Конспект открытого подгруппового занятия в рамках тематической недели «Весна красна» (пересказ рассказа) «Весна в лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Составление пересказа рассказа «Весна» по опорным рисункам.
Образовательные задачи.
Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме: «Весна в лесу» и естественнонаучные представления.
Учить детей составлять пересказ текста с опорой на рисунки;
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие задачи.
Совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.
Воспитательные задачи.
Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_v_lesu.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ АО «ШИ №3 для обучающихся с ОВЗ»
Конспект открытого подгруппового занятия в рамках тематической недели «Весна красна» (пересказ рассказа)
«Весна в лесу»
Подготовила и провела
Калюжная Т.А.
26.04.2019г
Астрахань 2019г
Цель: Составление пересказа рассказа «Весна» по опорным рисункам.
Образовательные задачи.
Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме: «Весна в лесу» и естественнонаучные представления.
Учить детей составлять пересказ текста с опорой на рисунки;
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие задачи.
Совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.
Воспитательные задачи.
Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.
Оборудование
Мольберт, рассказ Г.А.Скребицкого «Весна», напечатанный в хрестоматии по детской литературе, музыкальный центр, лист ватмана с мнемотаблицей, фломастеры.
Ход проведения:
Логопед: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.
Доброе утро, - нам шепчут цветы,
Доброе утро, - журчат ручейки,
Доброе утро, - шумят тополя,
Доброе утро, - родная земля.
Доброе утро, - солнцу и птицам,
Доброе утро, - улыбчивым лицам!
- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.
- Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шарик. Здесь письмо! Хотите узнать, что в нём написано? - Давайте прочитаем.
«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?»
Пингвинёнок.
- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям?
- Правильно, мы можем поговорить про весну, послушать о Весне в лесу, рассказать о ней.
- Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)
- Молодцы, правильно!
- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).
Логопед: Ребята, чтобы рассказать пингвиненку о весне мы совершим с вами волшебное
путешествие, как вы думаете куда - в лес! А волшебное потому, что в нем сокрыто столько загадок и тайн, что, познакомившись хотя бы с частью из них, мы откроем настоящие чудеса!
Лес - это большой дом, стволы деревьев – это его стены, кроны деревьев – это крыша, а пол - это земля. В этом доме живут самые разные растения - деревья, кусты, травы и животные – насекомые, звери и птицы. Все в лесу друг другу нужны и никто не бывает лишним. А теперь - занимаем свои места и отправляемся в путешествие.
Давайте сядем на стульчики, закроем глазки и произнесем волшебные слов
Логопед: А вот мы и в лесу оказались! Что же изменилось с приходом весны там? Деревья и кусты по-своему приготовились к приходу весны! На их веточках стали набухать… почки. Дети подсказывают, а воспитатель демонстрирует ветки березы с почками. А кое-где уже из почек появились маленькие зеленые… листочки. Вот посмотрите, на наших веточках тоже распустились листочки.
А все ли деревья меняют свой внешний вид с приходом весны? Воспитатель показывает иллюстрации с различными деревьями? Какие деревья остаются зимой и летом одним цветом?
Дети: Ель, сосна.
Логопед: Правильно, это хвойные деревья. У них на веточках вместо листочков растут… иголки. А теперь назовите лиственные деревья?
Дети: Дуб, береза, клен, тополь.
Логопед: Ну что же, продолжим прогулку по нашему лесу. Вот мы вышли на лесную полянку и увидели, что снег еще не растаял, но кое-где уже появились проталины. А на проталинах, куда добрались солнечные лучи, можно встретить первые весенние цветы, которые появляются из-под снега. Воспитатель показывает картинки с первоцветами.
Логопед: А какие первоцветы вы знаете еще?
Дети: Подснежник.
Дети: Мать-и-мачеха.
Пальчиковая игра « Цветы»
Наши дивные цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши дивные цветы закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Логопед: Какие красивые цветы, правда, дети! Давайте расскажем нашему пингвиненку, можно рвать цветы на лесной полянке и уносить букеты домой?
Дети: Нет, рвать цветы нельзя!
Логопед: Правильно! Они погибнут, и другие путешественники не смогут полюбоваться их красотой.
А теперь давайте пойдем по лесной тропинке дальше, и встретим других обитателей леса.
Из под коры деревьев и пеньков показали свои усики …….Кто? (Насекомые Жучки и букашки проснулись). Из берлоги после зимней спячки вылезает… бурый медведь, из своей норки тоже после зимней спячки появляется маленький колючий… ежик. Скажите, а кто з животных меняет цвет шубки с зимней на весеннюю? (зайчик, белка)
-Ребята как красиво в лесу веной, правда? Пингвиненок будет очень доволен. Давайте вспомним что же происходит весной в лесу, поиграем в игру «Скажи правильно»
Игра « Скажи правильно » (накапливаем словарь глаголов)
• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки?
• Порхают птички или жучки? А что делают жучки?
• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?
• Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи?
• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?
• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые?
• Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?
• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?
Логопед: А сейчас послушайте рассказ о весне в лесу.
Логопед читает рассказ, а в это время дети рассматривают иллюстрации из книжки.
Весна
Георгий Алексеевич. Скребицкий
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошел еще день, другой — и его уж вовсе не осталось.
С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек, наполнил до краев большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.
Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из - под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали к луже — и бултых прямо в воду.
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ежик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках — сухая трава, листья. Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ежик да и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки и лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ежик голодный, сразу поймает и съест.
Ожил под теплом весенним солнцем и огромный лесной дом — муравейник. С рассвета и дотемна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголочку.
Вместо зимних квартир теперь на полянке появились новые — весенние. Прилетели к старому пню две маленькие серые птички. Стали все кругом оглядывать. Потом одна из них слетела вниз на землю, схватила в клюв сухую травинку и положила в ямочку возле пня. И другая птичка тоже к ней подлетела, и стали они вместе строить гнездо.
Беседа по прочитанному.
Логопед. Какое время года наступило?
Дети. Наступила весна, пригрело весеннее солнце.
Логопед. Что стало происходить в лесу?
Дети. Начал таить снег.
Логопед. Когда солнце пригрело на пригорке, какие в природе произошли изменения?
Дети. С пригорка побежал веселый ручеек, наполнил большую лужу и побежал дальше в лес.
Логопед. Какие насекомые выбрались из старого пня?
Дети. Из под коры выбрались жучки и букашки, расправили крылышки и полетели.
Логопед. Кто сидит на пеньке?
Дети. Проснулась ящерица, выбралась из норки, уселась на пенек и греется на солнышке.
Логопед. Кто очнулся от зимнего сна?
Дети. Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже.
Логопед. Послышалось шуршание. Это кто проснулся?
Дети. Под кучей хвороста зашуршал ежик. Вылез сонный, на иголках трава, листья.
Логопед. Что делал ежик на пригорочке?
Дети. Ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие.
Логопед. Куда побежал ежик?
Дети. Ежик побежал по поляне искать себе еду.
Логопед. Чем питается голодный ежик?
Дети. Жуков, червяков и лягушек голодный ежик может поймать и съесть.
Кто ожил под теплым весенним солнышком?
Дети. Огромный лесной дом-муравейник.
Логопед. Чем заняты муравьи?
Дети. С рассвета до темна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.
Логопед. Кто прилетел к старому пню?
Дети. Прилетели две маленькие серенькие птички.
Логопед. Что они стали строить?
Дети. Стали они вместе строить гнездо.
Молодцы! А теперь давайте немного отдохнем!
Подвижная игра.
Солнце, солнце, выходи Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга.
И всю землю освети! Идут по кругу, взявшись за руки.
Чтоб весна скорей настала, Останавливаются и опускают руки вниз
Чтобы нам теплее стало, Перекрещивают руки на груди и трут плечи
Чтоб капели звонко пели, Движение кистей рук, имитирующие падение капель
Чтоб весной ручьи звенели, Волнообразно двигают руками
Чтоб цветочки распускались, Поднимают руки над головой и опускают вниз
С юга птицы возвращались. Взмахивают руками
Солнце, солнце землю грей! Хлопают в ладоши на каждое слово.
Пусть весна придет скорей!
Повторное чтение текста воспитателем.
Воспитатель. Помещает на мольберт перед детьми мнемотехническую таблицу «Весна».
Сейчас вы подумаете одну минуту, подготовитесь и будите рассказывать рассказ, глядя на картинки.
Пересказ рассказа несколькими детьми по частям.
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «Зеленый друг» (в рамках тематической недели «Весна идет»)
НОД позволяет уточнить представления о конкретном растении группы (Фикус); формировать положительное отношение к растительному миру....
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Художественное творчество» в первой младшей группе в рамках тематической недели «Весна в природе»
Формирование у детей элементарных представлений о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир....
Примерный план конспект непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Веселый светофорик!» по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Красный, желтый, зеленый».
Примерный план конспект непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Веселый светофорик!» по познавательному развитию во второй младшей гр...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа «Весна пришла».
Данный материал призван научить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно; уточнить словарь по теме: «Весна» и естественнонаучные представления....
«Солнышко пригревает» в рамках тематической недели «Весна идет, весне дорогу!»
Вторая младшая группа. Наблюдение за солнцем ранней весной....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Весна пришла»
Программное содержание:Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме: «Весна» и естественнонаучные представления.Совершенствовать ...
План – конспект проведения по непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели: «Весна» по теме «Весна пришла»
План – конспект проведения по непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»...