Исследовательско – творческий проект для детей старшей группы "Знатоки Сибири"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Светлолобова Светлана Львовна

Занятие для детей старшей группы, направленное на развитие  познавательно-исследовательской  деятельности через ознакомление с природой.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znatoki_sibiri.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Знатоки Сибири.

Исследовательско – творческий проект.

      История: с давних пор человек интересовался природой и даже боготворил её. Порой он мог объяснить необычайные явления и процессы, происходящие в природе. люди преклонялись перед законами природы и создавали себе богов, чтобы те могли оградить их от бед. До наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы.

Проблема: живя в Сибири, дети плохо знают особенности природы родного края. Дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. не могут ответить на интересующие их вопросы: «Чем отличается бурый и белый медведь?», «Что общего у человека и животного?»  Они очень любознательны и хотят всё знать. Поэтому

  Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность через ознакомление с природой. 

Задачи:

Познание: обобщить и систематизировать представления детей о природе. Расширять представления детей о диких животных. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом моделью. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Коммуникация: отражать результат  обобщения в развёрнутом речевом суждении. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.

Социализация: воспитывать любовь к культуре и природе Сибири. Знакомить с разнообразием родной природы.

Физическая культура: продолжать формировать умение осознанно выполнять движения.

     Предварительная работа:

1. Чтение познавательной литературы.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Беседа с детьми о животном мире Сибири.

4. Наблюдения.

5. Работа по моделям.

6. Разучивание стихотворений.

7. Разучивание физминуток.

8. Работа кружка «Родничок».

       Участвуют:

Дети группы «Ландыш».

Воспитатель: Светлолобова С. Л.

      Срок:  1 месяц.

      План мероприятий:

  • Беседа о животном мире Сибири.
  • Изготовление родителями альбома гербариев.
  • Просмотр слайдов и фильмов о природе.
  • Познавательные занятия «Животный мир Байкала», « Овощи и фрукты».
  • Изготовление экологической газеты « Природа глазами души»
  • Наблюдения на прогулке.
  • Развлечение « Знатоки Сибири».

Направление работы участников:

  1. Домашнее задание: разучивание стихотворения.
  2. Изготовление альбома гербариев.
  3. Изготовление игрового поля.
  4. кружковая работа: занятия по экологии «Животный мир Байкала», «Растения Сибири».
  5. Просмотр фильмов «Живая природа».
  6. развлечение «Знатоки Сибири».

       Подготовка: Игровое поле, фишка, кубик, загадки, краски,                                                 кисти, листы со следами, иллюстрации животных, овощи, зубочистки, нож, карточки с моделями, видеокассеты, карточки с гербариями, кроссворд, карта – план группы, коробка с призами.      

 

    Ход: Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную игру – путешествие, чтобы узнать много нового.

Вы согласны?   (Ответы детей.)

Тогда вперёд.

Для игры у нас есть игровое поле, кубик, фишка. Каждый по очереди будет бросать кубик, и узнавать задание

  1. Загадки.

Она приходит с ласкою                   Сидит – зеленеет,

И со своею сказкою.                        Падает – желтеет,

Волшебной палочкой                      Лежит – почернеет.

Взмахнёт –                                                    (Листья.)

В лесу подснежник

Расцветёт.

          ( Весна.)

 Посмотрите-ка какая-                     Первым вылез из земли

Вся горит, как золотая                     На проталинке.

Ходит в шубе дорогой,                    Он мороза не боится,

Хвост пушистый и большой.          Хоть и маленький.

                        (Лиса )                                ( подснежник.)

Кто на ветке шишки грыз?                      Он чёрной тучей был сначала,

И бросал скорлупки вниз?                      Он белым пухом лёг на лес

Кто по ёлкам ловко скачет,                     Покрыл всю землю одеялом

Кто в дупле орехи прячет,                       А по весне совсем исчез.

Сушит на зиму грибы?                          ( Снег.)

                   ( Белка.)                      

     Ребята на этом этапе игры нам надо разгадать загадки, будьте внимательны.

2.Рисование «Загадочные следы».

Ребята какой-то волшебник зашифровал следы животных и птиц и решил проверить узнаем мы их или нет. Мы сейчас с вами будем следопытами и попытаемся угадать, кто здесь был.

Берите краски и кисточки и закрашивайте весь лист у кого, чьи следы проявятся.

Воспитатель спрашивает, у кого, чей след предлагает найти иллюстрацию этого животного.

   3. Зарядка для хвоста.

Ребята мы долго работали, а теперь музыкальная пауза «Зарядка для хвоста».

  4. Д/и «Заколдованные овощи.

Ребята посмотрим, что это у меня?  (Ответы детей.)

Это овощи? Какие? ( Морковь, картофель, лук...)    

Ребята, а знаете ведь и здесь загадочный волшебник побывал, он заколдовал зверей. И расколдовать их можете только вы, если скажете, на какое животное больше всего похож тот или иной овощ и почему?

( Ответы детей.) Воспитатель обобщает.

Верно, морковь- это лиса, лук- это заяц, картофель- это медведь.

Давайте вместе их превратим в зверей.

( Воспитатель с детьми приделывает уши, нос, глаза.)

  5.Физ. минутка.

 Ребята я предлагаю вам снова немного отдохнуть и вспомнить нашу игру

« Бутончик.»

6.Сравнительная характеристика животного и человека. ( по моделям.)

Это задание ребята тоже сложное, но я думаю, вы справитесь. Надо сравнить животного и человека. Что у них общего и какие есть различия, а помогут нам в этом вот такие модели.(воспитатель показывает детям карточки с моделями.)

Давайте выяснять:

Человек и животное: двигается, дышит, питается, растёт, размножаются, пьёт воду. Что едят? Где живут? Чем выкармливаются дети и детёныши.  

Дети и воспитатель разбирают все карточки и сравнивают.

В конце воспитатель даёт оценку детям и обобщает.

7. Сравнение бурого и белого медведя.

Это задание самое интересное. Я вам предлагаю  посмотреть фильм о белом, а потом о буром медведе, только внимательно, а потом вы мне скажете, что в них общего и разного.

   Воспитатель задаёт вопросы: какая окраска, что делают зимой, где живут, чем питаются. ( ответы детей) воспитатель обобщает.

8.Д/и « Чей лист?»

У меня я думаю вы с этим заданием справитесь. У меня есть гербарии веточек деревьев. Что у них общего? В чём различия? Как называется дерево, на котором растут листья? Как называют деревья с листьями?

( дети отвечают, воспитатель обобщает.)

9. Кроссворд о Байкале.

     Нам предлагают решить кроссворд о Байкале.

Воспитатель зачитывает вопросы, дети отгадывают и воспитатель записывает.

  1. Самое большое озеро в мире, находящееся в Иркутской области.
  2. Человек, который охотится без разрешения.
  3.  Лесная территория, которую охраняют.
  4.  Морская птица, которая водится на берегах Ангары, Байкала и др. реках.
  5. Кормилец сибирских лесов.
  6.  Ластоногое животное, тюлень, который водится только на берегах Байкала.
  7. Человек, охраняющий лес.

10. Ребята мы подошли к финишу, но на месте финиша прикреплена какая-то карта, что это?

( Ответы детей ) воспитатель обобщает: Верно это план нашей группы, значком «п» отмечено, то что спрятано. Где это? Ищите.

 Дети находят. Открывают коробку достают эмблемы и конфеты.

Ребята, мы дошли до финиша, узнали много нового, разгадали все загадки и кроссворды. Какое задание вам больше всего понравилось? (ответы детей.)

Замечательно! Вы хорошо отвечали, я теперь знаю земля наша в

Живут в нём звери,  птицы, хороших руках, и вы будете её любить и беречь. И я предлагаю вам рассказать стихотворение « Земля, наш дом огромный.»

         Ты можешь удивиться,

Узнав,- Земля- наш общий дом!

И мы с тобой живём.

Земля- наш дом огромный,

В нём много этажей

Для жителей подводных

И для лесных ужей.

Для всех квартир хватило:

Для буйволов и коз,

Для сов и крокодилов,

Для зайцев и стрекоз.

Земля- наш дом огромный,

 пусть сооружён

Он не из плит бетонных,

Но суть совсем не  в том.

А в том, что мы соседи,

И мы должны сберечь

Оленей и медведей.

Об этом наша речь!                                                          

   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« ДСОВ № 135.»

 

Знатоки Сибири.

Исследовательско – творческий проект в старшей группе.

                                                                                                                                                                                                   Составила: Светлолобова С. Л.

г. Братск - 2013 год.

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение  и лю...

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»

Программное содержание: Формировать представления детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегета­тивного размножения растений. Учить высаживать рассаду р...

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Подкормка для цветов"

Задачи:Образовательные:1.Познакомить  с новым   видом  ухода за цветами - подкормкой2. Включать детей в активную исследовательскую деятельность и развивать любознательность, ц...

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста: «Подкормка для цветов».

Цель проекта-формирование познавательного процесса к комнатным растениям...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

«Формирование национальной культуры через татарский народный фольклор». Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: приобщение к татарскому народному фольклору (песням, играм, потешкам, закличкам, пословицам, поговоркам, сказкам); пополнение знаний о национальном костюме(тубэтэй, калфак, читек, чулпы), та...

Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста . "Моя родословная ".

Формировать у детей представление о семье, нравственных отношений к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться о родственных связях.Воспитывать у детей любовь и уважен...