Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Подкормка для цветов"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с новым видом ухода за цветами - подкормкой
2. Включать детей в активную исследовательскую деятельность и развивать любознательность, целеустремлённость, наблюдательность .
Развивающие:
1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
2.Развивать умения и навыки работы с природным материалом.
3. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования.
4. Обогащать словарный запас детей и их знания о комнатных растениях.
5. Развивать умение передавать свои чувства от общений с растениями в рисунках и поделках.
Воспитательные:
1. Воспитание любви к комнатным растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться, как с живым организмом.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podkormka_dlya_tsvetov.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №7 «Сказка»
поселка Мостовского
муниципального образования Мостовский район.
Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста: «Подкормка для цветов».
Автор воспитатель:
Владимирова Валентина
Николаевна.
2015 г.
Информационная карта проекта: «Подкормка для цветов».
Приоритетное направление | Познавательное развитие |
Цель проекта | Формирование познавательного интереса к комнатным растениям |
Задачи проекта | Образовательные: 1.Познакомить с новым видом ухода за цветами - подкормкой 2. Включать детей в активную исследовательскую деятельность и развивать любознательность, целеустремлённость, наблюдательность . Развивающие: 1. Развивать умение сравнивать и анализировать. 2.Развивать умения и навыки работы с природным материалом. 3. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования. 4. Обогащать словарный запас детей и их знания о комнатных растениях. 5. Развивать умение передавать свои чувства от общений с растениями в рисунках и поделках. Воспитательные: 1. Воспитание любви к комнатным растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться, как с живым организмом. 2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2015г. – ноябрь2015г. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | - улучшится интеллектуально-личностное развитие детей; -усвоится позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов; - у детей расшириться кругозор знаний о комнатных растениях. - обогатится словарный запас детей по теме: «Комнатные растения». - закрепят навыки трудовой и исследовательской деятельности. -возрастёт вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. |
Обоснование проекта:
Актуальность темы: в том, что в результате своей активной деятельности, любознательности, целеустремлённости, наблюдательности дети смогут увидеть результаты своего труда, и осознать, что от их и взрослых зависят состояние и сама жизнь растений, которые их окружают.
Цель: Формирование познавательного интереса к комнатным растениям.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с новым видом ухода за цветами - подкормкой
2. Включать детей в активную исследовательскую деятельность и развивать любознательность, целеустремлённость, наблюдательность .
Развивающие:
1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
2.Развивать умения и навыки работы с природным материалом.
3. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования.
4. Обогащать словарный запас детей и их знания о комнатных растениях.
5. Развивать умение передавать свои чувства от общений с растениями в рисунках и поделках.
Воспитательные:
1. Воспитание любви к комнатным растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться, как с живым организмом.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Методологическая основа проекта:
Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые – педагоги М. И. Гуревич и М. С. Коган.
М. И. Гуревич к особенностям метода проектов относит такие характеристики как эффективность, полипарадигмальность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени.
М. С. Коган педагогический проект рассматривает как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядоченной профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта.
Новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: формирование компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Технология проектной деятельности -
эффективный метод работы с детьми старшего дошкольного возраста, которая полностью соответствует новым требованиям.
Актуальность технологии:
-требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности;
-включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования («От рождения до школы») ;
-широкое использование технологии проектной деятельности в школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте;
-реализация проектов в ДОУ способствует коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса: от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.
По Джону Дьюи метод проектной деятельности - новый дидактический метод, предусматривающий определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из 3-х этапов:
1. Изучение опыта воспитанников.
2. Внесение педагогом идеи для совместного обсуждения с детьми, результат которого является план работы, а затем проект как последовательность действий.
3. Реализация проекта.
Н. Е. Веракса считает, что «проектная деятельность является проектной
только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определённым критериям выбирает оптимальный способ решения».
Выводы:
Метод проектной деятельности - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Структура и содержание технологии проектной деятельности в ДОУ:
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени (фаза проектирования, концептуальная стадия и стадия моделирования).
Разработка проекта — план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы).
- К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).
- В каких источниках можно найти информацию.
- Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).
- С какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта - практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели системы).
Подведение итогов - определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).
Особенность проектной деятельности в ДОУ:
Метод проектной деятельности в дошкольном образовании «один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников - подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования»
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса.
Специфика использования метода проектной деятельности в дошкольной практике состоит в том, что взрослый в проекте выступает в роли организатора и координатора деятельности в проекте.
Классификация проектов:
Исследовательские.
Веракса Н.Е. даёт такие пояснения относительно исследовательских проектов: «…… их своеобразие определяется через цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания».
Вывод:
Основной смысл и предназначение технологии проектной деятельности: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности.
Воспитатели должны уйти от бесконечных инструкций и образцов в образовательной деятельности и направить свою деятельность на поддержание и развитие уникальности каждого ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ – интересное взаимодействие детей и взрослых.
Этапы реализации проектной технологии:
Этапы реализации технологии проектной деятельности:
первый этап - организационный, в процессе которого происходит тщательная подготовка к проведению проекта. Это так называемый этап планирования нами проекта.
второй этап - продуктивный, представляющий совместную деятельность детей и взрослых по решению проблемы и задач проекта: введение детей в проблему («вживание» в «сюжетную» ситуацию), формулировка проблемы, совместное планирование и обсуждение предстоящей совместной или индивидуальной деятельности, непосредственное поэтапное решение проблемы в соответствии с установленным планом.
третий этап - презентативный (подготовка и представление результатов деятельности) итоговый, на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы.
Работа по проекту строится на единых подходах и принципах:
Основные принципы работы по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями:
- целенаправленность процесса ознакомления с комнатными растениями;
- системность проведения работы;
- доступность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- наглядность;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм организации детской
деятельности;
- оптимальный выбор методов и приемов обучения в воспитательно-
образовательном процессе;
- интеграция.
В процессе реализации проекта предполагается использовать следующие методы:
-исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
-наглядные: тактильно–мышечная наглядность;
-словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
технология моделирования;
релаксация;
слушание музыки.
Практическая значимость проекта:
- данный проект может быть интересен детям 5-7 лет.
- Поможет систематизировать и обобщить знание детей о комнатных растениях и ухода за ними.
- Поможет воспитать бережное отношение к комнатным растениям.
- Поможет развивать любознательность, целеустремлённость, наблюдательность.
Этапы работы
Выделение проблемы:
Как возникла идея по организации именно такого проекта? Из вопроса детей.
Дети обратили внимание, что некоторые комнатные растения группы стали плохо выглядеть: перестали цвести, пожелтели. Дети задумались: «Что делать. Как помочь растениям?». Было очень много вопросов. Срочно нужно собраться на детский совет.
1.Заседание детского совета «Лучик»: были выбраны конкретные темы для сбора информации: «Что такое подкормка?», «Чем можно удобрить растения?», «Как приготовить подкормку?».
2.Проблема была обсуждена с родителями, была оказана помощь в сборе информации и поддержания темы.
Этапы проекта | Задачи работы | Методы и формы работы | Прогнозируемый результат |
I этап. Подготовительный | Включать детей в активную исследовательскую деятельность и развивать любознательность, целеустремлённость, наблюдательность. | - Заседание: «Круглого стола». - Домашнее задание: Попросить мама, папу рассказать какие есть удобрения для комнатных цветов. - Принести специальную литературу. - Рассматривание открыток, журналов: «Садовод», «Цветы». - Беседа: «Что ждут от нас комнатные растения -Презентация: « Цветы». | - Дети смогут применять новые знания по уходу за растениями (подкормка) в повседневной жизни. |
II этап. Основной | -Развивать трудовые умения. внешний вид растения зависит от условий: недостаток влаги, тепла, света воздуха. - Сравнить, узнать, что - то новое по уходу за цветами. - развивать образное восприятие музыки. -Обобщение словаря, память, усидчивость, творчество. - Составление плана работы. - Вызвать познавательный интерес, желание узнать что-то новое. - Закрепить знание о комнатных растениях воспитывать эстетический вкус. - Формировать умение общаться с растениями, как с живым организмом. | Сентябрь: -Посадка новых комнатных растений, пересаживание цветов -Беседа: «Мы цветоводы». -Пальчиковая игра: «Алые цветы. -экскурсия к детям соседней группы. Цель визита: уголок природы. -Прослушивание музыкального произведения. В.Моцарт: «Цветы». -Чтение стихотворения о бальзамине «Огонек» Е.Благиной, загадывание загадок. Октябрь: -Заседание «Круглого стола»- - Домашнее задание : попросить маму, папу рассказать какие есть удобрения . - Сбор специальной литературы. - Рассматривание открыток, журналов: «Садовод», «Цветы». -Беседа «Что ждут от нас комнатные растения». - Прослушивание музыкальное произведение Ю. Чичков: «Это называется природа». - Встреча с бабушкой Федорой – научим бабушку Федору ухаживать за цветами. -Просматривание слайдов «Цветы». Ноябрь: -Рассказы детей с демонстрацией: -Какие бывают удобрения (химические ими можно пользоваться только взрослым). -Чем можно удобрять растения (яичная скорлупа, луковая шелуха). -Как приготовить удобрение из яичной скорлупы и луковой шелухи. -Подкормка цветов. - Наблюдение за цветами (сравнение), ведется дневник наблюдений. - Выставка рисунков «Мой любимый цветок», «Цветы». | |
III.Этап. Заключи тельный. | -формирование любви к комнатным растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться, как с живым организмом. | - Создание фотоальбома. - День открытых дверей для родителей, детей соседней группы. -Презентация: «Уголок природы группы «Речецветик». - Призыв для родителей: «Уважаемые родители сделать красивым и полезным облик своей квартиры (т.е. озеленить) Вам под силу. |
Литература:
1.С. Н. Николаева: «Юный эколог». Программа. М., 2010г.
2. С. Н. Николаева: «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999г.
3.Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.
4.В.М. Корнилова. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва,2008.
5.О.М. Масленникова. Экологические проекты в детском саду. Волгоград. Издательство: «Учитель»,2009.
6. Н. А. Рыжова: «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003г.
7. Н. А. Кочкина: «Метод проектов в дошкольном образовании» (методическое пособие), М., 2012г.
8. Е. А. Румянцева: «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет», Волгоград,2013г.
Практическая значимость:
Предоставленный авторский материал может быть интересен детям 5-7 лет. Поможет систематизировать и обобщить знание детей о комнатных растениях и ухода за ними.
Поможет воспитать бережное отношение к комнатным растениям.
Поможет развивать любознательность, целеустремлённость, наблюдательность.
Продукт проектной деятельности:
-Презентация: «Уголок природы группы: «Речецветик».
-фотоальбом: «Наши комнатные растения»;
- выставка рисунков: «Мой любимый цветок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и лю...
Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»
Программное содержание: Формировать представления детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегетативного размножения растений. Учить высаживать рассаду р...
Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста: «Подкормка для цветов».
Цель проекта-формирование познавательного процесса к комнатным растениям...
Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...
«Формирование национальной культуры через татарский народный фольклор». Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
Задачи: приобщение к татарскому народному фольклору (песням, играм, потешкам, закличкам, пословицам, поговоркам, сказкам); пополнение знаний о национальном костюме(тубэтэй, калфак, читек, чулпы), та...
Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста . "Моя родословная ".
Формировать у детей представление о семье, нравственных отношений к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться о родственных связях.Воспитывать у детей любовь и уважен...
Исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Зеленая планета" (Альтернативная энергия).
Альтернативная энергетика — совокупность перспективных способов получения, передачи и использования энергии, которые распространены, не так широко, как традиционные, однако предст...