Конспект и презентация занятия в рамках проекта "Янтарь - солнечный камень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель проекта: знакомство с декоративным камнем – янтарём.
Задачи проекта:
- раскрыть тайну происхождения янтаря; узнать секреты его добычи; изучить свойства камня, проведя опыты; выяснить, где применяется янтарь;
- развивать познавательный интерес через исследовательскую деятельность;
- воспитывать уважение к родному краю, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.
Предполагаемый результат:
- дети узнают, что янтарь - это окаменевшая смола древних деревьев; как его добывают; где применяется камень;
- дети научатся осуществлять эксперименты, опыты; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 22.91 КБ |
zanyatie.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Янтарь - солнечный камень».
Старший дошкольный возраст.
Цель
Знакомство с янтарем и изделиями из него, формирование эстетического восприятия красоты окружающего мира.
Задачи
- познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – добыча янтаря;
- расширять знания детей о родном крае.
- продолжать развивать диалогическую речь;
- развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.
- воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.
- воспитывать умение дружно работать в коллективе.
Оборудование и материалы
Иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области. Кусочки янтаря, лупы на каждого ребенка, стаканы с пресной и соленой водой, свечка, кусочки шерстяной ткани. Технические средства (ноутбук), презентация «Камень, рожденный деревом», посылка, CD-диск с записями звуков моря.
Предварительная работа
Чтение книг, рассматривание иллюстраций о Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, Музее янтаря. Просмотр мультфильма «Легенда о камне», создание презентации «Камень, рожденный деревом». Подбор музыки и звуков природы к презентации.
Интеграция
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия
Приветствие. Психогимнастика «Передай улыбку соседу».
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, это место где он родился. А кто ответит, в каком прекрасном крае живете вы?
Дети: Мы живем в Калининградской области.
Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область. Это и есть наша малая Родина. Взгляните на карту, и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море. Кто помнит, как называется наше море?
Дети: Наше море называется Балтийское.
Воспитатель: Правильно, Балтийское море. Балтийское море - самое необычное море в мире. И сегодня мы выясним почему.
Сегодня утром к нам в группу почтальон принес посылку. К ней было приложено вот это письмо. (Читает)
«Здравствуйте, ребята! Как-то по телевизору шла передача «Хочу все знать». В ней рассказывали о солнечном камне. Но в это время мой дедушка попросил помочь ему собрать урожай, пока нет дождя, и я ее не досмотрел. Я узнал, что в вашем музее камней есть этот солнечный камень, и прошу вас написать: во-первых, почему он так называется; во-вторых, откуда он берется; и, в-третьих, для чего и как используется. Заранее вам благодарен, ваш друг Почемучкин. Р. S. Посылку откроете, когда будете писать ответ. Это гостинец от моего дедушки».
Воспитатель: Что за солнечный камень? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы должны совершить с вами путешествие. В руках у меня волшебная палочка. Я взмахну ею, вы закроете глаза и скажете волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, на берег моря всех переносим.
(Звучит шум морских волн).
Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря, медленно идем по побережью.
И что же здесь необычного? Идем по песку, по камешкам и вдруг что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите!
(Воспитатель берет янтарь и показывает его детям).
Как называется этот необыкновенный желтый камень?
Дети: Этот камень называется янтарем.
Воспитатель: Правильно, янтарь. Возьмите его в ладошки.
Наш край еще называют Янтарным за то, что здесь добывают редкостный камень-минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. С незапамятных времен люди любят и знают янтарь. Он встречается во многих странах мира, но нигде не вошел так тесно в жизнь и быт народа, как на побережье Балтийского моря. Так что же такое янтарь? Давайте послушаем рассказ об этом удивительном камне.
(Запись шума моря, показ презентации).
Воспитатель: Учеными установлено, что янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье Балтийского моря много-много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море.
Янтарь умеет рассказать людям о жизни в древнем лесу. Внутри некоторых камней можно увидеть муху, паучка, комарика, или травинку. Они попадали туда, когда смола была совсем жидкой, вязли в ней, да так там и оставались.
Янтарь из древесной смолы превращается в камень глубоко под землей. Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный Калининградской области. Там происходит добыча и переработка солнечного камня.
Янтарь - ценный поделочный материал. Из него изготавливают красивые ювелирные изделия: бусы, браслеты, серьги. Также янтарь находит своё применение в искусстве. Благодаря его свойству легко поддаваться обработке, из него создают уникальные изделия: шкатулки, вазы, картины, фигурки животных и птиц.
Воспитатель: Предлагаю еще раз прогуляться по берегу и найти каждому свой янтарик.
Физкультминутка
По песочку мы идем (дети идут с высоко поднятыми ногами)
В нем янтарь сейчас найдем. (наклоняются, как будто за янтарем)
Свой янтарик сохраним, (прижимают к сердцу)
В наш музей передадим. (Вытягивают руки вперед)
Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:
Один, и два, и три, и восемь, в детский сад всех переносим.
(Воспитатель произносит волшебные слова, звучит музыка).
Вот мы и дома. Ребята, в нашем мини-музее есть целая экспозиция, посвященная янтарю. Пройдите к столам и посмотрите на экспонаты музея. Я предлагаю вам рассмотреть янтарь через лупу.
(Воспитатель приглашает детей за столы, где приготовлены лупы и кусочки янтаря для каждого ребенка).
(Дети изучают янтарь, описывают цвет, форму).
Воспитатель: И так мы узнали, что янтарь имеет растительное происхождение, значит с ним можно проделывать некоторые опыты.
Если поднести кусочек янтаря к пламени свечи, то он начнёт плавиться, выделяя ароматные пары.
Янтарь в пресной воде тонет, а в солёной всплывает, потому что он легче морской воды.
Если потереть янтарь о кусок шерстяной ткани, то он начнёт притягивать к себе тонкую бумагу.
(Воспитатель вместе с детьми проводит опыты)
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Чем мы с вами занимались? Что нового узнали? Что вы расскажете дома?
Дети: Мы совершили путешествие на берег моря.
Мы собирали янтарь.
Мы узнали, что такое янтарь.
Мы рассматривали янтарь через лупу и выявляли его свойства.
Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет. Надо ценить и беречь его красоту. Пришла пора открыть посылку и посмотреть, что прислал нам дедушка Почемучкина. Здесь лежит записка. «В этой ягоде содержится янтарная кислота. Приятного вам аппетита! Не болейте!»
(Воспитатель достает из посылки виноград, угощает детей).
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Спасибо всем!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Знакомство с янтарем и изделиями из него, формирование эстетического восприятия красоты окружающего мира. Задачи - познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – добыча янтаря; - расширять знания детей о родном крае. - продолжать развивать диалогическую речь; - развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы. - воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области. - воспитывать умение дружно работать в коллективе. Оборудование и материалы Иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области. Кусочки янтаря, лупы на каждого ребенка, стаканы с пресной и соленой водой, свечка, кусочки шерстяной ткани. Технические средства (ноутбук), презентация «Камень, рожденный деревом», посылка, CD -диск с записями звуков моря. Предварительная работа Чтение книг, рассматривание иллюстраций о Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, Музее янтаря. Просмотр мультфильма «Легенда о камне», создание презентации «Камень, рожденный деревом». Подбор музыки и звуков природы к презентации. Интеграция «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Приветствие. Психогимнастика «Улыбнись соседу» Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живет. То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится. Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.)
Работа с картой Калининградской области «Правильно, наш край называется - Калининградская область. Это и есть наша малая Родина».
Получение посылки от Почемучкина «Почемучкин в своем письме просит рассказать о солнечном камне».
Волшебное путешествие «Перенеслись на берег Балтийского моря, где каждый найдет свой янтарик».
Просмотр презентации «Камень, рожденный деревом» «Так что же такое янтарь? Давайте послушаем рассказ об этом удивительном камне».
Физминутка По песочку мы идем В нем янтарь сейчас найдем . Свой янтарик сохраним, В наш музей передадим.
Работа в мини-музее «Экспонаты» музея дети рассматривают через лупу, изучают янтарь, описывают цвет, форму.
Опыт с огнем Если поднести кусочек янтаря к пламени свечи, то он начнёт плавиться, выделяя ароматные пары.
Опыт с водой Янтарь в пресной воде тонет, а в соленой – всплывает, потому что он легче морской воды.
Опыт с шерстяной тканью Если потереть янтарь о кусок шерстяной ткани, то он начнёт притягивать к себе тонкую бумагу.
Итоговая беседа Дети рассказывают о том, что нового они узнали.
Сюрпризный момент «В этой ягоде содержится янтарная кислота»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация занятия по Лего-конструированию «Прогулка по городу".
Закрепить представления детей о зданиях и сооружениях улиц, о достопримечательностях родного города. Что за чудо из чудес?У меня конструктор есть.Говорят, что помогает,И меня он развивает.В...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в рамках проекта «Все профессии важны, все профессии нужны» для детей подготовительной группы с ТНР с фотоотчётом и презентацией
Цель: Формирование лексико-грамматического строя и связной речи.Коррекционно-образовательные задачи:- Активизировать словарь детей о профессиях и инструментах.-Продолжать учить детей строить распростр...
Конспект открытого подгруппового занятия в рамках тематической недели «Весна красна» (пересказ рассказа) «Весна в лесу»
Цель: Составление пересказа рассказа «Весна» по опорным рисункам.Образовательные задачи. Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по ...
Конспект итогового открытого занятия в рамках месячника педагогического мастерства "Краеведение" по проектной деятельности
Цель: закреплять у детей знания о зданиях и архитектуре села, его истории, природе родного края....
Конспект открытого интегрированного занятия в рамках областного семинара
quot;Как ребята помогли Федоре посуду вернуть"...
Конспект открытого просмотра занятия в рамках допобразования " По следам любимых сказок".
Для педагогов представлен конспект занятия в младшей группе в рамках кружковой работы по театрализованной деятельности. Занятие можно провести как досуг или развлечение. Оно поможет творчески раскрыть...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в рамках реализации программы "Приключения будущих первоклассников"
Технологиия личностно-ориентированного обучения. Предоставление воспитанникам разноуровневых заданий объединеных общим сюжетом и тематикой....