Исследовательско - творческий проект «Гейзеры - дети вулканов»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Князева Марина Андреевна

Тема о гейзерах мало изучена, детям дошкольного возраста интересно получать информацию о данном природном явлении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_geyzery.docx769.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ           

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "ГУСЕЛЬКИ" 

Городская научно – практическая конференция обучающихся

«Наука. Природа. Человек. Общество»

Исследовательско - творческий проект

«Гейзеры - дети вулканов» 

C:\Users\мвидео\Pictures\Saved Pictures\20160403_200425 (2).jpg    C:\Users\мвидео\Desktop\1373908690_geyzer-flay-3.jpg

Руководитель проекта:

Князева М.А., воспитатель  

Югорск

2016 г.

Содержание:

Паспорт проекта

3

Пояснительная записка

4

Подготовительный этап проект

  1. Создание модели  «Спящий вулкан»
  2. Опыт «Создать природное явление – извержение вулкана»

5

5

7

Основной этап проекта

8

  1. Что такое гейзеры?
  2. Гейзеры одно из семи чудес России (Камчатка)
  3. Опытно-экспериментальная деятельность
  4. Польза гейзеров
  5. Коллективные продукты творческо – исследовательской деятельности

8

8

9

14

15

3.

Завершающий этап проекта

17

4.

Список литературы

18

Паспорт проекта

Полное название проекта

Гейзеры – дети вулканов

Автор проекта

Брезин Кирилл Александрович

Тип проекта по продолжительности выполнения

Среднесрочный

Тип проекта по характеру деятельности

Исследовательско - творческий

Участники проекта

дети подготовительной группы «Колокольчики» 6-7 лет

Проблема

однажды я посмотрел телевизионную программу о вулканах, о том, где находится больше всего вулканов, как они извергаются. Я узнал, что магма нагревает подземные воды, которые вырывается на поверхность в виде пара и горячих фонтанов которые называются гейзеры. Я рассказал об этом своим друзьям в группе. Нас заинтересовала эта тема, и мы решили провести исследование этого природного явления.

Гипотеза

мы предположили, что можно создать модель гейзера в группе

Цель

изучение особенностей гейзеров, как природного явления

Задачи:

для детей

  • Узнать, почему гейзеры встречаются, там, где вулканы.
  • Выяснить, какие бывают гейзеры.
  • Узнать о происхождении гейзеров опытным путём.
  • Узнать о пользе гейзеров для человека.

для педагогов

  • Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности.
  • Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы.
  • Развивать воображение, любознательность.

Объект

природные явления геофизического происхождения

Предмет

гейзеры

Новизна

тема о гейзерах мало изучена, детям дошкольного возраста интересно получать информацию о данном природном явлении.

Практическая значимость

обогащение представлений детей о природных явлениях

Предполагаемый результат

  • сформированное представление детей о грязевых, водных и паровых гейзерах;
  • опыты и исследования, которые мы проводили, могут использовать на занятиях в других группах.

Продукт проектной деятельности

  • модели грязевого и водного гейзера;
  • видеоролик «Путешествие в долину гейзеров Камчатки»;
  • памятка отдыха и лечения в долине гейзеров.

Пояснительная записка

Однажды я посмотрел телевизионную программу о вулканах, о том, где находится больше всего вулканов, как они извергаются. Я узнал, что магма нагревает подземные воды, которые вырывается на поверхность в виде пара и горячих фонтанов которые называются гейзеры. Я рассказал об этом своим друзьям в группе. Нас заинтересовала эта тема, и мы решили провести исследование этого природного явления.

Мы узнали, что на нашей планете есть места, которые никак нельзя назвать тихими. Там подземные толчки время от времени сотрясают землю, скалы раскаляются докрасна, а из земли вырываются столбы дыма и языки огня — начинается извержение вулкана. Как правило, в таких местах слой раскаленной магмы залегает близко от поверхности земли рядом с грунтовыми водами.

Магма нагревает и пористые камни, и просочившуюся сквозь них воду. Если вода вытекает оттуда свободно, на поверхности образуется горячий источник. Но если вода замкнута среди этих камней, она нагревается до высокой температуры и через определенные промежутки времени вырывается на поверхность. И тогда над землей поднимается водяной столб, который вскоре исчезает, чтобы через какое-то время появиться снова. Этот природный фонтан называется – гейзер (от исландского слова geysa – хлынуть).

Гипотеза: мы предположили, что можно создать модель гейзера в группе.

Цель: изучение особенностей гейзеров, как природного явления, создание модели гейзера.

Задачи.

- для детей:

-  Узнать, почему гейзеры встречаются, там, где вулканы.

-  Выяснить, какие бывают гейзеры.

-  Узнать о происхождении гейзеров опытным путём.

-  Узнать о пользе гейзеров для человека.

- для педагогов:

- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности.

- Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы.

- Развивать воображение, любознательность.

Объект: природные явления геофизического происхождения

Предмет: гейзеры

Новизна: тема о гейзерах мало изучена, детям дошкольного возраста интересно получать информацию о данном природном явлении.

Практическая значимость: данный проект могут использовать в своей деятельности педагоги дошкольных образовательных учреждений для развития познавательного интереса и обогащение представлений детей о природных явлениях.

Предполагаемый результат:

- сформированное представление детей о грязевых, водных и паровых гейзерах;

- созданная модель гейзера в группе;

- опыты и исследования, которые мы проводили, могут использовать на занятиях в других группах.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта (план)

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

- посещение библиотеки, изучение литературы;

- просмотр документальных фильмов, интернет ресурсов о вулканах и гейзерах;

- создание модели «Спящий вулкан»;

- опытная деятельность «Разбудим вулкан».  

- гейзеры – дети вулканов;

- создание моделей водяного и грязевого гейзеров;

- опытно-экспериментальная деятельность «Как действуют гейзеры».

- презентация проекта в детском саду.

- создание книги «Гейзеры дети вулканов»

  1. Подготовительный этап проекта:
  •  беседа с детьми «Что мы знаем о вулканах?».
  • создание видео-экскурсии «Вулканы и гейзеры Камчатки».
  • подбор иллюстративного и фотоматериала с изображением вулкана и гейзера.
  • чтение литературы о вулканах, гейзерах (легенды, стихи, загадки).
  • изучение познавательной  литературы.
  • поиск информации в Интернет ресурсах.
  • экспериментальная деятельность с детьми.
  • реализация проекта «Этот удивительный вулкан»
  • создание модели вулкана.

Накопление материала для:

  • создание макета «Спящий вулкан» в центр опытно - экспериментальной «Юные ученые»

 1207225889kraka.jpg

C:\Users\мвидео\Desktop\dfd74511eccac7fc60d6e8d9b9093f95.jpg

  1. В ходе реализации проекта «Этот удивительный вулкан», мы в группе изготовили макет «Спящий вулкан». Для этого взяли:

C:\Users\мвидео\Desktop\detsad-375942-1452166332.jpg

  • пластиковую бутылку, старый журнал, речной песок, клей ПВА, доску для лепки, камешки и искусственные водоросли;

C:\Users\мвидео\Desktop\detsad-375942-1452166363.jpg

  • журнальные листы, мнем и оборачиваем бутылку; 

C:\Users\мвидео\Desktop\detsad-375942-1452166381.jpg

  • формируем гору, закрепляя бумагу скотчем;

C:\Users\мвидео\Desktop\detsad-375942-1452166422.jpg

  • смешиваем песок с клеем;

C:\Users\мвидео\Desktop\detsad-375942-1452166700.jpg

  • начинаем покрывать гору полученной смесью и ставим сушиться.

 

Вулкан готов

C:\Users\СеменичеваТА\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160219_105655.jpg

1.2   Опыт  «Создать природное явление – извержение вулкана»

  • Насыпаем 2 ст. ложки питьевой соды;
  • Добавляем 3ст. л. воды с красной краской;
  • Моющей жидкости (пипеткой)

C:\Users\Юлия\Desktop\117___02\IMG_1777.JPG

  • Уксус 9% (добавляет воспитатель) C:\Users\мвидео\Desktop\проект\фото вулкан\марина занятие вулкан\S1050013.JPGC:\Users\СеменичеваТА\Desktop\марина занятие вулкан\S1050016.JPG

C:\Users\мвидео\Desktop\проект\фото вулкан\марина занятие вулкан\S1050016.JPG

Вывод: проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.

Но, вблизи вулканов всегда живут гейзеры. Очень красивые, впечатляющие столбы из воды и пара - достаточно редкое явление природы, но оно всегда напоминает о том, что где-то рядом дремлют вулканы. Наш удивительный мир распорядился таким образом: вулканы и гейзеры - отцы и дети. Мы решили узнать об этом природном явлении больше.

  1. Основной этап проекта.

2.1 Что такое гейзер?C:\Users\мвидео\Desktop\rSTvOLopfbY.jpg

Из словаря мы узнали, что гейзер - горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением. Гейзеры находятся вблизи вулканов. Помимо того, что они являются природным явлением, гейзеры является незаменимым помощником при лечении многих болезней.

  1.  Гейзеры одно из семи чудес России (Камчатка).

В камчатской долине можно наблюдать великолепие и богатство природы, увидеть бьющие фонтаны кипятка, грязи и много пара.

Самый крупный гейзер долины - «Великан», который извергается раз 8-10 часов.

http://www.zaecomir.ru/galereya/kron10f.jpg

Самые известные гейзеры данного края:

«Жемчужный»

http://valleyofgeysers.com/objects/images/pearl_09_01.jpg

«Малахитовый грот»

http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2003/07/18/97300.jpg

«Фонтан»

http://www.krazysouls.com/wp-content/uploads/2015/08/big-fountain-geyser-1560809-1280x960.jpg

Изучив много информации о гейзерах, мы решили  провести опыты и узнать, как они действуют.

  1. Опытно-экспериментальная деятельность.

Опыт 1 «Паровой гейзер»

  • Чайник поставили на плиту;
  • Закипел;
  • Пар

http://www.stihi.ru/pics/2015/05/11/10624.jpg       

Как будто сорок чайников

Поставил кто-то вряд,

Они, шипя и булькая,

И день, и ночь кипят.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6414/135215464.3/0_9a359_a9ad761e_XL.jpg

Вывод: проведя данный опыт, мы увидели, как вода нагревается и выходит пар. А в природе подземные воды нагреваются и горячим паром выходят на поверхность.

Опыт 2 «Удивительный фонтан»

C:\Users\мвидео\Desktop\проект\фото вулкан\20160322_161540.jpg

Для получения фонтана бутылку нагревают под струей теплой водой. Заключенный в бутылке воздух быстро прогревается,  и вода выталкивается наружу в виде фонтанчика.

  • Открыли крышку

C:\Users\мвидео\Desktop\фото\20160322_161639.jpg

  • Фонтан бьет некоторое время, а затем  перед нами снова лишь лужа горячей воды и пар.

C:\Users\мвидео\Desktop\проект\фото вулкан\20160322_162234.jpg

C:\Users\мвидео\Desktop\фото\20160322_162449.jpg

Вывод: мы увидели, что гейзер это фонтан, который выталкивает воду на поверхность.

Затем, мы решили сделать модель водного гейзера и провести следующий опыт.

Почему бы не сделать искусственный гейзер, ведь очень интересно наблюдать за процессом извержения воды, грязи и пара.

Модель  водного гейзераhttp://images.spasibovsem.ru/responses/640/dsc02080-1364298427.jpghttp://ideidetsploshad.info/_pu/5/93008830.jpg

Для этого мы взяли:

  • Пластмассовую бутылку 1л;
  • Обрезаем бутылку пополам;

                                                       

  • Обклеили бумагой и покрасили краской;
  • Воронку облепляем пластилином.C:\Users\мвидео\Desktop\фото\20160403_143620.jpg

                                             

Опыт 3 «Фонтанирующий гейзер»C:\Users\мвидео\Pictures\Saved Pictures\20160403_143315 (2).jpg

От выделяющихся из магмы раскаленных паров и газов подземные воды нагреваются и горячим фонтаном  выходят на поверхность. Как это происходит?

  • Модель водного гейзера (сделали в группе с детьми)

  • Подставили  бутылку к низу модели;

  • Резко нажимаем, струя воды с силой выплескивается вверх.C:\Users\мвидео\Pictures\Saved Pictures\20160403_143809 (2).jpg

                                                                                                                                                        C:\Users\мвидео\Pictures\Saved Pictures\20160403_143804 (2).jpgC:\Users\мвидео\Pictures\Saved Pictures\20160403_143805 (2).jpg

Вывод: пузырьки пара выталкивают воду через любое доступное отверстие или трещину.http://clubstrannik.ru/uploads/images/42/watermark/ad40e-000016720011.jpg

В случае, когда фонтан бьет непосредственно вблизи места извержения вулкана, проходя сквозь слои застывшей магмы, встречая на пути более мягкие и податливые породы, вода смешивается с ними, и на поверхность выходит булькающая грязевая масса.

Модель  грязевого гейзера

  • Чашку обклеиваем бумагой и красим;

http://ergin.ru/pohod/poh_faq/jorik/miska.jpg

  • Воронку грязевого бассейна облепляем пластилином.

C:\Users\мвидео\Desktop\фото\20160403_144502.jpg

Опыт 4  « Грязевой гейзер»

 Мы решили создать грязевую ванну, чтобы посмотреть, какие в ней рождаются пузырьки.        

  • Модель грязевого гейзера (сделали в группе с детьми);

C:\Users\мвидео\Pictures\Saved Pictures\20160403_132943 (2).jpg           C:\Users\мвидео\Desktop\фото\20160403_144502.jpg

  • Разводим  аптечную грязь и 50 мл воды;

  • В полученную смесь добавляем шипучую таблетку;

C:\Users\мвидео\Desktop\фото\20160403_200400.jpg

  • Грязевая смесь начинает бурлить,  появляются пузыри.

         

C:\Users\мвидео\Pictures\Saved Pictures\20160403_200407 (2).jpgC:\Users\мвидео\Pictures\Saved Pictures\20160402_203158 (3).jpg

http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2014/10/01/035.jpg

Вывод: на поверхности смеси начнут появляться и лопаться с мягким бульканьем крупные пузыри. Именно так и происходит в грязевых гейзерах, расположенных в районах вулканической активности.

  • Польза гейзеров.

Минерализованные воды и грязи гейзеров являются лечебными. С их помощью успешно лечат кожные заболевания, заболевания нервной системы. Такое лечение благотворно влияет на здоровье, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тонус.

C:\Users\мвидео\Desktop\b7050807.jpg

C:\Users\мвидео\Desktop\Istochnik.jpg                            C:\Users\мвидео\Desktop\18-mud.jpg

Коллективные продукты творческо – исследовательской деятельности:

C:\Users\мвидео\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\image.jpg

  • самодельная книга «Гейзеры - дети вулканов». 

  • модель «Грязевой гейзер»

C:\Users\мвидео\Desktop\фото\20160403_144502.jpg                                             C:\Users\мвидео\Pictures\Saved Pictures\20160402_203158 (3).jpg         

http://animalworld.com.ua/images/2010/October/Eco/Uzon/000c635a(1).jpg

  • модель «Водный гейзер»

C:\Users\мвидео\Desktop\фото\20160403_143620.jpghttp://ru.inter-pix.com/db/landscapes/misc/landscapes_2/b-736095.jpg

  1. Завершающий этап проекта:

В ходе реализации проекта:

  • узнали много интересного о гейзерах:
  • область применения гейзеров очень широка — это и повседневная жизнь человека, и медицина;
  • провели эксперименты  и сделали выводы;
  • создали коллективный продукт научно – исследовательской деятельности – самодельную книгу «Гейзеры-дети вулканов»;
  • создали  модели «Водный гейзер» и «Грязевой гейзер» в центр опытно – экспериментальной деятельности «Юные ученые».

В заключение хотелось бы сказать, что в результате проделанной работы дети получили навыки исследователей, узнали много интересного о гейзерах. Опыты и исследования, которые мы проводили, можно использовать на занятиях. В ходе исследования нами были выполнены модели гейзеров, которые необходимы для наблюдения процесса извержения. Данная работа вызвала у нас интерес и в дальнейшем мы планируем продолжить работу  по данному проекту.C:\Users\мвидео\Desktop\1373908690_geyzer-flay-3.jpg

Список литературы

  1. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.
  2. Энциклопедия «Я познаю мир», М.:АСТ «Астрель», 2009.
  3. Энциклопедия для детей «Юному эрудиту обо всём» Москва «Махаон» 2004г.
  4. Планета Земля. Энциклопедия. Издательский дом «Росмэн». 2006
  5. Интернет-ресурсы:

http://www.vokrugsveta.ru

www.kamchatka.org.ru – Сайт Камчатки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско – творческий проект для детей старшей группы "Знатоки Сибири"

Занятие для детей старшей группы, направленное на развитие  познавательно-исследовательской  деятельности через ознакомление с природой. ...

Исследовательско-творческий проект для детей средней группы "Зимушка"

Занятие для детей средней группы, направленное на развитие познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление с природой....

Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение  и лю...

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»

Программное содержание: Формировать представления детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегета­тивного размножения растений. Учить высаживать рассаду р...

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Подкормка для цветов"

Задачи:Образовательные:1.Познакомить  с новым   видом  ухода за цветами - подкормкой2. Включать детей в активную исследовательскую деятельность и развивать любознательность, ц...

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста: «Подкормка для цветов».

Цель проекта-формирование познавательного процесса к комнатным растениям...