Конспект открытого подгруппового занятия в рамках тематической недели «Весна красна» (пересказ рассказа) «Весна в лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Калюжная Татьяна Алексеевна

Цель: Составление пересказа рассказа «Весна» по опорным рисункам.

Образовательные задачи.

Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме: «Весна в лесу» и естественнонаучные представления.

Учить детей составлять пересказ текста с опорой на рисунки;

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие задачи.

Совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.

Воспитательные задачи.

Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_v_lesu.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ АО «ШИ №3 для обучающихся с ОВЗ»

Конспект открытого подгруппового занятия в рамках тематической недели «Весна красна» (пересказ рассказа)

«Весна в лесу»

Подготовила и провела

Калюжная Т.А.

26.04.2019г

Астрахань 2019г

Цель: Составление пересказа рассказа «Весна» по опорным рисункам.

Образовательные задачи.

Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме: «Весна в лесу» и естественнонаучные представления.

Учить детей составлять пересказ текста с опорой на рисунки;

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие задачи.

Совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.

Воспитательные задачи.

Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.

Оборудование

Мольберт, рассказ Г.А.Скребицкого «Весна», напечатанный в хрестоматии по детской литературе, музыкальный центр, лист ватмана с мнемотаблицей, фломастеры.

Ход  проведения:

Логопед:    Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

              Доброе утро, - нам шепчут цветы,

              Доброе утро, - журчат ручейки,

              Доброе утро, - шумят тополя,

              Доброе утро, - родная земля.

              Доброе утро, - солнцу и птицам,

              Доброе утро, - улыбчивым лицам!

- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

    После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.        

- Ребята, посмотрите,    к нам в группу прилетел воздушный шарик.  Здесь  письмо!  Хотите  узнать,  что  в  нём  написано?                     -   Давайте   прочитаем.

«Дорогие ребята!    Пишет  вам   маленький    пингвинёнок.     Мы никогда не видели весну и  хотели   бы   узнать, что   это такое?     Объясните,    пожалуйста?»

                                                                                                                                Пингвинёнок.

- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям?

- Правильно, мы можем поговорить про   весну,   послушать о Весне в лесу, рассказать о ней.

- Ребята,  а  где  живут  пингвины?  (пингвины  живут  в  Антарктиде)

-  Молодцы, правильно!

-  А  как  вы  думаете,  почему  пингвины  не  видели  весну?       (потому,  что  всегда  зима,  лёд,  снег    и  очень  холодно,  а   весны  не  бывает).

Логопед: Ребята, чтобы рассказать пингвиненку о весне мы совершим с вами волшебное

  путешествие, как вы думаете куда - в лес!   А волшебное потому, что в нем сокрыто столько загадок и тайн, что, познакомившись хотя бы с частью из них, мы откроем настоящие чудеса!

  Лес -  это большой дом, стволы деревьев – это его стены, кроны деревьев – это крыша, а пол - это земля.  В этом доме живут самые разные растения - деревья, кусты, травы и животные – насекомые, звери и   птицы.  Все в лесу  друг  другу  нужны  и  никто  не  бывает  лишним.  А  теперь - занимаем  свои  места  и  отправляемся  в  путешествие.

Давайте сядем на стульчики, закроем глазки и произнесем волшебные слов

Логопед: А  вот мы и в лесу оказались! Что  же  изменилось  с  приходом  весны  там?   Деревья  и  кусты  по-своему  приготовились  к  приходу  весны!  На  их  веточках  стали  набухать… почки.  Дети  подсказывают, а воспитатель демонстрирует ветки березы с почками. А  кое-где  уже  из  почек  появились маленькие  зеленые…  листочки. Вот  посмотрите,  на  наших  веточках  тоже  распустились  листочки.

А  все  ли  деревья  меняют  свой  внешний  вид  с  приходом  весны? Воспитатель  показывает  иллюстрации  с  различными  деревьями?                                                                                                                                                                    Какие  деревья  остаются  зимой  и  летом  одним  цветом?  

Дети: Ель,  сосна.

Логопед: Правильно, это  хвойные  деревья.  У  них  на  веточках вместо  листочков  растут…  иголки. А  теперь  назовите  лиственные  деревья?

Дети: Дуб,  береза,  клен,  тополь.    

Логопед: Ну  что же,  продолжим  прогулку  по   нашему  лесу. Вот  мы  вышли  на  лесную  полянку  и  увидели,  что  снег  еще  не растаял,  но  кое-где уже  появились  проталины. А  на  проталинах,  куда  добрались  солнечные  лучи,  можно  встретить  первые  весенние  цветы,  которые  появляются  из-под  снега. Воспитатель показывает картинки с первоцветами. 

Логопед: А  какие  первоцветы  вы  знаете  еще?    

Дети: Подснежник.

Дети: Мать-и-мачеха.  

Пальчиковая    игра «  Цветы»

Наши    дивные    цветы    раскрывают     лепестки,

Ветерок  чуть  дышит,  лепестки  колышет.

Наши  дивные  цветы  закрывают  лепестки,

Головой    качают,   тихо  засыпают.

Логопед: Какие  красивые  цветы,  правда,  дети! Давайте  расскажем  нашему пингвиненку, можно рвать цветы  на  лесной  полянке и уносить букеты  домой?

Дети: Нет,  рвать  цветы  нельзя!  

  Логопед:  Правильно!  Они  погибнут,  и  другие  путешественники  не  смогут  полюбоваться  их  красотой.

    А  теперь  давайте  пойдем  по  лесной  тропинке  дальше,  и  встретим  других  обитателей  леса.

Из под коры деревьев и пеньков показали свои усики …….Кто? (Насекомые Жучки и букашки проснулись). Из  берлоги  после  зимней  спячки  вылезает…  бурый  медведь,  из  своей  норки  тоже  после  зимней  спячки  появляется маленький колючий… ежик.  Скажите, а кто з животных меняет цвет шубки с зимней на весеннюю? (зайчик, белка)

-Ребята как красиво в лесу веной, правда? Пингвиненок будет очень доволен. Давайте вспомним что же происходит весной в лесу, поиграем в игру «Скажи правильно»

Игра  «  Скажи  правильно »  (накапливаем  словарь  глаголов)

•        Распускаются листочки  или  веточки?   А  что  делают   веточки?

•        Порхают  птички  или  жучки?                   А  что  делают   жучки?

•        Тает  снежинка  или  дождинка?        А  что  делают    дождинка?

•        Журчат  ручьи  или  грачи?                А  что  делают    грачи?    

•        Набухают  почки  или  листочки?      А  что  делают    листочки?

•        Возвращаются с тёплых стран насекомые  или  птицы?  А  что  делают   насекомые?

•        Трещит  лёд  или  ручей?                   А  что  делает   ручей?

•        В  лесу  появляются  сосульки  или  подснежники?              А  что  делают    сосульки?

Логопед: А сейчас послушайте рассказ о весне в лесу.

Логопед читает рассказ, а в это время дети рассматривают иллюстрации из книжки.

Весна

Георгий Алексеевич. Скребицкий

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошел еще день, другой — и его уж вовсе не осталось.

С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек, наполнил до краев большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.

Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из - под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали к луже — и бултых прямо в воду.

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ежик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках — сухая трава, листья. Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ежик да и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки и лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ежик голодный, сразу поймает и съест.

Ожил под теплом весенним солнцем и огромный лесной дом — муравейник. С рассвета и дотемна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголочку.

Вместо зимних квартир теперь на полянке появились новые — весенние. Прилетели к старому пню две маленькие серые птички. Стали все кругом оглядывать. Потом одна из них слетела вниз на землю, схватила в клюв сухую травинку и положила в ямочку возле пня. И другая птичка тоже к ней подлетела, и стали они вместе строить гнездо.

Беседа по прочитанному.

Логопед. Какое время года наступило?

Дети. Наступила весна, пригрело весеннее солнце.

Логопед. Что стало происходить в лесу?

Дети. Начал таить снег.

Логопед. Когда солнце пригрело на пригорке, какие в природе произошли изменения?

Дети. С пригорка побежал веселый ручеек, наполнил большую лужу и побежал дальше в лес.

Логопед. Какие насекомые выбрались из старого пня?

Дети. Из под коры выбрались жучки и букашки, расправили крылышки и полетели.

Логопед. Кто сидит на пеньке?

Дети. Проснулась ящерица, выбралась из норки, уселась на пенек и греется на солнышке.

Логопед. Кто очнулся от зимнего сна?

Дети. Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже.

Логопед. Послышалось шуршание. Это кто проснулся?

Дети. Под кучей хвороста зашуршал ежик. Вылез сонный, на иголках трава, листья.

Логопед. Что делал ежик на пригорочке?

Дети. Ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие.

Логопед. Куда побежал ежик?

Дети. Ежик побежал по поляне искать себе еду.

Логопед. Чем питается голодный ежик?

Дети. Жуков, червяков и лягушек голодный ежик может поймать и съесть.

Кто ожил под теплым весенним солнышком?

Дети. Огромный лесной дом-муравейник.

Логопед. Чем заняты муравьи?

Дети. С рассвета до темна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.

Логопед. Кто прилетел к старому пню?

Дети. Прилетели две маленькие серенькие птички.

Логопед. Что они стали строить?

Дети. Стали они вместе строить гнездо.

Молодцы! А теперь давайте немного отдохнем!

Подвижная игра.

Солнце, солнце, выходи Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга. 

И всю землю освети! Идут по кругу, взявшись за руки.

Чтоб весна скорей настала, Останавливаются и опускают руки вниз

Чтобы нам теплее стало, Перекрещивают руки на груди и трут плечи

Чтоб капели звонко пели, Движение кистей рук, имитирующие падение капель

Чтоб весной ручьи звенели, Волнообразно двигают руками

Чтоб цветочки распускались, Поднимают руки над головой и опускают вниз 

С юга птицы возвращались. Взмахивают руками

Солнце, солнце землю грей! Хлопают в ладоши на каждое слово.

Пусть весна придет скорей!

Повторное чтение текста воспитателем.

Воспитатель. Помещает на мольберт перед детьми мнемотехническую таблицу «Весна».

Сейчас вы подумаете одну минуту, подготовитесь и будите рассказывать рассказ, глядя на картинки.

 Пересказ рассказа несколькими детьми по частям.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «Зеленый друг» (в рамках тематической недели «Весна идет»)

НОД позволяет уточнить представления о конкретном растении группы (Фикус); формировать положительное отношение к растительному миру....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Художественное творчество» в первой младшей группе в рамках тематической недели «Весна в природе»

Формирование у детей элементарных представлений о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир....

Примерный план конспект непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Веселый светофорик!» по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Красный, желтый, зеленый».

Примерный план конспект  непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Веселый светофорик!» по  познавательному развитию во второй младшей гр...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа «Весна пришла».

Данный материал призван научить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно; уточнить словарь по теме: «Весна» и естественнонаучные представления....

«Солнышко пригревает» в рамках тематической недели «Весна идет, весне дорогу!»

Вторая младшая группа. Наблюдение за солнцем ранней весной....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Весна пришла»

Программное содержание:Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме: «Весна» и естественнонаучные представления.Совершенствовать ...

План – конспект проведения по непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели: «Весна» по теме «Весна пришла»

План – конспект проведения  по непосредственно – образовательной  деятельности в старшей группе   по образовательной  области «Познавательное развитие»...