Дополнительное образование (кружок) "Шкатулка чудес" ФГОС
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Способствовать формированию и развитию экологической культуры детей через опытно-экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, бережного отношения к Природе и своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_fgosu_shahray_t.i._2015-2016.docx | 106.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Жемчужинка» муниципального образования г. Саяногорск
655602 Хакасия, г.Саяногорск, Центральный мкр., дом 11
Принято: Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ
протокол № от 2015г. __________С.В.Гордиенко
Приказ № от 2015г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования
дошкольников 5-6 лет
(познавательное развитие)
«Шкатулка чудес»
Сроки реализации программы 2015 – 2016 уч.год
Руководитель: Шахрай Т.И.
воспитатель старшей группы
г .Саяногорск 2015г.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,
покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Пояснительная записка.
Актуальность.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы. На занятиях в экологическом кружке широко применяется наглядность: живые объекты, слайды, фотографии, предметные картинки, дидактическое карточки, игры, схемы и модели, муляжи.
В работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный.
Дети получают возможность занять активную позицию, принять участие в проведении экспериментов и опытов, под руководством взрослого сделать выводы, произвести обобщение.
Очень важно учитывать при организации работы по экологическому воспитанию в детском саду региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе), ресурсное обеспечение педагогического процесса (материально-техническое и научно-методическое).
Направление деятельности: познавательное.
Цель: Способствовать формированию и развитию экологической культуры детей через опытно-экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, бережного отношения к Природе и своему здоровью.
Кружковая работа по экологии в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами);
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Ожидаемый результат:
Развитие у детей бережного отношения к живой и неживой природе. Начальные знания по национально-региональному компоненту (растительный и животный мир Хакасии).
Повышение уровня сформированности основ экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Список детей старшей (подготовительной) «А» группы «Чебурашка», посещающих кружок по экологии «Шкатулка чудес»
- А. Алена
- В. Ирина
- Г. Виктория
- З. Кристина
- Х. Алиса
- Х. Маргарита
- М. Леонид
- О. Роман
- Р. Георгий
10.Ч. Дмитрий
Согласно «Интруктивно-методического письма о гигиенических требованиях и максимальной нагрузки для детей дошкольного возраста, СарПиН 2.4.1. 3049-13, образовательная деятельность по дошкольному образованию проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 25 мин.
Методика предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения: игра – путешествие, экскурсии в природу, экспериментальная деятельность.
Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, эко-сказки, труд в природе.
Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определенным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.
Словесные: рассказывание, беседа, чтение.
Срок реализации: 2 года.
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников
Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.
Гуманистичность. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях . Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.
Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода. Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую.
Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
Регионализм. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.
Системность. Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего».
Преемственность. Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и учеников начальной школы заключается в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.
Интеграция. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.
Содержание программы
дополнительного образования «Шкатулка чудес»
Направление деятельности | Содержание доп. образования | Кол-во занятий | Кол-во часов |
Познавательное развитие | Экспериментирование Формировать представления детей о способе познания мира (эксперименте). Создать условия для знакомства детей со свойствами воды, почвы, осн.свойствами веществ (жидк, тверд, газ | 7 | 2ч.55мин |
Эко-календарь Обеспечить условия для знакомства детей с эко-календарем Хакасии, театром теней. | 4 | 1ч.40 мин. | |
Мой край Хакасия Создать услоия для формирования любви к родному краю, природе и достопримечательностям. | 2 | 50 мин | |
Эко-сказки Обеспечить условия для формирования эко-культуры у дошкольников через сказки | 5 | 2ч.05 мин. | |
Эко-коллажи Обеспечить условия для передачи бережного отношения к природе через художественно-эстетическую деятельность | 3 | 1ч.15мин | |
Животные и птицы Хакасии Обеспечить условия для знакомства детей с многообразием животного мира республики | 7 | 2.ч.55мин | |
28 | 11ч.40мин (700мин.) |
Тематический план.
Первый год обучения.
Раздел / Количество занятий
1. «Экспериментирование» / 7
2.«Экологический календарь» / 4
3. «Животные» / 4
4.«Птицы» / 3
5. «Мой край Хакасия» / 2
6. «Эко-сказки» / 5
7. «Эко-коллажи»/ 3
Второй год обучения.
Раздел / Количество занятий
1. «Я и природа» / 2
2. «Вода» / 3
3. «Воздух» / 3
4. «Солнце» / 3
6. «Человек и природа» / 2
7. «Растения Хакасской степи» / 6
8. «Красная книга Хакасии. Животные» / 5
9. «Эко-календарь» / 1
10. «Эко-сказки» / 3
Мониторинг детей программы дополнительного образования «Шкатулка чудес» октябрь 2015
Ребенок | Отношение к экспериментдеятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия | |||||||||||||||||||||||||||
Октябрь ИТОГ 54% - средний 46% - низкий | проявление инициативы и творчества в решении проблемных ситуаций | проявление познавательного интереса | Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения | широко пользуясь аргументацией и доказательствами | Планирует предстоящую деятельность | Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности | Действует планомерно | Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности | Самостоятельно готовит материал | Формулирует в речи: достигнут или нет результат | замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе | |||||||||||||||||||||
Ира | С | С | Н | Н | С | С | С | С | С | С | С | |||||||||||||||||||||
Вика | С | С | Н | Н | С | С | С | С | С | С | С | |||||||||||||||||||||
Кристина | Н | С | Н | Н | С | С | С | С | С | С | Н | |||||||||||||||||||||
Алиса | С | С | Н | Н | С | С | С | С | С | С | С | |||||||||||||||||||||
Алена | Н | С | Н | Н | Н | С | С | С | С | С | Н | |||||||||||||||||||||
Рита | Н | С | Н | Н | Н | С | С | Н | С | С | Н | |||||||||||||||||||||
Лёня | Н | С | Н | Н | С | н | С | Н | Н | С | Н | |||||||||||||||||||||
Рома | Н | С | Н | Н | С | С | С | С | Н | С | С | |||||||||||||||||||||
Гоша | Н | С | Н | Н | Н | Н | С | Н | Н | С | Н | |||||||||||||||||||||
Дима | Н | С | Н | Н | Н | Н | С | Н | Н | С | Н | |||||||||||||||||||||
Итого | 30% -с 70% - н | 100% - с | 100%- н | 100% - н | 60% -с 40% -н | 70% - с 30% - н | 100%-с | 60% -с 40% - н | 60% -с 40% - н | 100%-с | 40% -с 60% - н |
.
Содержание блоков
Блок. Измерение.
Измерение как один из способов познания мира. Единицы измерения температуры, времени. Понятие “время” - длительность существования, продолжение событий, последовательное течение суток за сутками. История развития измерительных приборов и происхождение мер. Измерительные приборы длины, веса, объема.
Блок. Земля и её место в Солнечной системе.
Модель Солнечной системы, место планеты Земля в ней, вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Смена дня и ночи. История возникновения календаря. Способы ориентировки по карте, на местности (используя знание сторон света), во времени (знание частей суток, времен года).
Блок. Что у нас под ногами( Песок.Глина.Камни.)Вода и ее свойства.
Три основных состояния веществ (жидкое, твёрдое и газообразное). Свойства воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, выталкивать более лёгкие предметы и удерживать их на поверхности, находиться в любом из трёх состояний вещества ). Способы познания свойств жидкостей; погружение различных предметов; определение плотности, плавучести (пенопласт, деревянный брусок, камень, металлический предмет, изделия из стекла, пластмассы) растворение соли, сахара, соды, марганца; замораживание, нагревание, кипячение.
Твердые тела, их свойства. Применение в жизни человека изделий из стекла, пластмассы, керамики, дерева. Экспериментирование с твёрдыми телами, их свойствами ( рассматривание почвы, песка, глины, пропускание через них воды, ощупывание, разбивание, нагревание предметов из стекла, пластмассы, металла)
Блок. Движение.
Виды движения ( человек и животные идут, бегают, приседают, скачут; машины, самолеты, механизмы перемещаются в различных пространствах (воздушное, водное, земное); планеты и спутники вращаются в космосе. Прямолинейное, вращательное, движение по наклонной плоскости, свободное падение. История создания простых механизмов и их применение.
Блок. Свет и цвет.
Свет как одна из форм энергии. Солнце-главный источник света на Земле. Свойства света: отражение (от зеркальных поверхностей разной формы – выпуклой, вогнутой, плоской), преломление луча света от фонарика, через плоскую бутылочку; увеличение изображений , использование увеличительного стекла, лупы, изготовление самодельной линзы; разложение света на составляющие цвета, получение радуги. Строение глаза как оптического прибора. История развития осветительных приборов.
Блок. Звук и слух.
Источники звуков. Способы восприятия звуков животными и человеком. Строение человеческого уха. Гигиенические правила охраны слуха. Понятие – скорость звука. Распространение звука в воздухе, воде и твёрдых телах, отражение звука (эхо), громкость.
Блок. Магнетизм.
Магнит и его свойства: притягивает к себе металлические предметы.
Область применения магнитов. Компас – прибор для определения сторон света. Устройство компаса.
Человек и законы природы.
Законы существования всего живого на земле: закон всемирного тяготения и земного притяжения, закон действия и противодействия, видоизменения вещества и перехода его из одного состояния в другое. Явления ,происходящие в природе (радуга, туман, роса, дождь, снег, ветер) объяснимы и подчиняются физическим законам.
Календарно – тематическое планирование работы с детьми
1.2 Мониторинг освоения детьми программного материала
Педагогическая диагностика организуется 2 раза в год (сентябрь, май). Она разработана на основе итоговых занятий И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир по методическому пособию “Детское экспериментирование” (2003г.)
Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей.
Оценка знаний старших дошкольников
Отношение к экспериментдеят-ти | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия | |||||||||||||||||||
проявление инициативы и творчества в решении проблемных ситуаций | проявление познавательного интереса | Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения | широко пользуясь аргументацией и доказательствами | Планирует предстоящую деятельность | Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности | Действует планомерно | Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности | Самостоятельно готовит материал | Формулирует в речи: достигнут или нет результат | замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе | |||||||||||||
Высокий уровень (оценивается в 3 балла) – ребёнок самостоятельно выполняет диагностические задания, добивается результата.
Средний уровень (оценивается в 2 балла) – ребёнок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, но результат появляется при помощи взрослого (наводящие вопросы, показ способов действий).
Низкий уровень (оценивается в 1 балл)– ребёнок понимает смысл предлагаемого ему задания, но отказывается от его выполнения, либо затрудняется выполнять задание (не проявляет интереса, не уверен в достижении результата, отказывается от выполнения задания)
Требования к уровню подготовки.
К концу двух лет посещения кружка воспитанник должен знать:
1.Элементарные научные сведения о различных природно-климатических зонах, условия жизни на Земле;
2.О свойствах веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
3.Модель и “портрет” Земли, значение и роль цвета на глобусе и карте (как условного обозначения);
4. Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдения за движением Солнца и Луны, рассказы о вращении планет вокруг Солнца, с помощью иллюстр. материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, затмением); об основных видах движения, причинах и способах их измерения (скорость, направление, траектория);
5.Элементарные научные сведения о некоторых физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество),
6.Об особой форме энергии – электричестве; материалах, проводящих электрический ток; о способах познания свойств света (преломление, отражение),
7.О распространении звука в воздухе, воде,твердых телах,отражение звука – эхо;
правила техники безопасности при проведении физических опытов.
Уметь:
1.Пользоваться измерительными приборами: линейкой, весами, мерными сосудами, термометром, часами.
2.Экспериментировать с магнитом, лупой;
3.Самостоятельно изготавливать простейшие приборы для экспериментирования: линзу, измерительную ленту, мерный сосуд;
4.Распознавать звуки с закрытыми глазами.
Навыки:
1.Работать с различными материалами;
2.Работать с различными инструментами.
3.Самостоятельная организация обстановки для организации экспериментирования.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Высокий уровень:
Дети активно стремятся добывать знания разными доступными им способами. Задачу эксперимента формулируют самостоятельно. Принимают активное участие в разработке методики сложных опытов. При выслушивании инструкций задают уточняющие вопросы, строят простейшие гипотезы, имеют способность принять их или отказаться под влиянием результатов проведенного эксперимента. В простых случаях работают при скрытом контроле взрослого При выполнении правил безопасности могут предвидеть последствия действий, выполняемых впервые. Часто следят за выполнением правил другими детьми, хотя сами порой о них забывают. Продолжительность непрерывного наблюдения 5—10 минут: При фиксировании результатов помимо графических способов начинают использовать моделирование. При анализе полученных данных могут сделать заключение о скрытых свойствах предметов и явлений.
Средний уровень:
Дети проявляют любознательность, хорошо дифференцируют известное и неизвестное. Формулируют задачу эксперимента самостоятельно, но при поддержке взрослого. Совместно с воспитателем разрабатывают методику проведения опытов Мог/т выполнить опыт по одной инструкции. Способны прогнозировать результат, но сложно отказаться от недоказанного, ошибочного предположения. Стараются выполнить правила безопасности. Продолжительность непрерывного наблюдения составляет 4—6 минут требуется акцентирование внимания детей на основных моментах развивающихся событий Используют самостоятельно несколько графических способов фиксации исследований. В простых случаях могут самостоятельно проанализировать результат опыта. Работают под непосредственным контролем педагога
Низкий уровень:
Дети часто задают вопросы взрослым, ответ на которые очевиден. С помощью взрослого пытаются сформулировать задачу эксперимента. Не участвуют в продумывании методики опыта. Выполняют инструкции, содержащие не более 2—3 простых поручений одновременно. С трудом высказывают предположение, каким может быть результат опыта. Воспринимают инструкции по правилам безопасности, но могут забыть предупреждения. Продолжительность наблюдений до 3—4 минут при этом со стороны педагога необходимо детальное комментирование хода эксперимента. При фиксировании результатов опыта испытывают трудности, не могут самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. При анализе результатов требуется помощь взрослого. Дети хорошо понимают лишь простейшие причинно-следственные связи. Работают вместе с воспитателем.
Список использованной литературы
1.Асланиди К.Б. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях / К.Б. Асланиди, С.Г. Кшенадзе // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: материалыРос.Конф.-М.,1998.
2. Дошкольное образование России в документах и материалах: сб. действующих нормативно-прав. док. и прогр.-метод. материалов / ред.-сост. Т. И.Оверчук.–М.,2004.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
4. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
5. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
6. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В.О.Зебзеева//Дошкольноевоспитание.-1998.-N7.
7. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.–М.,2003.
8. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
9. Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование /Н.Н.Моисеев.–М.,1995.
10. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева.-М.,2001.
11. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
13. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М., 2000. /»Игры с водой и песком», «Опыты с песком и глиной»
14. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста»
15. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
16.Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
17. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет.
Дайте определение экспериментированию? Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое переводится как «проба», «опыт». Экспериментом называют научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий. В широком смысле эксперимент - это любой опыт. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу.
Объяснялки от детей (звукозапись)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).
4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...