Познавательная беседа с детьми на прогулке.
занимательные факты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Игнатьева Татьяна Юрьевна

Познавательная беседа с детьми

на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.odt37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная беседа с детьми

на прогулке.

 Наблюдение за воробьями.

Цель – учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны; воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

Беседа                                

В канаве с водою талой

Плещется воробей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть...

Задорный, лихой воробьишка —

Боюсь я его спугнуть.

Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собирается в шумные стайки. Обратите внимание на оживленное поведение воробья. Заметили, какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны? (Воробьи радуются ей, задорно чирикают: чик-чирик, чик-чирик.)

Давайте вспомним, чем питался воробей зимой? (Зернышками, крошками.) А летом и осенью? (Клюют зернышки и семена растений.) А весной? (Воробьи любят питаться мошками, комарами, гусеницами, тлей.) Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на территории детского сада. Строительство гнезда — дело нелегкое. Из чего воробьи строят гнезда? (Из перышек, сухих травинок, кусочков ваты.) А для чего воробьям гнезда? (В гнездах насиживают яйца.) Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы. Пока птенцы маленькие, кто их кормит? (Родители.) Чем родители кормят своих малышей? (Мошками, комарами и другими насекомыми.) Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

Труд. Расчистка клумбы от прошлогодней травы.

П/и: "Кто быстрее?". "Дальше и выше". Прыжки вверх с места

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что за предмет", "Угадай игрушку".

Пальчиковая гимнастика "Воробьишки"

Самостоятельная игровая деятельность.  Свободные игры

        

№ 2 Наблюдение за градом

Цель – познакомить с понятием «град»; дать представление о том, почему в природе наблюдается град; активизировать внимание, память.

Беседа                                  

С неба полетели

Белые горошки.

Испугалась курица,

Убежала кошка.

Я хотел попробовать

Белого горошка,

Только почему-то

Тает он в ладошках.

Когда земля нагревается, теплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх. Высоко над землей всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно идет с дождем: одни льдинки успевают растаять, другие же, самые крупные, падают на землю. Вот так мы наблюдаем это природное явление.

Исследовательская деятельность. Понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки-горошки: на дороге, под кустами и т.д.

Труд. Уборка обрезанных веток кустарников и деревьев.

П/и: "Птицы и лиса". "Подбеги и поймай". Прыжки с пеньков

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто впереди?".

"Узнай по описанию".

Пальчиковая гимнастика "Град"

Самостоятельная деятельность. Игры с выносным материалом

№ 3 Наблюдение за снегом

Цель – учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе (солнце — снег).

Беседа          

На безобразных зимних перекрестках

Ещё лежал позавчерашний снег,

Он не любил весенних теплых нег,

Но уберечься было так непросто!        

Есть приметы: если снежные хлопья стали крупными — жди оттепели; снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть — жди ранней весны. Что происходит со снегом, когда припекает солнце? Каким цветом становится снег? Где быстрее тает снег – в тени или на солнце?

Исследовательская деятельность.  Измерить глубину снега на солнце и в тени.

Труд. Расчистка дорожек от мусора.

П/и: "Зайцы". "Не задень". Прыжки через веревку на высоте 15—20 см.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто больше назовет действий". "Придумай предложение".

Пальчиковая гимнастика "Снежок".

Самостоятельная деятельность. Игры с выносным материалом.        

№ 4 Наблюдение за облаками

Цель – продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

 

Беседа                              

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала, сыпала

На поля озерушки,

Белый пух да перышки.

Посмотрите на небо, что вы видите? Какие сегодня облака? Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег? В каком направлении плывут облака? На что похожи сегодняшние облака? Как по облакам узнать погоду? В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. С детьми вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.

Труд. Помощь малышам в сооружении горки на их участке.

П/и: "Бездомный заяц". "Автомобили". Прыжки на двух ногах.  

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто впереди?". Разучивание скороговорки "Во дворе трава, на траве дрова".

Пальчиковая гимнастика "Облака".

Самостоятельная деятельность. Игры с водой и песком.

№ 5 Наблюдение за капелью

Цель – закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры; обучать исследовательским действиям.

Беседа                      

На солнышках согрелась ель,

Подтаяла сосна.

В лесу апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна.

С какой стороны сосульки длиннее — с солнечной и теневой? (С солнечной.) Почему? (Солнце пригревает больше, и от этого они  «растут».) В морозный день сосулька растет или уменьшается? (Уменьшается, так как разрушается от мороза и ветра) А в солнечный день? (Растет.) С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной — солнце греет лед, и он превращается в воду.) Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой — с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды. А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище — на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульки, которые находятся возле дороги.

Наблюдение проводится на следующий день. Воспитатель спрашивает детей, в каком сосуде воды больше, в каком она чище.

Труд. Посыпание песком дорожек на участке малышей.

П/и: "Пятнашки", "Не замочи ноги". Прыжки через препятствия.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Ветер". "Части".

Пальчиковая гимнастика "Кап кап".

Самостоятельная деятельность. Игры с песком.

№ 6 Наблюдение за таянием снега

Цель – учить устанавливать взаимосвязи в природе.

Беседа                          

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам  на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

Исследовательская деятельность

Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.

Труд. Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.

П/и: "Волк и коза". "Самолеты". Метание мяча правой и левой рукой.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто впереди?". "Назови по порядку".

Пальчиковая гимнастика "Град"

Самостоятельная деятельность. Игры с камушками.

№ 7 Наблюдение за рябиной

Цель – закреплять знания о рябине; развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

Беседа                                

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина.)

Когда зацветает рябина? (В мае.) Как выглядят ее соцветия? (Кремово-белые соцветия.) Кто переносит пыльцу рябины? (Пчелы.) Почему рябину называют неприхотливым деревом? (Хорошо себя чувствует в тени и на открытых местах, привычна к морозным зимам.) Какие звери любят ягоды рябины? (Лоси, ежи, белки, бурундуки, снегири, свиристели.) Почему птицы сбрасывают ягоды рябины на землю? (Они под снегом лежат как консервированные, а весной находят сброшенные ягоды, и готово угощение.) Что дает рябина людям? (Из ягод варят варенье, джем, мед, из древесины делают посуду, из веток плетут красивые корзины.)

Труд. Посадка деревьев.

П/и: "Что растет в родном краю?". "Вышибало". Метание мяча.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Узнай по описанию". "Размер предметов".

Пальчиковая гимнастика "Дерево".

Самостоятельная деятельность. Рисование на асфальте.

№ 8 Растения и кустарники на участке

Цель – закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.

Беседа                            

Тополечек не сажала,

Сам он вырос под окном.

Но придется мне, пожалуй,

Позаботиться о нем, —

Тополек я пожалела,

Сорняки убрать сумела,

Поливала — сбилась с ног.

Хорошо ли, тополек?

Проверить, как перезимовали деревья (много ли поломанных веток). Какие еще произошли изменения? Какое состояние кроны деревьев на участке? Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви по краям кроны.)

Труд. Сбор поломанных веток на участке, подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.

П/ и: "Мое любимое дерев". "Извилистая тропинка". Ходьба приставным шагом и бег с захлестом.

Индивидуальная работа.  Дидактические игры. "Скажи ласково". "Чего не хватает?".

Пальчиковая гимнастика "Маленький кустик".

Самостоятельная деятельность. Рисование на песке.

№ 9 Наблюдение за облаками

Цель – закреплять знания о явлениях неживой природы.

Беседа                

Бегут по небу разные зверюшки:

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.

Что такое облака? Какого они цвета? Из чего они состоят? (Из бесчисленного количества капелек воды или кристалликов льда.) Какие бывают облака? (Кучевые, грозовые, перистые, слоистые.) Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками. На что похожи перистые облака? Какие облака самые большие? Какие облака посылают нам дождь? Почему облака двигаются по небу? (Их гонит ветер.)

Исследовательская деятельность. Определить, какие облака на небе. Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы.

Труд. Подготовка огорода к дальнейшей работе; уборка мусора, подметание дорожек.

П/и:  "Утро в лесу". "Птицы". Метание мяча вдаль.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. Математическое упражнение. "Слоги и предложения".

Пальчиковая гимнастика "Высоко в небе".

Самостоятельная деятельность. Свободные игры.

№ 10 Наблюдение за почвой

Цель – познакомить с почвенным слоем — торфом.

Беседа                      

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

Вокруг нас много болот, а болота богаты торфом. Торф — это удобрение и топливо. Он быстро разгорается при сильном нагреве. Торф сырой, вязкий, темный и тяжелый весной когда пропитан влагой. Он плохо пропускает воду, поэтому если пройти по мокрому торфу, то он прилипнет к обуви. Поэтому нежелательно ходить по таким тропинкам. Торф добавляют в грядки и под деревья как удобрение.

Исследовательская деятельность

Сравнить сухие и влажные комочки торфа. Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф (стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли). Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?

Труд. Переноска торфа на грядки и под деревья.

П/и: "Черное и белое". "Зайцы и собаки". Прыжки через   скакалку, вращая ее вперед, назад.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что я построю из песка". "Узнай на ощупь".

Пальчиковая гимнастика "Мы рисовали".

Самостоятельная деятельность. Узоры на песке.

№ 11 Наблюдение за бабочкой

Цель – расширять знания о бабочке, ее происхождении, строении, размножении и пользе; способствовать развитию экологического мышления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Беседа                                

Бабочка мило порхнула,

Села на яркий цветок,

В сладкий нектар окунула

Крохотный свой хоботок.

Не птица, а с крыльями. Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка.) Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки: и желтые лимонницы, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому их называют чешуекрылыми. Тело бабочки покрыто чешуйками и волосиками. У них короткие усики и большие глаза. Когда она пьет капельки нектара с цветов, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спирально. Перелетая с Цветка на цветок, бабочка собирает нектар и опыляет их. Летом самка откладывает яички в почву. Через некоторое время из них появляются личинки — гусеницы. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются, и появляются взрослые бабочки, которых называют мотыльками. Бабочки тутового шелкопряда, питающиеся листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают шелк.

Труд. Уборка мусора на участке.

П/ и: "Медведь и пчелы". "Бабочки, лягушки и цапли". Бег по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Сбей шишки". "Скажи наоборот".

Пальчиковая гимнастика "Бабочка".

Самостоятельная деятельность. Игры с песком.

№ 12 Наблюдение за одуванчиком

Цель – учить сравнивать одуванчик в начале и конце цветения, знать изменения, произошедшие с цветком; развивать познавательную деятельность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.

Беседа

Почему одуванчиков так много? Они неприхотливы. В золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке — парашютиком. Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие плоды расправляют белые пушинки зонтиком, и одуванчик становится похож на пушистый белый шарик. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветочек, как шарик распадается на сотни парашютиков, и летят во все стороны отважные семечки-парашютисты. А на месте остаются голые головки цветка. Семена одуванчиков легко прорастают, поэтому их много кругом. В огородах одуванчик считают сорняком и стараются его вырвать с корнем, что не всегда удается. Какие изменения происходят в процессе цветения одуванчика? Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.) Почему одуванчик считается лекарственным растением? (Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения.) Каковы правила заготовки лекарственных растений? (Корни выкапывают только после созревания и осыпания семян, желательно оставлять в земле для возобновления растений, не все корни вырывают.) Когда закрывается корзинка цветка?

Исследовательская деятельность

Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.

Труд. Уборка в аптекарском огороде.

П/ и: "Гуси-лебеди". "Скакалка". Катание обруча в произвольном направлении.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что где растет?".

"Опиши цветок".

Пальчиковая гимнастика "Цветок".

Самостоятельная деятельность. Свободные игры.

№ 13 Наблюдение за цветником

Цель – расширять представления о цветнике весной; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Беседа                                

Цветочные слезы -

Росинки на листьях

Цветы, словно звезды,

Небесною кистью

Раскрашены ярко ...

Искрятся, лучатся...

Нам неба подарком

На сердце ложатся.

Назовите садовые цветы. Назовите полевые цветы. Где они растут? Какие цветы вам нравятся? Почему? Есть ли у вас дома цветы? Какие? Как вы за ними ухаживаете? Что надо сделать, прежде чем посадить цветы? Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы? Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели? Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас? Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?

Труд. Работа на огороде.

П/ и: "Чье звено скорее соберется?". "Не упади". Ходьба по бревну.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Опиши цветок".

"Что где растет?".

Пальчиковая гимнастика "Василек".

Самостоятельная деятельность. Игры на спортивном участке.

№ 14 Наблюдение за погодой

Цель – продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

Беседа                            

Хорошо весной, поле чистое,

Муравой-травой ты украшено.

Да цветочками все душистыми

В утро майское принаряжено.

Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.) Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.) Что произошло со снегом? (Он растаял.) Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.) Каким стало небо? (Ярко-синим.) Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.) Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)

Какая была температура воздуха, когда шел снег? При какой температуре идет дождь? Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки; водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы.)

Труд. Уборка участка от весеннего мусора.

П/ и: "Мы — капельки", "Живой лабиринт". Метание мяча правой и левой рукой в заданном направлении.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Придумай предложение".  "Как шумит вода?".

Пальчиковая гимнастика "Ветерок".

Самостоятельная деятельность. Рисование на песке.

№ 15        Наблюдение за божьей коровкой

Цель – расширять знания и представления об особенностях внешнего

вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Беседа                                

Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку.

Вверх неспешным ходом

Ползет по стебельку

К пахнущему медом

Яркому цветку.

Как выглядит божья коровка? Как она передвигается? На кого охотятся божьи коровки? Где они живут? Какую пользу приносят божьи коровки? Где зимуют? У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные. Божьи коровки поедают, огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов.

Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.

Труд. Высадка рассады цветов в цветник.

П/ и: "Пингвины с мячом", "Не наступи". Прыжки на двух ногах с зажатым предметом между ступнями.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Парочки". "На что похоже".

Пальчиковая гимнастика "Божья коровка".

Самостоятельная деятельность. Игры с песком.

№ 16 Наблюдение за майским жуком

Цель – расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Беседа         

Чок-чок-чок-чок! Прилетел в сад жучок.

На березу сел — все листочки съел.

Позову скворцов со всех концов,

Позову грачей — летите скорей!

Жука проглотите и мой сад спасите!

Как выглядит майский жук? Как он передвигается? Где живет майский жук? Чем питается майский жук? Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов? Какие враги есть у майских жуков? Где зимуют майские жуки? Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго — три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.

У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве.

Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.

Труд. Посадка семян гороха.

П/ и: "Кати в цель", "Догони мяч". Игры с мячом у стенки.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что перепутано". "Посчитай".

Пальчиковая гимнастика "Насекомые".

Самостоятельная деятельность. Игры в песке.        

№17 Наблюдение за погодой

Цель – формировать представление о том, что изменения в при-роде весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Беседа                            

Ласточка примчалась

Из-за бела моря.

Села и запела:

«Как февраль не злися,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик —

Все весною пахнет».

Что изменилось с приходом весны? Что стало чаще появляться на небе? Что изменилось на огороде? Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а маленькими клочками?

Предложить детям объяснить, как они понимают поговорку

«Зима весну пугает, да сама тает»?

Труд. Уборка экологической тропы.

П/ и: "Лесные тропинки", "Караси и щука". Упражнение в беге и прыжке.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Зима надоела". "Времена года".

Пальчиковая гимнастика "Зимушка–зима".

Самостоятельная деятельность. Игры со снегом.

№ 18 Наблюдение за почками березы

Цель – продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.

Беседа                          

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь ... (березку)

О каком времени года говорится в загадке? Перечислите признаки весны? Что это за дерево? Что произошло с почками? В каком состоянии находятся деревья весной? (пробуждаются.)

Труд. Заготовка талой воды для поливки комнатных растений; уборка мусора с участка.

П/ и: "Бездомный заяц", "Караси и щука". Бег в рассыпную.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Пустое место", "Брось за флажок".

Пальчиковая гимнастика "Белая береза".

Самостоятельная деятельность. Катание на велосипедах.

№ 19 Наблюдение за проталинами

Цель – учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.

Беседа                      

Голубые, синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки-кружева,

Первые проталины, первая трава.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны,

Верно, очень теплые ноги у весны.

Какие изменения произошли в природе весной? Что вы наблюдали сами? Как изменился снег с приходом весны? В каких местах вы наблюдали проталины? Почему не везде появились проталины?

Труд. Уборка участка после таяния снега.

Подвижные игры: "По проталинам", "На поляне". Бег по сигналу.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Перепрыгни". "Назови одним словом".

Пальчиковая гимнастика "Весна".

Самостоятельная деятельность. Игры со снегом.

№ 20 Наблюдение за сосульками

Цель – знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями; способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.

Беседа                          

Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

Надоело им свисать,

Стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон

— Кап-кап! Дон-дон!

        

Ребята, обратите внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли. Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она — гладкая, шершавая и т.д. Предложите ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожа сосулька? Пусть дети выскажут свои предложения: почему она такой формы, как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? (Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.) Что растет вершиной вниз? (Сосулька.) Есть примета: длинные сосульки — к долгой весне.

Труд. Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.

Подвижные игры: "Мы — капельки", "Живой лабиринт".

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Правильно скажи". "Кто чем питается".

Пальчиковая гимнастика "Сосульки".

Самостоятельная деятельность. Игры с выносным материалом.

        

№ 21 Наблюдение за сезонными изменениями

Цель – формировать понятия о смене времен года;  дать представление об особенностях каждого сезона.

Беседа                          

Улеглись в полях метели

В белоснежные постели.

Отдохнуть пришла пора!

У крыльца звенят капели,

Воробьи повеселели,

Гонят зиму со двора!

Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов. 21 марта — день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи.

Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться. Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора. Перечислите признаки весны. Какой сейчас месяц? Что происходит со снегом весной? Как изменяется жизнь человека весной?

Труд. Уборка снега на участке.

П/ и: "Кто останется в кругу?", "Живой лабиринт". Бег на скорость.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Найди слово". "Парочки".

Пальчиковая гимнастика "Ветерок".

Самостоятельная деятельность. Игры со скакалками.

№ 22 Солнышки на траве

Цель - познакомить детей с первыми весенними цветами, их строением.

Беседа                                

Одуванчики везде

По весенней травке:

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке.

Показать детям, как на свежей зеленой травке ярко желтеют одуванчики — первые весенние цветы. Рассмотреть части растения: стебель, листья, цветок. С детьми старших групп сравнить одуванчик с мать-и-мачехой. Обратить внимание на чешуйки на стебле, которые потом разовьются в листья. Листья с одной стороны гладкие, с другой — шершавые. Рассказать о целебных свойствах мать-и-мачехи и одуванчика.

Труд. Сбор выносного материала.

Подвижные игры: "Змейка". "Автомобили". Ходьба по ограниченной поверхности.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Когда это бывает". "Придумай предложение".

Пальчиковая гимнастика "Цветок".

Самостоятельная деятельность. Игры на спортивном участке.

№ 23 Зеленый ковер

Цель - повторить признаки весны, строение травянистых растений.

Беседа                              

Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу.

А трава хорошая!

Ну-ка, тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется —

Мне смеяться хочется!

 Обратить внимание на проталины: там уже появилась зеленая травка. Предложить провести ладошкой по травке — она мягкая. Воспитатель говорит: "Травушка-муравушка. Травка шелковая". Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце. У детей спросить, что у травки есть в земле, дышит ли она, питается ли. Какая по размеру бывает трава: высокая и низкая, широкая и узкая.

Труд. Очистить граблями участок от прошлогодних листьев и травы.

Подвижные игры: "Стадо". "Воробьишки". Перепрыгнуть через нарисованную на траве дорожку (прыжки с места на двух ногах).

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Выложи узор", "Вершки и корешки"

Пальчиковая гимнастика "Травка".

Самостоятельная деятельность. Свободные игры детей.

№ 24 Цветут деревья и кустарники

Цель - познакомить детей с цветением деревьев и кустарников.

Беседа

Сиянье, плеск и щебет во дворе...

А верба вся в пушистом серебре:

Вот-вот сорвутся да и улетят

Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь — как нежны

Доверчивые первенцы весны!

Обратить внимание на красивую вербу с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны. С детьми старших групп понаблюдать за цветением тополя и березы: на деревьях нет еще листочков, но с ветвей свисают сережки. Куда деваются сережки? Обратить внимание на длину и цвет сережек. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Определить характерные признаки, особенности. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Труд. Смастерить из песка вазу для цветов.

Подвижные игры: "Бусинки" "Заинька, выйди в сад". Прыжки вокруг дерева на двух ногах.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Найди дерево"

"Угадай по описанию"

Пальчиковая гимнастика "Кустик и деревце".

Самостоятельная деятельность. Игры с песком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательные беседы с детьми по правилам дорожного движения

Познавательные беседы по правилам дорожного движения...

Познавательная беседа с детьми "Здравствуй лес!"

Познакомить детей с разнообразием лесов на терретории России. Уточнить представление детей о лесах Югры....

Познавательная беседа с детьми младшего дошкольного возраста "Из чего состоит книга?"

Данный материал поможет педагогам и родителям рассказать детям из чего состоит книга....

Познавательная беседа с детьми на прогулке: «Пешеходный переход»

Воспитатель на прогулке подводит детей к нанесенному на асфальт пешеходному переходу – «зебре».Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдем на прогулку. Мы ...

Беседы с детьми на прогулке. Безопасность прежде всего.

Безопасность детей на прогулке. Гуляем с пользой и без риска Безопасность детей на прогулке. Вопросы безопасных прогулок детей интересуют и молодых родителей и воспитателей детских учебных заведений. ...

Познавательная беседа из цикла НОД «ПРОГУЛКА ПО УЛИЦЕ ГАГАРИНА»

Конспект познавательной беседы «Прогулка по улице Гарина» в подготовительной группе «Ягодки».Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие коммуникативное ...

Беседа с детьми на прогулке во второй младшей группе «Осень. Осенние приметы»

Цель:Расширить представления детей об осени, ее основных признаках и характеристиках;Показать детям многообразие красок золотой осени;Раскрыть новое понятие — «листопад»;За...