурс рисунков « Мы любим отдыхать на природе»
Октябрь
« Поселок, в котором я живу»
1.Экскурсия в музей п.Красное.
2.Художественная деятельность. Рисование «Золотая осень в нашем поселке»
3. Символика п.Красное и НАО. Дидактическая игра «Собери герб и флаг поселка/ округа»
4.Рисование «Моя улица»
5. Беседа «Не сжигайте опавшие листья»
Работа с родителями
1. Изготовление с детьми «Дом в котором я живу»
Ноябрь
«Живая красота тундры»
1.Беседа « Ненецкий автономный округ. Животный и растительный мир»
2. Ориентировка на карте Ненецкий автономный округ.
3. Непосредственно образовательная деятельность « Нарьян Мар – город Заполярья »
4. Краеведческая беседа «Мой край – ненецкий»
5. Экскурсия на «Почту»
6. Показ презентации « Нарьян -Мар – город мой родной»
Работа с родителями
1.Изготовление кормушек для птиц
Декабрь
« Зима в нашем поселке»
1. Художественная деятельность. «Зима в нашем поселке» (акварель)
2. Экскурсия в лес.
3. Изготовление игрушек для украшения групповой комнаты и ёлки к Новогоднему празднику.
4. Аппликация «Мой родной поселок в канун Нового года»
Работа с родителями
1.Конкурс «Изготовим новогодние сувениры»
Январь
«В гости в прошлое»
1.Знакомство с предметами обихода ненцев в чуме
2. Разучивание физкультминутки «Мы по городу идём»
3. Непосредственно образовательная деятельность «В гости в прошлое родного края»
4.Знакомство с народными играми ненцев
5. Дидактическая игра «Клуб знатоков» по теме «Как жили наши предки»
6. Развлечение «Наш край родной»
Работа с родителями
1.Консультация для родителей «А знаете ли вы? История »
Февраль
«День защитника Отечества»
1. Беседа на тему «Наши папы»
2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»
3. Непосредственно образовательная деятельность «Всегда на страже»
4. Ручной труд. Подарки для пап.
5. Составление рассказа из личного опыта «Мой папа»
6. Изготовление газеты (коллаж) «Папы – наша защита!»
Работа с родителями
1. Фото выставка « Мой папа - солдат»
Март
«Любимые наши мамы»
Работа с детьми
1. Художественное творчество. Рисование «Портрет моей мамы»
2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
3. Изготовление подарков для мам.
4. Беседа «Женские профессии»
5. Чтение стихов о маме
Работа с родителями
1.Тематический вечер «Наши милые мамы»
Апрель
«Труд людей в городе»
1.Знакомство с пожарной частью п. Красное
2.Экскурсия в библиотеку п. Красное.
3. Беседа «Горжусь трудом своих родителей»
4. Дидактическая игра «Магазины нашего поселка»
5. Дидактическая игра «Подбери правильно»
6.Беседа «Откуда берётся мусор?»
7. Составление рассказа «Как мы трудились на огороде»
Работа с родителями
1.Конкурс рисунков «Герб нашей семьи»
Май
«Знай и люби свой край»
Работа с детьми
1. «Памятники воинам ВОВ в городе Нарьян- Маре»
2. Разучивание стихов о Великой Отечественной войне.
3. Беседа на тему «Что ты хочешь, чтобы было в нашем поселке ещё»
5. Экскурсия в школу поселка.
6. Разгадывание кроссвордов «Мой поселок»
7. Изготовление из бросового и природного материала «Герб п.Красное»
8. Игры с буквами.
Работа с родителями
1.Краеведческая викторина « Наш край родной»
Приложение 4
Конспекты праздников и развлечений
Игры ненецкого народа
( Праздник для детей средней группы)
Образовательная деятельность – познание, физическая культура
Воспитатель по ненецкому языку Выучейская Александра Алексеевна
Воспитатель по физкультуре Хатанзейская Ирина Владимировна
Задачи: Прививать любовь к родному краю, способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере. Вспомнить игры народов Севера; воспитывать выносливость, ловкость, настойчивость в достижении цели; поднять эмоциональный тонус; добиться ощущения радости движения.
Ход развлечения
1 (Предварительно в группе воспитатель сообщает детям, что им пришло письмо от неизвестного гостя. Этот гость приглашает к себе на праздник.
- Готовы отправиться в путь? Хватит ли у вас сил? Чтобы укрепить силы, давайте потренируемся.
Мы шагаем, мы шагаем,
Кверху руки поднимаем,
В стороны их разведём,
Вниз опустим и пойдём.
(Дети с воспитателем отправляются в зал)
2 Мы с вами живём в большой прекрасной стране – Россия. Наш Ненецкий Автономный округ находится на севере России. А как называется наш город? (г. Нарьян-мар), да, ребята, это наш любимый край, тундра, где живут оленеводы и рыбачат рыбаки. Тундра – это родной и очень любимый дом.
Тундра, тундра – дали бескрайние
Оленьи упряжки, чум и снега
Живут в этом крае люди бесстрашные
Ветра и метели, да холода…
3 Игра «топ-хлоп»
А теперь, мои друзья, у меня для вас игра
Если да, то хлопаем, если нет, то топаем.
(Если животное живёт в тундре – хлопайте, а если нет, то топайте)
Олень, тигр, лиса, мышка, медведь, крокодил, жираф, заяц, волк, кенгуру, лев, песец, россомаха, слон…
4 Игра «аргиш»
- Ребята, посмотрите, это след аргиша. Поедем по следу, сейчас запряжём оленей. Вот какой длинный аргиш! Поехали!
5 Игра «по кочкам»
- Ой, ребята, куда мы приехали?
Какое сейчас время года? (весна)
- Весна, весна кругом вода. Сейчас мы будем перепрыгивать по кочкам, осторожно, не упадите в лужу.
6 Ребята, какое сейчас время года? (весна), а сейчас вы расскажете стихи о весне.
Край наш родимый, ты край наш родной.
Мы в этом крае родились с тобой.
Будем беречь её светлые дали,
Мы ведь с тобою об этом мечтали.
Пришла красавица-весна,
Ручьи водою полнятся
И оленята малые
На свет уже рождаются.
Оленёнок, оленёнок,
Ты совсем ещё ребёнок:
Маленькие рожки,
Тоненькие ножки.
Я хочу с тобой играть,
Выйди, выйди погулять.
7 Загадки.
- А сейчас, ребята садитесь на стулья, отдохните, а я загадаю загадки…
-бежит, бежит, но не вытечет (вода реки)
-не увидишь как и пришёл (ветер)
-великан полгода спит (медведь)
-махая пёстрыми крыльями, над цветками порхает (бабочка)
-он сети, как рыбак, готовит, а рыбы никогда не ловит (паук)
-не царевич, не королевич, на голове корону носит (олень)
8 Ребята, к нам же письмо приходило, а мы про него забыли (доносится стук в бубен из чума, выходит Баба-яга)
Б-яга: Нань торова, нацекы! Это я вам отправила письмо, скучно мне одной в тундре. Можно мне с вами поиграть, я не буду вас пугать. Развеселите меня!
- Ребята, это Пернэ не – Баба-яга. Это она вас пригласила к себе в гости. Наступила весна, стало тепло и даже Баба-яга стала доброй. Возьмём её в игру?
Б.яга: А я вам игры приготовила.
«Жмурки», «прыжки через нарты»
- Молодцы, ребята! А сейчас отдохните, садитесь на стулья. Весной появляются оленята и дети про них расскажут стихи.
- Какое животное самое главное в тундре, отгадайте загадку:
Кто по снегу, по траве носит лес на голове? (олень)
- И сейчас мы с вами поиграем в игру «чья упряжка быстрее доедет»
Ещё одну игру приготовила Б-яга «охота на гусей»
-Сейчас все охотники охотятся на птиц, какие перелётные птицы к нам прилетают? (гуси, утки, лебеди, гагары)
-Мы выберем 2 охотников, охотники находятся за линией. Гуси летают, охотники должны попасть в гусей.
Б-яга: молодцы, ребята! Вот мы с вами повеселились, не зря я в гости вас пригласила. Ну а сейчас я устала, старенькая уже, но я вам приготовила угощение. Приходите ещё в гости!
Восп-ль: ребята, вам понравилось играть с Б-ягой, попрощайтесь с ней.
-Лакамбой!
Спортивное развлечение
Мы любим - веселиться, играть и побеждать (для детей 6-7лет)
Воспитатель по ненецкому языку Выучейская Александра Алексеевна
Воспитательпо физкультуре Хатанзейская Ирина Владимировна
Задачи: Воспитывать любовь и уважение к родному краю. Доставить детям чувство радости. Развивать детей физически, укреплять их здоровье; воспитывать чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи. Вырабатывать ловкость, быстроту, решительность, волю к победе.
Материал: вожжи, шапочки-рожки, лыжи, обручи, сани, гимнастические палки, канат; эмблемы птиц.
Ход развлечения:
Ребята, где мы с вами живем?
- В Ненецком Автономном округе. Это наш любимый край.
Какие у нас на Севере люди?
- Сильные, выносливые, мужественные, приспособленные к суровым условиям обитания.
А я - Северяночка, приглашаю вас к чуму.
- Послушайте стихотворение (рассказывает ребенок).
Тундра, тундра-дали бескрайние
Оленьи упряжки, чум и снега.
Живут в этом крае
Люди бесстрашные
Ветра и метели, да холода…
И мы отправимся в путь, в тундру, к чуму.
(Появляется Парны не (Баба-Яга), начинает бегать около детей.)
Парны-не. Я помешаю вам побывать в тундре. Ха-ха-ха! Не бывать этому. Злая пурга и трескучий мороз помогут мне в этом! Пока не преодолеете все припятствия, не попадете в чум. Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Северяночка: Мы с вами поиграем в эстафету, которая называется: « Зов тундры!». Покажем Баба-Яге, какие мы сильные, быстрые и ловкие! Вы готовы?
Постройтесь в шеренгу, разделимся на две команды. Первая команда называется «совушки», вторая- «воробушки»
Назовите по-ненецки «совушки» - ханибцеко, «воробушки»-лэ’’мороця.
- У нас одно условие, как только я произнесу: Тундра зовет! Вы должны громко крикнуть «Ура!»
1 эстафета «На оленьих упряжках».
Дети встают парами (один ребенок-олень, другой-оленевод). Оленеводы запрягают оленей в вожжи. Чья упряжка быстрее добежит до чума. И так, тундра зовет! –Ура!
2 эстафета «Снегоступы».
Ребенок с команды «совушки» надевает одну лыжу, ребенок с команды «воробушки» надевает вторую лыжу. Чья команда быстрее добежит. –Тундра зовет! –Ура!
3 эстафета «Драчливые куропатки»
- В нашей тундре какая птица постоянно обитает? (куропатка). Как по-ненецки куропатка? – Хабэвко. Как она кричит? –Каб-каб-кабэв!
Весной, среди кочек, куропачи дерутся за свою куропаточку.
-Сейчас вы будете бороться, как куропатки.
Дети по двое встают в обручи, плечом к плечу на одну ногу, руки при этом держат за спиной.
Задача-толкнуть соперника плечом, чтобы тот потерял равновесие.
- Тундра зовет! –Ура!
-Расправьте крылья, выпятите грудь. Боритесь с клохтаньем («кабэв, кабэв!»). Прыгайте, упирайтесь ногами, боритесь!
- Молодцы! Хорошо повеселились!
- А сейчас немного отдохнем. Парны не приготовила вам загадки.
Парны не: Ребята, отгадайте мои загадки:
Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде нет (снег, по-ненецки сыра).
В огне не горит и в воде не тонет (лед-салаба).
Без глаз, без рук, красивые узоры шьет (мороз-тецьда).
Она, как снег; от солнца прячется, а мыши от нее (сова-ханибце)
Летом серая, зимой белая, на кустиках сидит, под снег зарывается (куропатка-хабэвко).
В густом лесу два уголька носит (заяц-нявако).
Серовато, зубовато, по тундре рыщет, оленей ищет (волк-сармик).
Великан полгода спит (медведь-варк).
4 эстафета «Санный поезд»
Санки связывают друг с другом. Взрослые держат за веревку санный поезд, дети сидят в санях. По сигналу санные поезда движутся от старта до финиша. Побеждает та команда, чей поезд придет к финишу первым. –Тундра зовет! –Ура!
5 Эстафета «Состязание в силе»
Дети сидят лицом друг к другу с полусогнутыми ногами, опираясь ступнями. Затем палку берут обеими руками. По сигналу дети начинают перетягивание. Побеждает тот, кто перетянет к себе другого.
- Сейчас вы будете состязаться в силе. Палку надо тянуть на себя изо всех сил. –Тундра зовет! –Ура!
-Молодцы!
Северяночка: Немного отдохнем. Перечислите, какие животные обитают у нас в тундре. (На ненецком языке).
- Теня, нявако, сармик, варк, ты, нохо, писяко, пияко, ингней.
( Лиса, заяц, волк, медведь, олень, песец, мышка, горностай, россомаха).
А какие птицы в тундре остаются на зиму?
- Ханибце, хабэвко (сова, куропатка).
Игра «Перетягивание каната».
Парны-не: Молодцы! Среди вас есть сильные, есть и настоящие богатыри! Все вы очень старались, поэтому победила дружба! Подойдите к чуму, примите, пожалуйста угощение!
«Наш край родной»
Развлечение для старших дошкольников
Воспитатель по ненецкому языку – Выучейская Александра Алексеевна
Цель – Формировать понятие «Малая Родина»
Задачи – Закреплять представления о малой Родине – Ненецком Автономном округе, его символике, растительном и животном мире, природных богатствах. Формировать осознанное отношение к природе родного края, интерес к её изучению, желание беречь и охранять её. Воспитывать чувство гордости, любви, уважения, ответственности за малую Родину.
Материал - Оформление картин на стене; карта НАО. Плакат с изображением тундры, фотографии с изображением животных и растений. Материал для дидактической игры «С какого кустика ягода?» Разрезные картинки «Герб НАО», «Флаг НАО», «Герб России», «Флаг России». Шапочка «Солнца» для игры «Хэйро», канат для п/игры «Перетягивание каната»
Ход развлечения
Педагог – Ребята, что мы называем Родиной? (Место, где мы родились, живём, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья. Это родной дом, родной город, родной край; это всё то, что нас окружает). У каждого человека есть своя малая Родина.
Стихотворение «С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С тундры любимой, родной,
С хороших и верных товарищей,
С кем ходишь ты в садик свой.
А может, она начинается
С мошки, что любит кусать,
С морозов, снегов и комариков –
Ведь их никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С рябины, горящей в снегу,
С морошки, брусники целительной,
Что в тундре растёт на виду.
А может она начинается
С заветных родительских слов:
- Люби, мой сын, край свой родной,
Не сыщешь такого нигде, друг мой!
Педагог – необычное название у нашего посёлка. Что обозначает это название? Красное – значит красивое. Красивое место, где стоит наш посёлок
- А так же необычное название у нашего города. Как называется наш город? (Нарьян-Мар). Как переводится это название с ненецкого на русский? (Красный город). Нарьян-мар – это центр Ненецкого округа. Назовите коренных жителей НАО (ненцы, коми). А какое главное природное богатство нашего края? (газ, нефть).
Много чудес на Крайнем Севере, это – полярный день, когда летом солнце светит днём и ночью; и полярная ночь, когда самая длинная ночь; и полярная звезда, которая видна только у нас. А самое прекрасное – это северное сияние, которое полыхает разноцветными сполохами на всё небо.
П/игра «Хэйро»
- Что вокруг произошло?
Солнце первый раз взошло.
Озарило даль и снег,
Одарило светом всех!
Хэйро! Хэйро!
Педагог – А сейчас, скажите, что изображено на карте? (НАО)
- Каждый округ имеет свою символику. У нашего округа тоже есть свой герб и флаг. Что изображено на гербе, на флаге?
Дид. Игра «Собери герб» (Дети собирают герб из разрезных картинок)
Педагог – Ребята, а теперь немного отдохнём. Как называется наша река?- Печора, чем она богата? Наша река богата рыбами, поэтому у нас живут не только оленеводы, но и рыбаки. И сейчас поиграем в игру.
П/игра «Невод и рыбки»
А сейчас, ребята прочитают стихи о Родине.
Стихи о Родине
- Нет в мире краше Родины нашей!
Ты вспомнишь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспомнишь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал
-Среди городов нашей страны есть любимый город. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной город, город Нарьян-Мар.
Нарьян-Мар, наш город северный,
Старый ты и молодой,
Севера ты столица,
Сердцем мы всегда с тобой.
На ладонях тундровых просторов стоит прекрасный и уютный посёлок
Красное.
Я люблю тебя, посёлок
Сердце предано тебе.
Ты для нас всех очень дорог,
Дорог матушке-земле.
Будешь жить ещё ты долго,
Станешь ты ещё милей.
С каждым днём и с каждым годом
Любим мы тебя сильней!
- А самое главное животное у нас в тундре это…олень!
Выходит солнце из-за сопок, оно сияет в двух шагах
Олень – красавец быстроногий, его выносит на рогах.
Стоит олень перед тобою, глядит доверчиво, как друг.
А меж рогов его ветвистых сияет солнца алый круг.
- А сейчас, ребятки, поиграем в игры.
Дид.игра «Подбери ягодку к кустику»
- Природа нашего края богата и красива, предлагаю заселить тундру. Из предложенных растений выберите, которые у нас растут, а из животных – тех, что заселяют тундру. Назовите по-ненецки растения и животные, которые вы выбрали.
- Молодцы! Нужно помнить: природа беззащитна перед человеком, её надо охранять. А охранять природу – значит охранять Родину!
- Ребята, Вы знаете, что на Севере живут люди сильные и выносливые, проведём игру.
П/игра «Перетягивание каната»
Наше развлечение я хочу закончить прекрасными словами Михаила Михайловича Пришвина: « Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птице воздух, зверю – лес и тундра. А человеку нужна…Что? (Родина)
- Сегодня вы показали, как много знаете о ней. Берегите её!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
заглавие | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное воспитание
Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»
Автор опыта: Чупрова Наталья Александровна, старший воспитатель ГБДОУ НАО « Детский сад п. Красное»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к архитектуре Санкт – Петербурга средствами дидактических игр в дополнительном образовании.
Дополнительное образование является специфической системой построения дополнительного (к базовому) образовательного пространства развития ребенка и решает не только утилитарные задачи, но позволяет ра...
Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к покорителям космоса
Как формировать у старших дошкольников познавательный интерес к покорителям космоса...
Формирование у старших дошкольников познавательного интереса: «Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга.»
Формирование у старших дошкольников познавательного интереса/...
Статья «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине»
Для использования в работе...
Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...
Результаты реализации инновационной площадки по теме «Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора LEGO и робототехники с использованием регионального компонента»
Результат тематического контроля «Внедрение разработанной системы педагогической и воспитательной работы, направленной на развитие конструктивной и исследовательской деятельности дошкольников в ...