Исследовательско - творческий проект «Гейзеры - дети вулканов»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Тема о гейзерах мало изучена, детям дошкольного возраста интересно получать информацию о данном природном явлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_geyzery.docx | 769.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "ГУСЕЛЬКИ"
Городская научно – практическая конференция обучающихся
«Наука. Природа. Человек. Общество»
Исследовательско - творческий проект
«Гейзеры - дети вулканов»
Руководитель проекта:
Князева М.А., воспитатель
Югорск
2016 г.
Содержание:
Паспорт проекта | 3 | |
Пояснительная записка | 4 | |
Подготовительный этап проект
| 5 5 7 | |
Основной этап проекта | 8 | |
| 8 8 9 14 15 | |
3. | Завершающий этап проекта | 17 |
4. | Список литературы | 18 |
Паспорт проекта
Полное название проекта | Гейзеры – дети вулканов |
Автор проекта | Брезин Кирилл Александрович |
Тип проекта по продолжительности выполнения | Среднесрочный |
Тип проекта по характеру деятельности | Исследовательско - творческий |
Участники проекта | дети подготовительной группы «Колокольчики» 6-7 лет |
Проблема | однажды я посмотрел телевизионную программу о вулканах, о том, где находится больше всего вулканов, как они извергаются. Я узнал, что магма нагревает подземные воды, которые вырывается на поверхность в виде пара и горячих фонтанов которые называются гейзеры. Я рассказал об этом своим друзьям в группе. Нас заинтересовала эта тема, и мы решили провести исследование этого природного явления. |
Гипотеза | мы предположили, что можно создать модель гейзера в группе |
Цель | изучение особенностей гейзеров, как природного явления |
Задачи: для детей |
|
для педагогов |
|
Объект | природные явления геофизического происхождения |
Предмет | гейзеры |
Новизна | тема о гейзерах мало изучена, детям дошкольного возраста интересно получать информацию о данном природном явлении. |
Практическая значимость | обогащение представлений детей о природных явлениях |
Предполагаемый результат |
|
Продукт проектной деятельности |
|
Пояснительная записка
Однажды я посмотрел телевизионную программу о вулканах, о том, где находится больше всего вулканов, как они извергаются. Я узнал, что магма нагревает подземные воды, которые вырывается на поверхность в виде пара и горячих фонтанов которые называются гейзеры. Я рассказал об этом своим друзьям в группе. Нас заинтересовала эта тема, и мы решили провести исследование этого природного явления.
Мы узнали, что на нашей планете есть места, которые никак нельзя назвать тихими. Там подземные толчки время от времени сотрясают землю, скалы раскаляются докрасна, а из земли вырываются столбы дыма и языки огня — начинается извержение вулкана. Как правило, в таких местах слой раскаленной магмы залегает близко от поверхности земли рядом с грунтовыми водами.
Магма нагревает и пористые камни, и просочившуюся сквозь них воду. Если вода вытекает оттуда свободно, на поверхности образуется горячий источник. Но если вода замкнута среди этих камней, она нагревается до высокой температуры и через определенные промежутки времени вырывается на поверхность. И тогда над землей поднимается водяной столб, который вскоре исчезает, чтобы через какое-то время появиться снова. Этот природный фонтан называется – гейзер (от исландского слова geysa – хлынуть).
Гипотеза: мы предположили, что можно создать модель гейзера в группе.
Цель: изучение особенностей гейзеров, как природного явления, создание модели гейзера.
Задачи.
- для детей:
- Узнать, почему гейзеры встречаются, там, где вулканы.
- Выяснить, какие бывают гейзеры.
- Узнать о происхождении гейзеров опытным путём.
- Узнать о пользе гейзеров для человека.
- для педагогов:
- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности.
- Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы.
- Развивать воображение, любознательность.
Объект: природные явления геофизического происхождения
Предмет: гейзеры
Новизна: тема о гейзерах мало изучена, детям дошкольного возраста интересно получать информацию о данном природном явлении.
Практическая значимость: данный проект могут использовать в своей деятельности педагоги дошкольных образовательных учреждений для развития познавательного интереса и обогащение представлений детей о природных явлениях.
Предполагаемый результат:
- сформированное представление детей о грязевых, водных и паровых гейзерах;
- созданная модель гейзера в группе;
- опыты и исследования, которые мы проводили, могут использовать на занятиях в других группах.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта (план)
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
- посещение библиотеки, изучение литературы; - просмотр документальных фильмов, интернет ресурсов о вулканах и гейзерах; - создание модели «Спящий вулкан»; - опытная деятельность «Разбудим вулкан». | - гейзеры – дети вулканов; - создание моделей водяного и грязевого гейзеров; - опытно-экспериментальная деятельность «Как действуют гейзеры». | - презентация проекта в детском саду. - создание книги «Гейзеры дети вулканов» |
- Подготовительный этап проекта:
- беседа с детьми «Что мы знаем о вулканах?».
- создание видео-экскурсии «Вулканы и гейзеры Камчатки».
- подбор иллюстративного и фотоматериала с изображением вулкана и гейзера.
- чтение литературы о вулканах, гейзерах (легенды, стихи, загадки).
- изучение познавательной литературы.
- поиск информации в Интернет ресурсах.
- экспериментальная деятельность с детьми.
- реализация проекта «Этот удивительный вулкан»
- создание модели вулкана.
Накопление материала для:
- создание макета «Спящий вулкан» в центр опытно - экспериментальной «Юные ученые»
- В ходе реализации проекта «Этот удивительный вулкан», мы в группе изготовили макет «Спящий вулкан». Для этого взяли:
| |
| |
| |
| |
|
Вулкан готов
1.2 Опыт «Создать природное явление – извержение вулкана»
- Насыпаем 2 ст. ложки питьевой соды;
- Добавляем 3ст. л. воды с красной краской;
- Моющей жидкости (пипеткой)
- Уксус 9% (добавляет воспитатель)
Вывод: проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.
Но, вблизи вулканов всегда живут гейзеры. Очень красивые, впечатляющие столбы из воды и пара - достаточно редкое явление природы, но оно всегда напоминает о том, что где-то рядом дремлют вулканы. Наш удивительный мир распорядился таким образом: вулканы и гейзеры - отцы и дети. Мы решили узнать об этом природном явлении больше.
- Основной этап проекта.
2.1 Что такое гейзер?
Из словаря мы узнали, что гейзер - горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением. Гейзеры находятся вблизи вулканов. Помимо того, что они являются природным явлением, гейзеры является незаменимым помощником при лечении многих болезней.
- Гейзеры одно из семи чудес России (Камчатка).
В камчатской долине можно наблюдать великолепие и богатство природы, увидеть бьющие фонтаны кипятка, грязи и много пара.
Самый крупный гейзер долины - «Великан», который извергается раз 8-10 часов. | |
Самые известные гейзеры данного края: | |
«Жемчужный» | |
«Малахитовый грот» | |
«Фонтан» |
Изучив много информации о гейзерах, мы решили провести опыты и узнать, как они действуют.
- Опытно-экспериментальная деятельность.
Опыт 1 «Паровой гейзер»
- Чайник поставили на плиту;
- Закипел;
- Пар
Как будто сорок чайников
Поставил кто-то вряд,
Они, шипя и булькая,
И день, и ночь кипят.
Вывод: проведя данный опыт, мы увидели, как вода нагревается и выходит пар. А в природе подземные воды нагреваются и горячим паром выходят на поверхность.
Опыт 2 «Удивительный фонтан»
Для получения фонтана бутылку нагревают под струей теплой водой. Заключенный в бутылке воздух быстро прогревается, и вода выталкивается наружу в виде фонтанчика.
- Открыли крышку
- Фонтан бьет некоторое время, а затем перед нами снова лишь лужа горячей воды и пар.
Вывод: мы увидели, что гейзер это фонтан, который выталкивает воду на поверхность.
Затем, мы решили сделать модель водного гейзера и провести следующий опыт.
Почему бы не сделать искусственный гейзер, ведь очень интересно наблюдать за процессом извержения воды, грязи и пара.
Модель водного гейзера
Для этого мы взяли:
- Пластмассовую бутылку 1л;
- Обрезаем бутылку пополам;
- Обклеили бумагой и покрасили краской;
- Воронку облепляем пластилином.
Опыт 3 «Фонтанирующий гейзер»
От выделяющихся из магмы раскаленных паров и газов подземные воды нагреваются и горячим фонтаном выходят на поверхность. Как это происходит?
- Модель водного гейзера (сделали в группе с детьми)
- Подставили бутылку к низу модели;
- Резко нажимаем, струя воды с силой выплескивается вверх.
Вывод: пузырьки пара выталкивают воду через любое доступное отверстие или трещину.
В случае, когда фонтан бьет непосредственно вблизи места извержения вулкана, проходя сквозь слои застывшей магмы, встречая на пути более мягкие и податливые породы, вода смешивается с ними, и на поверхность выходит булькающая грязевая масса.
Модель грязевого гейзера
- Чашку обклеиваем бумагой и красим;
- Воронку грязевого бассейна облепляем пластилином.
Опыт 4 « Грязевой гейзер»
Мы решили создать грязевую ванну, чтобы посмотреть, какие в ней рождаются пузырьки.
- Модель грязевого гейзера (сделали в группе с детьми);
- Разводим аптечную грязь и 50 мл воды;
- В полученную смесь добавляем шипучую таблетку;
- Грязевая смесь начинает бурлить, появляются пузыри.
Вывод: на поверхности смеси начнут появляться и лопаться с мягким бульканьем крупные пузыри. Именно так и происходит в грязевых гейзерах, расположенных в районах вулканической активности.
- Польза гейзеров.
Минерализованные воды и грязи гейзеров являются лечебными. С их помощью успешно лечат кожные заболевания, заболевания нервной системы. Такое лечение благотворно влияет на здоровье, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тонус.
Коллективные продукты творческо – исследовательской деятельности:
- самодельная книга «Гейзеры - дети вулканов».
- модель «Грязевой гейзер»
- модель «Водный гейзер»
- Завершающий этап проекта:
В ходе реализации проекта:
- узнали много интересного о гейзерах:
- область применения гейзеров очень широка — это и повседневная жизнь человека, и медицина;
- провели эксперименты и сделали выводы;
- создали коллективный продукт научно – исследовательской деятельности – самодельную книгу «Гейзеры-дети вулканов»;
- создали модели «Водный гейзер» и «Грязевой гейзер» в центр опытно – экспериментальной деятельности «Юные ученые».
В заключение хотелось бы сказать, что в результате проделанной работы дети получили навыки исследователей, узнали много интересного о гейзерах. Опыты и исследования, которые мы проводили, можно использовать на занятиях. В ходе исследования нами были выполнены модели гейзеров, которые необходимы для наблюдения процесса извержения. Данная работа вызвала у нас интерес и в дальнейшем мы планируем продолжить работу по данному проекту.
Список литературы
- Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.
- Энциклопедия «Я познаю мир», М.:АСТ «Астрель», 2009.
- Энциклопедия для детей «Юному эрудиту обо всём» Москва «Махаон» 2004г.
- Планета Земля. Энциклопедия. Издательский дом «Росмэн». 2006
- Интернет-ресурсы:
http://www.vokrugsveta.ru
www.kamchatka.org.ru – Сайт Камчатки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско – творческий проект для детей старшей группы "Знатоки Сибири"
Занятие для детей старшей группы, направленное на развитие познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление с природой. ...
Исследовательско-творческий проект для детей средней группы "Зимушка"
Занятие для детей средней группы, направленное на развитие познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление с природой....
Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и лю...
Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»
Программное содержание: Формировать представления детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегетативного размножения растений. Учить высаживать рассаду р...
Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Подкормка для цветов"
Задачи:Образовательные:1.Познакомить с новым видом ухода за цветами - подкормкой2. Включать детей в активную исследовательскую деятельность и развивать любознательность, ц...
Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста: «Подкормка для цветов».
Цель проекта-формирование познавательного процесса к комнатным растениям...
Познавательно-исследовательский, творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чудо – огород у Матроскина растёт
Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений....